Русского религиозно-философского ренессанса начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русского религиозно-философского ренессанса начала XX века



Базовые тексты для проведения КСР:

Андрей Белый. Символизм как миропонимание.

Вячеслав Иванов. Дионис и прадионисийство.

Мережковский Д. С. Иисус Неизвестный.

Вяч. Иванов, М. Гершензон. Переписка из двух углов.

Форма проведения КСР: реферативная тезисная репрезентация текста и его дискурс-анализ (определение логико-семантической структуры текста через экспликацию ключевых цитат или понятий; выявление категориально-понятийного аппарата текста). Также возможно и написание рефератов по следующим темам:

· истоки русского символизма;

· идея «Нового религиозного сознания» Д. С. Мережковского;

· основные идеи и концепты русского символизма;

· В. С. Соловьев и русские символисты;

· влияние философии Ф. Ницше на становление идей русского символизма.

Занятие проводится с использованием экспертной группы (из 3 человек), которая назначается заранее и готовит серию вопросов, позволяющих раскрыть содержание заявленной темы.

 

Задание 6. Реконструкция идей интуитивизма

В русской философской традиции

Базовые тексты для проведения КСР:

Н. О. Лосский. Обоснование интуитивизма. Гл. 9-11

С. Л. Франк. Непостижимое.

Форма проведения КСР: интерпретационный анализ («прямая» интерпретация). Письменная работа с последующим обсуждением в малых группах перечисленных ниже проблем:

· учение Н. О. Лосского о мире как органическом целом;

· понятие субстанциональных деятелей и концепция Абсолютного (Н. О. Лосский);

· онтология ценностей и понятие свободы. Социальная философия Н. О. Лосского;

· гносеология С. Л. Франка: интуитивизм, предмет знания, антиномизм, ведающее неведение;

· понятие непостижимого и модусы его проявления. Основные категории онтологии С. Л. Франка.

Литература

Лосский, Н. О. Обоснование интуитивизма, гл. 9-11; Мир как органическое целое; Свобода воли / Н. О. Лосский // Избранное. М., 1991.

Лосский, Н. О. Ценность и бытие / Н. О. Лосский // Бог и мировое зло/ Н. О. Лосский. М., 1994.

Франк, С. Л. Непостижимое / С. Л. Франк // Соч. М., 1990.

Задание 7. Анализ методологических принципов ислледования

Гуманитарных наук в философии М. М. Бахтина

Базовый текст для проведения КСР:

Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук.

Форма проведения КСР: репрезентация терминологического глоссария по тексту. Суть задания: составление развернутого глоссария, репрезентирующего основные идеи герменевтической методологии М. М. Бахтина. Обратите внимание на следующие аспекты философии Бахтина:

· интерпретация проблемы понимания в изучаемой работе;

· значение и смысл как важнейшие понятия методологии М. М. Бахтина. Соотношение семантики и ценностно-смыслового содержания произведения;

· проблематезация позиции автора;

· диалогичность гуманитарного познания;

· внетекстовые влияния как фактор воздействия на творческую личность.

Обсуждение результатов работы – в устной форме в аудитории в малых группах.

Литература

Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры / В. С. Библер. М., 1991.

Гаспаров, М. Л. М. М. Бахтин в русской культуре XX века / М. Л. Гаспаров // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979.

Гумницкий, Г. Н. Нравственный поступок и его оценка / Г. Н. Гумницкий. М., 1978.

Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994.

Глоссарий

Русская идея – один из важнейших системообразующих концептов русской философии, по сути – это попытка развернутого ответа на «вопрос о смысле существования России во всемирной истории» (В. С. Соловьев. Русская идея). Начиная еще со старца Филофея, сформулировавшего известную концепцию «Москва – третий Рим», судьба русского государства рассматривалась во всемирно-историческом масштабе, в контексте прояснения и прогнозирования исторической миссии русского народа.

При разворачивании содержания этого концепта принято выделять несколько основных аспектов. Во-первых, это представление о человечестве как некоторой целостности, единстве. Поэтому невозможно говорить об отдельной судьбе каждого народа, необходимо рассуждать о взаимной ответственности и участии каждого народа в жизни всего человечества. В. С. Соловьев говорит об «органичности» исторической функции каждого народа в судьбе всего человечества. Во-вторых, русская идея неразрывно связана с представлением о моральности России как исторического субъекта, причем, как правило, идея моральности отождествляется с представлением об укорененности этой моральности в Боге. В-третьих, начиная с работ В. С. Соловьева, русская идея, понимаемая как национальная идея, есть, по сути, преодоление национальной ограниченности. Она неравнозначна идее национализма, поскольку предполагается, что историческая миссия русского народа заключается в объединении всего человечества, при этом роль самого русского народа следует рассматривать, скорее, как мученическую, поскольку она потребует от русского народа жертвы, подвига и подвижничества. В-четвертых, русская идея должна, по мнению русских философов, выступать как определенного рода нравственный императив, как сфера должного прежде всего для самого русского народа, историческая миссия которого осуществима только посредством нравственного совершенствования самого русского народа.

Таким образом, благодаря столь широкому содержательному наполнению этого концепта, он выполняет несколько важнейших социальных функций в русском национальном мировоззрении и по сегодняшний день. Прежде всего, это аксеологическая, телеологическая (определяющая цели исторического развития России), компенсаторная.

Современные исследователи русской идеи как системообразующего концепта национальной идеи Российского государства отмечают значительную трансформацию изначального понимания «русской идеи» в сторону мифологизации понимания русского народа и его исторического прошлого.

Соборность – понятие русской религиозной философии, выработанное А. С. Хомяковым в рамках его учения о церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Само понятие возникло от русского слова «собор», имевшего два значения: первое – единение людей, второе – храм, церковь.

Церковь понимается, прежде всего, как духовный организм, целостная духовная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом. Однако внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что становится возможным лишь тогда, когда единство зиждется на бескорыстной самоотверженной любви. Полная истина принадлежит только всей Церкви в целом, а не одному человеку или учреждению. Соборность понимается как свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими свободного отыскания пути к спасению. Понятие соборности стало одной из важнейших идей славянофильства, в дальнейшем интерпретируется по-разному. Например, у В. С. Соловьева идея соборности трансформировалась в концепцию всеединства. У С. Н. Трубецкого концепт соборности понимается как совпадение религиозного, нравственного и социального начал. С. Л. Франк интерпретирует понятие соборности через соотношение понятий «мы» – «я» – «ты». Бытие для себя может стать только «моим» «я»по отношению к «тебе», которое входит в «меня» при переживаниях любви, ненависти и тому подобного или даже при простой встрече взглядами. В любви «двое становятся одним», и это возможно потому, что онтологически любому взаимодействию предшествует всеединство, в основе общества лежит изначальная общность, называемая Франком «мы», которое и есть единство «я» и «ты». В отношениях между «я», «ты», «мы» действует и принцип солидарности, и принцип индивидуальной творческой свободы. Творческое начало в человеке направлено на созидание всеединства, которое, по мнению Франка, является «незавершенным», а завершение его возможно благодаря деятельности отдельных людей, которые переживают в своем бытии абсолютную полноту всеединства. Таким образом, творчество человека оказывается сопричастным Абсолютному творчеству. ««Мы» мыслится не как внешний, лишь позднее образовавшийся синтез, объединение нескольких "я" или "я" и "ты", а как их первичное неразложимое единство, из лона которого изначально произрастает "я" и благодаря которому оно только и возможно» (С. Л. Франк. Русское мировоззрение.) У П. А. Флоренского соборность рассматривается, прежде всего, как душа православия, единая жизнь в единой истине; возможность обретения соборности понимается им скорее как задача а не как действительность.

София (греч. sofia – мастерство, знание, мудрость) – встречается еще в глубокой древности. В античной Греции употреблялось как умозрительное понятие, хотя у Гомера София упоминается вместе с именем Афины применительно к строительству, художественной деятельности. В иудаистских и христианских религиозных представлениях София олицетворяла премудрость Божества. В русскую религиозную философию термин «София» был введен В. С. Соловьевым. Для него София имеет особую онтологическую природу. Фактически, Соловьев наделяет Софию особым статусом, утверждает ее как Божественное Существо. Это четвертая ипостась, не обладающая собственным бытием, а созданная волей и любовью триединой ипостасной божественной сущности. В ней нет ничего, кроме того, что дано ей от Триипостасной божественной сущности. София – в аспекте ее онтологического статуса – может рассматриваться как посредник между Богом и тварным миром. Именно поэтому она едина и множественна, несет в себе одновременно божественную и тварную природу. На множественность Софии действует сила единства, и Логос – действующее активное начало единства. Соловьев называет Софию «материей Божества», «телом Божьим», воплощенным Богочеловечеством.

С. Н. Булгаков развивает идею о существовании двух Софий: Божественной и сотворенной. Божественная София предстает как Мудрость Божия, отражающая всеединую сущность божественной природы, как самооткровение Бога. Для человека божественная София – идеал и основа человеческого бытия, Божественный прототип. Между Богом и человеком как прототипом и образом существует некоторое «аналогическое тождество». Сотворенная София близка Софии божественной. «Все в божественном и сотворенном мире в божественной и сотворенной Софии тождественно по содержанию (хотя и не в виде бытия)». Одна и та же София раскрывается как в Боге, так и в твари. Собственно, тварная София это София божественная в становящемся мире.

Софиология в интерпретации П. А. Флоренского призвана дать ответ на два важнейших вопроса: Что такое «неущербное бытие»? И какова связь здешнего бытия с неущербным бытием? Именно София определяет отношения Триипостасной сущности (Святой Троицы) и твари. София – это «иное» Святой троицы по отношению к твари. София не имеет самостоятельного бытия вне Бога и демонстрирует свою множественность в разнообразии творения. Будучи тварной по своей природе, она, тем не менее, предшествует творению и является «собранием божественных перво-образов сущего». София участвует в жизни Триипостаного божества, но будучи тварной по своей сущности, она не есть Любовь (поскольку Бог есть «субстанциальный акт любви»), а «входит в общение Любви, допускается войти в это общение». Она и идеальная субстанция – основа твари, разум твари, духовность и красота твари. Посредством Софии Бог являет свою Любовь твари, и тварь через Софию выражает свою любовь к Богу. Христианская любовь онтологизирована в концепции Флоренского. Благодаря «любви-идее-монаде» реализуется связь отдельной личности с Богом, в результате чего преодолевается изолированность и разорванность индивидуумов, возникает особое внутренне-единое, внутренне-цельное существо – «много-единое существо». Именно благодаря любви становится возможным выведение «монады» из состояния потенциальности, придание изолированному «я» субъекта – посредством преодоления границ самости и через отношения к «ты» – статуса объективной доказанности. В совершенной любви достигается особого рода духовное единство, в котором личность преодолевает свою изолированность, замкнутость, реализуя себя в благодатной духовной творческой деятельности, в познании – через осознание причастности познаваемого к высшей Истине. Возникает особое сущностное тождество – «нумерическое тождество» (смысл которого не может быть рационально эксплицирован, но может быть только непосредственно пережит в опыте самотворчества, т. е. это скорее символ, а не понятие) – совершенное сообщество людей, которые «одухотворили свое тело и свою душу». При этом каждая личность остается личностью, тем самым достигается множественность в единстве. Именно любовь – та сила, благодаря которой устанавливается всеединство и придается смысл человеческой деятельности.

Всеединство – понятие, которое вводится В. С. Соловьевым для обозначения идеального, преображенного состояния мира и человека как божественного состояния всеединства. Наличное несовершенство мира может быть преодолено за счет радикального преображения его основы – существующей обособленности и независимости друг от друга отдельных элементов бытия (вещей, явлений, живых существ). Основание такого понимания всеединства – интуиция абсолюта как онтологически реального всеединства, предшествующего в метафизическом смысле нашему несовершенному миру, гарантирующего воплощение идеального состояния.

Однако само восстановление всеединства – отнюдь не данность, оно понимается Соловьевым как заданность, как историческая задача преодоления человеческой ограниченности и единичности человеческого бытия, движения человечества к Богочеловечеству как единственно возможной модели существования человека и человечества в историческом времени на пути преодоления (завершения) истории в лоне всеединства. Богочеловек в рассуждениях Соловьева – это онтологический и этический аргумент в пользу возможности всеединства, это соединение Логоса и Софии, личностное выражение всеединства.

Весь наличный мир возникает как результат полумистического распада идеального всеединства и возникновения зла и хаоса в этом мире. Однако всеединство продолжает существовать, при этом оно является:

а) трансцендентной основой мира; б) целью развития этого мира. Собственно, это есть божественное бытие, Бог.

8.4. Тестовые задания

1. Укажите философов, принадлежавших к традиции каппадокийцев:

а) Василий Великий; г) Григорий Нисский;

б) Константин Философ; д) Григорий Низианзин;

в) Дионисий Ареопагит; е) Григорий Палама.

2. Из приведенных ниже понятий выберите те, которые соответствуют философии исихазма:

а) божественное неведение; д) любомудрие;

б) уединение и молчальничество; е) несотворенная энергия;

в) убиение страсти; ж) богообразность.

г) богоподобие;

3. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые отвечают учению Григория Паламы о божественных энергиях:

а) познаваемы; д) едины;

б) непознаваемы; е) многообразны;

в) именуемы; ж) неделимы;

г) не могут быть поименованы; з) делимы.

4. Определите авторство следующей идеи: «Разумение есть раскрытие богооткровенной тайны, благоразумие – умолчание о ней, признание ее непостижимости». Эти слова принадлежат:

а) Григорию Паламе;

б) Нилу Сорскому;

в) Андрею Курбскому.

5. Знаменитая максима Иосифа Волоцкого может быть сформулирована следующим образом: «Не все, что сотворил Христос, то делать нам, а того, чего он не творил, того и нам не творить». Подобного рода утверждение выводится из идеи:

а) непознаваемости сущности Иисуса Христа;

б) соединения в Христе божественной и человеческой природы;

в) недоверия к тексту Нового завета;

г) противоречивости человеческой стороны Иисуса Христа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.023 с.)