Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем видели причину создания государства представители теории общественного договора?

Поиск

а) Два государства договорились между собой о создании третьего;

б) завоеватели договорились о создании на завоеванной территории подчиненного государства;

в) члены одного человеческого сообщества договорились между собой об учреждении «над собой» государства;

г) вожди племен договорились о слиянии племен в одно большое государство.

Кто из новоевропейских мыслителей XVII века представил развернутую аргументацию против теории врожденных идей?

а) Р. Декарт; в) Т. Гоббс;

б) Д. Локк; г) Г. Лейбниц.

Кому из мыслителей XVII века принадлежит идея выделения следующих видов знания: сенситивное, демонстративное и интуитивное?

а) Р. Декарту; в) Д. Дидро;

б) Г. Лейбницу; г) Д. Локку.

Учение какого из указанных мыслителей может быть охарактеризовано как позиция солипсизма?

а) Р. Декарта; в) Д. Беркли;

б) Б. Спинозы; г) Д. Дидро.

Кто из указанных мыслителей явился автором учения о предустановленной гармонии?

а) Б. Спиноза; в) Ф. Бэкон;

б) Г. Лейбниц; г) Э. Кондильяк.

7. Укажите мыслителей, которые обосновали методологию эмпиризма:

а) Б. Спиноза; в) Г. Лейбниц;

б) Ф. Бэкон; г) Д. Юм.

Какое из указанных положений, относящихся к характеристике естественного состояния, принадлежит Д. Локку?

а) Естественное состояние – это «золотой век человечества»;

б) естественное состояние – это «война всех против всех»;

в) естественное состояние отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав.

Кто из мыслителей XVII века обосновал разделение опыта на «внешний» и «внутренний»?

а) Ф. Бэкон; в) Д. Локк;

б) Г. Лейбниц; г) Б. Спиноза.

10. Укажите соответствие между философской позицией (колонка слева) и мыслителем, который ее придерживался (колонка справа):

1) позиция философского дуализма; а) Б. Спиноза;
2) позиция философского монизма; б) Р. Декарт;
3) позиция философского плюрализма. в) Г. Лейбниц.

Кто из новоевропейских мыслителей XVII века представил геометрический анализ аффектов?

а) Р. Декарт; в) Д. Локк;

б) Б. Спиноза; г) Д. Беркли.

Кто из новоевропейских мыслителей XVII века явился родоначальником учения о языке как знаковой системе?

а) Ф. Бэкон; в) Т. Гоббс;

б) Д. Локк; г) Э. Б. Кондильяк.

Кому из указанных мыслителей принадлежит следующее высказывание: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»?

а) Р. Декарту; в) Б. Спинозе;

б) Т. Гоббсу; г) Г. Лейбницу.

14. Кто из перечисленных ниже мыслителей в решении проблемы соотношения общего и единичного придерживался позиции умеренного номинализма (концептуализма)?

а) Т. Гоббс; в) Д. Беркли;

б) Д. Юм; г) Д. Локк.

Кто из указанных мыслителей внес определенный вклад в теорию разделения властей?

а) Т. Гоббс; в) Ж.-Ж. Руссо;

б) Ф. Бэкон; г) Ш. Монтескье.

Кому из перечисленных выше мыслителей принадлежит следующее выражение: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может»?

а) Ф. Бэкону; в) Д. Юму;

б) Р. Декарту; г) Д. Дидро.

17. Определите, какая гносеологическая программа нашла свое выражение в следующем высказывании: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума»:

а) сенсуализма;

б) рационализма;

в) эмпиризма.

Кому из перечисленных ниже философов принадлежит следующее высказывание: «Человек – самое непостижимое для себя творение природы, ибо ему трудно уразуметь, что такое материальное тело, еще труднее – что такое дух, и уж совсем непонятно, как материальное тело может соединиться с духом»?

а) Р. Декарту; в) Б. Паскалю;

б) Н. Мальбраншу; г) Б. Спинозе.

Какая из перечисленных позиций нашла свое выражение в следующем высказывании: «Только Бог, т.е. природа в бесконечном разнообразии заслуживает этого имени, а все единичные явления лишены самобытности, зависимы от мирового целого и поэтому несубстанциональны»?

а) Деизма;

б) креационизма;

в) пантеизма.

Какие из указанных ниже доказательств бытия Бога приводит Р. Декарт в «Метафизических размышлениях»?

а) Космологическое; в) телеологическое;

б) онтологическое; г) психологическое.

Для кого из перечисленных философов характерна трактовка понятия «идея» как непосредственного постижения ума, которое существует в нем независимо от любых чувственных контактов сознания с миром?

а) Д. Локка; в) Р. Декарта;

б) Д. Дидро; г) Д. Юма.

22. Кому из указанных мыслителей принадлежит следующее выражение: «Свет человеческого ума – это вразумительные слова, однако предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными дефинициями»?

а) Ф. Бэкону; в) Д. Юму;

б) Т. Гоббсу; г) Д. Дидро.

Кто из мыслителей в новоевропейской философской традиции подвергает критике понятие «субстанция»?

а) Б. Спиноза; в) Г. Лейбниц;

б) Д. Толанд; г) Д. Юм.

Кто из философов для анализа роли чувств в процессе познания использует мысленный эксперимент с «оживающей статуей»?

а) Д. Юм; в) Э. Б. Кондильяк;

б) Д. Локк; г) Д. Дидро.

 

 

Раздел 5. Немецкий идеализм

Конца XVIII – первой трети XIX века

 

Планы семинарских занятий

Тема. Работа И. Канта «Критика чистого разума»:

Структура, основные задачи и историческое значение.

Кантовская концепция научного знания

1. Цель и задачи «Критики чистого разума». Сущность понятия «критики» в контексте кантовской философии.

2. И. Кант об условиях возможности математики, естествознания и метафизики с точки зрения истории их развития. Сравнительный анализ первого и второго изданий «Критики чистого разума».

3. Роль аналитических и синтетических суждений в системе научного знания. Сущность кантовского априоризма.

4. Понятие трансцендентального познания, трансцендентальной философии и трансцендентального метода.

5. Деление «Критики чистого разума».

6. Историческое значение работы И. Канта «Критика чистого разума».

Тексты

Кант, И. Критика чистого разума. Предисловие к первому изданию (1781). Предисловие ко второму изданию (1787). Введение / И. Кант //Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 3.

Литература

Делез, Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Введение. Трансцендентальный метод / Ж.Делез // Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делез. М., 2001.

Делёз, Ж. Ницше и философия / Ж. Делез. - Ad Marginem, 2003. Гл. 3, § 8, 9.

Кармин, А. С. Кантовский априоризм и современная методология науки / А. С. Кармин // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. СПб., 1997. Гл. 3.

Молчанов, В. И. Кантовская экспликация априоризма: анализ или интерпретация / В. И. Молчанов // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Тушлинг, Б. Кант-революционер: идея философии как трансцендентальной философии, или Моменты и измерения коперниканской революции в трансцендентальном идеализме Канта / Б. Тушлинг // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Румянцева, Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т. Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 2.

Румянцева, Т. Г. Априорное знание, априорные синтетические суждения, «Критика чистого разума», трансцендентальная философия, трансцендентальное и трансцендентное / Т. Г. Румянцева // Философия И.Канта: глоссарий. Минск, 1999.

Томко, Т. В. «Критика чистого разума» как итог эволюции «докритических» идей Канта / Т. В. Томко // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Хинске, Н. Значение проблемы метода в мышлении Канта. О связи догматического, полемического, скептического и критического метода / Н. Хинске // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Шульц, И. Разъясняющее изложение «Критики чистого разума» / И. Шульц. М., 1910.

 

Тема. Учение И. Канта о чувственности

И ее априорных формах.

Трансцендентальная эстетика

1. И. Кант о чувственности и ее основных элементах. Понятие чистого созерцания. Пространство и время – априорные формы чистого созерцания и процедуры их обнаружения.

2. Метафизическое и трансцендентальное истолкование пространства и времени и их основные характеристики.

3. Критика И. Кантом ньютоновского и лейбницевского пониманий пространства и времени.

4. Учение о непознаваемости вещей в себе в контексте кантовской трактовки пространства и времени.

5. Итоги трансцендентальной эстетики. Исторический смысл и современное значение учения И. Канта о пространстве и времени.

Тексты

Кант, И. Критика чистого разума. Первая часть. Трансцендентальная эстетика / И. Кант // Cоч.: в 6 т. М., 1964. Т. 3.

Литература

Гайденко, П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П. П. Гайденко // Вопр. философии, 2003. № 9.

Гайденко, П. П. Кант о природе времени, о вневременности ноуменов и о бессмертии души / П. П. Гайденко // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Делёз, Ж. О четырех поэтических формулах, которые могли бы резюмировать философию Канта // Критика и клиника / Ж. Делёз. СПб., 2002.

Жучков, В. А. Понятие вещи в себе у Канта как условие спасения свободы / В. А. Жучков // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. СПб., 1997.

Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVI – начала ХIХ века / В. Н. Кузнецов. М., 1989.

Молчанов, В. И. Время и рефлексия в системе кантовского априоризма / В. И. Молчанов // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Мотрошилова, Н. В. Значение теории времени Канта для понимания всеобщих структур человеческого сознания / Н. В. Мотрошилова // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Румянцева, Т. Г. Априорные формы чувственности (пространство и время). Вещь в себе. Трансцендентальная эстетика. Явление // Философия И. Канта: глоссарий / Т.Г. Румянцева. Минск, 2004.

Румянцева, Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т.Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 3.

Тема. Учение о рассудке.

Проблема единства сознания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.008 с.)