Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь – посредница в деле освящения.

Поиск

Итак, для освящения человека безусловно необходимы как Божественная благодать, так и вера, и притом вера истинная и живая. Но каким образом человек может сподобляться благодати Божией, нуждается ли он при этом в каком-то внешнем посредстве, или его спасение может быть совершено непосредственно, основываясь исключительно на его личных отношениях с Богом? Для разрешения этой проблемы необходимо ответить на следующие вопросы.

1.Каким образом благодать сообщается человеку: чисто внутренне, независимо от внешних видимых посредств, или в зависимости от них?

2.Может ли в душе человека вера возникнуть, созреть и принести плод вследствие только собственной внутренней его работы, или для этого необходимы внешние пособия и руководство?

Для того чтобы приобщиться искупительным плодам Жертвы Господней, человеку необходимо присоединиться к Господу Иисусу Христу, стать причастником Божественной благодати. Конечно, Бог может действовать на каждого человека непосредственным образом, ибо Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). Но это действие Духа Божия далеко не всегда является для человека ощутимым, оно не всегда различимо. Если бы духовная жизнь сводилась только к такому непосредственному действию Духа Божия на человека, жизнь духовная не имела бы никакого объективного основания. Святые Отцы указывают, что необходимость видимых посредств в деле освящения обусловлена самим устроением человеческой природы, которая является двусоставной. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что поскольку душа наша соединена с телом, то и дары подаются человеку в чувственных видах: «Если бы ты был бестелесен, то Бог преподал бы тебе дары Свои в их наготе; но поскольку душа наша соединена с телом, то и подаются тебе дары эти в чувственных видах» (Беседа на Мф. 83).

Для апостола Павла вопрос о необходимости видимого посредства – риторический: Как призывать Того, в Кого не уверовали, как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 14). Таким образом, для освящения необходимо видимое посредство: во-первых, некоторые материальные предметы или видимые действия, и, во-вторых, видимое учительство и руководство. В справедливости этого нас убеждает вся евангельская история. В начале Своего общественного служения Господь собрал вокруг Себя группу учеников, которых Он Сам избрал и которых многому научил. В частности, Господь учил, что после Его прославления все, верующие в Него, сподобятся получить Святого Духа (Ин. 5, 39) и обещал ниспослать Святого Духа от Отца (Ин. 14, 7).

Из числа Своих учеников Господь избрал 12 ближайших, которых назвал апостолами. В день Пятидесятницы Господь действительно ниспослал Святого Духа, но не на всех Своих последователей, а только на апостолов. Протестанты, отрицающие необходимость посредства Церкви в деле спасения, утверждают, что Дух Святой сошел на всех учеников без исключения. Это пример весьма произвольного толкования Священного Писания. Анализ первой и второй глав книги Деяний показывает, что Дух Святой сошел только на 12 апостолов, а не на всех учеников, находившихся в то время в Иерусалиме, которых было не меньше 120 человек (Деян. 1, 16). К принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в течение 40 дней, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божием, причем участниками этих бесед были только апостолы (Деян. 1, 8). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1, 5). Евангельские тексты тоже говорят, что Дух изначально был сообщен только 12-ти апостолам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого (Ин. 20, 21-22), – эти слова были обращены только к апостолам. Только одиннадцать... учеников пошли в Галилею (Мф. 28, 16), и именно этим одиннадцати ученикам Господь заповедует: Идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19-20).

В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом послужили органами, посредниками низведения Его на остальных верующих. Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать благодать Святого Духа посредством видимых действий, таких, как водное Крещение и возложение рук. Этой властью не обладали все верующие, вступавшие в Церковь.

Например, Филипп, один из 7 диаконов, хотя и крестил самарян, тем не менее, не мог возложить на них рук, для чего в Самарию из Иерусалима были отправлены апостолы Петр и Иоанн. Если бы даром низведения Святого Духа обладали все верующие, крещенные во Христа, то Симон Волхв, который тоже крестился, не предлагал бы апостолам деньги ради получения этого дара. Таким образом, с самого начала Господь установил определенный порядок освящения, согласно этому порядку апостолы должны были стать посредниками этого великого дела, явившись домостроителями Тайн Божиих (1 Кор. 4, 1), а также учителями и руководителями верующих. Не вызывает сомнения, что в намерении Господа было поддержать, сохранить этот порядок. Когда Господь обещает Своим ученикам дать Утешителя, то добавляет: да пребудет с вами вовек (Ин. 14, 16). В условиях земного существования это намерение могло осуществиться только через непрерывную и последовательную передачу власти и средств освящения от апостолов к их преемникам. Таким образом, Господь Иисус Христос явился Основателем особого общества верующих в Него, которое обладало особой внутренней структурой. Целью устроения этого общества является его существование до окончания веков, а также сохранение в нем богоучрежденных органов посредников для освящения людей и освящающих средств. В Новом Завете это общество называется Церковью. Сам Господь говорит об основании Церкви как о цели Своего пришествия в мир: На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Понятие о Церкви Христовой

Слово «церковь» (e¹kklh/sia), происходит от глагола e¹kkale/w, что означает «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в которое принимали не все население города, а только избранные. Для того чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям.

В христианстве изначально под Церковью понимались призванные в общество Господне лица, которые услышали призыв Господа ко спасению и последовали этому призыву, а потому составляющие «род избранный (ge/noj e¹klekto\n)» (1 Пет. 2, 9). Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковью называется собрание, поскольку она созывает и собирает всех.

Возможно ли дать определение Церкви? Скорее всего, невозможно. Все доселе существовавшие попытки дать строго научное определение Церкви были не вполне корректными. Таких попыток было немало. Например, А.С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных тварей. Очевидно, что это определение содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать по определению едина.

В современной богословской литературе часто за определение Церкви выдается выражение «Церковь есть Тело Христово». Обычно это определение понимается в связи с учением о Боговоплощении – о восприятии Вторым Лицом Пресвятой Троицы, Сыном Божиим, человеческой природы, – и о таинстве Евхаристии, – таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, – которое рассматривается как способ участия человека в Теле Церкви.

Однако при таком понимании определенные категории лиц, которые, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, безусловно, принадлежат Церкви, оказываются за ее пределами.

Во-первых, к Церкви принадлежат, согласно 9-ой главе Пространного катихизиса, не только все православные христиане, живущие на земле, но также и скончавшиеся в истинной вере и святости. К Церкви принадлежат не только люди, но и ангелы, ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10). Он есть глава тела Церкви, Он – начатой, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 18-20). Апостол Павел обращается к христианам: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12, 22-24).

О том, что к Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все, в вере скончавшиеся, а также Ангелы, говорит, несомненно, и Церковное Предание. Поэтому определить Церковь через учение о ней как о Теле Христовом вряд ли возможно. Так, Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются. Следовательно, у бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в Церкви. То же относится и к ветхозаветным праведникам.

В самом общем смысле под Церковью мы понимаем от Бога установленное общество всех личностных (т.е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с Единой Главой. Можно ли это общество назвать «Телом Христовом»?Конечно, назвать можно, но вряд ли его можно рассматривать как исчерпывающе научное определение. Все-таки, это наименование есть не более чем библейский образ, даже если он выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Священного Писания.

К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

Первое – это Церковь, состоящая из членов на земле, обычно она называется «странствующей Церковью». Этим своим наименованием она обязана словам апостола Павла: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14). Иногда она называется также «Церковью воинствующей», поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная: наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15, 25).

Второе стадо – это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или «торжествующей». Это наименование также связано со словами апостола Павла, который говорит о Церкви как о торжествующем соборе (Евр. 12, 13). Странствующая и торжествующая Церкви различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. Послание Восточных Патриархов о Православной вере (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так: «Отнюдь не сливаем Церкви странствующей с Церковью, достигшею отечества, потому только, как говорят некоторые из еретиков, что члены двух Церквей – овцы одного Архипастыря Бога и освящаются одним и тем же Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно, поскольку одна воинствует и находится еще на пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду».

В то же время они не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.009 с.)