ТОП 10:

Действие Промысла Божия. Предметы Божественного Промысла. Образы Божественного промышления о мире. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. Возможность познания Божественного Промысла человеком.



Действие Промысла Божия. В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино: единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как два различных действия.

Предметы Божественного Промысла. Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, Священное Писание говорит о том, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер. 23, 24). Бог печется о всем, но главный предмет Промысла — это, конечно, человек, причем именно на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

Образы Божественного промышления о мире.Существует естественный и сверхъестественный образ промышления.

Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются установленными Богом силами и законами, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, совершаемые Богом для достижения тех или иных целей. В Священном Писании для обозначения чудес используются два слова: «силы» и «знамения». Слово «силы» содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово «знамение» указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение.

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла познается исключительно из Божественного Откровения.

О промыслительном действии Бога Отца: Отец Мой доныне делает (Ин. 5, 17). Промышляет Бог и о мире нравственном: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16)

О Сыне говорится прежде всего как о зиждительной силе мироздания в Кол. 1, 17. Промысл Сына о мире нравственном выражен в совершенном Им Искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф. 1, 22) Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 24-28).

Дух Святой глаголал через пророков и апостолов, воздействует на душу человека (Деян. 2), Он содеевает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову. О действиях Духа Святого говорится в Ин. 14, 1. Он действует в таинствах, поэтому о Нем часто говорится как о творце новой твари — не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а дарует новую жизнь, обновляет творение: Если кто не родится свыше, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 56).

Возможность познания Божественного Промысла человеком. Одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому разумному творению, — это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума, сердца и тела, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя.

Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самые святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Апостол Павел говорит, что теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадателъно (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века.

 

№19: Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек (свидетельства Священного Писания).

Свидетельства о Божественности Иисуса Христа: ветхозаветные, новозаветные, мужей апостольских

Из учения Ветхого Завета о Мессии (Христе – Помазаннике), должном прийти в мир для спасения человека от греха.

1. Мессия называется Сыном Божиим: Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 1-7).

Эти слова явно относятся к Помазаннику (Мессии, Христу). Так эти слова понимали и апостолы, после того, как были отпущены Петр и Павел, и им сказано не говорить об Иисусе. Деян. 4, 20-28: Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

Апостол Павел в синагоге в Антиохии Писидийской: И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно (Деян. 13, 32-34).

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? (Евр. 1, 1-5). Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр. 5, 5).

2. Он рожден из существа Божия прежде всякого времени: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 3).

Апостол Петр в день Пятидесятницы: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Деян. 2, 32-35).

Апостол Павел: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Евр. 1, 13). Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7, 17 и 21 и далее).

3. Пророк Михей говорит о рождении Мессии в Вифлееме и о Его предвечном происхождении: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

Когда Ирод спрашивал, где должен родиться Христос: И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2, 4-6).

Когда Христос проповедовал на празднике кущей в Иерусалиме, народ спорил: Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? (Ин. 7, 41-42).

4. Мессия называется Господом (Адонаи) и Богом (Елогим) и даже именем Яхве. Эти имена применимы только к Богу. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44, 7-8).

Это мессианский псалом: Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Евр. 1, 7-9).

5. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 1).

Это место относил к Себе как к Мессии сам Спаситель: Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22, 41-46).

6. Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1).

Это место относил к Себе как к Мессии сам Спаситель: Ибо он (Иоанн Креститель) тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11, 10-11).

7. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь (Яхве) оправдание наше!" (Иер. 23, 5-6; 33, 15-16).

Эти слова явно относятся к Мессии.

Новозаветные свидетельства.

1. В беседе с Никодимом Спаситель приписывает Себе вездеприсутствие, называет Себя Единородным Сыном Божиим, говорит, что без веры в Него нельзя спастись: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 13-18).

2. Когда Спаситель исцелил расслабленного стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иудеи поняли Его ответ. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Христос не сказал, что они не правильно Его поняли, но, наоборот, подтвердил: На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 16-26).

3. На праздник обновления Спаситель проповедует в Иерусалиме. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 24-37).

4. Иоанн Креститель, отвечая ученикам об Иисусе: Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 31-36). Христос подтверждает свидетельство Иоанна Крестителя: Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине (Ин. 5, 32-33).

5. Ссылаясь на Свои чудеса: Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).

6. Свидетельство Отца Небесного во время крещения: се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Христос ссылается на это свидетельство: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал (Ин. 5, 37-38).

7. Здесь же ссылается на ветхозаветные писания: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).

8. На суде у первосвященника Каиафы: Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти (Мк. 14, 61-64). Иудеи объявили Пилату в чем преступление Иисуса: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7).

9. Приписывает Себе вечность: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58).

О божественности Христа учили и апостолы:

10. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).

11. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).

12. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16).

13. Господь славы (1 Кор. 2, 8).

14. От них (израильтян) Христос по плоти, сущий над всем Бог (Рим. 9, 5).

15. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6).

16. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).

17. Тот, Который Сына Своего ( i¹di/ou от iãdioj - собственный) не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32).

18. Апостол Павел усвояет Христу Божественные свойства: вечность и неизменяемость – Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), всемогущество – Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3, 21), Божественные действия творения и промышления – Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 16-17).

19. Особо стоит отметить учение о воплощении Бога Слова апостола Иоанна. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3). И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 14-17).

Сам термин воплощение восходит к словам апостола: Слово стало плотию – Καὶ ὁ Λόγος σὰρξ ἐγένετο (Ин. 1, 14). В этом стихе слово Логос было применено по отношению ко Христу впервые и с этих пор стало одной из главных характеристик Христа. Апостол Иоанн писал свое Евангелие в том числе и против заблуждения иудея Керинфа, утверждающего, что Христос был простым человеком (более подробно ниже).

Для ап. Иоанна Слово – прежде всего сказанное слово, а не просто ум. Оно означает Откровение, в котором Бог обнаруживает Себя. Откровением являются не только слова и поступки Христа, но прежде всего Он Сам. Логос, таким образом, становится синонимом Божества Христа.

Что касается слова плоть (σάρξ), то ап. Иоанн также использовал его не в буквальном, а в метафорическом смысле, обозначая полноту человечества (и тело и душу). (см. проявления человеческой психики Христа в Ин. 11, 33: Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился; 12, 27: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел; 13, 21: Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня). То, что Логос стал плотью, для ап. Иоанна также означает, что Он стал видимым (О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни – 1 Ин. 1, 1), явился в конкретное время и в конкретном месте. То есть слово плоть призвано подчеркнуть реальность воплощения и реальность Христа как человека.

Понятия логос и плоть как таковые представляют собой два смысловых полюса и две противоположные друг другу реальности. В этом состояла одна из причин, почему ап. Иоанн употребил именно их в качестве метафор Божества и человечества во Христе. Употребив эти слова, он подчеркнул, насколько далеко отстоит друг от друга то, что соединил в Себе Христос. Несмотря на непреодолимую дистанцию между Божеством и человечеством, они оказались соединенными в едином Христе, что нашло выражение в употребленном им глаголе стало (ἐγένετο).

Таким образом, уже в приведенном отрывке из Евангелия от Иоанна намечены основные христологические темы, которые заняли церковное богословие на несколько последующих веков, а именно, соединение Бога и человека во Христе и способ этого соединения. Уже в данном отрывке проявился полемический характер церковного богословия, которое, как правило, вырабатывало те или иные формулировки не самопроизвольно, но в противовес возникавшим лжеучениям.

Учение о божественности Христа проповедовали и мужи апостольские.

Св. Климент Римский в Первом послании к Коринфянам, восхваляя их прежнее поведение, напоминает им, что тогда «страдания Бога» они имели постоянно перед очами своими.

В Послании к Римлянам св. Игнатий Богоносец он просит не пытаться освободить его от мученичества. Приведем только Гл. 6: «Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду: простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня». В Послании к Ефесянам: «Посему будем все делать так, как Он (Христос) Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, - как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его» (Гл. 15). «Един есть Бог, явивший Себя через Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть Слово Его вечное» (Магн. 8). В Послании к Траллийцам: Берегитесь еретиков, для этого не надо «надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей» (Гл. 7). Послание к Римлянам: «Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего…» (Введение), «Бог наш Иисус Христос» (Гл. 3). Послание к Смирнянам: «Славлю Иисуса Христа Бога» (Гл. 1).

Особо остановимся на тех местах посланий св. Игнатия Богоносца, где говорится о Христе одновлеменно как о Боге и как о человеке. Св. Игнатий, следуя логике ап. Иоанна Богослова, делает акцент на реальности божества и человечества во Христе. С этой целью он использовал Иоаннов язык, в котором эти две реальности были обозначены как слово и плоть. Он рисует следующую картину Христа, поражающую своей симметричностью: «Есть только Один Врач, плотский и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос» (Еф. 7), «Бог наш Иисус Христос по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (Еф. 18), «Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни» (Еф. 19). В Послании к Поликарпу: «Ожидай Того (Христа), Кто выше времени, - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым, - неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего» (Гл. 3). «… служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо» (Магн. 6). Эта картина начинается и заканчивается утверждением единства Христа, на котором Игнатий делает смысловой акцент. В этом единстве совмещены не просто разные, но противоположные начала: божественное и человеческое, выраженное антонимическими парами: плотский-духовный, рожденный-нерожденный, страждущий бесстрастный и неосязаемый, видимый-невидимый. Обозначено даже общение свойств, обусловленное соединением в одном Христе исключающих друг друга начал: Бог во плоти, в смерти истинная жизнь. Игнатий делает особый акцент на единстве Христа. Так, у Игнатия нашли отражение те темы, которые стали фокусом христологических дискуссий в последующие столетия.

Св. Поликарп Смирнский в Послании к Филиппийцам приветствует их словами: «Поликарп и с ним пресвитеры Церкви Божией, находящейся в Филиппах: милость и мир от Иисуса Христа – Бога Вседержителя, Господа и Спасителя нашего да умножится в вас».

 

№20: Ересь докетов и ответ Церкви на нее.

Вопреки ясным свидетельствам Священного Писания о реальности человечества Спасителя с первых веков христианства, под воздействием идей греческой философии и ближневосточной мистики, против этой истины восставали лжеучителя разных толков. Они известны под общим именем докетов (doke/w – казаться), а их учения, отвергающие реальное единосущие человеческой природы Христа с человеческим родом, называют докетизмом. Докетизм– это не особая религиозная система, но направление мысли, свойственное по преимуществу гностицизму. Особенно распространенными докетические воззрения были в первые два века христианства среди гностических сект – таковыми были последователи: Симона, Менандра, Сатурнина, Маркиона, Мани, Василида, Валентина, Вардесана и др. О них есть упоминания у св. Ипполита Римского (Опровержение ересей 8, 8-11), св. Иринея Лионского, св. Епифания Кипрского, блаж. Феодорита Кирского и др. Гностики учили, что тело Христа было снисшедшим с неба, тончайшим и призрачным, поэтому Он только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В некоторых деталях своего учения докеты различались, например, допускали во Христе телесную природу, но не признавали Его тела подобным нашему, или утверждали, что тело Христово было, хотя и вещественное, однако тончайшее, составленное из сущности мира (космоса), или полагали, что Христос имел тело какое-то неземное, духовное, с которым Он прошел через утробу Девы как через трубу, не заимствовав от Нее ничего. С докетическими идеями столкнулись уже апостолы, и потому в Новозаветном Писании есть высказывания, решительно отвергающие докетизм: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4, 3). Необходимо отметить, что докетические идеи не исчезли вместе с гностицизмом, но в видоизмененном виде они присутствовали у Аполлинария (IV в.), у Евтихия (V в.), в учении афтартодокетов (VI в.) и в позднейшие времена. Докетические идеи присутствуют в некоторых протестантских учениях.

Все докеты для обоснования своего учения опирались на отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (Рим. 8, 3). Они делали особый акцент на словах в подобии плоти,игнорируя слово греховной. При таком прочтении этого места они делали вывод, что Христос явился на земле в призрачной плоти, не восприняв реального человеческого тела. Докеты явно игнорировали общий контекст этой фразы, где специально оговаривается неповрежденность грехом тела Христова, в отличие от тел всех других людей, ибо это было необходимо по домостроительству нашего спасения. Подлинный смысл высказывания виден при целостном его прочтении: Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8, 3-4).

Для лучшего уяснения смысла слов апостола Павла обратимся к Церковному Преданию. Тертуллиан толковал это место так: Апостол «под подобием плоти греховной предлагает разуметь не то, что сама плоть Христа греховна, но что она была тождественна плоти греховной по происхождению своему, а не по греху Адама. На этом основании мы утверждаем, что во Христе была та плоть, природа которой в человеке греховна, и грех в ней был упразднен так, что во Христе безгрешным было то, что в человеке не безгрешно» (О плоти Христа). То есть апостол говорит, что Христос воспринял плоть реальную, которая имеет такое же естественное происхождение, как и у всех людей (Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону (Гал. 4, 4)), но, в отличие от них, Его плоть непричастна первородному греху.

Свт. Иоанн Златоуст, изъясняя это место, настаивал, что в данном случае отрицается не реальность плоти Христа, но ее греховность, которая имеет место в естестве всех потомков согрешившего Адама: «Если сказано, что Бог послал Сына в подобии плоти не заключай отсюда, будто плоть Христова была не та же: слово подобие прибавлено потому, что человеческая плоть названа плотию греха, а Христос имел не греховную плоть, но хотя по природе одинаковую с нами, впрочем только подобную греховной нашей и безгрешную» (Беседы на Послание к Римлянам 13, 5).

Аналогичное толкование дает свт. Кирилл Александрийский: «Апостол сказал: В подобии плоти греха, дабы мы знали, что слово подобие употребил он потому, что Спаситель наш был свободен от всякого греха, ибо Он, соделавшись человеком по естеству, кроме греха: посему в подобии плоти греха осудил грех во плоти. Восприняв человеческое естество, Он не принял ига греха, владычествующего над людьми», и далее: «осудил грех во плоти Спаситель наш, явившись в подобии плоти греха, т.е. восприняв естество человеческое, но не приняв греха издревле над ним владычествующего» (О вочеловечении Господа). То есть, восприняв реальное человеческое естество, Он не воспринял первородный грех, из-за которого плоть всех потомков Адама являлась греховной.

Из приведенных святоотеческих толкований видно, что в Предании Православной Церкви этот фрагмент из Послания ап. Павла понимается так, что слова в подобии относятся не к плоти, а к слову греховной. Таким образом, апостол Павел учит, что Господь имел человеческую плоть единосущную нам, но чуждую греховного расстройства, к которому причастны все люди по естеству, или, другими словами, Он воспринял человеческое естество чуждое первородного греха.

Вторым отрывком, на который обычно ссылались докеты, была фраза из Послания ап. Павла к Коринфянам: Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47-49).

Как в первом случае, так и здесь Святые Отцы никогда не видели указание на призрачность плоти Христа, но по слову свт. Афанасия Великого: «Господь есть небесный человек не потому, что с неба явил плоть, но потому, что плоть, взятую от земли, соделал небесною» (Против Аполлинария. Кн. 2, 16), т.е., восприняв плоть, Он воссоздал ее и обожил.

Свт. Кирилл Александрийский истолковал это место подобным образом, обратив внимание на то, что Слово Божие снизошло к нам с неба: «Христос называется небесным человеком не потому, будто Он с небес принес тело, а потому, что Слово, будучи Богом, низошло с небес и соделалось подобным нам, то есть по плоти родилось от Жены, между тем и по Воплощении не перестало быть тем, чем было до рождения по плоти, именно небесным и с небес, и сущим превыше всех Богом» (Беседа 9).

Итак, этот фрагмент Послания, согласно святоотеческому Преданию Церкви, указывает не на призрачность плоти Христа, но на реальность общения свойств Божественной и человеческой природы в едином Лице Спасителя, что и дало повод ап. Павлу сказать второй человек - Господь с неба:Христос и как человек называется небесным, и как Бог пригвожден ко Кресту (1 Кор. 2, 8) – то и другое по причине соединения двух естеств в одном Его Лице.

Святые Отцы настаивали, что учение о какой-либо призрачности плоти Христа недопустимо, ибо, как писал свт. Кирилл Иерусалимский, «если вочеловечение Его призрак, то и спасение наше мечта» (Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 4, 9). Посредством древнейших символов веры, в том числе и в Никео-Цареградского, словами, относящимися ко Христу, – «воплотившагося... и вочеловечшагося», Церковь свидетельствовала о реальном единосущии человеческой природы Иисуса Христа нам. Такое общецерковное свидетельство против докетизма имело важное значения, однако к IV в. докетические идеи вновь проявились в ином виде. Если в первые три века христианской истории докетизм сводился к отрицанию единосущия Христа по плоти с нами, то в IV в. докетизм выразился в исповедании ущербной, неполной человеческой природы Господа.

 

№21: Ересь Аполлинария Лаодикийского и ответ Церкви на нее.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.02 с.)