ТОП 10:

Понятие об ангелах. Свидетельства об ангелах в Священном Писании.



Каждый православный христианин должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому что это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений. Интерес к ангельскому миру в настоящее время достаточно велик, в различных странах имеются специальные общества по изучению ангелов, издается литература, регулярно выходят журналы, в которых печатаются подробности из жизни ангелов. При этом святоотеческие тексты стоят вперемешку с «откровениями» мистиков и теософов прошлого и настоящего.

Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер. Достоверно об ангелах мы знаем очень мало, и изучение темы «Ангелы» в курсе Догматического богословия имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета.

Само слово «ангел» (Âggelo~)в переводе с греческого буквально означает «вестник, посланец, гонец» (от глагола #gg1llw – возвещать, сообщать) и указывает не на природу как таковую, а на исполняемое служение. В Священном Писании словом «ангел» называются пророки, например пророк Моисей (Чис. 20, 16). Пророк Малахия, пророчествуя о Господе Иисусе Христе, называет его Ангелом Завета (Мал. 3, 1). Второе Лицо Святой Троицы в Ветхом Завете в ряде мест называется Ангелом Божиим (Ангелом Яхве).

В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: в Быт. 30 говорится о стоящем у врат рая Херувиме с огненным мечом; в Быт. 28 — о видении патриархом Иаковом лестницы. Пророк Исайя имел видение серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах неоднократно говорится об ангелах, например: Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе (Пс. 90, 11).

В Новом Завете бытие этих существ также несомненно: Архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил. В истории ранней Церкви также можно видеть действия ангелов. Так, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Ложные учения об ангелах.

Первое ложное мнение об ангелах – это отрицание их существования. В христианском мире бытие ангелов отрицается только крайними протестантами, остальные христианские конфессии признают их бытие. Отрицать то, что сказано об ангелах в Священном Писании, невозможно, поэтому противникам веры в ангелов приходится интерпретировать библейские тексты. Основных аргументов против веры в бытие ангелов три.

Иногда утверждается, что ангелы представляют собой олицетворение природных стихий. На определенном, достаточно низком уровне религиозного сознания возникает вера в ангелов и их почитание. Однако в это трудно поверить, поскольку в Священном Писании ангелы имеют ярко выраженные личностные особенности, и серьезно утверждать, что древние иудеи под ангелами понимали олицетворение природных стихий, невозможно.

Второе возражение сводится к тому, что в Библии нашли выражение народные представления, согласно которым духовный мир устроен по образцу двора восточного монарха. С этим тоже трудно согласиться, потому что если бы это были народные представления, то они, несомненно, изобиловали бы различными неправдоподобными, фантастическими деталями, как это имеет место в мифологии различных народов.

Наоборот, в Священном Писании об ангелах говорится очень осторожно и, фактически, о них мы знаем лишь постольку, поскольку их деятельность проявляется по отношению к человеку. Нигде в Священном Писании не говорится о мире ангельском в самом себе, ни о каких подробностях из жизни ангелов, не имеющих отношения к человеку, мы не знаем. Такая осторожность в подходе к изображению ангельского мира не дает никакого основания полагать, что здесь нашли место какие-то народные представления, которые всегда отличались бурной фантазией.

Третье возражение состоит в том, что вера в ангелов была заимствована иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонского пленения. В действительности, это не так, ведь пленение было в VI столетии, а Пятикнижие Моисея и большая часть книг пророческих, как это неоспоримо доказано современной наукой, были написаны до вавилонского плена, и вера в ангелов там уже несомненно присутствует. Утверждать, что все тексты, где говорится об ангелах, являются позднейшими интерполяциями, просто несерьезно.

Кроме того, имеются и другие существенные различия между учением об ангелах в Священном Писании и учением об ангелах в зороастризме. Во-первых, для зороастризма в учении об ангелах характерен дуализм: добрые ангелы сотворены добрым богом Ормуздом, злые ангелы происходят от злого бога Аримана. По учению Священного Писания, все ангелы являются по природе добрыми, все они сотворены единым благим Богом, наличие среди них ангелов злых обусловлено падением последних.

Во-вторых, в зороастризме ангелы являются существами двуполыми, которые даже вступают в брачные отношения. В Священном Писании ангелы предстают как бесполые. Наконец, у иудеев не было культа ангелов, не было практики поклонения ангелам, что имело место в зороастризме. Для христиан главным основанием уверенности в реальном существовании ангелов является то, что о бытии ангелов говорил Сам Господь Иисус Христос.

Другие ложные мнения об ангелах, которые мы опровергнем ниже, касаются, например, их происхождение – не сотворены Богом, а истекли из Его существа; есть мнение, что падшие духи злы по своей природе; есть мнение, заимствованное из ислама, о наличии кроме добрых и злых духов еще и нейтральных (джины в исламе).

Сотворение ангелов по Священному Писанию.

В Священном Писании только один раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един. Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем. 9, 6). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Косвенно об этом говорится в Кол 1, 16: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано. Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов.

Время их творения.

Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах можно встретить, по крайней мере, три мнения относительно времени происхождения ангелов.

Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено и вошло в Катехизисы. Его разделяли священномученик Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности — человека».

Другие Отцы, такие как бл. Феодорит Киррский, считали, что ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Свою позицию бл. Феодорит аргументирует тем, что ангелы имеют ограниченную сущность и поэтому имеют нужду в месте, поскольку лишь одно Божество, как неограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограничены местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?

Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли появиться и ангелы. Некоторые Отцы, в частности бл. Августин, считали, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами.

Существует мнение, основанное на прогрессистских представлениях: поскольку мир развивается эволюционным путем, от простого к сложному, а ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека. Это неверно, поскольку в Иов. 38, 4-7 говорится, что Бог основывал землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии в данном случае ангелы, а основание земли относится к третьему дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали.

Вопрос о времени сотворения ангелов принадлежит к области богословских мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее 3-го дня, следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него.

Природа ангелов.

Как мы уже сказали, само слово «ангел» говорит не о природе, а о служении. Однако некие указания на свойства ангельской природы мы найти можем. В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. Преп. Иоанн Дамаскин определяет ангела как природу разумную, одаренную умом и свободной волей. Природа ангельского мира для нас непостижима, преп. Иоанн Дамаскин говорит, что один только Творец знает вид и определение ангельской сущности.

Нам даже неизвестно: единосущны ли ангелы между собой или нет? По этому вопросу существуют разные мнения. Например, В.Н. Лосский пишет, что каждый ангел — это отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир, т.к. не происходят друг от друга, как люди. Но в Священном Писании о разносущности или, наоборот, единосущии ангелов не сказано ни единого слова. Поэтому мы не знаем, являются ли все ангелы единосущными друг другу, как люди; или ангелы составляют несколько различных родов и внутри рода они единосущны, а между родами — нет; или каждый ангел обладает особой сущностью?

Касаясь свойств ангельской природы, можно с уверенностью сказать об их духовности и бестелесности. В Евр. 1, 6-7 ангелы прямо называются духами. В Священном Писании они предстают как существа, имеющие духовную природу. В Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: Дух плоти и костей не имеет (Лк. 24, 39). Однако, несмотря на то что мы называем ангелов духовными и бестелесными, в Священном Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию Святых Отцов, чувственные образы, в которых являются ангелы, — это их временное состояние, а не выражение их существа. Бл. Феодорит говорит, что природа ангелов бестелесна, но они принимают образ в пользу видящих.

То же говорит и преп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

Говоря о бесплотности ангелов, нужно иметь в виду, что, по учению Святых Отцов, их бесплотность относительна. Тертуллиан, свт. Василий Великий и многие другие Святые Отцы считали, что всему тварному свойственна некоторая вещественность. Преп. Иоанн Дамаскин разъясняет, что бестелесным и невещественным называется ангел по сравнению с нами, ибо все в сравнении с Богом оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Поэтому ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно лишь Божественное Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно. Ангелы же, хотя и нематериальны, но в силу своей тварности ближе к материальному миру, чем к нетварной Божественной сущности.

В середине прошлого века в Русской Церкви имел место богословский спор между двумя ныне прославленными святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о телесности ангельской природы. Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов. Свт. Игнатий защищал мнение об относительной телесности ангелов. Этот вопрос в Православии не догматизирован, и никому не запрещено держаться любого из этих мнений. Впрочем, в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью, что они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, но обладают тонкими воздухообразными или огненными телами.

При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

Был поставлен вопрос о возможности изображать ангелов на иконах. Ведь если признать ангелов совершенно бестелесными, то надо отказаться от попыток их изображать. Чтобы обосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную или эфирную телесность ангелов.

Свойством ангельской природы является бессмертие(Лк. 20, 36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения. Первое высказывает преп. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией.

Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо, если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.007 с.)