Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последствия грехопадения сказались на всем духовно-телесном составе человека.
Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом, однако после грехопадения тело утратило эти свойства, стало дебелым, тленным и смертным. В жизнь человека вошли болезни. Взаимосвязь между грехом и болезнью может проявляться по-разному. Преподобные Варсануфий и Иоанн говорят, что иногда болезнь является непосредственным следствием каких-либо грехов: «Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности (в жизни), естественно за сим следуют... От тебя зависит быть нерадивым или жить нечисто и впадать в болезни, пока не исправишься». В других случаях болезнь посылается от Бога в наказание за грех — «для пользы нашей, чтобы мы покаялись». Некоторые болезни происходят от физиологических причин, другие — от демонов. Наконец, «бывает болезнь к испытанию, а испытание приводит к искусству» (Руководство к духовной жизни. Ответ 518; Ответ 514; Ответ 619). Грехопадение сказалось на душевной составляющей человека. После грехопадения душа поработилась телу и, «соединившись с телом, заключилась во мраке тела» (Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 117). Помраченными и больными оказались все свойства и способности души. По словам аввы Исаии Отшельника, естественное для души стремление к Богу враг изменил в постыдную похоть; ревность по Богу изменилась в противоестественную ревность и зависть людей друг к другу; способность гневаться на диавола, без которой невозможно отвергнуть его искушения, превратилась в гнев на ближнего из-за всяких ненужных и бесполезных вещей (Исаия Отшельник. Слово 2. 2). Блаженный Диадох говорит о первоначальном единстве и последующем разделении душевного чувства: «Естественное чувство одно... но из-за преступления Адама оно разделилось на два действия»; поэтому иногда его влечет страстная часть души, то есть желание и раздражение, и тогда оно устремляется к мирским благам, а иногда оно соуслаждается разуму и тогда восхищается к небесным красотам (Слово подвижническое. 25, 29). Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума. Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в памяти о Боге, блуждает по предметам внешнего мира. Человек все более и более погружается в познание окружающей его множественности предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но развлекается разнообразными помыслами и образами.
Утратив первоначальную цельность, ум как бы разделился на две части: одну преподобный Антоний Великий называет «общим мирским умом», направленным как на добро, так и на зло, изменчивым и склонным к вещественному, другую — «боголюбивым умом», борющимся со злом (Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 7). Святитель Григорий Богослов говорит о сосуществовании в одном человеке как бы двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой — ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару» (Стихотворения о себе самом. 45: Плач о страданиях своей души). Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 14-24). Грехопадение Адама и Евы, имело последствия не только для человеческого рода, но и для всего сотворенного мира. По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь покорилась суете не добровольно, но в результате грехопадения человека: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8. 19–21).
Толкуя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо, поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию... Но она... освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела» (Беседы на Послание к Римлянам. XIV 5).
№18: Понятие о Божественном Промысле. Промысел Божий о мире духовном. Попечение Божие о человеке после грехопадения. Определение Промысла Божия. Действительность Промысла Божия. Основные возражения против существования Промысла Божия. Ложные учения о Промысле. Определение промысла встречается в Священном Писании и обозначает заботу, попечение Бога о сотворенном Им мире. Промысл – это непрестанное благое действие Божье по отношение ко всему творению, поддерживающие его существование, направляющее его ко благу и пресекающее развитие зла, приводя его действия к благим последствиям.
Действие Промысла: Все существует благодаря постоянной связи с Божьими энергиями, цель нашей жизни и тварного мира находится в Боге. В сложном устройстве мира - печать разумного творения, то есть попечения, которое не могло закончиться сразу после сотворения. Из веры во благого Творца и выходит естественно наша вера в промысл. Промысл виден и в самом факте, что у мира есть причина. «Как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях», (Иоанн Дамаскин.) Вера в промысл опытно познаваема в возможности молитвы к Богу, ощущении Его любви к нам и ответа на молитву.
Основные возражения против Промысла Божия: 1) наличие в мире нравственного зла, греха, смерти и болезней. грех и зло есть злоупотребление разумными созданиями своей свободы, то есть не то, что создано Богом, а выбрано в воле самим творением, создано удалением от Бога. Болезни же не являются злом самим по себе, они считаются злом так, как неприятны человеку, но используются Богом для ограничения духовного зла, которое и является причиной смерти. Также и человек может использовать его во благо. Грех и катастрофы также никогда не считались нормой, а всеми мыслятся, как чуждое человеку и миру.
2) в мире законы постоянны, значит и не нужно вмешательства. Бог лишь Архитектор, составивший план мира. постоянство законов не объясняет причин жизненных процессов и не являются их причиной, как рельсы не являются причиной движения поезда. Создав законы, Бог является их причиной, и, вмешиваясь в них, Он не нарушает их, а открывает действие других, не известных нам, высших законов устроенного Им мира, препобеждает их: так и человек своим разумом меняет действие естественных законов.
3) Бог не может поправлять Себя. Бог не Себя поправляет, а поддерживает бытие и управляет его ко благу, так как свободные творения могут по своей свободе злоупотреблять ей. Ложные учения о Промысле:
Ложные учения о Промысле. В язычестве: - безликая сила, которой подчинены все. -Промыслу относятся только избранные.
В других направлениях: - дуализм у гностиков: Богу противопоставлялся злой творец мира, борьба начал в жизни.
- неверие в возможности свободной воли при Промысле (протестанты). То же в исламе. Православный ответ: св.Иоанн Дамаскин: «Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает и то, что в нашей власти, но не предопределяет этого – ведь Он не желает, чтобы происходило зло, и не принуждает к добродетели силою». - Деизм: Бог устроил мир совершенно, вмешательство невозможно. Недоверие к свободным разумным творениям: ангелами и людям.
- Материализм: Промысла нет, материя определяет всё. - Пантеизм: Промысла нет, мир – саморазвитие или эманация бога, иллюзия и т.д.. Он не предполагается.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.013 с.) |