ТОП 10:

Последствия грехопадения сказались на всем духовно-телесном составе человека.



Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом, однако после грехопадения тело утратило эти свойства, стало дебелым, тленным и смертным.

В жизнь человека вошли болезни. Взаимосвязь между грехом и болезнью может проявляться по-разному. Преподобные Варсануфий и Иоанн говорят, что иногда болезнь является непосредственным следствием каких-либо грехов: «Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности (в жизни), естественно за сим следуют... От тебя зависит быть нерадивым или жить нечисто и впадать в болезни, пока не исправишься». В других случаях болезнь посылается от Бога в наказание за грех — «для пользы нашей, чтобы мы покаялись». Некоторые болезни происходят от физиологических причин, другие — от демонов. Наконец, «бывает болезнь к испытанию, а испытание приводит к искусству» (Руководство к духовной жизни. Ответ 518; Ответ 514; Ответ 619).

Грехопадение сказалось на душевной составляющей человека. После грехопадения душа поработилась телу и, «соединившись с телом, заключилась во мраке тела» (Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 117).

Помраченными и больными оказались все свойства и способности души. По словам аввы Исаии Отшельника, естественное для души стремление к Богу враг изменил в постыдную похоть; ревность по Богу изменилась в противоестественную ревность и зависть людей друг к другу; способность гневаться на диавола, без которой невозможно отвергнуть его искушения, превратилась в гнев на ближнего из-за всяких ненужных и бесполезных вещей (Исаия Отшельник. Слово 2. 2).

Блаженный Диадох говорит о первоначальном единстве и последующем разделении душевного чувства: «Естественное чувство одно... но из-за преступления Адама оно разделилось на два действия»; поэтому иногда его влечет страстная часть души, то есть желание и раздражение, и тогда оно устремляется к мирским благам, а иногда оно соуслаждается разуму и тогда восхищается к небесным красотам (Слово подвижническое. 25, 29).

Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума. Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в памяти о Боге, блуждает по предметам внешнего мира. Человек все более и более погружается в познание окружающей его множественности предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но развлекается разнообразными помыслами и образами.

Утратив первоначальную цельность, ум как бы разделился на две части: одну преподобный Антоний Великий называет «общим мирским умом», направленным как на добро, так и на зло, изменчивым и склонным к вещественному, другую — «боголюбивым умом», борющимся со злом (Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 7).

Святитель Григорий Богослов говорит о сосуществовании в одном человеке как бы двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой — ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару» (Стихотворения о себе самом. 45: Плач о страданиях своей души).

Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 14-24).

Грехопадение Адама и Евы, имело последствия не только для человеческого рода, но и для всего сотворенного мира.

По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь покорилась суете не добровольно, но в результате грехопадения человека: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8. 19–21).

Толкуя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо, поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию... Но она... освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела» (Беседы на Послание к Римлянам. XIV 5).

 

№18: Понятие о Божественном Промысле. Промысел Божий о мире духовном. Попечение Божие о человеке после грехопадения.

Определение Промысла Божия. Действительность Промысла Божия. Основные возражения против существования Промысла Божия. Ложные учения о Промысле.

Определение промысла

встречается в Священном Писании и обозначает заботу, попечение Бога о сотворенном Им мире.

Промысл – это непрестанное благое действие Божье по отношение ко всему творению, поддерживающие его существование, направляющее его ко благу и пресекающее развитие зла, приводя его действия к благим последствиям.

 

Действие Промысла:

Все существует благодаря постоянной связи с Божьими энергиями, цель нашей жизни и тварного мира находится в Боге.

В сложном устройстве мира - печать разумного творения, то есть попечения, которое не могло закончиться сразу после сотворения. Из веры во благого Творца и выходит естественно наша вера в промысл.

Промысл виден и в самом факте, что у мира есть причина.

«Как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях», (Иоанн Дамаскин. )

Вера в промысл опытно познаваема в возможности молитвы к Богу, ощущении Его любви к нам и ответа на молитву.

 

Основные возражения против Промысла Божия:

1) наличие в мире нравственного зла, греха, смерти и болезней.

грех и зло есть злоупотребление разумными созданиями своей свободы, то есть не то, что создано Богом, а выбрано в воле самим творением, создано удалением от Бога. Болезни же не являются злом самим по себе, они считаются злом так, как неприятны человеку, но используются Богом для ограничения духовного зла, которое и является причиной смерти. Также и человек может использовать его во благо. Грех и катастрофы также никогда не считались нормой, а всеми мыслятся, как чуждое человеку и миру.

 

2) в мире законы постоянны, значит и не нужно вмешательства. Бог лишь Архитектор, составивший план мира.

постоянство законов не объясняет причин жизненных процессов и не являются их причиной, как рельсы не являются причиной движения поезда. Создав законы, Бог является их причиной, и, вмешиваясь в них, Он не нарушает их, а открывает действие других, не известных нам, высших законов устроенного Им мира, препобеждает их: так и человек своим разумом меняет действие естественных законов.

 

3) Бог не может поправлять Себя.

Бог не Себя поправляет, а поддерживает бытие и управляет его ко благу, так как свободные творения могут по своей свободе злоупотреблять ей.

Ложные учения о Промысле:

 

Ложные учения о Промысле. В язычестве:

- безликая сила, которой подчинены все.

-Промыслу относятся только избранные.

 

В других направлениях:

- дуализм у гностиков: Богу противопоставлялся злой творец мира, борьба начал в жизни.

 

- неверие в возможности свободной воли при Промысле (протестанты). То же в исламе.

Православный ответ: св.Иоанн Дамаскин: «Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает и то, что в нашей власти, но не предопределяет этого – ведь Он не желает, чтобы происходило зло, и не принуждает к добродетели силою».

- Деизм: Бог устроил мир совершенно, вмешательство невозможно. Недоверие к свободным разумным творениям: ангелами и людям.

 

- Материализм: Промысла нет, материя определяет всё.

- Пантеизм: Промысла нет, мир – саморазвитие или эманация бога, иллюзия и т.д.. Он не предполагается.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.005 с.)