Почему искупительная жертва была принесена господом иисусом Христом именно на кресте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему искупительная жертва была принесена господом иисусом Христом именно на кресте.



Почему именно крест, а не что-либо иное, был избран орудием смерти? Во всей полноте ответить на этот вопрос невозможно, это тайна воли Божией. Возможно, потому, что в те времена смерть на кресте была самой позорной и мучительной. У отцов Церкви мы встречаем, главным образом, символические объяснения, например у свт. Афанасия Александрийского. Он пишет, что если Христос пришел принести на Себе клятву, которая была на нас, то как бы иначе стал Он клятвой, если бы не принял смерть, бывшую под клятвой. Именно о кресте написано в Ветхом Завете: Проклят всякий, висящий на древе (Втор. 21, 23).

И преп. Иоанн Дамаскин также пишет: «Честный Крест прообразовал древо жизни, насажденное Богом в раю, поелику через древо вошла смерть, то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Точное изложение… 4, 2).

Встречаются и другие символические объяснения. По мнению свт. Афанасия Великого, крест знаменует победу над диаволом. Поскольку диавол есть дух, блуждающий в воздухе, то и победа над ним совершается на кресте, т.е. между небом и землей. Свт. Василий Великий говорит, что крест своими 4-мя концами знаменует привлечение людей со всех 4-х концов света. По толкованию свт. Григория Нисского, 4 конца креста обозначают высоту, глубину, ширину и долготу, иными словами, указывает на космическое измерение совершившегося на кресте Искупления. К любым символическим толкованиям нужно относиться с известной долей осторожности.

С древнейших времен Крест есть преимущественный символ Церкви. X. Яннарас пишет, что христиане осеняют себя крестным знамением, выражая таким образом добровольный отказ от индивидуальной самодостаточности и жертвенное предание своей жизни в руки Отца и Бога.

Преп. Максим Исповедник пишет, что все чувственные вещи должны пройти через крест, и все умопостигаемые вещи должны пройти через погребение. Это значит, что все, что живет для себя, оказывается в конечном счете духовно бесплодным, и напротив, то, что прошло через крест, обретает истинную жизнь в Боге. Поэтому мы призваны отречься от всего, чем обладаем, в том числе и от самой жизни, как от средства индивидуального эгоистического самоутверждения, и преобразовать все наше обладание в средство для всецелого служения Богу и ближним. Именно такой смысл заключается в словах Самого Христа Спасителя: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24).

Эти слова – основной закон духовной жизни. Поэтому, по словам X. Яннараса, крест – это не просто сентиментальное или морально-педагогическое напоминание о событиях прошлого, но символ и знак принятия образа бытия Христова, которое есть жизнь. Поэтому Крест, как проявление жизни, той жизни, на которой зиждется Церковь и упование верующих, не случайно ставится на могилах усопших, удостоверяя таким образом вхождение их в Царство живых.

Слабые стороны образа Христос – Первосвященник могут проявиться, если его неправильно понимать, или только им ограничиваться. Так, Сотерихом утверждал, что жертву принимает только Бог Отец. Кроме того, узкое понимание этого образа может привести и к теории Ансельма. Хотя у Святых Отцов и есть мысли, об избавлении Сыном Божиим своей смертью человечества от гнева Божия (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное), но эти мысли нужно воспринимать лишь как образы, а не догматизировать их, как это сделал Ансельм. Опять возвращаясь к словам свт. Григория Богослова, мы должны понимать, что Бог не нуждался в этой жертве, не нуждался в утолении Своего гнева. В том, чтобы Христос принес эту жертву (по Своему человечеству), а Отец (а также Святой Дух и Сын по Божеству) принял ее, нуждался человек.

Также не нужно понимать умилостивительную жертву как некое средство «задобрить» Бога, как понимают умилостивление язычники, стремящиеся своими жертвами добиться расположения своих богов. Христиане называют Жертву Христову умилостивительной, потому что вследствие искупительного подвига Христова милость Божия была возвращена людям, человек опять получил доступ к Богу. Об умилостивительном характере Голгофской Жертвы говорит апостол Иоанн: Не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10).

Образ Христос – Первосвященник очень близок к образу Христос – Искупитель, если понимать последний в широком смысле, но не ограничивает его. Искупительный подвиг Христа включает в себя и Его пророческое, и Его царское служение (в том числе и как Царя-победителя ада, смерти и тления, как воцарения на небесах одесную Бога Отца).

 

№32: Свидетельства Священного Писания и учение Церкви о сошествии Иисуса Христа в ад и победе над адом и смертью.

1. Сотериологический образ Христос – Новый Адам

Сотерологический образ Христос – Новый, Второй Адам восходит к учению апостола Павла: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 45-49). Смысл этих слов в том, что как Адам стал родоначальником по факту отцовства всего человечества, но и главой падшего человечества, так Христос – Второй Адам является Главой спасенного человечества.

Развивая учение апостола Павла, сщмч. Ириней Лионский во II веке разработал теорию, согласно которой все события жизни Христа рассматриваются как повторяющие события жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл этой теории заключается в следующем: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение свмч. Иринея получило название теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. ανακεφαλείωσις, «возглавление»), поскольку данный термин, используемый свмч. Иринеем, буквально означает «переоглавление», то есть изменение названий глав или даже перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, который Адам либо не совершил вовсе, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится новым Адамом: «Итак, явно Господь пришел к своим… непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе… Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти» (Против ересей 5, 19, 1).

Первозданные Адам и Ева, по учению сщмч. Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни. В этой необученности и заключалась причина грехопадения Адама и Евы. Однако Сын Божий пришел в мир, «восстанавливая (букв. “переоглавляя”) в Себе все» (Против ересей 4, 38, 1). По словам сщмч. Иринея, «совершенный Сын Божий сделался младенцем, подобно человеку, и не Сам по Себе, но ради младенчества человека сделался настолько доступным, насколько человек мог принять Его» (Против ересей 4, 38, 2). Страдание Христа на кресте из послушания Богу Отцу было исправлением Адамова непослушания (Против ересей 5, 16, 3).

Ту же тему развивает в IV веке свт. Григорий Богослов, который, вслед за сщмч. Иринеем, подчеркивает, что каждому событию из жизни Христа соответствует аналогичное событие из жизни Адама. Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Второй Адам расплачивается за каждый долг первого Адама по отдельности: «...Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа – за душу, ослушавшуюся Бога; плоть – за плоть, покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего под власть греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание Христа воззван ко спасению пострадавший Адам; и за каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (икономия) к падшему через непослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и р у ки вместо рук и: вместо дерзко простертой – мужественно распростертые[1], вместо своевольной – пригвожденные ко кресту, вместо извергшей Адама из рая – соединяющие воедино концы света. Ради этого высота – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за обладание злом, смерть – за смерть, тьма – ради света, погребение – за возвращение в землю, и воскресение Христа – ради воскресения Адама» (Слово 3).

Этот образ использовали и другие святые отцы, например, преп. Максим Исповедник. Образ Христос – Второй Адам тесно связан с еще одним сотериологическим образом Христа как Исцелителя, Врача.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.1.156 (0.008 с.)