Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждый человек представляет собой единственную и неповторимую личность; в нем душа и тело неразрывно соединены.

Поиск

Отцы Церкви настаивают на том, что человеческое естество не есть только душа или только тело, но оба они вместе и нераздельно составляют человека.

Утверждая, что тело является составной частью самого человека, признавая за ним равное достоинство с душой (тем более что Слово, воплощаясь, восприняло не только душу, но и тело человека) и отказываясь приписывать ему отличные от души происхождение и судьбу (по смерти тело отделяется от души только до воскресения, когда оно, преобразившись, снова воссоединится с ней и разделит блага Царства Небесного или муки ада), они спорят со спиритуалистическими концепциями, согласно которым тело — всего лишь воплощение души, свидетельство ее падения, источник ее нечистоты, темница, могила (σωμα – σημα. Платон. Горгий, Кратил: «Тело – могила»), которая случайно заточила ее, добавленный и неглавный элемент, тогда как душа одна составляет сущность человека и должна будет проявить себя или достичь исполнения предназначения при отделении от тела, через поступательное отрицание последнего. Эти идеи вошли и в гностицизм из-за дуалистических воззрений гностиков.

Утверждая, соответственно, что человек состоит из души и тела, святые отцы противостоят и всем формам материализма или натурализма, которые отрицают душу, или сводят ее к эпифеномену тела, или считают ее произведенной и зависящей от тела, а тело считают сущностью человека и основой всякого человеческого проявления.

«Душа не есть человек, — пишет святой Иустин Мученик, — но душа человека; тело не есть человек, но тело человека». И святой Ириней Лионский говорит: «Ибо ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека».

Таким образом, человек — это душа и тело вместе, соединение двух субстанций. Отцы Церкви не устают повторять, что человек по природе состоит из двух частей, что его существо не может быть сведено к одной или другой субстанции, что его сущность составлена из двух элементов. «Человек создан по природе и состоит из тела и души», —- отмечает святой Ириней. Св. Афинагор Афинский пишет: «Человек, сделанный из тела и души, двойственен», «он состоит из двух частей».

«...Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела; и что... Тот же Бог есть Творец души и тела», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «человек — разумное животное, которое состоит из двух сущностей, из бестелесной души и материального тела». У святителя Григория Нисского находим: «Что такое человек? Душа и тело одновременно или только одно из двух? Но совершенно очевидно, что единство обоих харак-еризует живое существо». Процитируем еще святителя Григория Паламу: «...только душа или только тело не может называться человеком, но оба вместе, так как они были созданы вместе по образу Божию».

Утверждение о двойственном составе, о сосуществовании двух субстанций и их четком разделении не выражает, однако, дуалистическую концепцию. «Так как человек, состоящий из души и тела, един...» — подчеркивает святитель Григорий Нисский.

Он тем более един в своих двух природах, что душа и тело происходят от единого акта творения в один и тот же момент. «Так как человек, состоящий из души и тела, един, нужно предполагать одно общее происхождение его состава...» — пишет святитель Григорий Нисский.

Божественное Слово, уточняет преп. Никита Стифат, «не поставило перед одну из двух природ в поддержку второй, так что одна предшествовала другой, либо была причиной, либо следствием, будь то тело по отношению к душе или душа по отношению к телу, а напротив, объединило без смешения обе природы в единую субстанцию...». Это объединение, которое Бог осуществляет при создании человека, одинаково повторяется при замысле каждого человека. Святитель Григорий Нисский утверждает: «При сотворении каждой части не появлялось одно раньше другого — ни душа раньше тела, ни наоборот». «Так что несправедливо было бы утверждать, что душа произошла прежде тела или тело без души, но оба имеют одно начало: по высшему закону [это начало] основывается первым Божиим волеизъявлением, а по другому закону оно составляется и основаниях нашего рождения», — отмечает там же святитель Григорий. Преподобный Максим совершенно ясно утверждает одновременное начало существования души и тела, так как человек имеет сложную природу: «Всякая сложная природа, как сама, так и ее компоненты, состоит из частей, которые одновременно появились на свет»; «эти составляющие части одновременны друг с другом и с ней, поскольку они сосуществуют при своем появлении на свет и ни одна из них не предшествует другой во времени».

Преподобный Максим подчеркивает, что части обязательно к чему-то относятся и они обе одновременно необходимы, чтобы составить совершенный вид, каким является человек. Сама смерть, подчеркивает преподобный Максим, разделяет тело и душу только относительно: ни тело, ни душа не существуют тогда отдельно, но всегда являются душой и телом не только человека, но человека, рассматриваемого как целое, частью которого они остаются.

В определениях церковных Соборов было четко сформулировано учение Церкви о происхождении души первого человека. Церковью были отвергнуты ложные мнения о происхождении души из сущности Бога (эманатизм) и утвержден догмат о непосредственном творении Богом души (креационизм) человека вместе с телом.

Соборными решениями подтверждено мнение тех христианских богословов, которые полагали, что душа человека творится Богом одновременно с телом. В частности, Феодорит Кирский указывал на прямую зависимость теории креационизма от содержащегося в книге Бытие повествования о сотворении первого человека: «Церковь… веря божественному Писанию, говорит, что душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего созидания, но изволением Творца приходит в бытие после образования тела». Блаженный Иероним уточнял эту мысль: «Бог постоянно творит души, ибо Его желание есть уже само действие и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5. 17)».

Мнение о предсуществовании душ было осуждено церковными Соборами: Александрийским 400 года, Константинопольским 543 года, анафематизмы которого были впоследствии присоединены к актам V Вселенского Собора 553 года и Собором 561 г. в Браге. 1-й анафематизм Константинопольского Собора 543 г. гласит: «Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественного созерцания, а затем обратились к худшему и через это охладели в любви к Богу, отчего и называются душами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема».

Отвергнув учение о предсуществовании душ, христианские богословы разделились во мнениях между двумя другими теориями происхождения души. Одни придерживались теории традуционизма (святитель Евстафий Антиохийский, святитель Григорий Нисский, преподобный Анастасий Синаит и другие). Согласно теории традуционизма, «как Бог создал человека из земли, так и человек [т. е. мужчина] по благодати создает человека от женщины.

Другие христианские богословы защищали креационизм, получивший с IV–V вв. наибольшее распространение; среди сторонников этой теории были святитель Григорий Богослов, святитель Кирилл Александрийский, преподобный Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский ― на Востоке; а на Западе — святитель Иларий Пиктавийский, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним Стридонский, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, святитель Лев Великий, Геннадий Марсельский и Кассиодор.

Священномученик Ириней Лионский утверждает: «…как каждый из нас получает свое тело через искусство Божие (per artem Dei), так получает и свою душу». Святитель Григорий Богослов говорит, что Бог созидает человека, «из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия)».

Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет это так: «…Бог Своими руками творит человека и из видимой, и из невидимой природы как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно мы и называем божественным образом»; это значит, говорит преподобный Иоанн, что Бог «душу произвел божественным и животворящим дуновением, которое, по моему мнению, есть Святый Дух, животворящий, зиждительный, все совершающий и освящающий». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, толкуя слова Послания к Евреям о том, что отцом плоти называется человек, а отцом души — только Бог, уточняет, что «и в самом зачатии этой плоти человеку надо приписывать только посредничество, а сущность творения — Творцу всех Богу…».

 

Отцы Церкви постоянно пытаются защитить равновесие в понимании структуры человеческого существа: обе его составляющие субстанции различны, не будучи разделены, и объединены, не будучи смешаны. Душа соединена с телом, пишет преп. Симеон Новый Богослов, «неизреченно и непостижимо и смешана с ним несмешиваемо и неслитно». Таким образом, невозможно полностью изучать одно без другого, рассматривать человека через душу независимо от тела, хотя оба они сохраняют свою природу и в некоторой степени свое собственное предназначение.

Соединение души и тела означает, что в любой человеческой деятельности они участвуют вместе и испытывают одни и те же движения. Что душа соединена с телом, «это показывает сочувствие, по которому живое существо всецело сочувствует самому себе, как единое», — отмечает Немесий, епископ Эмесский. Он также замечает, что душа, «будучи многоразличной, представляется и сочувствующей телу, вследствие некоторого сродства с ним, и владеющей им иногда, и от него владеемой». «Какая боль, какая радость, какое движение тела, которые не были бы действием общим для тела и души?» — спрашивает святитель Григорий Палама. Преподобный Максим пишет более конкретно: «Всякая сложная природа <...> обладает своими частями, объемлющими друг друга естественно и по необходимости. Это касается человека и любой другой сложной природы. Душа непроизвольно хранит тело и хранима им; она сообщает ему жизнь, не выбирая его, естественно разделяя его страсти30 и боли способностью к их восприятию, которая у нее есть».

Чтобы подтвердить ответственность души и тела за грех, отцы Церкви подчеркивают общность их действий: «В любой деятельности они связаны друг с другом и вместе участвуют в результате. Итак, если они находятся в таком положении, то, ожидая, что грядет суд над прожитой жизнью, почему ты отделяешь одну от другого? И так как сделанное является общим для обоих, то почему ты назначаешь суд только одной душе?» — спрашивает святитель Григорий Нисский. В продолжение этих мыслей отцы Церкви также отмечают, что греховные страсти являются общими для души и для тела, равно как и добродетели.

Таким образом, всякое движение души сопровождается движением тела и всякое движение тела движением души: всякое действие и движение человеческого существа есть движение и действие одновременно его души и тела. Евагрий Понтийский упоминает эту двойную связь: «Тогда как прочие производят в душе помыслы, мысли и представления, пользуясь изменениями тела, Господь делает противоположное: Он входит в сам ум и влагает в него ведение о тех вещах, какие Ему угодны; посредством же ума Он унимает и невоздержанность тела», а преподобный Максим описывает ее очень четко: «Говорят, что четыре вещи изменяют телесное устроение и сообщают уму как страстные, так и бесстрастные помыслы: Ангелы, бесы, погода и образ жизни. Ангелы изменяют [это устроение] словом, бесы — прикосновением, погода — своими превратностями, образ жизни — качеством и количеством еды и пития, их излишеством или недостатком. Помимо этого, изменение телесного устроения происходит через память, слух и зрение, ибо душа первая подвергается воздействию печальных или радостных обстоятельств. И подвергнувшись воздействию их, душа, [в свою очередь], изменяет и телесное устроение, а оно, изменившись, внушает и уму [соответствующие ] помыслы».

Это значит, что в человеческом существе ни один элемент не может действовать без участия другого. Плоть без души не может ничего совершить, ни душа без плоти, но по разным причинам — телу нужна душа, чтобы жить и двигаться, а душе нужно тело, чтобы проявляться, самовыражаться и воздействовать на окружающий мир. Так как тело слуга, орган или инструмент души, инструмент, необходимый для выполнения функций по связи с миром и по проявлению своих способностей в условиях земного существования. В этих рамках все действия души, поскольку они проявляются, могут существовать только через тело. Можно также сказать, что состояние души полностью отпечатывается на теле и особенно на лице. Именно так, замечает преп. Иоанн Кассиан Римлянин, духовные люди могут «узнать по облику, по лицу, по внешнему виду человека его внутреннее состояние». В Ветхом Завете уже отмечалось: Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое (Сир 13, 31).

Душа пронизывает собой все члены тела; некоторые из них специально предназначены к тому, чтобы быть «жилищами» душевных чувств: органами зрения служат нервы головного мозга и глаза, слуха — нервы мозга и уши, обоняния — ноздри, вкуса — язык и нёбо, осязания — вся нервная система человека.

Душа, будучи бестелесной, имеет природу, отличную от природы тела, над которым она обладает превосходством: именно душа дает жизнь телу, именно ей оно обязано своим формированием, именно она управляет его деятельностью и поддерживает его целостность. Смешение тела и души происходит благодаря последней, которая проникает в каждую его часть и делает тело своим органом. Преподобный Максим отмечает: «Душа, распространяясь по всему телу, обеспечивает ему жизнь и движение, будучи простой по природе и бестелесной, не разделяясь или заключаясь в теле, но обладая каждым из его членов, так как оно предназначено ее принимать в силу от природы заложенной в нем способности вмещать ее деятельность». Преподобный Макарий в свою очередь пишет: «Так и душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами сего тела, облеклась оком, которым смотрит, облеклась и этим ухом, которым слышит, и рукою, и ноздрями, и, одним словом, душа облеклась всеми членами тела и срастворилась с ними; вследствие чего и совершает все отправления, какие предлежат ей в жизни». Немесий Эмесский обобщает все эти аспекты: душа, «будучи бестелесной, проникает всюду... и в то же время она остается неизменной, как несмешиваемые вещи, и сохраняет свою целостность, наконец, она обращает к своей жизни все, в чем бы она ни была, и не попадает от него в зависимость. Подобно тому, как солнце своим присутствием превращает воздух в свет, делая его световидным, и свет соединяется с воздухом без смешения, так и душа, со единившись с телом, пребывает в нем совершенно неслитной. Но разница в том, что солнце, будучи телом и будучи ограничено в определенном пространстве, не находится везде, где его свет... тогда как бестелесная и не ограниченная местом душа проникает вся через все и своим светом проникает и все тело; нет ни одной освещенной ею части, в которой она не находилась бы полностью. Ведь не она управляется телом, но сама управляет им; и не душа в теле, как в сосуде или в мешке, но скорее — тело в ней».

Хотя душа управляет организацией и функционированием тела, однако человек только частично владеет своим телом. Если уточнить меру этого господства, то можно будет определить сложную природу души. Это определение позволит также установить, в какой степени душа независима от тела.

Итак, святыми отцами подчеркивается антиномичность человека, состоящего из души и тела: по телу он является смертным, видимым и чувственным, по душе — невидимым, бессмертным и мыслящим.

В телесной природе человека нет ничего дурного или греховного, ибо весь человек в полноте его состава получил благословение Божие.

О разумном строении тела человека апостол Павел писал, обращаясь к христианам Коринфской общины: «…членов много, а тело одно… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12. 20–25).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.009 с.)