Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждый человек представляет собой единственную и неповторимую личность; в нем душа и тело неразрывно соединены.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отцы Церкви настаивают на том, что человеческое естество не есть только душа или только тело, но оба они вместе и нераздельно составляют человека. Утверждая, что тело является составной частью самого человека, признавая за ним равное достоинство с душой (тем более что Слово, воплощаясь, восприняло не только душу, но и тело человека) и отказываясь приписывать ему отличные от души происхождение и судьбу (по смерти тело отделяется от души только до воскресения, когда оно, преобразившись, снова воссоединится с ней и разделит блага Царства Небесного или муки ада), они спорят со спиритуалистическими концепциями, согласно которым тело — всего лишь воплощение души, свидетельство ее падения, источник ее нечистоты, темница, могила (σωμα – σημα. Платон. Горгий, Кратил: «Тело – могила»), которая случайно заточила ее, добавленный и неглавный элемент, тогда как душа одна составляет сущность человека и должна будет проявить себя или достичь исполнения предназначения при отделении от тела, через поступательное отрицание последнего. Эти идеи вошли и в гностицизм из-за дуалистических воззрений гностиков. Утверждая, соответственно, что человек состоит из души и тела, святые отцы противостоят и всем формам материализма или натурализма, которые отрицают душу, или сводят ее к эпифеномену тела, или считают ее произведенной и зависящей от тела, а тело считают сущностью человека и основой всякого человеческого проявления. «Душа не есть человек, — пишет святой Иустин Мученик, — но душа человека; тело не есть человек, но тело человека». И святой Ириней Лионский говорит: «Ибо ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека». Таким образом, человек — это душа и тело вместе, соединение двух субстанций. Отцы Церкви не устают повторять, что человек по природе состоит из двух частей, что его существо не может быть сведено к одной или другой субстанции, что его сущность составлена из двух элементов. «Человек создан по природе и состоит из тела и души», —- отмечает святой Ириней. Св. Афинагор Афинский пишет: «Человек, сделанный из тела и души, двойственен», «он состоит из двух частей». «...Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела; и что... Тот же Бог есть Творец души и тела», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «человек — разумное животное, которое состоит из двух сущностей, из бестелесной души и материального тела». У святителя Григория Нисского находим: «Что такое человек? Душа и тело одновременно или только одно из двух? Но совершенно очевидно, что единство обоих харак-еризует живое существо». Процитируем еще святителя Григория Паламу: «...только душа или только тело не может называться человеком, но оба вместе, так как они были созданы вместе по образу Божию». Утверждение о двойственном составе, о сосуществовании двух субстанций и их четком разделении не выражает, однако, дуалистическую концепцию. «Так как человек, состоящий из души и тела, един...» — подчеркивает святитель Григорий Нисский. Он тем более един в своих двух природах, что душа и тело происходят от единого акта творения в один и тот же момент. «Так как человек, состоящий из души и тела, един, нужно предполагать одно общее происхождение его состава...» — пишет святитель Григорий Нисский. Божественное Слово, уточняет преп. Никита Стифат, «не поставило перед одну из двух природ в поддержку второй, так что одна предшествовала другой, либо была причиной, либо следствием, будь то тело по отношению к душе или душа по отношению к телу, а напротив, объединило без смешения обе природы в единую субстанцию...». Это объединение, которое Бог осуществляет при создании человека, одинаково повторяется при замысле каждого человека. Святитель Григорий Нисский утверждает: «При сотворении каждой части не появлялось одно раньше другого — ни душа раньше тела, ни наоборот». «Так что несправедливо было бы утверждать, что душа произошла прежде тела или тело без души, но оба имеют одно начало: по высшему закону [это начало] основывается первым Божиим волеизъявлением, а по другому закону оно составляется и основаниях нашего рождения», — отмечает там же святитель Григорий. Преподобный Максим совершенно ясно утверждает одновременное начало существования души и тела, так как человек имеет сложную природу: «Всякая сложная природа, как сама, так и ее компоненты, состоит из частей, которые одновременно появились на свет»; «эти составляющие части одновременны друг с другом и с ней, поскольку они сосуществуют при своем появлении на свет и ни одна из них не предшествует другой во времени». Преподобный Максим подчеркивает, что части обязательно к чему-то относятся и они обе одновременно необходимы, чтобы составить совершенный вид, каким является человек. Сама смерть, подчеркивает преподобный Максим, разделяет тело и душу только относительно: ни тело, ни душа не существуют тогда отдельно, но всегда являются душой и телом не только человека, но человека, рассматриваемого как целое, частью которого они остаются. В определениях церковных Соборов было четко сформулировано учение Церкви о происхождении души первого человека. Церковью были отвергнуты ложные мнения о происхождении души из сущности Бога (эманатизм) и утвержден догмат о непосредственном творении Богом души (креационизм) человека вместе с телом. Соборными решениями подтверждено мнение тех христианских богословов, которые полагали, что душа человека творится Богом одновременно с телом. В частности, Феодорит Кирский указывал на прямую зависимость теории креационизма от содержащегося в книге Бытие повествования о сотворении первого человека: «Церковь… веря божественному Писанию, говорит, что душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего созидания, но изволением Творца приходит в бытие после образования тела». Блаженный Иероним уточнял эту мысль: «Бог постоянно творит души, ибо Его желание есть уже само действие и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5. 17)». Мнение о предсуществовании душ было осуждено церковными Соборами: Александрийским 400 года, Константинопольским 543 года, анафематизмы которого были впоследствии присоединены к актам V Вселенского Собора 553 года и Собором 561 г. в Браге. 1-й анафематизм Константинопольского Собора 543 г. гласит: «Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественного созерцания, а затем обратились к худшему и через это охладели в любви к Богу, отчего и называются душами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема». Отвергнув учение о предсуществовании душ, христианские богословы разделились во мнениях между двумя другими теориями происхождения души. Одни придерживались теории традуционизма (святитель Евстафий Антиохийский, святитель Григорий Нисский, преподобный Анастасий Синаит и другие). Согласно теории традуционизма, «как Бог создал человека из земли, так и человек [т. е. мужчина] по благодати создает человека от женщины. Другие христианские богословы защищали креационизм, получивший с IV–V вв. наибольшее распространение; среди сторонников этой теории были святитель Григорий Богослов, святитель Кирилл Александрийский, преподобный Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский ― на Востоке; а на Западе — святитель Иларий Пиктавийский, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним Стридонский, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, святитель Лев Великий, Геннадий Марсельский и Кассиодор. Священномученик Ириней Лионский утверждает: «…как каждый из нас получает свое тело через искусство Божие (per artem Dei), так получает и свою душу». Святитель Григорий Богослов говорит, что Бог созидает человека, «из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия)». Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет это так: «…Бог Своими руками творит человека и из видимой, и из невидимой природы как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно мы и называем божественным образом»; это значит, говорит преподобный Иоанн, что Бог «душу произвел божественным и животворящим дуновением, которое, по моему мнению, есть Святый Дух, животворящий, зиждительный, все совершающий и освящающий». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, толкуя слова Послания к Евреям о том, что отцом плоти называется человек, а отцом души — только Бог, уточняет, что «и в самом зачатии этой плоти человеку надо приписывать только посредничество, а сущность творения — Творцу всех Богу…».
Отцы Церкви постоянно пытаются защитить равновесие в понимании структуры человеческого существа: обе его составляющие субстанции различны, не будучи разделены, и объединены, не будучи смешаны. Душа соединена с телом, пишет преп. Симеон Новый Богослов, «неизреченно и непостижимо и смешана с ним несмешиваемо и неслитно». Таким образом, невозможно полностью изучать одно без другого, рассматривать человека через душу независимо от тела, хотя оба они сохраняют свою природу и в некоторой степени свое собственное предназначение. Соединение души и тела означает, что в любой человеческой деятельности они участвуют вместе и испытывают одни и те же движения. Что душа соединена с телом, «это показывает сочувствие, по которому живое существо всецело сочувствует самому себе, как единое», — отмечает Немесий, епископ Эмесский. Он также замечает, что душа, «будучи многоразличной, представляется и сочувствующей телу, вследствие некоторого сродства с ним, и владеющей им иногда, и от него владеемой». «Какая боль, какая радость, какое движение тела, которые не были бы действием общим для тела и души?» — спрашивает святитель Григорий Палама. Преподобный Максим пишет более конкретно: «Всякая сложная природа <...> обладает своими частями, объемлющими друг друга естественно и по необходимости. Это касается человека и любой другой сложной природы. Душа непроизвольно хранит тело и хранима им; она сообщает ему жизнь, не выбирая его, естественно разделяя его страсти30 и боли способностью к их восприятию, которая у нее есть». Чтобы подтвердить ответственность души и тела за грех, отцы Церкви подчеркивают общность их действий: «В любой деятельности они связаны друг с другом и вместе участвуют в результате. Итак, если они находятся в таком положении, то, ожидая, что грядет суд над прожитой жизнью, почему ты отделяешь одну от другого? И так как сделанное является общим для обоих, то почему ты назначаешь суд только одной душе?» — спрашивает святитель Григорий Нисский. В продолжение этих мыслей отцы Церкви также отмечают, что греховные страсти являются общими для души и для тела, равно как и добродетели. Таким образом, всякое движение души сопровождается движением тела и всякое движение тела движением души: всякое действие и движение человеческого существа есть движение и действие одновременно его души и тела. Евагрий Понтийский упоминает эту двойную связь: «Тогда как прочие производят в душе помыслы, мысли и представления, пользуясь изменениями тела, Господь делает противоположное: Он входит в сам ум и влагает в него ведение о тех вещах, какие Ему угодны; посредством же ума Он унимает и невоздержанность тела», а преподобный Максим описывает ее очень четко: «Говорят, что четыре вещи изменяют телесное устроение и сообщают уму как страстные, так и бесстрастные помыслы: Ангелы, бесы, погода и образ жизни. Ангелы изменяют [это устроение] словом, бесы — прикосновением, погода — своими превратностями, образ жизни — качеством и количеством еды и пития, их излишеством или недостатком. Помимо этого, изменение телесного устроения происходит через память, слух и зрение, ибо душа первая подвергается воздействию печальных или радостных обстоятельств. И подвергнувшись воздействию их, душа, [в свою очередь], изменяет и телесное устроение, а оно, изменившись, внушает и уму [соответствующие ] помыслы». Это значит, что в человеческом существе ни один элемент не может действовать без участия другого. Плоть без души не может ничего совершить, ни душа без плоти, но по разным причинам — телу нужна душа, чтобы жить и двигаться, а душе нужно тело, чтобы проявляться, самовыражаться и воздействовать на окружающий мир. Так как тело слуга, орган или инструмент души, инструмент, необходимый для выполнения функций по связи с миром и по проявлению своих способностей в условиях земного существования. В этих рамках все действия души, поскольку они проявляются, могут существовать только через тело. Можно также сказать, что состояние души полностью отпечатывается на теле и особенно на лице. Именно так, замечает преп. Иоанн Кассиан Римлянин, духовные люди могут «узнать по облику, по лицу, по внешнему виду человека его внутреннее состояние». В Ветхом Завете уже отмечалось: Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое (Сир 13, 31). Душа пронизывает собой все члены тела; некоторые из них специально предназначены к тому, чтобы быть «жилищами» душевных чувств: органами зрения служат нервы головного мозга и глаза, слуха — нервы мозга и уши, обоняния — ноздри, вкуса — язык и нёбо, осязания — вся нервная система человека. Душа, будучи бестелесной, имеет природу, отличную от природы тела, над которым она обладает превосходством: именно душа дает жизнь телу, именно ей оно обязано своим формированием, именно она управляет его деятельностью и поддерживает его целостность. Смешение тела и души происходит благодаря последней, которая проникает в каждую его часть и делает тело своим органом. Преподобный Максим отмечает: «Душа, распространяясь по всему телу, обеспечивает ему жизнь и движение, будучи простой по природе и бестелесной, не разделяясь или заключаясь в теле, но обладая каждым из его членов, так как оно предназначено ее принимать в силу от природы заложенной в нем способности вмещать ее деятельность». Преподобный Макарий в свою очередь пишет: «Так и душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами сего тела, облеклась оком, которым смотрит, облеклась и этим ухом, которым слышит, и рукою, и ноздрями, и, одним словом, душа облеклась всеми членами тела и срастворилась с ними; вследствие чего и совершает все отправления, какие предлежат ей в жизни». Немесий Эмесский обобщает все эти аспекты: душа, «будучи бестелесной, проникает всюду... и в то же время она остается неизменной, как несмешиваемые вещи, и сохраняет свою целостность, наконец, она обращает к своей жизни все, в чем бы она ни была, и не попадает от него в зависимость. Подобно тому, как солнце своим присутствием превращает воздух в свет, делая его световидным, и свет соединяется с воздухом без смешения, так и душа, со единившись с телом, пребывает в нем совершенно неслитной. Но разница в том, что солнце, будучи телом и будучи ограничено в определенном пространстве, не находится везде, где его свет... тогда как бестелесная и не ограниченная местом душа проникает вся через все и своим светом проникает и все тело; нет ни одной освещенной ею части, в которой она не находилась бы полностью. Ведь не она управляется телом, но сама управляет им; и не душа в теле, как в сосуде или в мешке, но скорее — тело в ней». Хотя душа управляет организацией и функционированием тела, однако человек только частично владеет своим телом. Если уточнить меру этого господства, то можно будет определить сложную природу души. Это определение позволит также установить, в какой степени душа независима от тела. Итак, святыми отцами подчеркивается антиномичность человека, состоящего из души и тела: по телу он является смертным, видимым и чувственным, по душе — невидимым, бессмертным и мыслящим. В телесной природе человека нет ничего дурного или греховного, ибо весь человек в полноте его состава получил благословение Божие. О разумном строении тела человека апостол Павел писал, обращаясь к христианам Коринфской общины: «…членов много, а тело одно… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12. 20–25).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.009 с.) |