Назначение, общие характеристики, классификация оборудования для ремонта и обслуживания шин и колес. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение, общие характеристики, классификация оборудования для ремонта и обслуживания шин и колес.



Оборудование для шиномонтажа - это устройства, которые предназначены для проведения быстрой сборки, разборки и балансировки колес, демонтажа и монтажа шин грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, сельскохозяйственной и специальной техники.

На сегодняшний день, существует разное оборудование для шиномонтажа, которое можно классифицировать следующим образом:

 

1. Станки для шиномонтажа. Данный вид оборудования, является ключевым для шиномонтажа. Производят станки для шиномонтажа легкового транспорта, а так же для грузового транспорта специальной и сельскохозяйственной техники. Станки для легкового транспорта подразделяются на автоматические и полуавтоматические.

 

2. Балансировочные станки. Процесс эксплуатации автомобиля, приводит к смещению центра тяжести колеса. Для устранения данной поломки используют балансировочные станки для легковых автомобилей, предназначены для работы с колесами, вес которых не превышает 70 кг и станки для грузовых автомобилей и спецтехники - до 200 кг. Последние, как правило оснащены пневматическими подъемниками для колес.

 

3. Вспомогательные типы оборудования. Данные приспособления предназначены для выполнения вспомогательных операций, без которых выполнение шиномонтажных работ становится невозможным. К такому оборудованию относятся: борторасширители - оборудование для фиксации, а так же расширения бортов шин, с целью осмотра и устранения повреждений; азотные установки - оборудование для накачивания колес азотом; вулканизаторы шин - оборудование для горячей

 

12. Назначение, общие характеристики, классификация оборудования для подготовки к окрашиванию и окрашиванию кузовов автомобиля.

Оборудование для покраски автомобилей можно разделить на две большие группы: первая – это тяжелое оборудование для покрасочных помещений, в том числе и покрасочные камеры в сборе, а второе – это ручной инструмент, с помощью которого мастер компании Порт-Авто наносит и обрабатывает лакокрасочное покрытие кузова авто.

Теперь подробней остановимся на нескольких видах оборудования, которыми должен быть укомплектован малярный пост.

Посты подготовки автомобиля.

Пост подготовки автомобиля – это, собственно, то место, куда устанавливается машина, и где над ней будут вестись подготовительные и покрасочные работы. Он представляет из себя основание, на которое загоняется машина, оборудованное специальным поддоном для сбора краски во избежание ее попадания на пол цеха. Поддон может оборудоваться жидкостной системой очистки, то есть краска, стекая в поддон, попадает в воду и затем с помощью системы фильтрации удаляется оттуда.

Такое оборудование может поставляться во множестве модификаций, которые между собой различаются размерами, наличием поддона и системой его очистки, могут иметь бетонное или металлическое основание, а так же могут укомплектовываться системой дополнительной вентиляции, которая называется пленум.

Пленум – это дополнительный вентиляционный диффузор, способствующий улавливанию частиц краски, витающих в воздухе. С использованием пленума резко снижается нежелательное оседание частиц краски на уже обработанную поверхность и другое оборудование покрасочного бокса, что в свою очередь повышает производительность поста и качество покрасочных работ.

Пленум, так же как и сам пост может быть различного размера и производительности и обычно располагается горизонтально над постом. В идеале его площадь должна равняться площади подготовительного поста.

После того, как автомобиль покрашен, краске необходимо какое-то время для высыхания, чтобы это время значительно ускорить, на покрасочных постах применяют портативные инфракрасные сушки.

Инфракрасные сушки представляют из себя массивные лампы на длинных стойках, позволяющих поднять лампу на необходимую высоту и повернуть ее так, чтобы излучение попадало на окрашенную поверхность под оптимальным углом. Скорость сушки автомобиля зависит от того, сколько ламп установлено в применяемой ИК-сушке.

Если из вышеперечисленных элементов можно оборудовать покрасочный цех в имеющемся помещении, то сейчас многие производители оборудования предоставляют возможность покупки готовой покрасочной камеры или же возможность ее производства с учетом всех потребностей заказчика и наличием в ней всего необходимого оборудования.

Покрасочная камера – это герметичное помещение, которое оборудуется необходимыми системами очистки, вентиляции и сушки уже в процессе производства. Специально собранная покрасочная камера показывает результаты намного лучше отдельно оборудованных помещений. Это получается благодаря улучшенной системе очистки воздуха от витающей в нем краски и специальной теплоизоляции, благодаря которой в процессе сушки электроника поддерживает во всем помещении оптимальную для данного типа краски температуру.

К ручному оборудованию, которое используют для покраски, относится тележка маляра, под которую может быть приспособлен универсальный передвижной столик для инструмента и, конечно же, основное орудие работы в покраске – это пистолет-распылитель, которым наносится краска на подготовленный кузов.

Сейчас этот инструмент можно найти в огромном количестве модификаций, которые в основном отличаются способом смесеобразования краски внутри пистолета и параметрами его сопла.

Эти же пистолеты применяются и для художественного нанесения лакокрасочного слоя, именуемого аэрографией. Если вы видели картины, которые наносятся на современные автомобили с помощью этого инструмента, то хотя бы примерно, вы представляете, каким количеством настроек он должен обладать для достижения такого эффекта, и какими профессиональными навыками владеют люди этой профессии.

 

13. Системы электроснабжения предприятий автомобильного транспорта и требования к ним.

Электроснабжение ПАТ осуществляется от действующей в регионе электросети, за исключением случаев децентрализованного электроснабжения (от местных передвижных или стационарных электростанций). В зависимости от требований, предъявляемых к надежности питания электроприемников, они подразделяются на 3 категории. К первой категории относятся электроприемники, нарушение электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, значительный ущерб народному хозяйству, повреждение оборудования, массовый брак продукции, расстройство сложного технологического процесса, нарушение особо важных элементов городского хозяйства. Электроприемники первой категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых источников питания, и перерыв их электроснабжения может быть допущен лишь на время автоматического ввода резервного питания. Вторая категория – электроприемники, перерыв в электроснабжении которых связан с массовым недоотпуском продукции, простоем рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушением нормальной деятельности значительного количества городских жителей. Третья категория – все остальные электроприемники, не подходящие под определения 1-й и 2-й категорий. Электроприемники авторемонтных предприятий относятся к 3-й категории, которая допускает электроснабжение от одного источника питания. При этом перерыв электроснабжения, необходимый для замены или ремонта поврежденного элемента системы, не должен превышать одних суток. 31 К 1-й категории на ПАТ относятся только электродвигатели насосных установок аварийного пожаротушения, для привода которых предусматривается самостоятельный второй ввод электропитания или установка резервных насосов, приводимых в действие от двигателей внутреннего сгорания. Остальные источники питания этих предприятий относят к 3-й категории. Электроэнергия от внешних сетей поступает в распределительное устройство (РУ) и распределяется без трансформации при напряжении, принятом от энергосистемы, по комплектным трансформаторным подстанциям (КТП). КТП получают электроэнергию при генераторном напряжении 6–10 кВ от главных понизительных подстанций (ГПП) или местной электростанции и распределяющие ее (при напряжениях ниже 1000 В) по электроприемникам. Такая схема питания электроэнергией является наиболее рациональной, поскольку она позволяет размещать КТП вблизи центров нагрузок потребителей электроэнергии. Т. е. электроэнергия до центров нагрузок распределяется под высоким напряжением, что позволяет снизить потери энергии и уменьшить расход металла на электрические коммуникации, поскольку сечения токопроводов для высокого напряжения применяются меньшими, чем для низкого напряжения. РУ должны размещаться в отдельном помещении у наружной стены здания. При этом желательно, чтобы месторасположение РУ совпадало с одной из КТП. КТП не должны размещаться в помещениях со взрыво- и пожароопасными производствами. Если КТП размещают в помещении с производствами категорий В, то при этом требуется согласование с органами пожарного надзора. Ограждение КТП сетчатой перегородкой следует предусматривать при их установке на участках с интенсивным движением транспорта или при насыщенности производственного участка оборудованием. При размещении КТП необходимо учитывать возможность демонтажа трансформаторов для их ремонта, поэтому одна из сторон КТП должна примыкать к проезду или площадке, на которой отсутствует оборудование, устанавливаемое на фундаменте или требующее подсоединения к энергетическим и сантехническим коммуникациям. В целях более рационального использования производственных площадей КТП целесообразно располагать в «мертвых зонах», не обслуживаемых кранами. В нашей стране выпускаются КТП номинальной мощностью 400; 630; 1000 и 1600 кВт. При размещении КТП в изолированных помещениях или за сетчатыми перегородками с учетом проходов для их обслуживания необходимы следующие площадки: КТП 400 – 6×4,5 м; КТП 630 и КТП 1000 – 9×4,5 м. С учетом размещения магистральных шинопроводов 0,4 кВт высота помещения для КТП должна быть не менее 3,2 м. При проектировании ПАТ следует принимать коэффициент загрузки трансформаторов КТП, равный 0,9−0,95. При определении расчетных электрических нагрузок необходимо учитывать характеристику электроприемников, непрерывность и одновременность их работы, а также изменение по времени мощности, потребляемой отдельными токоприемниками. Характеристика токоприемников определяется следующими коэффициентами:

• Ки – коэффициент использования, определяющий отношение средней активной мощности электроприемников к их номинальной мощности;

• Км = cos φ – коэффициент мощности, определяющий соотношения активной и реактивной мощностей.

В табл. 3.1 приведены данные, характеризующие различные группы электроприемников ПАТ. Так, например, вентиляторы на ПАТ применяются в установках искусственной тяги для удаления дымовых газов; компрессоры применяются в основном для производства механической работы сжатым воздухом.

Электро приёмники коэффициенты
Использования мощности
Металлорежущие станки 0,14–0,16 0,45–0,6
Прессы, молоты 0,16–0,18 0,65
Электросварочные трансформаторы 0,2 0,4
Электросварочные преобразователи 0,3 0,6
Установки точечной, стыковой, шовной сварки 0,2–0,3 0,6–0,7
Термические печи 0,75–0,8 0,95
Сушильные камеры 0,8–0,9 0,9
Технологические насосы (моечных машин, окрасочных камер), сантехнические компрессоры, выпрямители 0,7 0,85
Вентиляторы 0,6–0,65 0,8
Разборочные, сборочные стенды и эстакады с механизированным приводом, испытательные стенды 0,15–0,2 0,5–0,6
Краны, электрические печи 0,05-0,1 0,5
Механизированный инструмент (гайковерты, шпильковерты) 0,06 0,5
Лампы накаливания - 1,0
Лампы люминесцентные - 0,9

Электроприемники подразделяются на следующие группы: 1) электродвигатели; 2) электротермические приемники; 3) электрохимические приемники; 4) осветительные приемники. Электродвигатели различных производственных механизмов и агрегатов являются наиболее распространенной категорией электроприемников. К ним можно отнести: электродвигатели вспомогательных механизмов металлорежущих станков, электродвигатели кранов и подъемных механизмов. 33 Трехфазные асинхронные электродвигатели изготавливаются на номинальные напряжения 127, 220, 380, 660, 3000, 6000 и 10000 В при частоте тока, равной 50 Гц. Синхронные электродвигатели (для частоты тока 50 Гц) изготавливаются на номинальные напряжения 380, 660, 3000, 6000 и 10000 В. В качестве примера электротермических приемников на АТП можно выделить электросварочные агрегаты для дуговой и контактной сварки и термические приборы для коммунально-бытовых целей. Сварочные агрегаты, применяемые для дуговой и контактной электросварки, как и коммунально- бытовые приборы, питаются при напряжениях 220 и 380 В переменного тока, при частоте 50 Гц. Электрохимические приемники на ПАТ не используются, их основное применение связано с металлургической и химической отраслями промышленности. Осветительные приемники (лампы накаливания, люминесцентные лампы) применяются для внутреннего и наружного освещения зданий и территорий. Лампы накаливания изготавливаются с номинальными напряжениями 12, 36, 127 и 220 В, причем лампы местного освещения с напряжением 12 или 36 В питаются через специальные трансформаторы от тех же электрических сетей, что и лампы общего освещения (при напряжениях сети 127, 220 или 380 В). Люминесцентные лампы изготавливаются на напряжения 110, 125, 200, 220 и 250 В. На ПАТ люминесцентные лампы преимущественно питаются от электрических сетей с номинальными напряжениями 220 или 380 В. Для подключения предприятия к централизованной системе электроснабжения необходимо подготовить пакет документов, часть из которых согласуется с местными органами Энергонадзора или электросети. В пакет документов входят: проект предприятия с привязкой основных систем энергоснабжения, согласованный с организациями, эксплуатирующими местную (кабельную) электросеть; технические условия на прокладку кабеля, устройство трансформаторной подстанции и подключения; справка о выполнении технических условий; проект договора на электроснабжение; заявка на потребное количество электроэнергии по месяцам; акт разграничения балансовой и иной ответственности; акт на скрытые работы; акт о приемке здания (щитовой, трансформаторной) в эксплуатацию, перечень недоделок; акты об испытаниях электроустановок; приказ (распоряжение) о назначении лица, ответственного в органах местного Энергонадзора. Правовой основой для подключения предприятия к сети электроснабжения является проект предприятия. Для практической реализации проекта необходимо получить в организации, эксплуатирующей местную электросеть, технические условия, после выполнения которых дается разрешение на подключение. После выполнения технических условий организация, выдававшая их, производит контроль качества выполненных работ и, при положительном заключении, выдает справку о выполнении технических условий. Перед заключением договора на электроснабжение оформляется акт о разграничении балансовой и иной ответственности между энергоснабжающей34 организацией и организацией – потребителем электроэнергии. В «акте разграничения» вычерчивается схема электроснабжения, оговаривается категория надежности – максимально допустимые сроки прекращения подачи электроэнергии. Здесь же указывается класс помещения по степени опасности – с повышенной опасностью, особо опасные и без повышенной опасности. Организация, имеющая на своем балансе приборы учета расхода электроэнергии, осуществляет их своевременную поверку в специализированных предприятиях и на заводах–изготовителях. На всех предприятиях, имеющих сеть электроснабжения должно быть назначено лицо, ответственное за электрохозяйство. Лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, должно пройти обучение в органах Электронадзора и в установленные сроки проходить переаттестацию. Электробезопасность персонала должна обеспечиваться техническими способами и средствами защиты: защитное заземление; защитное зануление; электрическое разделение сетей; выравнивание потенциалов; малое напряжение; защитное отключение; изоляция токоведущих частей; предупредительная сигнализация; блокировки; ограждения и знаки безопасности; индивидуальные средства защиты; предохранительные приспособления.

14. Системы теплоснабжения предприятий автомобильного транспорта и требования к ним.

В производственных, складских и административно-бытовых помещениях ПАТ, независимо от внешних климатических условий, должны обеспечиваться нормальные условия для работы персонала и оборудования. Для этого помещения предприятия оборудуются системами теплоснабжения, обеспечивающими поддержание температуры в соответствии с установленными нормативами. Системы теплоснабжения рассчитываются на обогрев помещений и возмещение расхода теплоты на нагревание воздуха, поступающего через неплотности в ограждающих конструкциях, а также открываемые ворота и двери; на нагрев и подачу в производственные и бытовые помещения горячей воды; на нагревание поступающих извне материалов, оборудования и транспортных средств; на нагревание воздуха, поступающего извне по системе вентиляции и т. д. Системы теплоснабжения должны обеспечивать: • равномерное нагревание воздуха помещений; • взрыво- и пожаробезопасность; • наименьшее загрязнение воздуха помещений вредными выделениями и неприятными запахами; • бесшумность, надежность и удобство в эксплуатации. Для отопления и горячего водоснабжения на ПАТ чаще всего используются централизованные системы отопления от внешних муниципальных тепловых сетей. 35 При отсутствии возможности подключения к централизованным системам отопления, предприятия самостоятельно или совместно с другими предприятиями строят свои котельные. В качестве носителей теплоты могут использоваться горячая вода, пар, вода, перегретая до 150 °С. В производственных помещениях для ТО и ремонта автомобилей, работа в которых связана с выделением вредных веществ, и закрытой стоянки рекомендуется применять отопление, совмещенное с вентиляцией с помощью предварительно прогретого наружного воздуха. В производственные помещения и осмотровые канавы воздух должен подаваться в холодное время года с температурой не выше 25 °С и не ниже 16 °С. Для предотвращения поступления в помещение холодного воздуха при частом открывании наружных ворот они оборудуются воздушно-тепловыми завесами (рис. 3.1). Воздушно-тепловые завесы рекомендуется предусматривать, если общая продолжительность открывания ворот в течение смены превышает 40 мин или если они открываются более пяти раз в смену. В целях экономии целесообразно блокировать системы управления открыванием ворот и пуска вентиляторов завесы, чтобы тепловая завеса включалась с началом открывания ворот и выключалась с их закрытием.

Температурные режимы, рекомендуемые для производственных и административно-бытовых помещений ПАТ, приведены в табл. 3.2. Таблица 3.2 Нормы температур в рабочей зоне производственных помещений и административно-бытовых помещениях

Наименование помещений, участков Допустимая температура в холодный период года, °С Расчетная температура, °С
Слесарно-механический, ремонта электрооборудования, приборов питания, инструментальный 17-21 -
Агрегатный, кузовной, медницкий шиномонтажный, аккумуляторный деревообрабатывающий, окрасочный, ЕО, ТО и ТР автомобилей 16-20 -
Кузнечно-рессорный, сварочный, складские помещения 14-18 -
Закрытая стоянка автомобилей, склад шин   -
Конструкторское бюро, библиотека -  
Помещения отделов управления, общественных организаций, гардеробы рабочей одежды -  
Гардеробы уличной одежды, умывальники, залы заседаний, вестибюли -  
Душевые -  
Туалеты -  

 

15. Системы вентиляции предприятий автомобильного транспорта и требования к ним.

Вентиляция – комплекс взаимосвязанных устройств и процессов, предназначенных для создания организованного воздухообмена с целью обеспечения нормальных условий в рабочей зоне помещения. Вентилирование помещений осуществляется с помощью вентиляционных систем, которые по назначению подразделяются на три типа: общеобменные, местные и смешанные. 37 Общеобменные системы осуществляют смену воздуха во всем объеме помещения, местные обеспечивают улавливание вредных веществ в местах их выделений и удаление из помещений, смешанные выполняют одновременно обе функции. Устройство в помещении только местной вентиляции недопустимо. Общеобменная вентиляция обязательна во всех случаях. Системы вентиляции (рис. 3.2) по способу побуждения движения воздуха делятся на системы с естественным побуждением (аэрация) и системы с искусственным побуждением (механическая или принудительная вентиляция). В первом случае причиной перемещения воздуха служат естественные факторы (тепловой напор, движение ветра), во втором – для перемещения воздуха применяют специальные побудители тяги: вентиляторы, воздуходувки, эжекторы и т. п.

Рис. 3.2. Системы вентиляции: а – приточная; б – вытяжная; в – приточно-вытяжная; 1 – воздухоприемник; 2 – воздуховоды; 3 – фильтр; 4 – калорифер; 5 – вентилятор; 6 – воздуховыпускные насадки; 7 – вытяжные насадки; 8 – очистное устройство; 9 – вытяжная шахта; 10 – помещение; 11 – воздуховод; 12 – клапаны38

 

Системы вентиляции подразделяют также на приточные и вытяжные. Приточные установки подают в помещения чистый воздух, а вытяжные – удаляют из помещения отработанный загрязненный воздух. Обычно эти установки действуют совместно, образуя приточно-вытяжную систему вентиляции. Выбор той или иной системы должен быть обоснован технико- экономическими и санитарно-гигиеническими требованиями создания нормируемых параметров воздушной среды в помещениях. Преимуществом механической вентиляции перед естественной является возможность обеспечения стабильного требуемого воздухообмена независимо от времени года, наружных метеорологических условий, а также скорости и направления ветра. Она позволяет обрабатывать подаваемый в помещения воздух, доводя его метеорологические параметры до значений, требуемых стандартом, и очищать от вредных примесей воздух перед выбросом в атмосферу. К недостаткам механической системы вентиляции можно отнести высокие расходы электроэнергии, однако, эти расходы быстро окупаются. При механической общеобменной вентиляции направление движения воздушных масс в помещениях задается в зависимости от вида выделяемых производством вредных веществ. При выделении избыточного тепла, газов и паров вентилирование помещений осуществляется по схеме «снизу – вверх», т. к. при этом используется естественное движение выделений. Приточный воздух подается в рабочую зону на высоте 1,5–2,0 м от уровня пола через воздухораспределительные устройства. Отработанный воздух удаляется с помощью системы воздуховодов, проложенных в верхней зоне помещения обычно в местах наибольшей концентрации вредных веществ (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Схема установки местной вытяжной вентиляции:

1 – местные отсосы; 2 – воздуховоды; 3 – вентилятор; 4 – шахта

При выделении в помещении пыли и тяжелых газов вентилирование происходит по схеме «сверху – вниз». Приточный воздух подается через воздухораспределяющие патрубки, расположенные на высоте 4–7 м от пола, и удаляется с помощью воздуховодов, проложенных в нижней части помещения, а иногда – под полом. При такой организации движения воздушных потоков39 выделяющиеся вредные вещества удаляются вниз, не достигая зоны дыхания рабочих. Местная приточная вентиляция осуществляется в виде воздушных душей и воздушно-тепловых завес. Воздушный душ – это поток воздуха, направленный на рабочее место с целью создания улучшенных санитарно-гигиенических параметров производственной среды. Воздушно-тепловая завеса представляет собой струю воздуха, направленную навстречу движению холодного воздуха под некоторым углом, и применяется для предотвращения поступления холодного наружного воздуха в помещение в зимнее время при открывании ворот или дверей. Местная вытяжная вентиляция (рис. 3.4) предназначена для улавливания вредных выделений в месте их образования. Сильно запыленный воздух перед выбросом в атмосферу очищают в пылеулавливающем аппарате, устанавливаемом до вентилятора или после него.

16. Системы водоснабжения и водоотвода предприятий автомобильного транспорта и требования к ним.

ПАТ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым, производственным и противопожарным водопроводами. Оптимальным вариантом с точки зрения экономической целесообразности, противопожарной безопасности, охраны здоровья персонала, охраны окружающей среды и40 прочего следует признать вариант, когда все указанные водопроводы имеются и функционируют раздельно. Хозяйственно-питьевой водопровод должен обеспечивать предприятие водой, отвечающей требованиям ГОСТ 2874–82 «Вода питьевая». Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды включает в себя: • расход на питьевые и бытовые нужды, которые принимаются в АТП из расчета 15 л на одного водителя и 25 л на одного работающего в смену с коэффициентами часовой неравномерности водопотребления соответственно 2,0 и 3,0; • расход воды на душ составляет 40–60 л на одну процедуру; • расход воды на поливку из шлангов покрытий тротуаров, площадок, проездов принимается из расчета 0,4–0,5 л/сут на 1 м 2; • расход воды на мойку полов составляет 1,0–1,5 л/сут на 1 м 2; • на поливку зеленых насаждений 3–6 л/сут на 1 м 2; • на умывальник в раздевалке или туалете 100 л за один час; • на туалеты – 600 л/сут на один унитаз; • на приготовление пищи в столовой или кафе 12 л/сут на одно блюдо при коэффициенте неравномерности 1,5. Расчетный секундный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды для определения параметров водопровода (диаметров труб и т. д.) определяется по числу устанавливаемых приборов и точек расходования по приведенным нормам расходования. При определении расчетного секундного расхода воды для объединенной сети водопровода расход воды на мойку автомобилей и мытье полов производственных помещений не учитывается. Для снабжения питьевой водой на предприятиях предусматриваются автоматы, фонтанчики и другие устройства, которые размещаются в производственных помещениях, вестибюлях, комнатах отдыха, площадках и других местах на территории АТП. Расстояние от рабочего места до ближайшего устройства для питья не должно превышать 75 м. Температура воды должна быть в пределах 8 °С и не выше 20 °С. Производственный водопровод обеспечивает поставку на предприятие воды для технических нужд. Расход воды на технические нужды определяется в зависимости от производственных процессов и применяемого технологического оборудования. В АТП расход технической воды, в основном, приходится на мойку автомобилей. Расход воды на мойку автомобиля зависит от способа мойки (ручная, механизированная), применяемого моечного оборудования, типа автомобиля, условий эксплуатации и т. д. Средний расход воды на ручную мойку одного автомобиля составляет для легковых автомобилей – 500–700 л; для грузовых – 700–1000 л; для автобусов – 1500–2000 л. Расход воды при механизированной мойке составляет для легковых автомобилей – 1000–1500 л; для грузовых автомобилей и автобусов – 1500–2000 л. Противопожарный водопровод (внутренний) на ПАТ в обязательном порядке должен устанавливаться: 41 • в производственных зданиях, за исключением тех производственных зданий, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар или распространение огня, а также производственных и вспомогательных зданий, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено наружное тушение пожаров из водоемов; • в административно-бытовых и вспомогательных зданиях высотой шесть этажей и более; • в закрытых помещениях для хранения автомобилей. Системами автоматического пожаротушения (рис. 3.5) (спринклерными и дренчерными установками) оборудуются деревообрабатывающие цеха объемом 2000 м 3 и более, окрасочные отделения (при применении горючих растворителей) объемом 500 м 3 и более, здания без фонарей при ширине более 60 м, аккумуляторные и обойные цеха, склады топливно-смазочных и сгораемых материалов, помещения для обслуживания автомобилей и их хранения. Противопожарная водопроводная сеть должна быть закольцована и запитываться от двух источников водоснабжения. При одном источнике водоснабжения необходимо устанавливать резервуары (два и более) противопожарного запаса воды и насосную станцию для подачи воды во время пожара из резервуаров в сеть. Рис. 3.5. Система автоматического пожаротушени

Предприятия, имеющие системы водоснабжения и расходующие воду на производственные и хозяйственные нужды, должны иметь и систему водоотведения (канализации). На ПАТ применяются следующие системы внутренней канализации: бытовая – для отведения сточных вод от сантехнических приборов (унитазов, умывальников, душей и др.); ливневая – для очистки ливневых и других стоков, поступающих с территории в общегородские или районные канализационные сети; производственная – для отведения производственных сточных вод (мойки автомобилей, мойки деталей и т. д.). При отсутствии в районе предприятия канализационной сети очистка сточных вод предприятия, а также выбор места их спуска должны производиться с соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения их сточными водами. Бытовая канализация предприятия вливается в прилегающую сеть муниципальной бытовой канализации. Требования к устройству и эксплуатации бытовой канализации определяются соответствующими муниципальными службами на основании нормативных документов. Ливневая канализация должна быть предусмотрена на АТП, так как территории ПАТ (зоны обслуживания и ремонта, проезды, места стоянки) в процессе производственной деятельности загрязняются взвешенными веществами, нефтепродуктами, химикатами и другими вредными веществами. В соответствии с действующими нормативами не допускается сливать с территории предприятий в муниципальные канализационные сети ливневые и другие стоки, требующие очистки. Производственная канализация обеспечивает отведение производственных сточных вод. В процессе осуществления перевозок подвижной состав автомобильного транспорта загрязняется вследствие налипания дорожной грязи, состоящей из частиц асфальта, глины и песка, оседания частиц сажи и других химических соединений, входящих в состав отработавших газов, попадания масла, бензина и других эксплуатационных материалов при ТО, ремонте и эксплуатации автомобилей. На сегодняшний день наиболее широко применяются следующие типы очистки:

• фильтрация;

• реагентная обработка с последующей фильтрацией;

• гравитационная;

• флотационная обработка;

• сочетания этих типов

Фильтрационная обработка применима при малых концентрациях загрязнений сточных вод и применяется в системах доочистки, т. к. существенным недостатком ее является частая замена фильтроэлементов. Реагентная обработка с последующей фильтрацией является более эффективным способом очистки, но к недостаткам можно отнести высокую стоимость реагентов, применяемых в этом методе очистки. 43 Гравитационный тип очистки (отстойники) применяется, как правило, при первичном осветлении воды и не применим на автомойках без последующей доочистки воды. Флотационный метод очистки основан на искусственном насыщении очищаемой воды пузырьками воздуха, которые, прилипая к частицам масла, нефти и других загрязнений, способствуют их всплытию на поверхность вод. Для поднятия на поверхность мелкодисперсных частиц используется коагулянт (сернистый алюминий или сернокислое железо). При очистке стоков методом флотации на поверхности воды образуется пена, содержащая частицы загрязнений, которая собирается и удаляется. Степень загрязнения подвижного состава зависит от условий эксплуатации, погодных условий, типа подвижного состава, вида перевозок и др. Масса загрязнений автомобиля за день работы на линии может быть в пределах 2–20 кг. Нетрудно подсчитать, что масса грязи, очищаемая за год в процессе выполнения уборочно-моечных работ в АТП, эксплуатирующем 250 автомобилей-самосвалов КамАЗ, МАЗ, на дорогах с щебеночным и гравийным покрытием может колебаться в пределах 400–800 т. Чтобы смыть такое количество грязи приходится израсходовать 100–150 тыс. м 3 воды. Попадание такого количества неочищенных стоков со значительным содержанием вредных веществ от предприятий в городскую канализацию может привести к экологической катастрофе. В целях рационального использования водных ресурсов, охраны окружающей среды и сокращения материальных затрат на ПАТ при мойке автомобилей используется оборотное водоснабжение (исключением являются автомобили ассенизационные и перевозящие ядовитые и инфицирующие вещества, для которых запрещено предусматривать оборотное водоснабжение). При оборотном водоснабжении вода после мойки автомобилей очищается и отстаивается в очистных сооружениях предприятия, откуда насосами повторно подается на мойку. Оборотное водоснабжение позволяет сократить расход водопроводной воды на 80–90 %. Очистка производственных сточных вод в зависимости от компонентов, входящих в состав загрязнений, и концентрации загрязняющих веществ может производиться механическими, химическими, химико-физическими и биологическими методами. Наибольшее распространение для очистки производственных стоков после мойки автомобилей получил механический метод, как наиболее дешевый и эффективный. Используется также и химико-физический (флотационный) метод. Механический метод очистки сточных вод заключается в отделении и удалении бензомаслосодержащих частиц, отстое и фильтрации воды. Очистные сооружения с механической очисткой предприятия могут построить своими силами, используя местный материал или типовые строительные конструкции (рис. 3.6). Представленные на рисунке типовые очистные сооружения спроектированы подземными из сборных железобетонных конструкций. 44 Отстойная часть и насосная станция очистных сооружений перекрыты железобетонными плитами, обеспечивающими проезд по ним автомобилей.

Рис. 3.6. Типовой проект очистных сооружений с оборотной водой:

1, 2 – пополнение оборотного водоснабжения; 3 – подача на гидроциклоны; 4 – приямок; 5 – подающая труба; 6 – маслосборный лоток; 7 – монтажная площадка; 8 – насосная; 9 – отстойник; 10 – сборная камера; 11 – распределительная камера; 12 – фильтры; 13 – водозаборная камера; 14 – скребковая тележка; 15 – погруженная стенка; 16 – насосы; 17 – вентиляционная камера; 18 – сливная стенка; 19 – приемный клапан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.03 с.)