Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты травматизма и аварийности в профессиональной деятельности. Причины. Методы исследования. Способы профилактики.

Поиск

По данным ВОЗ смертность и инвалидность от несчастных случаев занимает третье место. Психологическое обеспечение надежной и безошибочной работы персонала автоматизированных систем управления в промышленности, армии, на транспорте – важная задача психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Несчастный случай – это внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности. Человеческий фактор в происшествиях. Индивидуальные качества, непосредственно влияющие на безопасность труда, иногда называют личным фактором аварийности. 1. К. Марбе разработал концепцию переключаемости установок личности, объясняющую разную степень подверженности людей происшествиям. Человек, обладающий хорошей способностью к смене установок (психомоторных, перцептивных, установок внимания, аффективных установок) в изменившихся условиях деятельности, является защищенным от ошибок и несчастных случаев. Этот подход ограничен, т.к. роль личного фактора сводится лишь к индивидуальным свойствам субъекта. 2. В 30-е гг. психологи стали рассматривать влияние производственного утомления, монотонии, стресса, степень компетентности персонала, социально-психологические факторы, особенности мотивации работников, организационные факторы и пр. Исследования НС 20х гг. привели к выводам, что причины несчастных случаев вытекают из ряда психофизиологических качеств человека. Общие дифференцирующие показатели предрасположенности к опасности: а) Эмоциональные свойства и качества темперамента б) Низкие качества внимания в) Малая наблюдательность г) Недостаточная сенсомоторная координация д) Низкая выносливость е) Склонность к риску. Влияние на травматизм пола. Женщины меньше создают аварийные ситуации, а мужчины в таких ситуациях способны скорее избегать несчастных случаев. Производственные качества. Стаж работы, который тесно связан с возрастом. В начале освоения профессии из-за малого стажа и обычно молодого возраста имеет место пик травматизма, тогда, как в дальнейшем, с ростом стажа, действует общая тенденция снижения количества несчастных случаев. Однако про профессиональном стаже примерно 5 лет, обнаруживается второй скачок числа несчастных случаев. Влияние состояния на нечастные случаи. 1. Стресс, возникающий в экстремальных ситуациях (вследствие роста требований, предъявляемых к человеку, или снижения возможностей человека по выполнению прежних требований). 2. Трудовое утомление. 3. Беспокойство тревоги – предвидение нежелательных результатов (Гартман). Устойчивые факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям: а) Особенности темперамента б) Функциональные изменения в организме в) Недостатки органов чувств г) Функциональные нарушения между сенсорными и моторными процессами д) Пристрастие к алкоголю, наркотикам. Факторы, временно повышающие предрасположенность рабочего к несчастным случаям. а) Неопытность б) Неосторожность в) Утомление г) Дистресс д) Влияние биологических ритмов и атмосферных факторов. Среди факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Концепция безопасности Д. Петерсона (80е гг. 20го века). 1. Принцип отношения к предпосылкам аварий как к серьезным событиям, источникам информации о возможных факторных происшествий. 2. выявление цепи повторяющихся событий. 3. Выявление причинных факторов происшествий. 4. Принцип добровольного информирования (персонал часто имеет доступ к информации). 5. Принцип пропаганды безопасности. Методы изучения происшествий в психологии. 1. Статистический метод основан на выявлении статистических связей частоты происшествий и длительности рабы, по дням рабочей недели, по месяцам в рамках рабочего года, по стажу, возрасту, половой принадлежности персонала. 2. Метод моделирования предполагает воспроизведение профессиональной задачи в лабораторных условиях, когда психика испытуемого, выполняющего экспериментальное задание, предположительно будет работать в том же режиме и с теми же качественными особенностями., что и в реальной исследуемой трудовой ситуации.3. Клинический метод в изучении производственных аварий и несчетных случаев предполагает всестороннее обследование происшествия, реконструкцию событий жизни людей, причастных к происшествию, особенностей личности, характера, состояния здоровья, уровень квалификации. Организуются «иституты» в рамках предприятия, изучающие и воздействующие на персонал и условия труда («клиники»). Профилактика несчастных случаев. В сфере производства СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА решает ряд задач: а) Способствует обеспечению общей организации безопасности производства б) Способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов в) Способствует организации обучения безопасной работ, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе г) Осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы. Стимуляции безопасного поведения может осуществляться в социальном плане и в материальном. Воспитание безопасного поведения можно определить как направленное воздействие на психику рабочего с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе. Воспитание можно рассматривать как информационное воздействие и как эмоциональное воздействие. 2 метода воздействия: - одноканальные коммуникации, когда отсутствует канал обратной связи (печатные издания, плакаты, аудиовизуальные средства). - двухканальные коммуникации, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие (беседы, коллективное обсуждение НС, использования средств защиты).

3.Ошибки прогноза успешности в профессиональной деятельности на основе данных тестирования при рекрутинге (Фланаган). При отборе кандидата на ту или иную вакансию целесообразно произвести многоступенчатое психологическое тестирование. За последние 25 лет в зарубежных странах получила распространение практика аттестации руководителей в специальных организациях – «центрах» оценок – по специализированным профессиональным задачам и по психологическим (личностным свойствам и характеристикам психических процессов) показателям. После проведения всех процедур и подведения итогов по всем заданиям специалиста аттестуют и направляют на службу. Статистика показала, что точность прогноза успешности профессиональной деятельности составляет 65 %. Однако зачастую в прогноз оказывается неверным. Особенно наглядно это показывает карта прогноза летной деятельности по данным психологического тестирования, собранным американским психологом Дж. Фланаганом. Видно, что данные по трем первым строкам основаны на большом количестве кандидатов - 73 047, из них отчислено 7301, т.е. 9%. С другой стороны, 1-3 балла получили 14252 кандидата, из них отчислено 56%. Ясно видно различие данных по кандида­там, получившим 4,5 и 6 баллов: из 98 072 кандидатов отчислено 28639, т.е. 29%.

Ошибка предсказания деятельности по тестам:

Оценка по тесту по девятибалльной системе (стенайны) Количество лиц, прошедших тестирование Отчислено лиц, %
     
     
     
  39 398  
     
     
     
     
     

1.Трехуровневые модели действия человека в сложной человеко-машинной системе (Расмуссен, Зинченко, Зараковский). Действие — это единица, в которой соединены внешние исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными процессами. Действие позволяет сразу говорить о сознании и движении. Для понятия “действие” разработана теория мотивационных процессов. Схема простого действия Зараковского и Павлова (1987) содержит три встроенных друг в друга кольца, один вход и один выход. Внутреннее кольцо описывает действие в хорошо знакомой ситуации — ее опознание проходит симультанно и без затруднений, поскольку имеется для этого готовая программа. Наличие моторной программы обеспечивает быстрое выполнение ответного движения. Авторы называют этот случай действием прямого замыкания — оно выполняется автоматически и не требует участия сознания, поэтому авторы называют такой процессор парафокальным. Если ситуация не знакома субъекту, то запускается одно и колец преобразования ситуации — внешнее, выполняющее продуктивные преобразования, или внутреннее, соответствующее репродуктивным преобразованиям. Разветвление происходит в блоке поиска в памяти программы идентификации и в действие запускается кольцо, которое преобразует ситуацию. Выполнение обеспечивается фокально (при участии сознания). Преобразования заканчиваются опознанием ситуации или формированием новой программы простого действия и программы опознания. Авторы отказались от чисто информационного описания. Их схема основана на нескольких способах описания: логико-временном, информационном, и энергетическом (активационном или интенциональном). В введены два вида памяти: кратковременная и долговременная. Интенциональные функции, такие как цель, установка, активатор-регулятор в схеме изображены отдельными нефиксированными блоками. Очевидно, что преобразования, о которых говорят авторы, совершаются посредством двигательных действия, следовательно, за ними стоят сложные схемы с кольцевым регулированием. Расмуссен – 3 уровня управления поведением человека: 1) Управляемый сенсо-моторный паттерн и автоматизмы поведения. Поведение управляется структурой адаптивных паттернов, сохраняемых в нервной системе. Это означает, что поведение подчиняется физиологическим законам, которые управляют структурой информационного процесса - в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Неадекватное поведение можно объяснить только такими изменениями во внешнем мире, которые приводят к несоответствию со структурой, хранящейсяв памяти человека. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение о низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать паттерны: например, паттерны должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки. Это относится и к различению ситуаций, для выполнения которых требуется активностьумственных процессов высокого уровня. И тогда неадекватность поведения в аномальной ситуации, определенная на основе понятия эффективной адаптации, нонормальных условиях, не может считаться ошибкой оператора. 2.Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Заученная последовательность действий или стандартных операций управляется правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние окружения со знакомыми действиями. В этом случае нельзя утверждать, что поведение прямо управляется целью, хотя при несоответствии конечных состояний заданной цели следует коррекция ошибок на основе обратных связей, управляемых целью, при условии, что эффекты ошибок доступны наблюдению и обратимы. Поведение, основанное на правилах, можно вывести путем проб и ошибок; оператор может сам сформулировать правила на основе причинных рассуждений, либо они могут быть предписаны нам заранее в форме рабочих инструкций. Тогда ошибки определяются как расхождения между целью и конечным состоянием, но, возможно, что о них будут судить вопреки нормативным правилам и процедурам. 3.Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях. Это уровень "умного" решения задачи, который и объясняет присутствие оператора на автоматизированном производстве. Поведение оператора запускается незнакомыми событиями в системе: требуется участие оператора. Структура его деятельности состоит в том, чтобы оценить ситуацию и спланировать подходящую последовательность целенаправленных действий, и зависит от знаний о процессах, функциях и анатомической структуре системы. Кроме упомянутых выше проблем - например, как поддержать размышления оператора о цепи причинных связей и ответственности (-когда операторы обязаны думать, и это им позволено, и когда - нет), вое яснее возникает другая проблема: каким образом можно обновить знания оператора большой сложной системы и как поддерживать из в состоянии готовности. Решение, которое предлагают обычно - удерживать автоматизацию на разумно низком уровне - по всей очевидности не может считаться аффективным, так как оно предполагает, что активность оператора не поднимается выше второго уровня; решение должно состоять в том, чтобы повышать квалификацию операторов, используя для подготовки те периоды, когда операторы не заняты срочной работой, например, в периоды ожидания давать им такие задачи, которые позволили бы операторам подготовиться к ответам в необычных, экстремальных ситуациях. Вомногих случаях это потребовало бы изменений в структуре обучения да во всей организации деятельности операторов.Таким образом, анализируя причины человеческих ошибок необходимо учитывать возможность формирования оператором двигательных стандартных подпрограмм для управления системой. Когда оператор сам задает себе инструкции, контроль его деятельности опускается с уровня 3 на уровень 2, а затем на уровень 1,и с уровня 2 - на уровень 1,когда действует под руководством инструктора или имеется заранее определенная и письменно заданная процедура. Это приводит к тому, что событие, которое на ранних стадиях обучения еще можно называть ошибкой, не может считаться таковым, когда оператором уже выработаны и хорошо заучены стандартные подпрограммы двигательных действий. Зинченко с коллегами выделял 3 стадии действия: 1) стадия формирования программы, 2)стадия ее реализации (собственно моторный компонент) 3) стадия контроля и коррекции. Авторами было обнаружено, что в процессе формирования пространственного психомоторного действия наблюдается сложная динамика во взаимоотношениях отдельных стадий целостного действия. На первых этапах совершенствования психомоторного действия блок реализации берет на себя большую часть собственно информационных и когнитивных функций. Освобождение блока реализации от этих функций свидетельствует об изменении способа выполнения действия в плане перехода от зрительного контроля к кинестетическому, иначе говоря, происходит выработка специфического двигательного чувства. Но автоматизация всегда только частична. Двигательный навык никогда не автоматизируется полностью, то есть на любой стадии автоматизации активность когнитивного блока контроля остается высокой. За счет сохранности высоких показателей когнитивности и активности выполнения движения осуществляется прогресс психомоторного навыка, иначе полностью автоматизированное движение имело бы неизменный результат. Второй важный момент совершенствования психомоторного действия - формирование пространственного движения. Первоначально движение состоит из цепочки отдельных движений, каждое из которых имеет свои когнитивные и исполнительные блоки. Смысл этих разрозненных, прощупывающих микродействий заключается в активности построения двигательного образа и выработке адекватных внутренних средств деятельности. Потом движения объединяются в одно целостное слитное действие с единой системой программирования и коррекции. Это качественная перестройка психомоторного навыка - построение действительно симультанного, инвариантного к широкому классу условий сенсомоторного образа пространства, что обеспечивает увеличение скорости и точности движений. Процесс совершенствования навыка не равномерен по характеру развития. Иногда в середине работы наблюдается улучшение показателей, как бы полная завершенность выработки навыка, которая является кажущейся, временной, и вслед за этим процесс формирования продолжается как бы снова. В этом проявляется приспособительный эффект получения результата с помощью не вполне совершенных средств - завершения чернового этапа выработки двигательного навыка - получение эталона, к которому нужно стремиться. Далее показатели ухудшаются. Собственно работа над техникой в спорте - это поиск наиболее адекватных внутренних средств деятельности, достижение цели с помощью наиболее эффективных, индивидуальных средств.Средствами микроструктурного анализа изучено влияние времени движения на его точность. В. П. Зинченко с соавторами удалось установить, что чем больше время движения, тем выше его точность [4]. Здесь рассматривается соотношение точности и полноты обратной связи. Чем больше амплитуда движения, тем интенсивнее оно корректируется со стороны обратной связи (по ходу выполнения). При этом начальные участки движения осуществляются по моторной программе (отработанной в предшествующих реализациях), поэтому движение в начале пути не нуждается в текущих коррекциях. Дальнейшее осуществление точного действия происходит в помощью коррекций по ходу, поэтому увеличение времени движения с возрастанием амплитуды перемещения осуществляется посредством увеличения коррекционной фазы. Начальную фазу именуют фазой разгона, коррекционную - тормозной фазой.

2.Классификация ошибок человека в сложной человеко-машинной системе (Расмуссен, Дженсен, Котик). Классификации ошибок человека известны. Они имеются в каждой профессиональной отрасли. Особенно интенсивные исследования проводились в лаборатории инженерной психологии под руководством П. Фиттса, которая начала интенсивные исследования летный происшествий. С тех пор известны принципы деления ошибок на пространственные, временные, перцептивные, двигательные. Приведем более поздние данные, собранные Р. Дженсеном, Данные по Р.Дженсену: Статистика происшествий за пять лет (1970-1974 гг.)Со происшествиях больше всего ошибок было в Сенсомоторных актах и при Принятии решений. Процедуры — управление двигателями и конфигурацией несущих плоскостей, конт­роль расхода топлива, управление автопилотом, навигационными устройствами, веде­ние радиосвязи; сенсомоторные акты - пилотирование самолета, контроль скорости, удаления, проле­та препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование; принятие решения - оценка знаний, навыков, физических и психических возможно­стей, оценка возможностей наземных и бортовых систем, оценка опасных ситуаций, навигационное планирование и коррекция. Статистика показывает, что до 70 % летных происшествий слу­чаются по вине человека. Принятые объяснения причин летных происшествий: халатность, недоученность, недисциплинирован­ность пилотов. Дженсен приводит данные об ошибках разных категорий: сенсомоторные, ошибки при выполнении процедур, ошибочные оценки и решения. П.Фиттс просил пилотов дать описа­ние специфических ошибок и затруднений, встречающихся при управлении самолетом и при реагировании на показания прибо­ров. Эти записи, основанные на опыте, были подвергнуты клас­сификации и подсчету. Классификация 270 ошибок, сделанных пилотами при реагировании на сигналы и на показания приборов (по П.Фиттсу). 1) Неправильный отсчет показаний приборов, индикаторное устройство которых делает несколько оборотов. Ошибка в понимании показаний двух или более стрелок или стрелки и вращающейся шкалы, наблюдаемой через «окно»(в 18% случаев), 2) Неправильная интерпретация направления движения индикаторного устройства. Ложное толкование показа­ний прибора, в результате чего последующая реакция усугубляет, а не улучшает нежелательные условия (17%) 3) Неправильная интерпретация зрительных и звуковых сигналов. Неправильная реакция на сигналы рукой, на сигнальные огни и звуки или радиосигналы (14%) 4) Ошибки, вызываемые недостаточной четкостью. Плохое различение цифр, делений шкалы или стрелок, недоста­точно ясных, чтобы сделать отсчет быстро и точно 5) Ошибка идентификации показаний. Ошибочный отсчет нужной величины по другому прибору или по другой шкале многострелочного прибора 6) Использование неработающего прибора. Показание не­работающего или неисправного прибора воспринимается как правильное 7) Неправильная интерпретация цены деления. Затруднения в отсчете показания, которое требует интерполирования между двумя числовыми отметками, или ошибки в оценке значения числовой отметки 8) Ошибки, связанные с иллюзией. Трудности, возникающие в результате несоответствия восприятия показаниям при­боров 9) Неснятие показаний прибора. В нужное время отсчет по­казаний прибора не производится. Расмуссен. 3 категории ошибок в зависимости от уровня регуляции деятельности:1) Сенсомоторная координация. Фактор ошибки – техника. Ошибка организма.2) Умения, навыки. Деятельность этого уровня – типичные задачи, которые профессиоонал выполняет ежедневно. Основной фактор ошибки – неправильно составлена инструкция. 3) Знания – результат обучения. Основной фактор ошибки – сам человек. Котик. Две категории ошибок: 1) ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями. 2) ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором – с их нехваткой. Качества, связанные мотивационными особенностями субъекта, определяют главным образом не использование возможностей, а психофизиологические качества – их ограниченность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.013 с.)