II.Эмпирико-познаветльные методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.Эмпирико-познаветльные методы



1Наблюдение - классический метод психологии. Климов: это базовый метод.Наблюдение – специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов (по Климову).Даже экспериментатор одновременно является и наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и др.)Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, использование датчиков). Ограничения метода наблюдения:

1.По Климову:При использовании этого метода надо обращать особое внимание на принципы организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знания об изучаемом объекте. “Платой” за это является потеря оперативности и многоаспектности познания. Короче: нельзя наблюдать за всем сразу. На что-то мы обращаем внимание больше, на что-то меньше, а что-то вообще можем упустить. Обычно чтобы не упустить ничего, наблюдатель записывает. НО: при этом он отвлекается от объекта наблюдения на свои записи + это замедляет работу т.к. пишем мы медленнее, чем что-то происходит в этом мире.

2.По Носковой:Психика другого человека не дана нам непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще его не отражать. Надо продумывать связь между фиксируемыми поведенческими признаками и их психологическим содержанием. Полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации – в этом самая большая сложность этого метода. Вообще, все остальные методы возникают как деформации метода наблюдения.

2.Метод анализа продуктов деятельности. Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат. Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:

Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1.Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)2Систематичность, всесторонность подбора фактов. 3.Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4.Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

3.Метод опроса, контент-анализ текстов, м етод беседы.Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте.Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге. Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно. Виды опросов: а)по содержанию вопросов: -фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам. Пример: листок по учету кадров; -выяснение внутренних проблем человека. б)по форме предъявления вопросов и вариантов ответа: -стандартизованные – со всеми одинаково.-нестандартизованные – в ситуации беседы, взаимодействия. в)по проведению: -письменные; -устные Минусы опроса: Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее:Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя. Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение.Надо уточнять, что мы узнаем из данных опроса. Это не всегда то, о чем мы спрашиваем.

4.Метод экспертизы или метод экспертных оценок. Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.Ограничения экспертных методов:*Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК. *При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много. *Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.

5.“Естественный” эксперимент Нарушаем правило классического наблюдения и вмешиваемся в ход психических процессов. Наблюдаемый становится испытуемым.Испытуемому предлагаются привычные них виды задач.Василейский: предложил наблюдать за профессионалами в то время, когда они выполняют свою обычную работу. Подбирались те фрагменты деятельности, в которых наиболее ярко проявлялись качества работника данной профессии. Затем оценивался уровень психических качеств работника. Далее – сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности (здесь учитывается многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии – и это хорошо).Сейчас: метод естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала. Он очень эффективен в прогнозировании проф. пригодности.

6.Производственный эксперимент. Сравнительное наблюдение психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании различных орудий труда.

7.Лабораторный эксперимент Создаем “чистую”, искусственную обстановку (при этом искажается естественный ход психичских процессов).Специфика в психологии труда: модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить результаты экспериментов на реальную профессиональную деятельность. 8. Метод анамнеза, биографический метод. Предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемого. Выделяют субъективный и объективный анамнез.

 

III. Преобразующие методы: связанны с вторжением в психику, изменением. При реализации любого из преобразующих методов возникает задача управления (психологического, а не административного, как некоторые любят!) активностью людей.Здесь строго стоит проблема манипулирования людьми, их сознанием. Климов: “Злодеяния, как свидетельствует история, сплошь и радом основаны на применении именно преобразующих методов психологии” (Например, дезинформация, клевета и др.);связанно с нормами морали, ценностями;это более ответственно; предполагает наличие многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности Виды преобразующих методов: 1. Методы использования и формирования субъектных факторов труда. *Методы профессионального самоопределения, самовоспитания, самообучения, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации к обстановке, к коллективу. *Методы проф. консультации, проф. отбора, психологического тренинга, профилактики и коррекции неблагоприятных ФС, коррекции индивидуального стиля деятельности 2. методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда: *методы рационализаторской и изобретательской работы, направленные на улучшение средств и условий труда; *методы разработки рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда; *методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в трудовых коллективах, профессиональных сообществах.Все многообразие преобразующих методов в итоге сводится к управлению сознанием, психической активностью людей в труде то есть к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к более разумному использованию уже имеющихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.)