Особенности образа мира в сознании разнотипных профессионалов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности образа мира в сознании разнотипных профессионалов.



Представления о реальном целостном мире существенно различаются в зависимости от типа профессии. Х-ки разных професс-ов: 1.Чел, занятый явлениями жив природы (тип проф-й П). Рассматривает мир со стороны биотических и абиотических явлений.Земля – носитель биосферы, всего живого и усл его существования. Более детальные представления: площади, занятые лесами, посевами; биомасса ч-л (почвенных червей). Представления о растениях, животных, микроорганизмах, о «судьбах» ч-л живого. Культура человечества для такого чела – культуоа сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства и т.д. Д-ть человечества – то, что связано с использов рес-ов природы. 2. Чел, занятый технич с-ми (тип проф Т). Мир рассм-ся им со стороны технического оснащения. Космос –нечто, освоение чего невозможно без электроэнергии. Планета Земля – суть источник тепла, энергии. Детальные представл – поверхность земли – места для возведения сооружений, где есть тепло и электросети, транспорт, оборудование. Культура чел-ва: достижения научно – технич революции, создание электродвигателей, ЭВМ, радио. Усл сущест-я и равития чела – здания, сооружения, транспортные средства, средства связи. Д-ть чела – научно – технич расчеты, создание сооружений, оборудования. 3. Чел, заним-ся соц с-ми (тип Ч). Мир рас-ся челом как наполненный разными людьми, группами, сообществами, организациями. Выделяют целостности, хар-ие умонастроение людей, образ их жизни, формы активности, способы привнесения порядка. Культура чел-ва: народы, страны, государства, языки, культурн ценности. Междунар отношения – политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия. Усл-я сущ-я чела: памятники культуры, музей, удовлетворении дух запросов населения. Дея-ть чел-ва: приобщение к культурн ценностям, культурно – просветител д-ть. 4. Сигнономические проф-и (речь, символы, схемы, рисунки) тип З. Чела волнуют упорядоченности, развитости, изученности разнообр явл-й. Вселенная – лаборатория, для изучения процессов, невоспр-ых в земных усл. Природа – то, что способствовало нахождению оптимальных размеров раз-ми предметами. Дерево – цилиндр, диаметр кот уменьш с высотой. Выделяют «гештальты»: быть в курсе всех событий современности; с-ма документального обеспечения управления сложн объектами; печатные источники; цифровой материал, тематики издательств; административно – территор деление страны, схемы движений транспорта. Культура чел-ва: письменная, почтовая и др информац связь. Страны и континенты – пункты, где были приняты первые радиосигналы, производится печатн продукция. Междунар отнош-я: это информационно – технич связи. Усл сущ-я чела: увелич кол-ва производимой инфы. Дея-ть чел-ва: автоматизация связи, документопроизводства, совершенствование измерений. 5. Артономические проф-и(произведения ис-ва) (тип Х). Мир – как данность, где можно выделить прекрасное, область, кот м преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, содержание. Космос – место, где людям приходится жить, надо обдумать интерьер космич корабля. Природные усл – то, что нужно учесть при проектировании зданий. Выделяют целостности: художественные стили, гармония цветового решения, красота, сценическая речь, музыкальное оформление; симфоническое звучание, отклонение от темпа. Культура чел-ва: достижения художественного хар-ра (крашенные ткани, найденные в египет пирамидах; фрески, лаковые миниатюры и т.д. Усл сущ-я чела: жилые кварталы, города. Это пространство для отдыха, рукоделия. Д-ть чел-ва рассм-ся как некий фон. Главное – обеспечить нормы современного быта, обслуживания.

19.Виды профессиональных действий, способы их выявления и психологического анализа, оценка простоты и сложности. Изучение человека как субъекта труда - предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, детерминированы трудом. Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Так, например, для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой передач, а для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет действия (так как нет особой цели - переключить передачу); действие опытного водителя может состоять в другом - "сменить ряд движения", "совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания). Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.). Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию.

Сложность - степень, в которой профессиональные действия основываются на стандартных процедурах. Выделяют 7 типов профессиональных действий: 1. Действия восприятия (всех видов модальностей), 2. мнемические д-я (забывание, запоминание, воспроизведение). 3. Имажинитивные д-я (воображение). 4.Логич д-я (мышление вербально-логич, наглядно – действенное, образное, технич интеллект, соц интеллект). 5.Интерперсональные д-я (коммуникативные, орагнизационные, поступки – профес общение). 6. Д-я контроля и самоконтроля. 7. Психомоторные д-я (проф движения).

20.Стадии развития человека как субъекта труда. Этапы становления профессионала в цикле профессионального развития личности (Е.А.Климов).

Этапы развития человека как субъекта труда (по Климову).1.Период допрофессионального развития: от рождения до 11-12 лет, здесь выделяются стадии раннего детства, или предыгры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста (от 7-8 до 11-12 лет). В целом, это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений — умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда. 2Период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших 9 классов общеобразовательной школы.3 Период собственно профессионального развития (19-60 лет). Маркова и Бодров выделяют также 1.послепрофессионализм – период спада, выход на пенсию.Кроме того они выделяют непрфессионализм – стаж большой, а толку мало: браки, ошибки, наплевательское отношение к труду. Оптант - выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. Принятие решения в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа жизни. Проблемы психологов: Профориентация, карьерное консультирование. Адепт - Обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий проф навыки и умения, присваивающий систему ценностей, свойственную этому кругу профессионалов. Оптимальное усвоение программы, выбор специализации, накопление начального опыта, ориентация в возможности трудоустройства. Проблемы психологов: совершенствование программы и методов профессионального обучения и воспитания. Адаптант — (лат. «adaptere» — приспособлять), человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, к её включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа «Я» (личностная адаптация). Интернал — (лат. «internus» средний) человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, ибо не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функционального состояния субъекта труда, находящегося на этой стадии развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, в преодолении которых также могут помочь психологи.

Мастер — человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. На этой стадии, как и на следующих, актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации. Авторитет — человек, достигший квалификации мастера, но, к тому же, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду. Наставник — человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные снижением профессиональных возможностей, психофизиологических функций, типичные для этого возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.005 с.)