Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности образа мира в сознании разнотипных профессионалов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Представления о реальном целостном мире существенно различаются в зависимости от типа профессии. Х-ки разных професс-ов: 1.Чел, занятый явлениями жив природы (тип проф-й П). Рассматривает мир со стороны биотических и абиотических явлений.Земля – носитель биосферы, всего живого и усл его существования. Более детальные представления: площади, занятые лесами, посевами; биомасса ч-л (почвенных червей). Представления о растениях, животных, микроорганизмах, о «судьбах» ч-л живого. Культура человечества для такого чела – культуоа сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства и т.д. Д-ть человечества – то, что связано с использов рес-ов природы. 2. Чел, занятый технич с-ми (тип проф Т). Мир рассм-ся им со стороны технического оснащения. Космос –нечто, освоение чего невозможно без электроэнергии. Планета Земля – суть источник тепла, энергии. Детальные представл – поверхность земли – места для возведения сооружений, где есть тепло и электросети, транспорт, оборудование. Культура чел-ва: достижения научно – технич революции, создание электродвигателей, ЭВМ, радио. Усл сущест-я и равития чела – здания, сооружения, транспортные средства, средства связи. Д-ть чела – научно – технич расчеты, создание сооружений, оборудования. 3. Чел, заним-ся соц с-ми (тип Ч). Мир рас-ся челом как наполненный разными людьми, группами, сообществами, организациями. Выделяют целостности, хар-ие умонастроение людей, образ их жизни, формы активности, способы привнесения порядка. Культура чел-ва: народы, страны, государства, языки, культурн ценности. Междунар отношения – политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия. Усл-я сущ-я чела: памятники культуры, музей, удовлетворении дух запросов населения. Дея-ть чел-ва: приобщение к культурн ценностям, культурно – просветител д-ть. 4. Сигнономические проф-и (речь, символы, схемы, рисунки) тип З. Чела волнуют упорядоченности, развитости, изученности разнообр явл-й. Вселенная – лаборатория, для изучения процессов, невоспр-ых в земных усл. Природа – то, что способствовало нахождению оптимальных размеров раз-ми предметами. Дерево – цилиндр, диаметр кот уменьш с высотой. Выделяют «гештальты»: быть в курсе всех событий современности; с-ма документального обеспечения управления сложн объектами; печатные источники; цифровой материал, тематики издательств; административно – территор деление страны, схемы движений транспорта. Культура чел-ва: письменная, почтовая и др информац связь. Страны и континенты – пункты, где были приняты первые радиосигналы, производится печатн продукция. Междунар отнош-я: это информационно – технич связи. Усл сущ-я чела: увелич кол-ва производимой инфы. Дея-ть чел-ва: автоматизация связи, документопроизводства, совершенствование измерений. 5. Артономические проф-и(произведения ис-ва) (тип Х). Мир – как данность, где можно выделить прекрасное, область, кот м преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, содержание. Космос – место, где людям приходится жить, надо обдумать интерьер космич корабля. Природные усл – то, что нужно учесть при проектировании зданий. Выделяют целостности: художественные стили, гармония цветового решения, красота, сценическая речь, музыкальное оформление; симфоническое звучание, отклонение от темпа. Культура чел-ва: достижения художественного хар-ра (крашенные ткани, найденные в египет пирамидах; фрески, лаковые миниатюры и т.д. Усл сущ-я чела: жилые кварталы, города. Это пространство для отдыха, рукоделия. Д-ть чел-ва рассм-ся как некий фон. Главное – обеспечить нормы современного быта, обслуживания. 19.Виды профессиональных действий, способы их выявления и психологического анализа, оценка простоты и сложности. Изучение человека как субъекта труда - предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, детерминированы трудом. Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Так, например, для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой передач, а для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет действия (так как нет особой цели - переключить передачу); действие опытного водителя может состоять в другом - "сменить ряд движения", "совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания). Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.). Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию. Сложность - степень, в которой профессиональные действия основываются на стандартных процедурах. Выделяют 7 типов профессиональных действий: 1. Действия восприятия (всех видов модальностей), 2. мнемические д-я (забывание, запоминание, воспроизведение). 3. Имажинитивные д-я (воображение). 4.Логич д-я (мышление вербально-логич, наглядно – действенное, образное, технич интеллект, соц интеллект). 5.Интерперсональные д-я (коммуникативные, орагнизационные, поступки – профес общение). 6. Д-я контроля и самоконтроля. 7. Психомоторные д-я (проф движения). 20.Стадии развития человека как субъекта труда. Этапы становления профессионала в цикле профессионального развития личности (Е.А.Климов). Этапы развития человека как субъекта труда (по Климову).1.Период допрофессионального развития: от рождения до 11-12 лет, здесь выделяются стадии раннего детства, или предыгры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста (от 7-8 до 11-12 лет). В целом, это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений — умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда. 2Период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших 9 классов общеобразовательной школы.3 Период собственно профессионального развития (19-60 лет). Маркова и Бодров выделяют также 1.послепрофессионализм – период спада, выход на пенсию.Кроме того они выделяют непрфессионализм – стаж большой, а толку мало: браки, ошибки, наплевательское отношение к труду. Оптант - выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. Принятие решения в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа жизни. Проблемы психологов: Профориентация, карьерное консультирование. Адепт - Обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий проф навыки и умения, присваивающий систему ценностей, свойственную этому кругу профессионалов. Оптимальное усвоение программы, выбор специализации, накопление начального опыта, ориентация в возможности трудоустройства. Проблемы психологов: совершенствование программы и методов профессионального обучения и воспитания. Адаптант — (лат. «adaptere» — приспособлять), человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, к её включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа «Я» (личностная адаптация). Интернал — (лат. «internus» средний) человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, ибо не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функционального состояния субъекта труда, находящегося на этой стадии развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, в преодолении которых также могут помочь психологи. Мастер — человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. На этой стадии, как и на следующих, актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации. Авторитет — человек, достигший квалификации мастера, но, к тому же, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду. Наставник — человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные снижением профессиональных возможностей, психофизиологических функций, типичные для этого возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.011 с.) |