Совместная деятельность команды операторов. Определение команды. Экспериментальное исследование с регистрацией типов коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместная деятельность команды операторов. Определение команды. Экспериментальное исследование с регистрацией типов коммуникации.



Оператор никогда не работает один! Это абстракция. Труд операторской команды складывается из разных подзадач, которые дополняют друг друга. Они должны взаимодействовать между собой. Взаимодействие – определенная форма организации совместной деятельности, одна из сторон общения (в социальной психологии). В группе действие обусловливается его планами и планами другого. Согласованная стратегия дает особый продукт – совместное решение. Существуют разные типы взаимодействия (в зависимости от степени совместности). Взаимодействие: а) распределение функций и обязанностей б) обмен действиями, выполняемыми последовательно, параллельно или как-то иначе в) взаимоотношение, взаимосвязь, взаимовлияние, которое проявляется в изменении каждого из участников, в их функциональной перестройке.г) Совместная деятельность.Мейстер. Прописал отличия операторской команды от группы:1) относительно жесткая структура, организация и сеть коммуникацией 2) строго определенные обязанности. Команда четко знает свои задачи, хорошо владеет оборудованием. Структурные характеристики команды:а) численность б) тип организации в) состав г) способ коммуникации д) деятельность. Ситуационные характеристики:а) цель работы б) критерии эффективности в) объем и тип обучения г) обратная связь. Донцов: команда – субъект совместной деятельности, функционирование которого подчиняется социально-психологическим закономерностям. Компоненты совместной трудовой деятельности:1) общая цель – основной признак 2) разделение труда между участниками 3) взаимное восприятие друг друга (зрительное, слуховое) 4) наличие руководящего органа, который предварительно распределяет функции, определяет правила обмена действиями или сообщениями, контролирует исполнение и распределение заданий, определяет ответственность. Совместная деятельность – это разделенная деятельность. Выполняя свои функции, оператор также следит за товарищами, контролирует их работу. Виды такого соучастия: а) перцептивное прослеживание с более или менее глубоким использованием системы знаний б) параллельный анализ и умственная оценка в) эмоциональное включение. Совместная деятельность предстает перед наблюдателем как двигательная активность, короткие речевые предупреждения о действиях, команды. Часто это стандартные фразы и отдельные термины, с четкой адресацией: заданностью источника и получателя. В совместной деятельности формируется опыт специалиста. Все по Выготскому. Пара: инструктор (более опытный коллега) – молодой специалист. Совместная деятельность трансформируется в индивидуальную. Большую роль играют отношения и формы общения инструкторов и молодых специалистов. Часто новичкам устраивают «проверки», которые могут быть очень жестокими. Действия новичка контролируются всеми членами команды, на которых ложится большая нагрузка. Старшие коллеги редко заботятся о профессиональном росте молодого специалиста. Они начинают подталкивать его в направлении роста только в ситуации грозящего общекомандного экзамена. Сплоченность как ценностно-ориентированное единство коллектива. ЦОЕ – показатель групповой сплоченности, интегральная характеристика системы внутригрупповых связей, показывает степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций. Совместная активная деятельность коллективистического характера®Единство установок и ценностных ориентаций членов группы®Характер взаимоотношений в группе.Ядро – предметно-ценностное единство – модификация ценностно-ориентированных процессов, выражающаяся в акте опосредствования индивидуальной деятельности единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности. ЛИДЕР – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Характеристики лидера: а) Более высокий уровень активности б)Высокий уровень участие в)Влияние на других членов группы. Лидеры: 1)деловой (официальный) – человек, вклад, которого в общую деятельность больше, чем вклад остальных; почти руководитель; б)эмоциональный лидер (неофициальный) –человек, который оценивается другими членами группы эмоционально положительно, нравится всем, нацелен на укрепление межличностных отношений и общей атмосферы в группе. Слетанность – коллектив как высшая стадия развития группы. Программы тренировки экипажей. Стили руководства и стили поведения членов рабочей группы. Система GRID Р.Блейка и Дж.Маутон. Направленность на дело и на отношения. Критика, сбор информации, отстаивание своей позиции, способ решения конфликта и стиль решения как состав­ляющие системы GRID. Программы формирования стиля приня­тия решения. Разработка процедур профессионального тренинга на основе сферической модели. Вместо решетки она основана на выделении секторов, а число категорий, из которых она состоит, -больше. Например, вместо направленности на людей и на дело -безопасность, удовлетворенность, результат. Каждая из коорди­нат может быть прокалибрована и выражена количественно: высо­кая - низкая безопасность, высокий, средний, низкий результат, высокая, средняя, низкая удовлетворенность. Можно построить сферу и выделить в ней более гармонично телесные углы.Формирования стиля принятия решений зависит от:а)какой в команде лидер б)совпадает ли фигура лидера и командира в)насколько сплоченная группа. Исследование № 1. Участвовали 23 экипажа. Возраст: 25 – 40 лет. Экспериментатор наблюдал за экипажем во время выполнения упражнения на тренажере, фиксируя 4 типа высказывания: сообщение информации, приказ, оценочные высказывания (одобрение) и «шумы» (непредусмотренные технологией восклицания и ответы на них). Инструктором оценивалось качество действий экипажа в аварийной ситуации на взлете – при отказе гидросистемы. Результаты показывают, что зашумленность деловой коммуникации связана с качеством выполнения упражнения. Под шумами подразумеваются различные упреки, неодобрения и т.д. Шумы в коммуникации свидетельствуют о том, что не налажены отношения в экипаже, контроль эмоциональных состояний или даже культура поведения. В «низко успешных» экипажах количество побуждений больше, возможно, в связи с дефицитом времени и с попустительским стилем командира. В успешном экипаже лидерская позиция командира выражена отчетливее, и недаром экипаж считает его эмоциональном лидером. Бывают экипажи, в которых эмоциональный и официальный лидеры не совпадают, это затрудняет решение сложных задач, а иногда приводит к аварийным ситуациям.В успешном экипаже более высокие показатели сплоченности.На установлении и поддержании контактов сказываются и возрастные различия. Исследования Третьякова. Три оператора, им предлагались задачи. Варьировалась сложность задачи и характер подчинения в группе. ПО электрической схеме нужно было выяснить причину и характер аварии и принять срочные меры. В игре участвовали еще 2 специалиста, выполнявшие роль диспетчеров высокого и низкого уровня управления энергетической системой. ПО мере решения группе предъявлялись одна за другой 3 задачи возрастающей сложности, а затем давалась еще одно доп задача, во время ее решения группе сообщалось об ошибке, якобы совершенной одним из ее членов. Ход решения записывался на магнитофон. Отношения в группах варьировались:а)демократические б)строгое распределение функций и жесткое подчинение, задаваемое самой группой в)строгое распределение функций и жесткое подчинение, задаваемое экспериментатором. Скорость решения зависела от того, как были организованы отношения в группе: простые задачи быстрее решали те группы, в которых управление было жестким, а обязанности были строго установлены. Сложные задачи с большим успехом решала группа с демократическим полусвободным распределением обязанностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.003 с.)