Консультирование лиц, принимающих решение. Балансный лист альтернатив. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование лиц, принимающих решение. Балансный лист альтернатив.



Необходимо построить действие, актуальное сложившейся ситуации, найти выход из проблемной ситуации. Для анализа источников информации и альтернатив действия Джанис и Манн разработали специальный бланк, который представляет собой хорошее средство для обучения и пригодно для анализа принятого или принимаемого реального решения. Эмоц состояние субъекта в процессе анализа ситуации и принятия решения Джанис и Манн характеризуют отрицательным образом: через анализ неэффективности тех паттернов поведения, когда субъект пробует а)вообще ничего не предпринимать, б)действовать привычным способом, в)полностью сомневаться в возможности найти наилучшее средство избежать опасности, г)проявляет чрезмерную тревожность. Раскрывая состояние субъекта, авторы обозначают паттерны поведения соответственно: бесконфликтная инертность, бесконфликтное изменение ситуации, защитное избегание угрозы и сверхтревожность. Психолог как консультант в принятии решения →выяснить, какой стратегии придерживается клиент. Эффективным является такое поведение и эмоциональное состояние, когда субъект внимателен и собран в опасной и сложной ситуации.

 

Виды оценок Альтернативные действия
          n-1 N  
А. Для себя (польза/вред)                
Б. Для других (польза/вред)                
В. Самоооценка                
Г. Социальная оценка                

 

А. Сюда входят все ожидаемые результаты. Их можно сопоставить с целями, которые стоят перед субъектом.Б. Сюда входит все, что касается экипажа или другой группы, к которой принадлежит субъект. Принимая решения, он сопоставляет свою цель с целями значимых для него людей или группы в целом. В. В каждое решение входят идеалы, нормы, компоненты образа Я. В решении проявляются самоуважение и достоинство человека, принимающего решение.Г. Группа, к которой принадлежит решающий, оценит либо само решение, либо компетентность решающего: как он умеет учитывать всю информацию и т.д. Предвидение социальной обратной связи: будет ли группа критиковать или показывать на него пальцем или станет уважать – имеет особое значение для того, какой выбор сделает человек. Важной составляющей решения является то обязательство, которое берет на себя субъект. Оно определяет и ответственность перед людьми, которые участвуют в решении.

9. Исследования практического мышления руководителя на производстве (Корнилов).

Любой вид профессионального мышления является частным случаем мышления вообще, в "чистом виде" которое изучает общая психология. Ю.К.Корнилов выделяет следующие общие моменты, которые объединяют разнообразные формы мышления: 1. Профессиональное мышление может быть в разной степени включено в текущую деят-ть: от полной включенности, когда оно обслуживает, разрешает текущие задачи, до отностительной независимости, когда анализируется уже принятое решение, ведется подготовка к предстоящим событиям. 2. Формы мышления различаются по характеру и степени влияния профес деятельности, а именно: дефицит времени, степень дефицита, характер и степень отвлекающих обстоятельств и т.п. 3. Профессиональное мышление может быть в различной степени индивидуализировано (по средствам реализации, по характеру и степени освоенности, по индивидуальным особенностям самого субъекта деят-ти). Современный взгляд на проблему практического мышления нашел отражение в теории профессионального мышления, которая изложена в трудах Теплова, Завалишиной, Корнилова, Кудрявцева, Пушкина, Чебышевой, а также в теории формирования мышления взрослых, которая сформулирована в работах Б.Г.Ананьева, Кулюткина, Сухобской. Проф мышление - это одна из форм мышления, благодаря изучению практического мышления появилась возможность не только разрабатывать адекватные методики, но и приступить к теоретическому изучению механизмов практического и теоретического мышления. В последние годы в отечественной психологии практическое мышление системно изучается психологами Ярославского университета.Ими показаны различия м/у мышлением в условиях учебных заданий и реальной практической деят-ю. Корнилов как раз и является представителем этой школы. Корнилов: труд и практич деят-ть непосредственно связаны с творчеством. Под творчеством в таком случае понимается «взаимодействие, ведущее к развитию». В такое широкое определение творчества попадает труд, трудовая деятельность, в процессе которой человек воздействует на природу в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения его потребностей. Содержание трудовой деятельности как особой активности человека составляет его целесообразное изменение, преобразование мира. Человек, субъект взаимодействует с объектом, преобразует его. Адекватность этого взаимодействия обеспечивается мышлением. Рассмотрим некоторые проблемы творчества со стороны практич мыш-я.Взаимодействие субъекта и объекта, преобразующая направленность этого взаимод-я хар-ет именно практич мыш-е. Мыш-е как обобщенное и опосредованное отражение действительности осуществляет свою когнитивную функцию ч/з пробное преобразование объекта, через действия с этим объектом, через экспериментирование с природой и т.п. Но направленность этой активности может быть связана со стремлением объяснить и упорядочить эту действительность, построить картину ее, установить существенные связи. Другая направленность связана с задачей преобразов-я этой действительности.Поиск путей преобразования, как нам кажется, всегда сопряжен с неизвестным, всегда содержит новизну и может быть отнесен к процессам творчества. Субъект практического мышления имеет целью преобразование объекта, он хочет перевести объект из данного состояния в другое, соответствующее его цели. Это преобразование происходит на уровне задуманной цели, оно предполагает осуществление соответствующего действия. Но это еще не окончательное решение. Осуществление, реализация этого действия означает переход на другой уровень — конкретных условий, операций, способов. Как бы ни был велик опыт субъекта, эксперта, профессионала, — ситуация преобразования всегда будет содержать значительную новизну. Здесь то и возникают обстоятельства, порождающие процессы творчества.Понятно, что конкретное неизмеримо богаче и сложнее абстрактного. Но в чем же эта сложность и новизна в случае с практическим мышлением? (Сходно с Пономаревым): 1) объект, который планируется преобразовать представляет собой «большую сис-му» (В.Н. Пушкин) или является «комплексным объектом» (Д. Дернер). Число его элементом много больше, чем 7 ± 2, а сами элементы организованы в несколько пересекающихся подсистем. Во-вторых, характеристики взаимодействующих компонентов изменчивы. Св-ва субъекта, объекта, условий, орудий преобразования изменяются как по своей природе, так и потому, что в изменяющихся условиях взаимодействия обнаруживаются новые конкретные проявления этих свойств. Пример: данный объект обнаруживает разные св-ва сопротивляться преобразованию в зависимости от способа, орудия преобразования, самих условий этого акта. Практич мыш-е всегда протекает как творческое, поскольку обеспечивает адекватность взаимодействия в условиях новизны, в итоге порождаю новое.В случае с практич мыш-ем субъект затрудняется увидеть адекватный способ, так как он, в отличие от цели, не осознается, а лишь подразумевается. Способ действия часто оказывает сопротивление осознаванию. В отличие от цели, которая характеризуется ясностью, однозначностью, способ изменчив под влиянием обстоятельств его осуществления, зависит как от начального, так и от конечного состояния преобразуемого объекта. Способ зависит от субъективного фактора — уровня и особенностей его освоения. Все это делает способ плохо поддающимся коммуникации. Для способа не годится, так как не отражает его главного содержания, ни образ, ни знак. Его носителем в культурно-историческом плане является орудие, инструмент, в котором для «знающего» кристаллизованы и способ и ситуация преобразования.Субъект практического мышления, эксперт, профессионал часто вынужден полагаться на чутье, интуицию, умение видеть еще и потому, что эти его знания о способах остаются на уровне «побочного продукта» (Я.А. Пономарев). Затрудненность вербализации «молчаливого знания» (Р. Стернберг), значительная индивидуализация ведут к застреванию организации накапливаемого опыта на первых фазах по Пономареву, она не доходит до уровня формализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.005 с.)