Три аспекта человеческого действия в сложной человеко-машинной системе. От вопросника к модели. Клайк-анализ как метод построения модели действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три аспекта человеческого действия в сложной человеко-машинной системе. От вопросника к модели. Клайк-анализ как метод построения модели действия.



Три аспекта действия. Действие необходимо анализировать, выделяя три аспекта — эмоциональный, исполнительный и когнитивный. Из этих трех составляющих можно реконструировать психологическую структуру действия.Этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности потому, что он позволяет схватить именно психологические стороны трудового процесса. Психолог может их изучать психологическими средствами и может их преобразовать доступными ему приемами. Методика построения модели трудового действия. Чтобы предупредить подобного рода ошибки и промахи в работе экипажа, а вместе с тем решить и более общую задачу — выработать критерии безопасности полетов, необходимо изучить мнения опытных специалистов. Исследование 1. Для построения формальной модели штурманского действия был разработан опросник, содержащий наборы утверждений, направленных на выявление эмоциональных, исполнительных, когнитивных аспектов навигационного труда. Утверждения когнитивной группы вопросов содержат сказуемые типа "мысленно представляю", "помню", "знаю", "прогнозирую", "могу описать по памяти" и т.д. Утверждения исполнительной группы строились на таких сказуемых: настраиваю, заполняю, вношу коррекции, веду прокладку и т.д. Эмоционально-оценочные утверждения строились либо на основе чисто эмоциональных глаголов (нравится, приятно, раздражает и т.д.), либо на основе прилагательных, определяющих нагрузку и значение (важный, сложный, интенсивный, трудный и т.п.). Утверждения имеют форму отрицательного или утвердительного предложения, в котором подлежащим служит местоимение Я (напр.: "Перед полетом я мысленно представляю особенности метеоусловий по трассе"). Во время основного обследования летчик прочитывал карточку с утверждением и опускал карточку в одну из ячеек, обозначенных: "да", "скорее да", " иногда", "скорее нет", "нет". Ячейки кодировались числами от -2 до +2 и сводились в таблицы. Затем подсчитывались сумма и размах по каждому исследуемому. Эти данные использовались для оценки статистической значимости неиндифферентности ответа. Обработка проводилась только по значимым утверждениям. Для каждой пары утверждений определялось расстояние:r =S | S ik - S jk |, где S ik - оценка, данная обследуемым k утверждению i, n - число обследованных, S jk - оценка, которую тот же обследуемый дал утверждению j. Затем матрица обрабатывалась методом, который представляет собой определенную модификацию метода корреляционных плеяд, примененного к матрице расстояний. По матрице расстояний строился граф, ребра которого соединяли те утверждения i и j, расстояние между которыми не превышало порогового П (R ij < П 1). Пороговым было выбрано значение П=1, то есть соединялись в граф те утверждения i и j, для которых R ij =0 или R ij =1. Далее рассматривалось число связей (ребер), исходящих из каждого утверждения. Те утверждения, число связей которых не меньше порогового (нами был взят порог П 2 =4) будем называть центральными, а остальные периферическими. Таким образом, структура отношения специалиста к элементам опросника, выявляемая нашим способом обработки, должна состоять из достаточно независимых связей (или одной связки центральных элементов) элементов, значимых для испытуемых данной группы и вызывающих однородное отношение, говорящих об одном и том же, образующих целостное образование внутри действия, и из элементов периферических, имеющих локальное значение для осуществления трудового действия. Мы рассматриваем клайк-анализ как эмпирическую процедуру, логика применения которой соответствует общепринятой логике использования методов эвристического снижения размерности экспериментальных данных, а критерием адекватности является содержательная интерпретируемость результатов. Практически все выделенные нами связки центральных элементов являются клайками, то есть структурами транзитивно взаимноблизких элементов. Обсужденные соображения могут быть положены в основу интерпретации результатов опроса как структуры субъективного содержания трудовых действий для рассматриваемых профессиональных групп.На основе приведенных выше рассуждений была проведена интерпретация результатов опроса: полученные графы мы рассматриваем как структуры субъективного содержания трудовых действий пилотов и штурманов. Содержание центральных элементов отражает основные, значимые аспекты трудового действия. Связанность элементов говорит о единстве входящих в клайк содержательных моментов. Анализ структуры по типу вопросов (эмоциональные, исполнительные и когнитивные) позволяет судить об удельном весе соответствующих моментов в действии. Сравнение структур, построенных для разных профессиональных групп, дает возможность развести принятие одной и той же деятельности специалистами разных профессиональных групп, выяснить возможности взаимопередачи функций и дать рекомендации по обучению новых специалистов. Вместе с вопросником клайк-анализ позволил построить модели навигационного труда штурманов и пилотов, проанализировать каждую модель и сравнить модели действий штурмана и пилота. труда в пассажирской авиации. Модель отражает эмоциональные, когнитивные и исполнительные аспекты трудового процесса. Согласно полученным описаниям, исполнительные аспекты заключаются прежде всего: в точном проведении воздушного судна по намеченному маршруту, определении места самолета с помощью радиотехнических средств, коррекции приборов, настройке приборов и систем- заполнении бортжурнала, выполнении расчетов и проч. Именно эти элементы и оказались в ядерной части модели навигационного труда штурмана. Среди эмоционально- оценочных: “Приятно, когда полет выполнен точно, без замечаний”, “Приятно, когда прогнозы подтверждаются”, “Приятно работать в старом, сложившемся экипаже”, “ Беспокоюсь, когда не могу четко представить маршрут ухода на запасной аэродром”. Среди когнитивных: “После подготовки могу по памяти отметить положение запасных аэродромов”, “Представляю общую ориентацию трассы”, “Представляю участки, где возможны изменения условий полета”, “Прогнозирую полетную ситуацию” и др. Из рисунка видно, что для штурманского труда на больших пассажирских самолетах главным является знание местоположения самолета и контроль навигационного вычислительного устройства, которое обеспечивает штурмана основными навигационными данными. Знание схем ухода на запасные аэродромы, сработанность летного экипажа, безотказная работа техники представляют собой условия, составляющие эмоциональный фон труда. Удаленность от центрального ядра схемы элементов, связанных с работой основного навигационного оборудования, объясняется некоторым недоверием специалистов к этому оборудованию. Штурманам редко приходится заменять борт- инженера и пилотов на их рабочих местах, поэтому соответствующие элементы сдвинуты к периферии. Вопросы, касающиеся роли диспетчеров в навигационном труде, хотя и оказались среди значимых, но их сильная сдвинутость к периферии указывает на несогласованность мнений специалистов.

Таким образом, использованный нами метод позволил на основе опыта специалистов упорядочить по важности различные моменты и средства штурманского труда, которые в инструкциях и регламентирующих документах иногда даются как равнозначные. Опросник послужил толчком для свободных высказываний специалистов, касающихся различных сторон их труда. В них содержались замечания о 1) достоинствах и недостатках работы НВУ и автоматического планшета, неудобном расположении индикатора НВУ, 2) необходимости помнить схемы ухода на запасной аэродром, границы запретных зон, 3) важности радиолокатора для навигации, важности знаний особенностей работы с ним в грозу и в условиях нормального труда, об особенностях работы летного экипажа и проч. Целый ряд пунктов вопросника вызвал несогласованные ответы и был исключен из рассмотрения. Это является следствием ряда причин, среди которых: 1) стремление испытуемых при ответах руководствоваться не действительным опытом своей работы, а регламентирующими документами, 2) эмоциональные защиты и иногда 3) недостаточно адекватная формулировка вопросов. Эти данные могут быть использованы для построения программ обучения штурманскому труду. Клайк-модели позволяют дать качественное описание содержания навигационного труда, выделяя в нем те элементы, которые кажутся наиболее важными самим операторам. Они отражают и профессиональную специализацию. В этом можно легко убедиться, сравнив модели, построенные по данным пилотов и штурманов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.02 с.)