Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место психологии труда в системе психологических наук.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Место психологии труда в системе психологических наук. 1) Общая Ψ – с-ма псих знания о чем-то общезначном. Научная теоретич основа для понимания конкретных явлений, характ-их субъекта труда и его активность на разных уровнях(от сенсорики до отношений личности). Взаимод общΨ и Ψтруда способств приближению псих наук к жизни. 2) Психофиз-я – в том же отношен, что и общ, только регуляторами и мех-ми активности субъекта здесь явл мозг мех-мы. 3) Возрастная Ψ – проясняет вопросы о развитии чела как субъекта деят-ти. Ψтруда разраб для решения задач трудового обучения и воспитания детей системное представление о мире трудовой деят-ти, о «эталонах» личностных качеств, необх трудящемуся челу, что явл основой для разработки вопр воспитанияи обучения. Оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты. 4) Псих детей, аномальных на уровне анализаторов и моторики. Адаптация аномального ребенка к обществу = адаптация к труду. Уточняются представления о псих требованиях к челу, о проф пригодности. 5) ПатоΨ и клинич Ψ. Пограничн проблемы с Ψ труда: оценка трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным и телесным). Проблема соц-трудовой реабилитации инвалидов. Осн проблемы Ψтрдуа: психология в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции; психология работоспособности человека, оптимизацию функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.); психология в профилактике травматизма и аварийности; психология трудовой мотивации; психология группового субъекта труда. Общие теоретические подходы, технологии и методы решения этих проблем рассматриваются в психологии труда. В той мере, в какой указанные проблемы встречаются в отраслевых направлениях психологии (юридической психологии, психологии спорта, психологии искусства, авиационной психологии, военной психологии, психологии торговли, транспорта и т.д.), психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разрабатывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии. В этом смысле психология труда разрабатывает фундаментальные основы психологической практики.
История зарубежной индустриальной психологии: эволюция школ научного управления трудом, производством и развитие прикладной психологии. Прикладная Ψ, изучающая труд, трудящихся и производственную организацию сложилась к нач ХХ в. Гюго Мюнстерберг (1863-1916) основатель прикладной психологии и психотехники как ее части. Его исследования были связаны с областью промыш производства и транспорта. Тейлор – амер инженер «классик управления», разраб сис-мы интенсификации труда путем испол псих факторов в целях рационализации производства. Прим: 120 работниц на производстве – был сокращен раб день, введены перерывы→продуктивность возросла и работу 120 чел стали делать 35чел. Разраб проблемы профориентации, профотбора, псих воздействия. 1908г. Ф.Парсонс в Бостоне организовал бюро, в кот давали консультации подросткам, выбир профессию. Профориентация опиралась на наблдение за индивид особенностями подростков и интуицию, не испол спец мет-ды. Мюнстерберг разработал мет-ды для исследов личн качеств и отбора персонала. Исследования Мюнстерберга отличались от исслед Вундта: в них произошел переход от искусствен лаборат условий к моделированию естественных усл д-ти. На основе его исслед были разработаны тесты, кот стали главн средством при отборе персонала. Практика ставила запросы п/д псих-ей→в этом выраз-ся методологический смысл психотехнического движения (Выготский). Термин «психотехника» ввел Штерн. Выделение психотехники: Ψ→Общ и Диффер-ая. ДифферΨ→теоретич и прикладная, прикладная→психогностика и психотехника. Предпосылки индустриальной психотехники: *развитие капитализма, *потребность в рационализации экономики, *производство, культурная жизнь, *движение за «научное управление» (Тейлор). Программа индустриальной Ψ (Мюнстерберг): 1) психологич изучение профессий, 2) помощь в выборе проф, 3) психологич профотбор, 4) повышен производительности труда с испол психологич м-ов. 1920 – международная психотехнич ассоциация, с 1949г – междунар ассоц прикладной Ψ. Европ ассоц Ψ труда и оранизационной Ψ.
Школы научного менеджмента и развития прикладн Ψ. 1. Классич концепция научн управления (Тейлор, Файоль). Принципы: *научн изучение труда, способы установл кол-ва товара, кот м б сделан за смену; *подбор и обучение первоклассн работников для каждого вида труда; * нужно изменить распределение обязанностей м/у работника и администрацией; * вместо забастовок, противостояний м/у раб и админист – сердечное сотрудничество. 2. Гуманистическоенаправление менеджмента, школа человеческих отношений — c 30-50-х гг. ХХ в. по настоящее время.(Мэйо, Ротлисберг) Принципы:Удовлетворенность трудом и эффективность труда*Трудовая мотивация и эффективность труда.*Трудовая мотивация работника и отношения в трудовом коллективе, с руководством.*Лидерство и власть в производственных группах.(Социально-психологические проблемы труда в индустриальной психологии). 3. Системный подход в научн упр 1913 – 50(70) (Богданов, Берталанфи)Принципы:*Представление организации как открытой системы.*Проблема принятия решений в менеджменте.*Использование математических моделей в описании трудовой деятельности человека как звена системы «Человек-машина». *Применение теории алгоритмов, теории информации в анализе профессиональной деятельности людей.*Разработка основ «Исследования операций».Развитие инженерной психологии, проективной эргономики и, обслуживающей их задачи — экспериментальной когнитивной психологии. Первые работы в области организационной психологии. 4. Ситуационный (релятивистский) подход (с 60-х ХХ по сей день) Отказ от поиска универсальных законов управления, переход к анализу конкретных управленческих ситуаций. Разработка типологии производственных организаций. Рассмотрение каждой организации в ее развитии.Принцип относительности управленческих правил в сфере менеджмента и в области психологии, обслуживающей менеджмент. 5. концепция креативной развивающейся организации (с 80хх по наст время) Э.Трист. *Системное мышление менеджера и его развитие. *Теория организаций, их типы, разновидности, организационная экология. *Организационная (корпоративная) культура. *Тренинги персонала, управление карьерой.Развитие психологии управления (исследующей труд менеджеров), организационной психологии. 6. Индустриал Ψ (психотехника), Ψ труда, Ψфизиология труда, эргология, антропотехника. 7.соцΨ труда, Ψ управления. 8. Системотехника в проектировании с-м «Ч – М», инженерная Ψ и эргономика. 9.Организационная Ψ 10. Программы тренингов, научн Ψ профессион развития, акмеология.
Профессиональная пригодность как системное понятие, степени пригодности. Объектные и субъектные компоненты профпригодности. Относительная и абсолютная профпригодность. Компетенция, компетентность и профпригодность. Профпригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективного труда. Климов предлагает рассматривать понятие «профессиональная пригодность» как системную характеристику степени соответствия человека (субъекта труда, или претендента на вакансию) и требований профессии. Оптимизировать это соответствие можно разными путями: через рационализацию профессиональной деятельности и её компонентов или через влияние на субъекта труда (подбор работников, обладающих необходимой квалификацией, опыто; совершенствование профессиональной подготовки работников, рационализацию трудовой мотивации и пр.).Оценка профессиональной пригодности производится, во-первых, по отношению к уже работающим в организации людям в форме периодически повторяющейся аттестации персонала, во-вторых, по отношению к будущей деятельности, в ситуации прогнозирования профессиональной пригодности. Аттестация персонала необходима как способ контроля уровня компетентности (компетентность - мера владения способами решения задач, компетенция – круг задач и обязанностей) и готовности работников качественно выполнять свои обязанности. Работники должны систематически обновлять свои знания, умения, свою профессиональную компетентность. Процедуры аттестации оценивают результаты этого процесса. В процессе аттестации могут выявляться также кандидаты для профессионального продвижения, или для административной карьеры. Задача прогнозирования профессиональной пригодности (успешности, эффективности) решается менеджерами по персоналу при наборе новых работников в организацию. В начале При аттестации уже работающих профессионалов, в оценке профессиональной пригодности учитывается наличный уровень знаний и умений субъекта труда; если решается задача прогнозирования будущей профессиональной успешности еще до начала профессионального обучения, принимаются во внимание свойства индивидуальности и опыт человека, влияющие на его обучаемость в данной области труда. Климов выделяет 5 субъектных компонентов профпригодности: — гражданские качества личности, моральный облик работника, система ценностей, убеждений (Г); — отношения к данному виду труда и организации (мотивы, интересы, склонности, эмоциональные предпочтения) (О); — дееспособность человека, физическое и психическое здоровье (Д); — единичные и общие способности, таланты, одаренность (Е); — навыки, умения, знания, профессиональная квалификация и общий уровень культуры, грамотности, или показатели обучаемости специальным знаниям и умениям (Н). Значимость каждого компонента в успешности деятельности в разных профессиях может варьировать. Выделяют степени профессиональной пригодности: «годен»; «условно (относительно) годен»; «непригоден». В ситуации прогнозирования будущей профпригодности до начала профессионального обучения человека опираются на оценку не только имеющихся знаний и умений, но и на оценку его обучаемости соответствующим знаниям и умениям. Место психологии труда в системе психологических наук. 1) Общая Ψ – с-ма псих знания о чем-то общезначном. Научная теоретич основа для понимания конкретных явлений, характ-их субъекта труда и его активность на разных уровнях(от сенсорики до отношений личности). Взаимод общΨ и Ψтруда способств приближению псих наук к жизни. 2) Психофиз-я – в том же отношен, что и общ, только регуляторами и мех-ми активности субъекта здесь явл мозг мех-мы. 3) Возрастная Ψ – проясняет вопросы о развитии чела как субъекта деят-ти. Ψтруда разраб для решения задач трудового обучения и воспитания детей системное представление о мире трудовой деят-ти, о «эталонах» личностных качеств, необх трудящемуся челу, что явл основой для разработки вопр воспитанияи обучения. Оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты. 4) Псих детей, аномальных на уровне анализаторов и моторики. Адаптация аномального ребенка к обществу = адаптация к труду. Уточняются представления о псих требованиях к челу, о проф пригодности. 5) ПатоΨ и клинич Ψ. Пограничн проблемы с Ψ труда: оценка трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным и телесным). Проблема соц-трудовой реабилитации инвалидов. Осн проблемы Ψтрдуа: психология в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции; психология работоспособности человека, оптимизацию функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.); психология в профилактике травматизма и аварийности; психология трудовой мотивации; психология группового субъекта труда. Общие теоретические подходы, технологии и методы решения этих проблем рассматриваются в психологии труда. В той мере, в какой указанные проблемы встречаются в отраслевых направлениях психологии (юридической психологии, психологии спорта, психологии искусства, авиационной психологии, военной психологии, психологии торговли, транспорта и т.д.), психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разрабатывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии. В этом смысле психология труда разрабатывает фундаментальные основы психологической практики.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.008 с.) |