Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степенна: 1-й антифон 4-го гласа

Поиск

С юности моей / воюют со мною многие страсти; / но Сам защити / и спаси меня, Спаситель мой.

Ненавидящие Сион, устыдитесь Господа: / ибо вы будете иссушены, / как трава огнем.

Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется / и очищением возвышается, / в священной тайне просветляется / Тро́ическим Единством.

Прокимен, глас 4

Памятным сделаю имя Твоё / во всяком роде и роде. Стих: Излило сердце моё слово благое. Пс 44:18а, 2а

Второй прокимен: Всё, что дышит, / да восхвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. Пс 150:6, 1

Евангелие от Луки, зачало 4

В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем; и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа». И сказала Мариам: «Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его». Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.

Лк 1:39–49, 56

После 50 псалма

Слава: По молитвам Богородицы, Милостивый, изгладь множество согрешений наших.

И ныне: По молитвам Богородицы:

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих / изгладь беззаконие моё.

Стихира, глас 6

Это – день Господень, радуйтесь люди; / ибо Света брачный Чертог / и Книга Слова жизни из чрева произошла; / и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, / ожидает входа великого Священника, – / единственная, и вводящая во вселенную единого Христа / ко спасению душ наших.

Каноны

Первый – преп. Иоанна Дамаскина, глас 2, и второй – преп. Андрея Критского, глас 8; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари же поем на 12.

Песнь 1

Канон 1. Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.

Придите, верные, / радуясь Духом Божественным, / от бесплодной в сей день происшедшую / на спасение смертных Приснодеву-Отроковицу / песнопениями почтим.

Радуйся, свято чтимая Матерь / и раба Христа-Бога, / Подательница роду человеческому древнего блаженства; / все мы по достоинству Тебя / песнопениями славим.

В сей день рождается жизни Мост, / чрез который смертные возможность возвратиться / из своего падения во ад найдя, / Христа, жизни Подателя / песнопениями славят.

 

Канон 2. Ирмос: Сокрушившему в битвах мышцею Своею / и проведшему Израиль чрез Красное море, / воспоем Ему, как Избавителю нашему Богу, / ибо Он прославился.

Да ликует все творение, / да радуется и Давид, / что из его племени и семени его / жезл произошел, приносящий цвет – / Господа и Искупителя всего.

Святая из святых / во святом храме младенцем водворяется / для питания рукою Ангела: / будем же все вместе праздновать с верою / при рождении Её.

Бесплодна не способная к рождению Анна, / однако у Бога не бездетна; / ведь уже предопределена она от всех родов / как чистой Девы матерь; / а отсюда Создатель всего творения / произрос во образе раба.

Тебя, непорочную овечку, / одну из чрева Твоего принесшую / Христу руно – наше естество, / Тебя, рождающуюся от Анны, / мы все песнопениями чтим.

Троичен: Трех Безначальных славлю, / воспеваю Трех Святых, / проповедую Трех равно вечных во едином существе; / ибо во Отце, Сыне и Духе / прославляется единый Бог.

Богородичен: Кто видел Дитя, молоком питаемое, / происшедшее не от семени отца? / Или где видана Дева-Матерь? / Истинно то и другое выше ума, / Божия Родительница чистая!

Катавасия: Крест начертывая, Моисей / прямо рассек Красное море жезлом / для идущего пешком Израиля, / и то же море ударом поперек / обратно для Фараоновых колесниц соединил, / изобразив тем непобедимое оружие; / потому воспоем Христу Богу нашему: / ибо Он прославился.

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и страх Твой вложи / в сердца нас, воспевающих Тебя.

Непорочно пожив для Бога, / всех спасение зачали / богомудрые родители / Родившей Создателя и Бога нашего.

Источающий всем жизнь Господь / произвел от неплодной Деву, / в Которую благоволил вселиться, / сохранив Её после родов непорочной.

Анны плод – Марию, / Гроздь родившую живоносную, / в сей день как Богородицу воспоем, / и для всех – Защиту и Помощь.

 

Канон 2. Ирмос: Утвердилось сердце мое в Господе, / вознесся рог мой в Боге моем, / широко раскрылись на врагов моих уста мои, / возвеселился я о спасении Твоем.

Воспитавшись во святом святых, / Дева пречистая, Богородица, / Ты явилась высшей всего творения, / родив Создателя по плоти.

Благословенно чрево Твое, / целомудренная Анна; / ибо произрастило оно девства плод – / Родившую без семени Питателя всего творения / и Искупителя Иисуса.

Все творение именует / Тебя блаженной, Приснодева, / от Анны в сей день рожденную, / жезл непорочный от корня Иессеева, / произрастивший цвет – Христа.

Сын Твой, Богородица пречистая, / являя Тебя высшей всего творения, / возвеличивает рождество Твое от Анны / и всех сегодня веселит.

Троичен: Тебе мы поклоняемся, / Отче, безначальный существом; / воспеваем вневременного Твоего Сына, / и столь же вечного Духа почитаем: / Трех – как естеством единого Бога.

Богородичен: Родив света Подателя / и Начальника жизни человеческой, / Ты, пречистая Богородица, / явилась сокровищем жизни нашей / и дверью неприступного Света.

Катавасия: Жезл берется как образ таинства: / ибо произрастанием он указывает священника; / а для Церкви, прежде бесплодной, ныне расцвело / древо Креста к её силе и утверждению.

Седален, глас 4*.
Подобен: «Поражен был Иосиф:»

Мариам, поистине Дева и Богородица, / как облако светлое в сей день воссияла нам / и от праведных появляется к славе нашей. / Адам больше не осуждается, / и Ева освобождена от уз. / Потому и мы взываем, / восклицая с дерзновением к Единой Чистой: / «Радость возвещает рождество Твое всей вселенной!»

Слава, и ныне: повторяем то же.

[По греческому уставу – ипакои, глас 2.)

Дверью непроходимой, / Единым Богом нашим хранимой, / назвал пророк святую Деву, / чрез Которую прошел Господь, / от Которой произошел Всевышний, / и оставил Её запечатанной по-прежнему, / избавляя от тления нашу жизнь. ]

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи, / весть о Твоем замысле / и прославил Тебя, / единый Человеколюбец.

Воспеваем Тебя, Господи, / даровавшего всем верным спасительную пристань – / во чреве Тебя Носившую.

Тебя, Невеста Божия, / Христос явил хвалой и силою для всех, / воспевающих с верою Твое таинство.

Брака не познавшая Владычица! / Твоими мольбами избавляясь от согрешений, / мы все Тебя благодарно прославляем.

 

Канон 2 *

Ирмос: Пророк Аввакум / предвидел мысленными очами / пришествие Твое, Господи, / потому и восклицал: / «От Фемана придет Бог; / слава силе Твоей, / слава снисхождению Твоему!»

Патриарх Иаков, предвидев ясно / великие дела Твоего, Спаситель, домостроительства, / взывал в Духе, возглашая таинственно Иуде: / «От отрасли моей взошел ты, сын!» – / возвещая о Тебе, / рожденном от Девы Боге.

Ныне жезл Ааронов, / от корня Давидова произросший, / ныне Дева чистая от Анны происходит, / и ликуют вместе небо и земля, / и все племена народов, / и Анна с Иоакимом та́инственно.

Ныне да веселится небо, / да радуется и земля, / и да ликуют Иоаким и Давид: / один – как родитель Твой, / Бога поистине Родившая, / а другой – как предок Твой и возвещают / величие Твое, Чистая.

С тобою, богомудрая Анна, / сегодня радуется вселенная: / ибо произвела ты Матерь Избавителя её, / жезл силы, от корня Давида произросший, / приносящий нам цвет – Христа.

Троичен: Прославляю безначального Бога – / Отца, и Сына, и Святого Духа, / единосущную, несозданную Троицу, / Которой Серафимы предстоят, взывая благоговейно: / «Свят, Свят, Свят Ты, Боже!»

Богородичен: Пребезначальное Начало / из Тебя, Божия Родительница, / берет начало во времени земном / и, воплотившись, пребывает / Словом, Отцу собезначальным / и столь же вечным, как и Дух, / сохраняя Божественное достоинство.

Катавасия: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои, / и прославил Твое Божество.

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Рассеяв мглу загадок, неяснуюкак тень, / и озарив приходом истины / чрез Богоотроковицу верных сердца, / путеводи и нас, Христе, Твоим светом.

Воспоем, люди, Виновницу того, / что Виновник всего стал нам сообразен, / Ту, Чей образ сподобляясь видеть, радовались пророки, / получая от Неё плод – непреложное спасение.

Отпрыск от жезла иссохшего / на выбор священника Израилю указал; / и ныне всеславно от бесплодной Зачатая / блеск родивших Ее умножает дивно.

 

Канон 2. Ирмос: Господи Боже наш, / мир даруй нам; / Господи Боже наш, возьми нас Себе; / Господи, кроме Тебя мы иного не знаем, / имя Твое именуем.

Пречисто рождество Твое, Дева непорочная; / несказанно и зачатие, и чревоношение; / неизреченны и роды Твои, / Невеста брака не познавшая: / ибо Богом был Тот, / Кто в меня всецело облекся.

В сей день да веселятся Ангельские полки, / да ликуют с песнями те, кто от Адама: / ибо родился жезл, произрастивший цвет – Христа, / единого Избавителя Адамова.

Сегодня Ева свободна от осуждения; / свободен и Адам от древнего проклятия, / при рождении Твоем взывающий к Тебе, Пречистая: / «В Тебе мы от тления избавлены!»

Слава Тебе, в сей день прославившему неплодную; / ибо она родила по обетованию / Жезл вечно цветущий, от которого произрос / Христос, цвет жизни нашей.

Троичен: Слава Тебе, Отче святой, Боже нерожденный! / Слава Тебе, Сын вневременный, единородный! / Слава Тебе, Дух Божественный и сопрестольный, / исходящий от Отца и в Сыне пребывающий!*

Богородичен: Стало чрево Твое святой трапезой; / пребыла чистота Твоя, как прежде, нерушимой, / ибо Солнце – Христос – явился, Дева, из Тебя / как Жених из брачного чертога.

Катавасия: О трижды блаженное Древо, / на котором был распят Христос, Царь и Господь, / чрез которое пал обольстивший древом, / сам уловленный Богом, / на тебе пригвожденным плотию, / дарующим мир душам нашим!

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Ко Господу Иона из кита воззвал: / «Изведи меня из глубины ада, молю, / чтобы гласом хвалы и духом истины / я, как Избавителю, принес жертву Тебе!»

Ко Господу в скорби бесплодия воззвали / богомудрые родители Богоматери, / и Её всем поколениям людей родили, / к общему спасению и похвале.

Получили достойный Бога дар небесный / богомудрые родители Богоматери: / Колесницу, самих Херувимов превосходнейшую, / Слова и Создателя Родительницу.

 

Канон 2. Ирмос: Как морские воды, Человеколюбец, / волны бурные житейские носят меня; / но как Иону из кита, от гибели возведи / жизнь мою, милосердный Господи!

Тебя, святейшую из святых, / целомудренные родители Твои, Пречистая, / в доме Господнем водворили, / чтобы воспиталась Ты в благоговении / и приготовилась в матерь Ему.

Бесплодные и матери, ликуйте, / обо́дритесь и торжествуйте, бездетные; / ибо бездетная и бесплодная произращает Богородицу, / Ту, Кто Еву избавит от мук рождения / и от проклятия – Адама.

Слышу Давида, Тебе поющего: / «Приведутся девы за Тобою вслед, / приведутся в храм Царя!» / С ним и я Тебя, Дочь Царя, воспеваю.

Воспеваем святое Твое рождество, / почитаем и зачатие Христа без семени / от Тебя, Невеста Богоизбра́нная и Дева; / а с нами торжествуют Ангелов полки / и святых души.

Троичен: В Тебе, Чистая, тайна Троицы / воспевается и прославляется: / ибо Отец благоволил – и Слово в Тебя вселилось, / и Божественный Дух Тебя осенил.

Богородичен: Золотою кадильницей Ты сделалась, / Божия Родительница Чистая, / ибо Огонь во чрево Твое вселился / – Слово от Духа Святого – и было видимо / в образе человека.

Катавасия: Во утробе морского зверя / Иона крестообразно руки распростер, / ясно прообразовав спасительное страдание; / выйдя же оттуда спустя три дня, / предначертал сверхъестественное воскресение / Христа Бога, пригвожденного плотию / и восстанием в третий день мiр просветившего.

Кондак, глас 4,
преп. Романа Сладкопевца

Иоаким и Анна от поношения за бездетность / и Адам и Ева от тления смертного освободились / святым Твоим рождеством, Пречистая. / Его празднуют и люди Твои, / от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: / «Неплодная рождает Богородицу / и Питательницу Жизни нашей!»

Икос: Молитва вместе со стенанием / от бесплодия и бездетности / Иоакима, как и Анны, оказалась благоприятной, / и до ушей Господа дошла, / и произрастила Плод живоносный мiру. / Ибо один на горе молитву совершал, / а другая несла поношение в саду. / Но вот, с радостью неплодная рождает Богородицу / и Питательницу Жизни нашей.

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Терновый куст на горе, / для огня неопалимый, / и источавшая росу печь Халдейская, / ясно прообразовали Тебя, Божия Невеста; / ибо Божественный невещественный Огонь / Ты в вещественное чрево неопалимо приняла; / потому мы от Тебя Родившемуся восклицаем: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Невещественными явлениями законодатель / не допускаем был некогда до постижения / великого Твоего таинства, Всесвященная, / символами вразумляемый не мыслить по-земному; / потому он, пораженный чудом, возглашал: / «Благословен Бог отцов наших!»

Как гору и дверь небесную / и мысленную лестницу / хор Божественный Тебя предвозвестил: / ибо от Тебя отсечен был камень / без воздействия человеческого орудия; / дверью же тою прошел Господь, / Бог чудес, Бог отцов наших.

 

Канон 2. Ирмос: Халдейская печь, огнем разжигаемая, / орошалась Духом по Божиему промыслу; / отроки же воспевали: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Празднуем и с верою поклоняемся, Пречистая, / святому Твоему рождеству, бывшему по обетованию, / благодаря которому мы избавились / от первородного проклятия / с явлением Христа.

Ныне Анна веселится и, хвалясь, взывает: / «Я, бесплодная, родила Божию Матерь, / благодаря Которой осуждение Евы упразднено / и скорби рождения в муках!»

Адам освобожден, и Ева торжествует, / и взывают в Духе к Тебе, Богородица: / «Тобою мы избавлены от первородного проклятия / с явлением Христа!»

(О чрево, вместившее Божию Обитель! / О утроба, носившая Пространнейшую небес, Престол святой, / невещественный Ковчег Святыни!)*

[Души бесплодные, не рождающие, / бездетные, поспешите, / ибо ныне Анна многодетна и радуется. / Матери, ликуйте с матерью Божией / и все вместе веселитесь!]

Троичен: Отца прославим, Сына и Духа, / Троицу Всесвятую во единстве Божества, / нераздельную, несотворенную, / и равную вечностью, и единосущную.

Богородичен: Ты одна родила Бога, / Дева и после Его рождения; / Ты обновила природу рождеством Твоим, Мария; / Ты Еву разрешила от первородного проклятия, / Божия Родительница чистая.

Катавасия: Безумное веление тирана нечестивого, / дышащее угрозою и хулою богомерзкою, / в смятение народы привело; / однако трех отроков не устрашили / ни зверский гнев, ни огонь шумящий, / но, находясь в огне, / против которого веял росоносный ветер, они пели: / «Прехвальный Боже отцов и наш, благословен Ты!»

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: В печи отроков / прообразовал Ты некогда Матерь Свою, Господи, / и образ этот спасал их от огня, / ходивших в нем, не опаляясь. / Её, явившуюся чрез Тебя концам земли в сей день, / мы воспеваем и превозносим во все века.

Предопределенная Скиния / нашего с Богом примирения / бытие ныне начинает, / чтобы родить нам Слово, / в вещественной плоти являющееся; / Его мы воспеваем, / из небытия бытие через Него стяжавшие, / и превозносим во все века.

Бесплодия прекращение / окончило и бесплодие мира в добром, / и ясно показало чудо – / к смертным пришедшего Христа. / Его мы воспеваем, / из небытия бытие через Него стяжавшие, / и превозносим во все века.

 

Канон 2. Ирмос: Сокрывающий в водах горние чертоги Свои, / полагающий границей морю песок / и держащий все! / Тебя поет солнце, Тебя славит луна, / Тебе все творение приносит песнь, / как Создателю и Творцу вовеки!

Сотворивший необычайное с бесплодным чревом, / отверзший нерождавшую утробу Анны / и давший ей плод! / Ты – Боже святой, Ты – Сын Девы, / от Нее принял Ты плоть / – вечно цветущей Девы и Богородицы.

Запечатывающий бездну и отверзающий её, / поднимающий воду в облаках и дающий дождь! / Это Ты, Господи, / дал от бесплодного корня процвести жезлу / – святой Анне Плод родить пречистый – Богородицу.

Возделыватель наших мыслей / и насадитель наших душ, / Ты, показавший бесплодную землю благоплодной, / Ты соделал прежде сухую ниву / родящей, колосистой, плодоносной, / – Анну святую, чтобы ей произрастить / плод пречистый – Богородицу.

(Придите все, увидим / как бы от малого чертога / рождающийся ныне город Божий, / Ту, Которая имела исход из двери чрева, / но не знающую входа брачного общения, / ибо прошел один Создатель / этим удивительным путем.)*

[Ты, расторгший узы бездетности неразрешимые, / Ты давший неплодной способность родить и славный Плод / – Ту, Чьим Сыном стал и, как росток взошел, / сделав Ее Своею Матерью по плоти / при Твоем, Милосердный, к нам пришествии.]

Троичен: О Троица высшая всякого естества, / Единство равно безначальное! / Тебя воспевает и пред Тобой трепещет / множество Ангелов, небо и земля. / Бездны ужасаются, люди благословляют, / огонь рабски служит, / – все в творении повинуется Тебе, / Троица святая, со страхом.

Богородичен: О последнее известие: Бог – Сын жены! / И рождение – без семени: безмужная Матерь / и рожденное – Бог! / О ввергающее в трепет зрелище! / О Девы необычайное зачатие! / О неизреченное рождество! / Поистине все это выше ума и созерцания!

Катавасия: Благословляйте, отроки, / Троице равночисленные, / Бога Отца Создателя; / воспевайте Слово, сошедшее / и огонь в росу претворившее; / и превозносите всем жизнь подающего / Духа всесвятого вовеки!

На 9-ой песни «Честью высшую Херувимов» не поем, но поем припев праздника: Величай, душа моя, / преславное рождество Божией Матери.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.55 (0.009 с.)