Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая система и ее элементы

Поиск

Термин «система» греческого происхождения и означает целое, состоящее из частей. Экономическая система, как и любая другая, состоит из элементов и обладает определенной структурой (взаимосвязь элементов, образующих структуру). Экономическая система — это совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, которая реализуется через функционирование производительных сил и осуществляется в форме определенных производственных отношений с целью удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации действий хозяйствующих субъектов. Субъекты экономической системы – предприятия (фирмы), домашние хозяйства (мелкие производители, поставщики трудовых и финансовых ресурсов) и государство.

Экономическая система включает:

Производительные силы— совокупность вещественных (средства производства) и личных (рабочая сила) факторов производства и определенных форм их организации, обеспечивающих взаимодействие и эффективность использования. Элементы производительных сил: рабочая сила — способность человека к труду, совокупность его физических и умственных способностей (трудовых возможностей); средства производства – средства труда (здания, сооружения, оборудование) и предметы труда (сырье, материалы). В процессе труда люди вступают во взаимоотношения с природой и между собой. Последние обусловлены производством благ и называются производственными отношениями.

Производственные отношения— совокупность отношений, реально складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, а также отношения людей к средствам производства и ресурсам в процессе их применения для удовлетворения потребностей. В системе производственных отношений можно выделить две группы отношений:

–организационно-экономические — возникают между экономическими субъектами в процессе организации производства. В основе этой группы отношений лежат способ, формы и методы организации взаимодействия элементов экономической системы.

–социально-экономические — выражают отношения между людьми посредством их отношения к вещам и благам, определяющую роль играют отношения собственности. Производительные силы и производственные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Основу экономического прогресса составляет развитие производительных сил. Параллельно прогрессу техники и с его опережением идет развитие науки, воплощающейся в новых знаниях людей, более совершенных технологиях и орудиях производства. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей. Возросшему уровню производительных сил должна соответствовать более сложная форма производственных отношений. Возрастает роль человека в производстве, его квалификации и знаний. Классификация моделей экономических систем осуществляется по различным признакам.

Традиционная экономика — экономическая система, базирующаяся на частной собственности, в которой традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы. Сегодня такая экономическая система существует в некоторых слаборазвитых странах. Структура, техника производства малоподвижны. Технический прогресс с большим трудом проникает в такие системы, так как вступает в противоречие с традициями.

Командная экономика — ответы на все основные вопросы экономики дает государство. Все ресурсы находятся в собственности государства, и именно оно распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, определяя, что и какими способами производить, как распределять произведенные товары. Все эти решения принимаются на основе заранее определенных, долговременных планов производства (директивное планирование).

Рыночная экономика — экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами — частными лицами и фирмами — самостоятельно, независимо друг от друга. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные экономические вопросы. Необходимо отметить, что в чистом виде рыночная система не существует.

Смешанная экономика. В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, невыгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; всячески стимулируя научно-технический прогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, оно корректирует рыночное распределение доходов. Таким образом, большинству развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

Из большого разнообразия смешанных экономик в настоящее время можно выделить:

Шведская система характеризуется энергичным участием государ­ства в обеспечении экономической стабильности и перераспределе­нии доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для ее успешного проведения "установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % валового национального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает высокий экономический рост с высоким уровнем благосостояния населения и с обеспечением полной занятости.,

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует одно­значного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

\

Решение типовых задач:

Задача 1

На рисунке приведена кривая производственных возможностей фермера, который выращивает пшеницу и картофель на двух полях:

а) Какова альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если производится 95 т? 150 т?

Какова при этом альтернативная стоимость одной тонны пшеницы?

б) Определить альтернативную стоимость выращивания первых 90 т пшеницы.

в) Вычислить среднюю урожайность пшеницы и картофеля при наилучшем использовании ресурсов, если площадь каждого поля равна 10 га, а картофеля выращено 120 т.

г) Картофеля вырастили 60 т, а пшеницы – 100 т. На сколько можно было увеличить урожай пшеницы и картофеля?

Решение:

а) Точка на кривой производственных возможностей, в которой производится 95 тонн картофеля, соответствует верхнему участку, отражающему производственные возможности первого поля.

Из графика КПВ видно, что на этом поле можно произвести либо 100 т картофеля, либо 40 т пшеницы (140 - 100 = 40). Следовательно, альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля составит 0,4 т пшеницы (40 / 100 = 0,4). А альтернативная стоимость производства одной тонны пшеницы будет равна 2,5 т картофеля (100 / 40 = 2,5).

Точка, в которой производится 150 тонн картофеля, соответствует нижнему участку КПВ, отражающему производственные возможности второго поля.

На этом поле можно произвести либо 200 т картофеля (300 - 100 = 200), либо 100 т пшеницы. Следовательно, альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля составит 0,5 т пшеницы (100 / 200 = 0,5). А альтернативная стоимость производства одной тонны пшеницы будет равна 2 т картофеля (200 / 100 = 2).

б) Точка, в которой производится 90 тонн пшеницы, соответствует нижнему участку КПВ, отражающему производственные возможности второго поля.

Так как альтернативная стоимость производства одной тонны пшеницы на втором поле будет равна 2 т картофеля, то альтернативная стоимость производства 90 т пшеницы:

90 × 2 = 180 т картофеля.

Итак, первые 90 т пшеницы фермер вырастит на втором поле, пожертвовав при этом 180 т картофеля.

в) Точка на кривой производственных возможностей, в которой производится 120 тонн картофеля, соответствует нижнему участку, отражающему производственные возможности второго поля.

При этом первое поле будет засеяно картофелем полностью и максимально на нём фермер сможет вырастить 100 тонн картофеля. Остальные 20 тонн будут собраны со второго поля. На втором поле картофелем будет засеян 1 га земли. Так как на 10 га можно вырастить максимально 200 тонн, следовательно, чтобы вырастить 20 тонн картофеля достаточно занять 1 га земли. Оставшаяся земля на втором поле будет занята под выращивание пшеницы.

Вычислим среднюю урожайность картофеля используя логическую формулу:

Средняя урожайность= Общий валовый сбор / Общая посевная площадь

Средняя урожайность картофеля = 10+20/10+1 = 10,909 т/га

Так как первое поле полностью занято картофелем, а также занят 1 га второго поля, на выращивание пшеницы остаётся 9 га земельных угодий. Альтернативная стоимость 180 т картофеля (300 - 120 = 180) равна 90 т пшеницы.

Итак, на 9 га будет выращено 90 т пшеницы. Следовательно, средняя урожайность пшеницы по той же логической формуле будет равна:

Средняя урожайность картофеля = 90/9 = 10 т/га

г) Картофеля вырастили 60 тонн. Точка, в которой производится 60 тонн картофеля, соответствует верхнему участку КПВ, отражающему производственные возможности первого поля. Пшеницы при этом можно вырастить максимум 116 т (140 - 0,4× 60 = 116), следовательно, можно было увеличить урожай пшеницы на 16 т.

Пшеницы вырастили 100 т, что соответствует точке перелома на графике КПВ. При этом картофеля можно получить максимум 100 т вместо 60, следовательно, можно было увеличить урожай картофеля на 40 т.

Задача 2

Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.

Решение:

Найдём оптимальную структуру производства столов и стульев. Выпуск стульев должен быть поручен тому члену семьи, чьи альтернативные издержки (альтернативная стоимость) выраженные в количестве столов минимальные.

Рассчитаем альтернативную стоимость производства одного стула для каждого члена семьи.

Для дедушки альтернативная стоимость производства одного стула:

40 / 100 = 0,4 стола ← альтернативные издержки минимальные!!!

Для отца альтернативная стоимость производства одного стула:

50 / 100 = 0,5 стола

Для сына альтернативная стоимость производства одного стула:

100 / 150 = 2/3 стола

Если все члены семьи будут производить только столы, они изготовят 190 столов и 0 стульев.

Допустим, они пожелают начать производство стульев. Значит дедушка, у которого альтернативная стоимость производства стульев минимальная, должен производить стулья в количестве 100 штук. Тогда производством столов будут заниматься отец и сын. Они произведут 50 + 100 = 150 штук столов. Координаты точки перелома кривой производственных возможностей: (100 стульев, 150 столов).

Если спрос по стульям не будет удовлетворён, то к их производству подключится отец. Он следующий по возрастанию значения альтернативной стоимости стульев. Вместе с дедушкой отец произведёт 200 штук стульев.

Тогда сын будет один производить столы. И произведёт их в количестве 100 штук.

Координаты ещё одной точки перелома КПВ: (200 стульев, 100 столов).

И наконец, если все участники производства будут изготавливать только стулья, будет произведено 350 стульев и 0 столов.

 

 

Изобразим КПВ на графике:

Задача 3

В группе студентов по результатам психологического тестирования обнаружено:10 Лидеров, 1 Работник, 1 Философ, 10 Организаторов.

Известно, что Работник сделает кораблик за 1 минуту и придумает название за 5 минут, Философ сделает кораблик за 9 минут и придумает название за 1 минуту, Лидер сделает кораблик за 5 минут и придумает название за 9 минут, Организатор сделает кораблик за 9 минут и придумает название за 5 минут. Ко Дню студента учащимся необходимо изготовить максимальное число корабликов с названиями за 45 минут.

Требуется построить КПВ группы и определить, сколько корабликов с названиями можно изготовить за указанное время.

Решение:

Сведём результаты расчётов в таблицу:

Учащиеся Кол-во, чел. Число корабликов за 45 мин Число названий за 45 мин Альтернативная стоимость кораблика, выраженная в количестве названий Альтернативная стоимость названия, выраженная в сделанных корабликах
Лидеры       5/9 1,8
Работник       1/5  
Философ         1/9
Организаторы       1,8 5/9
Всего -     - -

 

Для построения кривой производственных возможностей последовательно исключаем учащихся, у которых альтернативная стоимость корабликов больше.

Философ:

число корабликов: 190 – 5 = 185

число названий: 0 + 45 = 45

Организаторы:

число корабликов: 185 – 50 = 135

число названий: 45 + 90 = 135

Лидеры:

число корабликов: 135 – 90 = 45

число названий: 135 + 50 = 185

Работник:

число корабликов: 45 – 45 = 0

число названий: 185 + 9 = 194

В ходе вычислений заметим, что равное число корабликов и названий оказалось на втором шаге вычислений. Отметив точки (0, 190); (45,185); (135,135); (185,45); (194,0) на графике, получим кривую производственных возможностей. Точка с координатами (135, 135) лежит на пересечении КПВ и биссектрисы квадранта.

 

Итак, за указанное время можно изготовить 135 корабликов и 135 названий.

Задача 4

На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.

Решение:

Кривая производственных возможностей (КПВ) – это кривая, каждая точка которой показывает максимальные количества двух экономических благ, которые способна произвести экономика страны при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов и текущем уровне технологий.

Из условия задачи известно, что на первом поле фермер может произвести либо 500 т картофеля, либо 100 т пшеницы.

Для построения кривой производственных возможностей первого поля откладываем по оси ординат (пшеница) максимальное количество выращенной пшеницы, которое производилось бы в экономике, если бы все имеющиеся ресурсы были направлены на производство пшеницы, то есть 100 т. Производство картофеля в этом случае равно нулю.

И наоборот, если все имеющиеся ресурсы направлены на производство картофеля, то максимальное количество – 500 т, которое может быть произведено при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов, мы откладываем по оси абсцисс (картофель). Производство пшеницы в этом случае равно нулю.

Соединив две эти точки, получим КПВ первого поля.

При этом альтернативные издержки (АИ) производства 1 т картофеля – это то количество пшеницы, от выращивания которого фермер вынужден отказаться:

100 / 500 = 0,2 т пшеницы.

На втором поле фермер может произвести максимально 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, так как альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля. Или альтернативные издержки 1 т картофеля равны 2 / 5 = 0,4 т пшеницы.

Построим суммарную КПВ для этого фермера.

Максимально возможный объём выращиваемой пшеницы – 500 тонн (на первом поле он может вырастить 100 тонн, на втором – 400 тонн). При этом объём картофеля будет нулевым. Отметим соответствующую точку на графике (точка А).

Далее определим, на каком из двух полей следует начать выращивать картофель, если фермер решит выращивать хотя бы небольшое его количество.

 

Для этой цели выберем из двух полей то, на котором выращивание каждой единицы картофеля приведёт к наименьшим потерям объёма пшеницы. То есть выберем то поле, где альтернативные издержки выращивания картофеля наименьшие.

На первом поле альтернативные издержки 1 т картофеля равны 0,2 т пшеницы.

А на втором поле альтернативные издержки 1 т картофеля равны 0,4 т пшеницы.

0,2 меньше чем 0,4, значит, для производства первых тонн картофеля выгоднее использовать первое поле.

Максимально на первом поле можно вырастить 500 т картофеля, пожертвовав при этом 100 тонн пшеницы.

Координаты точки перелома (точки В) – 500 тонн картофеля, 400 тонн пшеницы.

Максимальное количество картофеля, которое можно вырастить на двух полях равно 1500 тонн (500 тонн на первом поле и 1000 тонн на втором). При этом объём пшеницы будет нулевым. Обозначим точку С на оси абсцисс.

Соединив последовательно три точки А, В и С получим суммарную кривую производственных возможностей нашего фермера.

 

Задача 5

Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(15, 3); В(8, 13); С(13, 6); D(5, 12)?

Решение:

Нет, так как b1 > d1 и b2 > d2 (8 < 5 и 13 > 12) и кривая не является выпуклой, что не соответствует свойствам кривой производственных возможностей.

Тесты:

1. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер;

д) являются вечными.

2. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.01 с.)