Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чистая монополия и ее особенностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чистая монополия – это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, в которой нет заменителей. Характерные черты: 1. единственный продавец; 3. нет заменителей данного продукта (т.е. товар является уникальным); 4. фирма диктует цену; 5. вхождение в отрасль заблокировано. Монопольная власть проявляется в сокращении объема продаж, формировании искусственного дефицита, торможении научно-технического процесса, создании искусственных барьеров (патенты, лицензии, криминализация). Монопольная власть при низкой эластичности спроса по цене, когда покупатели продолжают покупать товар при повышающихся ценах. Измеритель монопольной власти – индекс Лернера t1=1: Е (где Е- эластичность спроса на товар). Она возрастает вместе с ростом удельного веса продукции отрасли. Если доля продукции фирмы в отрасли превышает 35%, то рынок монополизирован. Виды монополий: 1. закрытые монополии (административные) – возникают, если монопольные фирмы защищены законодательно государством (рынок оружия); 2. открытые монополии – возникает в результате конкуренции; 3. естественные монополии – когда монополия обусловлена законами производственного цикла (РАО ЕСГАЗПРОМ). Чистая монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: - издержки; - спрос; - максимизация прибыли. Кривая спроса в условиях монополии представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. монополист является отраслью и является нисходящей. Три значения нисходящей кривой спроса: - Цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену за единицу продукции, поэтому предельный доход становится меньше, чем цена, т.к. предельный доход - это изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен 0. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным. - Монополист диктует цену и объем производства. Монополия никогда не выберет такую комбинацию «цена - количество», при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовый доход уменьшается, но более низкая цена связана с большим объемом производства и более увеличивавшимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. - Максимизация прибыли. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек, т.е. такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высоким ценам, чем сделал бы производитель. Ценовая дискриминация - это применение разных цен для разных групп покупателей при одинаковых издержках. Применение ценовых льгот позволяет монополисту получить большую массу прибыли за счет расширения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличение цен для других компенсирует потери. Олигополия Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в экономике. Это характерно для всех отраслей тяжелой промышленности, металлургии, химии, автомобилестроения, самолетостроения и др. Характерные признаки: 1) немногочисленность фирм и крупные размеры производства (3-8 фирм в отрасли); 2) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль; 3) однородность или дифференцированность продукта; 4) цены на рынке олигополии относительно устойчивы; 5) эффект масштаба и экономия издержек там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей; 6) рынок олигополии склонен к согласованному действию его участников или тайному сговору при установлении цен. В этом случае этот рынок перерастает в рынок монополии. При установлении ценообразования проявляются две черты олигополии: - с одной стороны, цены имеют тенденцию быть негибкими. Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях совершенной конкуренции; - с другой стороны, олигополисты изменяют цены все вместе. Это поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору. Объектом договоренности также могут быть, кроме цен, квоты продаж или территориальный раздел рынка. Подобные сговоры (монопольные сговоры) получили название картели. Для них характерны сокращение производства и взвинчивание цен, поэтому часто запрещаются законом, т.к. они превращают данный рынок в монопольный. P>MC=MR<AC. Лидерство в ценах – описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер (самые крупные или наиболее эффективно работающие фирмы в отрасли), а другие фирмы автоматически следуют этому изменению. В противном случае возможны ценовые войны, от которых проигрывают все. Ценообразование по признаку «издержки плюс». Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют «накидку» в размере определенного процента. Этот метод не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах. Олигополия делает упор на ценовую конкуренцию. Считается, что ценовая конкуренция помогает получить долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут так быстро и полно дублированы, как снижение цен. Эффективность олигополии. Две точки зрения: - традиционная точка зрения полагает, что олигополия, действуя как монополия, может привести к тем результатам, хотя сохраняет видимость конкуренции; - точка зрения Шумпетера - Гэлбрейта состоит в том, что олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие объемы выпуска и занятости. Решение типовых задач: Задача 1 Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции.Цена установилась на уровне 10 р. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице:
Какой объём производства выберет это предприятие, если оно максимизирует прибыль? Решение: Предприятие, максимизирующее прибыль, выберет такой объём производства, при котором предельные затраты будут равны предельному доходу. То есть выполняется равенство: MС = MR. Предельные затраты (МС) – это прирост общих затрат, связанный с ростом выпуска продукции на дополнительную единицу. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене: MR = P = 10 при любом объёме выпуска. Причём важно понимать, что максимальным значениям прибыли будут соответствовать не любые объёмы выпуска, при которых выполняется условие МС = МR, а только те при которых происходит смена знака предельной прибыли с плюса на минус. Предельная прибыль (Мπ) – это прирост общей прибыли, связанный с производством дополнительной единицы продукции. Итак, правило принятия решения об объёме производства будет следующим: пока предельная прибыль положительна, предприятию следует наращивать объём производства. Рассчитаем величину предельных затрат и предельной прибыли результаты занесём в таблицу.
Из таблицы видно, что выпустив 13 единиц продукции, следует остановиться (предельная прибыль положительна), так как 14-я единица принесёт уже уменьшение прибыли (предельная прибыль стала отрицательной). Задача 2 Сто фирм в условиях совершенной конкуренции имеют следующую зависимость общих издержек от объёма выпуска:
Шкала рыночного спроса показана в следующей таблице:
а) Определите рыночную цену. б)Является ли производство прибыльным? Какую экономическую прибыль (убыток) получает одна фирма? Решение: а) В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не может повлиять на цену. Цена складываются под влиянием отраслевого спроса и отраслевого предложения. Найдём рыночное равновесие, при котором Qd = Qотр. Рассчитаем объём выпуска всей отрасли, Qотр. = N * Qi, а также предельные издержки фирмы. Для расчёта предельных издержек фирмы воспользуемся формулой: МС = ΔTC / ΔQ, где ΔTC - прирост общих издержек, ΔQ -прирост объёма выпуска. Предельные затраты девятисотой единицы будут равны: МС(900) = (45500 - 40000) / (900 - 800) = 55 и т. д. Сведём исходные данные и результаты вычислений в одну таблицу.
Целью всех фирм является максимизация прибыли. Условие максимизации прибыли: MR = MC. В условиях совершенной конкуренции Р = MR. Следовательно, условие максимизации прибыли для совершенного конкурента: P = MC. Из таблицы видно, что равновесие на рынке, при котором Qd = Qотр наступает при цене равной P = MC = 61 р. При чём при такой цене каждая фирма произведёт 1000 единиц продукции. б) Оптимальный объём выпуска, при котором прибыль будет максимальна равен 1000 единиц. Найдём прибыль при Q = 1000 по формуле: П(1000) = TR - TC = PQ - TC = 61*1000 - 51 600 = 9 400 Производство является прибыльным. Прибыль каждой фирмы равна 9400. Задача 3 В отрасли действуют 130 одинаковых фирм. Издержки производства каждой фирмы описываются функцией ТС =Q3 - 36*Q2 + 384*Q, где Q - объём производства в тысячах штук. Найти рыночную цену и отраслевой выпуск продукции, при которых на конкурентном рынке устанавливается долгосрочное равновесие. Решение: В долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции соблюдается равенство: P = MC = MR = AR = minAC. Найдём функцию средних издержек каждой фирмы по следующей формуле: АС = ТС / Q = Q2 - 36*Q + 384 Далее необходимо найти минимум данной функции. Для этого определим производную функции АС и приравняем её к нулю. 2*Q - 36 = 0 Q = 18 AC(18) = 182 - 36*18 + 384 = 60 Так как Р = minAC в долгосрочном периоде, следовательно, рыночная цена равна Р = 60. Найдём отраслевой выпуск. Так как каждая из фирм отрасли производит 18 тысяч штук продукции, значит 130 фирм произведут: Qотр. = 18*130 = 2340 тысяч штук Задача 4 Спрос на продукцию конкурентной отрасли: Qd = 55 – P Предложение: Qs = 2P – 5 Если у одной из фирм отрасли восходящий участок кривой предельных издержек: МС = 3Q + 5 При каких цене и объёме производства фирма максимизирует прибыль? Решение: Найдём цену равновесия. Приравняем функции спроса и предложения: Qd = Qs
Р = 20 – цена рыночного равновесия, то есть цена по которой фирмы будут продавать свою продукцию. Фирма в условиях совершенной конкуренции получает максимум прибыли при условии равенства цены и предельных затрат. МС = Р Q = 5 – объём производства, при котором прибыль фирмы будет максимальной. Задача 5 Известно, что рынок бензина в стране X находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением: Qd = 200 - 20P Средние издержки типичной бензоколонки равны: АС = 5 + (Q - 5)2 Какое число бензоколонок должно действовать в отрасли в долгосрочной перспективе? Решение: Запишем функцию средних издержек в более удобном виде: АС = 5 + (Q - 5)2 = Q2 - 10Q + 30 В долгосрочном периоде в положении равновесия цена равна предельным издержкам и равна минимуму средних общих издержек: P = MC = min ATC. Найдём минимум средних общих издержек. Приравняем к нулю производную средних общих издержек: АТС' = (Q2 - 10Q + 30)' = 2Q - 10 2Q - 10 = 0 Q = 5 - это уровень производства одной фирмы при минимуме средних затрат. Рассчитаем минимум средних затрат при Q = 5: АС (5) = 52 - 10*5 + 30 = 5 Так как цена предложения каждой фирмы в условиях равновесия равна минимуму средних затрат, то есть равна 5, можно подставить это значение цены в функцию спроса и найти равновесный объём в отрасли. Рыночный спрос будет равен: Qd = 200 - 20*5 = 100 Значит и рыночное предложение равно 100 единицам. Тесты: 1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются: а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам; б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС; в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон; г) кривые средних и предельных издержек имеют U- образную форму; д) кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия. 2. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если: а) цена продукта ниже минимальных средних издержек; б) средние постоянные издержки выше цены продукта; в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек; г) цена продукта ниже предельных издержек; д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы. 3. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочных временных интервалах – это: а) кривая предельных издержек; б) линия цены товара; в) снижающаяся часть кривой средних издержек; г) возрастающая часть кривой средних издержек; д) часть кривой предельных издержек, расположенная выше кривой средних переменных издержек. 4. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится: а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль; в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса; г) выбирать такой объем производства, при котором MR=Р; д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше. 5. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если: а) средние издержки падают; б) затраты на рекламу растут; в) предельный доход выше предельных издержек; г) предельный доход равен предельным издержкам; г) все предыдущие ответы неверны. 6. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором: а) предельные издержки равны цене продукта; б) предельные издержки равны общим издержкам; в) предельный доход равен предельным издержкам; г) предельный доход равен общим издержкам; д) средние издержки равны цене продукта. 7. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к: а) превышению цен над средними издержками; б) снижению индекса Херфиндаля—Хиршмана; в) превышению предельных издержек над рыночными ценами; г) исчезновению экономической прибыли. 8. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса: а) как правило, низка; б) как правило, высока; в) приблизительно равна единице г) может быть какой угодно. 9. «Первооткрывателем» монополистической конкуренции является: а) А. Курно; б)Э. Чемберлин; в) А. Лернер; г) П. Самуэльсон. Ответы на тесты: 1. д). 2. в). 3. д). 4. а). 5. в). 6. в). 7. г). 8. д). 9. б). 10. б). Список рекомендованной литературы: 1. Ляшенко, И.Ю. Определение типа рыночной структуры применительно к рынку труда / И.Ю. Ляшенко // Эффективность функционирования государственного и частного секторов экономики России: проблемы и пути их решения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Н. Гоголевой, В.Г. Ключищевой. – Воронеж, 2013. – С. 112-114. 2. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 464с. – С. 63-66. 3. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. – С. 69-73.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.106.174 (0.007 с.) |