Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм управления предложением денег.

Поиск

Типы кредитно-денежной политики

Центральный банк оказывает воздействие на предложение денег, выдавая кредиты правительству и коммерческим банкам. Всякое увеличение таких кредитов Центрального банка ведет к равному увеличению «базовых денег», т. е. наличности плюс резервов коммерческих банков.

Используя кредитно-денежную политику, государство стремится к созданию безинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Для решения этой задачи оно должно осуществлять контроль за предложением денег. Для регулирования денежного предложения Центральный банк использует разные инструменты, в первую очередь, операции на открытом рынке, а также изменения резервной нормы и учетной ставки.

Операции на открытом рынке (на вторичном рынке казначейских обязательств) - наиболее гибкий и тонкий инструмент контроля за предложением денег. Определяя объем купли-продажи государственных облигаций населению и изменяя уровень процентной ставки за кредит и объем спроса на ссуды, Центральный банк влияет на величину кредитных резервов коммерческих банков. Массовая продажа ценных бумаг населению сокращает кредитные резервы коммерческих банков, снижает возможности дальнейшего расширения кредита и повышает его цену (процентную ставку). Скупка казначейских обязательств у населения, напротив, повышает уровень кредитных резервов коммерческих банков, увеличивает их способность «делать» кредитные деньги и снижает уровень процентной ставки.

Политика учетной ставки раньше была главным методом централизованного регулирования денежного предложения, а сейчас в большинстве развитых стран используется в качестве вспомогательного средства «подстройки» предложения денег к потребностям экономики. Изменяя учетную ставку, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков на вторичном рынке казначейских обязательств. Ее рост относительно доходности ценных бумаг и уровня процента на рынке федеральных фондов ограничивает возможности их скупки коммерческими банками, а падение приводит к обратному результату со всеми вытекающими для денежного предложения последствиями.

Изменение нормативного резерва изменяет предложение денег, так как влияет на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Регулируя размеры денежного предложения, Центральный банк может активно влиять на развитие экономики. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия воздействие денежного предложения на динамику ВНП осуществляется, в конечном счете, через процентную ставку, реальный размер которой формируется кредитно-денежной политикой. Оказывая воздействие, в первую очередь, на инвестиционные расходы, процентная ставка изменяет величину совокупного спроса и, следовательно, равновесный объем ВНП. Кредитная политика в кейнсианской интерпретации должна в период спадов ориентироваться на «дешевые» деньги, а в период перегрева экономической конъюнктуры - на «дорогие» деньги.

С помощью модели «совокупный спрос - совокупное предложение» можно выяснить, как в результате кредитно-денежной политики изменяется ВНП. На кейнсианском (горизонтальном) отрезке кривой AS политика «дешевых» денег приводит к его реальному росту, на промежуточном - к реальному и номинальному, а на классическом (вертикальном) отрезке произойдет только номинальное увеличение ВНП.

Вопрос об эффективности кредитно-денежной политики дискуссионен. Кейнсианская школа, не отрицая ее определенных преимуществ перед фискальной политикой (она является более гибкой, изолирована от политического влияния), в то же время подчеркивает, что ее конечный результат не определен и ослабляется сложностью ее связи с совокупным спросом. Поэтому кейнсианцы предпочитают использовать для достижения макроэкономических целей развития, в первую очередь, фискальную, а не кредитно- денежную политику.

Монетаристы обращают внимание на то, что влияние предложения денег на совокупный спрос сказывается по прошествии длительного и неопределенного периода времени. Кроме того, стабилизация процентной ставки может, в конечном счете, дестабилизировать экономику. Поэтому они призывают относиться к кредитно-денежной политике (как и к фискальной) с большой осторожностью.

 

Решение типовых задач:

Задача 1

При объеме ВНП в размере 2000 ден. ед. денежная масса в обращении составляет 100 ден. ед. Правительство увеличило денежную массу до 300 ден. ед.

Определите, как при этом изменится объем ВНП, если скорость обращения денег замедлится в 2 раза.

Решение:

Из уравнения MV = ВНП рассчитывается исходная скорость обращения денег:

V = ВНП / М = 2000 / 100 = 20.

С учетом дальнейших изменений параметров уравнения денежного обращения получим:

ВНП = 300 х 10 = 3000 ден. ед.

В результате произошедших в рассматриваемой экономической системе изменений объем ВНП вырос на 1000 ден. ед.

Задача 2

Чему равна норма обязательных резервов, если обязательные резервы банка составляют 25 млн. долл., а депозиты – 200 млн. долл.?

Решение:

Норма обязательных резервов рассчитывается по формуле:

rrобяз = ,

где Rобяз – величина обязательных резервов банка, D – величина депозитов.

rrобяз = = 0,125 или 12,5%.

Задача 3

Фактические резервы банка равны 30 млн. долл., общая сумма текущих вкладов – 100 млн. долл., норма обязательных резервов – 10%. Каковы избыточные резервы банка?

Решение:

Фактические резервы банка складываются из обязательных и избыточных резервов:

Rфакт = Rобяз + Rизб.

Для того, чтобы определить величину обязательных резервов банка, нужно величину депозитов (D) умножить на норму обязательных резервов (rrобяз):

Rобяз = D х rrобяз.

Получаем формулу для расчета избыточных резервов:

Rизб = Rфакт - D х rrобяз = 30 – 100 х 0,1 = 20 млн. долл.

Задача 4

Какую максимальную величину кредитов может выдать банк, если норма обязательных резервов составляет 20%, а величина обязательных резервов банков равна 30 млн. долл.?

Решение:

Величина кредитных возможностей банка равна разности между общей величиной депозитов и величиной обязательных резервов:

К = D – Rобяз.

Найдем величину депозитов по формуле:

D = = = 150 млн. долл.

Теперь рассчитаем кредитный потенциал банка:

К = 150 – 30 = 120 млн. долл.

Задача 5

Норма обязательных резервов равна 0,15. Избыточные резервы отсутствуют. Спрос на наличность составляет 40% от объема депозитов (коэффициент депонирования). Сумма резервов равна 60 млрд. долл. Чему равно предложение денег?

Решение:

Предложение денег определяем по формуле:

М = H + D,

где Н – наличные деньги, D – депозиты.

Сумма обязательных резервов вычисляется по формуле:

Rобяз = D х rrобяз.

Отсюда сумма депозитов равна:

D = = = 400 млрд. долл.

Сумма наличных денег равна:

Н = D х = 400 х 0,4 = 160 млрд. долл.,

где - коэффициент депонирования.

Предложение денег равно:

М = 400 + 160 = 560 млрд. долл.

 

Тесты:

1. Наиболее сильное воздействие на экономику оказывает следующий инструмент кредитной политики:

а) изменение нормы обязательных резервов;

б) изменение ставки процента ЦБ;

в) изменение размера государственных расходов;

г) действия ЦБ на открытом рынке.

2. Резервная норма устанавливается:

а) администрацией субъекта федерации;

б) министерством финансов;

в) Центральным банком;

г) федеральным законом.

3. Если власти хотят уменьшить значение банковского мультипликатора, то они должны:

а) уменьшить норму обязательных резервов;

б) увеличить норму обязательных резервов;

в) увеличить банковские резервы;

г) правильный ответ отсутствует.

4. Если ЦБ проводит рестрикционную денежно-кредитную политику, то он:

а) понижает учётную ставку процента;

б) продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке;

в) покупает иностранную валюту на валютном рынке страны;

г) понижает норму обязательных резервов.

5. Если ЦБ снижает норму обязательных резервов, то тем самым он способствует:

а) понижению общего уровня цен;

б) увеличению объёма личных сбережений граждан;

в) повышению курса государственных ценных бумаг;

г) увеличению размеров денежного предложения.

6. Функцией ЦБ не является:

а) эмиссия денег (банкнот) и контроль денежного обращения;

б) хранение централизованного золотого запаса;

в) приём вкладов у населения;

г) проведение мероприятий денежно-кредитной политики.

7. Денежный мультипликатор:

а) суммарным избыточным резервам коммерческих банков;

б) числу, обратному резервной норме;

в) числу, обратному учетной ставке;

г) отношению ссудного потенциала банковской системы к суммарным избыточным резервам.

8. Обязательные резервы коммерческих банков:

а) используются как средств, предохраняющее от изъятия вкладов;

б) используются как средство регулирования объёма денежной массы страны в экстремальных условиях;

в) используются как средство «тонкой» настройки при регулировании денежной массы, находящейся в обращении;

г) составляют среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей населения.

9. Изменение банковской нормы (ставки) резервирования влияет на банковскую ставку процента следующим образом:

а) с ростом нормы резервирования уменьшается банковская ставка процента;

б) со снижением нормы резервирования увеличивается банковская ставка процента;

в) изменение нормы резервирования не влияет на размер банковской ставки процента;

г) с ростом нормы резервирования увеличивается банковская ставка процента.

10. Целью центрального банка является сокращение количества денег в обращении для понижения деловой активности в стране. Для реализации этой цели центральный банк должен:

а) снизить норму обязательных резервов;

б) понизить учётную (дисконтную) ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам;

в) осуществить массовую покупку государственных облигаций;

г) осуществить массовую продажу государственных облигаций.

 

Ответы на тесты:

1) а; 2) в; 3) б; 4) б; 5) г; 6) в; 7) б; 8) б; 9) г; 10) г.

 

Список рекомендованной литературы:

 

1. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 464с. – [С. 359-368].

2. Аносов, А.В. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина; под ред. С.Ф.Серегиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – С. 230-380.

3. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. – С. 437-473.

4. Шимко, П.Д. Экономика: учеб. для бакалавров / П.Д. Шимко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 605 с. – [С. 398, 427].

 

Контрольные тесты и вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.007 с.)