Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия



Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличение расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит — это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом “вменяется” циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом.

Общепринятым в мировой практике показателем того, насколько бюджетный дефицит велик и опасен, является коэффициент: минусовое сальдо, деленное на ВНП (ВВП), т. е. годовой государственный долг, в процентах, к годовому ВНП (ВВП), принятому за 100%.

При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются сокращение расходов, денежная эмиссия, включающая кредитные деньги, государственные заимствования.

Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т. д.

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20 – 25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, т. к. это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Отметим несколько возможных путей.

Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, т. к. у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т. е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах.

Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам — региональным, Всемирному банку.

Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории XX в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, право строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

 

Фискальная политика

Фискальная политика - это сознательное манипулирование государственным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития. Дж. Кейнс и его последователи, подчеркивая, что, в отличие от предпринимателей и ДХ, государство выражает не частные, а общественные интересы, рассматривают ФП в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль ФП связана с ее воздействием на равновесный ВНП через изменение совокупных расходов, т. е. совокупного спроса.

Дискреционная ФП осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов. Воздействуя таким образом на совокупный спрос, ФП оказывает влияние на величину равновесного ВНП. Оно имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликатора государственных закупок, государственных трансфертов, налогов и мультипликатора сбалансированного бюджета, который измеряет совокупный эффект одновременного изменения государственных доходов и расходов. На характер дискреционной ФП большое влияние оказывает состояние экономики. В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая фискальная политика, а в условиях вызванной избыточным спросом инфляции она носит сдерживающий характер.

Стимулирующая фискальная политика включает увеличение государственных расходов и снижение налогов, что приводит к дефициту правительственного бюджета. Сдерживающая фискальная политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов, что ведет к образованию положительного сальдо государственного бюджета, т. е. бюджетных излишков.

Следует отметить важный факт: равные увеличения правительственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного ЧНП.

Изменения правительственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Этот эффект называется мультипликатором сбалансированного бюджета. Он объясняется тем, что правительственные расходы имеют прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы. Правительственные расходы - это компонент совокупных расходов, и если государственные закупки возрастают на 20 млрд. долл., то совокупные расходы увеличиваются на полные 20 млрд. долл. Но изменения суммы налогов воздействуют на совокупные расходы косвенно, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через это - на изменения потребления. Рост налога ведет к уменьшению совокупных расходов только на величину налога, помноженную на коэффициент МРС (предельная склонность к потреблению - доля прироста дохода, идущая на потребление). При МРС=3/4 увеличение налога на 20 млрд. долл. сокращает совокупные расходы на 15 млрд. долл. (20 млрд. долл. х 3/4). Общий результат - это чистое увеличение совокупных расходов на 5 млрд. долл., который при мультипликаторе, равном 4 (мультипликатор расходов = изменения в реальном ЧНП / первоначальное изменение в расходах = 1 / предельная склонность к сбережению (MPS)), ведет к росту ЧНП на 20 млрд. долл.

Это увеличение ЧНП на 20 млрд. долл. равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению).

Недискреционная ФП основана на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от динамики ВНП, которая отражает ход делового цикла. С помощью бюджета полной занятости можно дифференцировать влияние дискреционной и недискреционной политики на состояние государственного бюджета и, таким образом, оценить ФП правительства.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Недискреционная фискальная политика предполагает действие встроенных стабилизаторов - мер, которые имеют тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменениями величины ЧНП, то дефициты или излишки будут больше. Изменения в государственной политике или законодательстве, которые меняют степень прогрессивности чистой налоговой системы (налоги за вычетом трансфертов и субсидий), влияют, следовательно, на степень встроенной стабильности.

Встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний, но не способна полностью скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции инфляции или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны конгресса, т. е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность, т. е. варьирование налоговых поступлений и государственных расходов пропорционально ЧНП, делает рискованным использование данных о текущих бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя фискального положения правительства. Экономисты разрешили эту проблему, введя понятие бюджета при допущении полной занятости (бюджета полной занятости).

Бюджет полной занятости показывает, каков был бы дефицит или излишек федерального бюджета, если бы экономика функционировала при полной занятости в течение года. Бюджет полной занятости является намного более значимым показателем ориентации фискальной политики государства, чем фактический бюджетный дефицит или излишек.

 

 

Решение типовых задач:

Задача 1

ВНП в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. Фактический объем ВНП равен 16 млрд. долл. Сумма налогов составляет 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. долл.

а) Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или излишком, и установите его размеры.

б) Определите, как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости.

Решение:

а) Сумма налогов = 10% от фактического объема ВНП:

сумма налогов = 0,1 16 млрд. долл. = 1,6 млрд. долл.

Бюджетный дефицит = Государственные расходы - Сумма налогов:

бюджетный дефицит = 1,8 млрд. долл. – 1,6 млрд. долл. = 0,2 млрд. долл.

Государственный бюджет сводится с дефицитом в размере 0,2 млрд. долл.

б) Сумма налогов = 10% от ВНП в условиях полной занятости:

сумма налогов = 0,1 20 млрд. долл. = 2 млрд. долл.

Бюджетный излишек = Сумма налогов - Государственные расходы:

бюджетный излишек = 2 млрд. долл. – 1,8 млрд. долл. = 0,2 млрд. долл.

Государственный бюджет сводится с излишком (профицитом) в размере 0,2 млрд. долл.

Задача 2

Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд. долл. на 5 лет по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. долл. ежегодно.

а) Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны, и в каком размере?

б) Вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

Решение:

а) Заем приведет к увеличению государственного долга страны на 1 млрд. долл.

б) Нет. Ежегодное превышение прироста национального продукта страны над суммой процентов составит: 300 млн. долл. – 1 млрд. долл. х 0,08 = 300 млн. долл. – 80 млн. долл. = 220 млн. долл.

Период окупаемости = .

Период окупаемости = = 4,5 года.

Через 5 лет накопленной суммы окажется достаточно для выплаты долга.

Задача 3

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. долл., совокупный доход – 5600 млрд. долл., налоговая ставка – 15%, аккордные налоги – 220 млрд. долл., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигации – 1300 млрд. долл., трансфертные платежи – 80 млрд. долл., из них субсидии фирмам – 35 млрд. долл. Определите состояние государственного бюджета.

Решение:

Сальдо бюджета = доходы – расходы = (подоходные налоги + аккордные налоги) – (государственные закупки + трансферты + проценты по государственным облигациям) = (5600 0,15 + 220) – (950 + 80 + 1300 0,1) = 1060 – 1160 = -100 млрд. долл.

Т.к. сальдо бюджета отрицательное, то имеет место дефицит государственного бюджета.

Задача 4

Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы на оборону составили 280 млн. долл., на здравоохранение – 40 млн. долл., на содержание государственного аппарата – 75 млн. долл., на образование – 35 млн. долл., на науку – 20 млн. долл., на выплату социальных пособий – 400 млн. долл., на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. долл., на охрану окружающей среды – 45 млн. долл., прибыль государственных предприятий составила 22 млн. долл., налоги с продаж – 170 млн. долл., личный подоходный налог – 390 млн. долл., налог на прибыль фирм – 85 млн. долл., акцизы – 32 млн. долл., таможенные пошлины – 15 млн. долл., взносы на социальное обеспечение – 305 млн. долл.

Решение:

Сальдо бюджета = доходы – расходы = (прибыль государственных предприятий + налоги с продаж + личный подоходный налог + налог на прибыль фирм + акцизы + таможенные пошлины + взносы на социальное обеспечение) – (расходы на оборону + расходы на здравоохранение + расходы на содержание государственного аппарата + расходы на образование + расходы на науку + расходы на выплату социальных пособий + проценты по государственным облигациям + расходы на охрану окружающей среды) = (22 + 170 + 390 + 85 + 32 + 15 + 305) – (280 + 40 + 75 + 35 + 20 + 400 + 140 + 45) = 1019 – 1035 = -16 млн. долл.

Т.к. расходы превышают доходы (сальдо бюджета отрицательное), имеет место дефицит государственного бюджета.

Задача 5

На доход до 20 тыс. долл. налоговая ставка равна 15%, а на доход выше 20 тыс. долл. налоговая ставка составляет 25%. Какую сумму налога должен заплатить человек с дохода 50 тыс. долл.?

Решение:

Сумму налога рассчитаем по формуле: Тх = , где Тх – сумма налога, Y – налогооблагаемая база, t – налогова ставка.

Тх = 2000 0,15 + (50000 – 20000) 0,25 = 10500 тыс. долл.

Тесты:

1. Регулирование экономики с помощью фискальной политики в основном осуществляется:

а) федеральным правительством;

б)совместно правительствами областей и местными администрациями;

в) только правительствами областей;

г) только местными администрациями.

2. При одновременном увеличении государственных налогов и расходов на одну и ту же величину:

а) равновесный уровень выпуска сократится;

б) равновесный уровень выпуска останется неизменным;

в) равновесный уровень выпуска увеличится;

г) для правильного ответа не хватает данных.

3. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) прогрессивная налоговая система;

б) система социального страхования;

в) система участия в прибылях;

г) система фиксированных дивидендов.

4. Фискальная политика, направленная на стимулирование экономической активности, предполагает:

а) уменьшение налоговых ставок и сокращение государственных расходов;

б) увеличение налоговых ставок и сокращение государственных расходов;

в) уменьшение налоговых ставок и увеличение государственных расходов;

г) увеличение налоговых ставок и увеличение государственных расходов.

5. Под фискальной политикой государства понимается:

а) политика, направленная на сокращение или на увеличение совокупного спроса;

б) политика, направленная на изменение совокупного предложения;

в) регулирование государственных расходов и налогообложения с целью достижения неинфляционного роста национального производства и обеспечения полной занятости;

г) изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного роста национального производства.

6. Фискальная политика государства призвана:

а) поддерживать баланс доходов и расходов государственного бюджета;

б) создавать условия для успешного ведения бизнеса;

в) противодействовать колебаниям экономической конъюнктуры;

г) осуществлять перераспределение доходов.

7. Рестрикционная фискальная политика предполагает:

а) уменьшение ставки подоходного налога;

б) уменьшение ставок налогов на прибыль;

в) снижение объема государственных закупок товаров и услуг;

г) увеличение объема государственных закупок товаров и услуг.

8. Дискреционной фискальной политикой называется:

а) изменение доходов и расходов государственного бюджета, проводимое по решению правительства;

б) автоматическое изменение государственных расходов и налогов;

в) изменение объема государственных закупок товаров и услуг;

г) применение особых инструментов макроэкономической политики.

9. Фискальная политика как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации рассматривается:

а) в классической модели;

б) в кейнсианской модели;

в) в монетаристской концепции;

г) в теории рациональных ожиданий.

10. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика в условиях инфляции спроса предполагает:

а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

в) рост налогов и увеличение объёмов государственных расходов;

г) снижение налогов и увеличение объёмов государственных расходов.

Ответы на тесты:

1) а; 2) в; 3) а; 4) в; 5) а; 6) в; 7) в; 8) а; 9) б; 10) а.

Список рекомендованной литературы:

1. Аносова, А.В. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина; под ред. С.Ф.Серегиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – С. 181-191.

2. Шимко, П.Д. Экономика: учеб. для бакалавров / П.Д. Шимко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 605 с. – [С. 388-397].

3. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. – С. 420-437.

4. Гребнев, Л.С. Экономика для бакалавров: учебник / Л.С. Гребнев. – М.: Логос, 2013. – 240 с. – [C. 183-191].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.066 с.)