Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Инфляция: виды, причины и последствия

Поиск

Понятие и виды инфляции

Причины инфляции

Последствия инфляции

2.4. Антиинфляционная политика

 

Понятие и виды инфляции

Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги как следствие дисбаланса спроса и предложения, в результате происходит обесценение денег, снижение их покупательной способности. В буквальном переводе термин "инфляция" означает "вздутие", т. е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Классификация инфляционных процессов позволяет выделить три основных типа инфляции: открытую, подавленную и инфляционные ожидания, вызываемые кредитной и бюджетной экспансией государства.

Открытой инфляции свойственна тенденция к повышению цен. В то же время открытая инфляция вполне совместима с замедлением роста цен или с периодическим снижением на отдельных товарных рынках. Несмотря на то, что открытая инфляция существенно деформирует механизм рынка, тем не менее, последний продолжает посылать ценовые сигналы, которые соответственным образом ориентируют и покупателей, и продавцов, и производителей товаров и услуг. Пока рыночный механизм функционирует, остается надежда на преодоление инфляции.

В условиях открытой инфляции действуют два наиболее отчетливо проявившихся механизма раскручивания инфляционной спирали: адаптивные инфляционные ожидания и инфляция издержек.

Адаптивные инфляционные ожидания связаны с устойчивой неуверенностью покупателей в отношении номинального функционирования ценового механизма. Происходящий рост цен провоцирует уверенность населения в том, что имеющиеся у него денежные средства могут обесцениться. В связи с этим люди начинают больше расходовать денег на приобретение потребительских благ и сокращать денежные сбережения. В такой ситуации может произойти не только резкое сокращение доли текущих сбережений, но и вовлечение в товарооборот ранее отложенных денежных средств. Дефицит сбережений будет препятствовать росту инвестиций, производству и предложению товаров и услуг. В результате произойдет наращивание спроса при имеющемся фиксированном предложении, что не может не вызвать новый виток роста цен.

В связи с тем, что рост цен распространяется в той или иной мере на всю гамму продуктов, он прямо или косвенно скажется на издержках. Приобретение ресурсов, рабочей силы и прочих факторов производства по повышенным ценам вызывает рост цен на выпускаемую продукцию. Для сохранения прибыльности товаропроизводителям приходится повышать цены с целью возместить понесенные издержки.

Подавленная инфляция проявляется в дефиците товаров (или денег). Для нее характерен разрыв между рыночными и административно установленными ценами, отсутствие ценового стимула для активизации предпринимательской и трудовой активности, инфляция издержек.

Инфляционные ожидания, вызываемые кредитной и бюджетной экспансией, связаны, прежде всего, с неоправданно высокой задолженностью государства и ростом дефицита государственного бюджета. Определяющую роль в этом процессе играет государственная кредитная и бюджетная политика.

Темп роста цен (индекс цен) является одним из важнейших критериев при определении типа инфляции. В зависимости от темпов роста цен различают умеренную (ползучую), галопирующую и гиперинфляцию.

Умеренная, или ползучая инфляция характеризуется незначительными темпами прироста цен — менее 10% в год. Еще ее называют регулируемой, поскольку правительство, используя разнообразные рычаги, воздействует на конъюнктуру рынка, держит под контролем денежное обращение, иногда умышленно стимулируя, иногда противодействуя росту цен.

Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. Данные по США, Японии и западноевропейским странам как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 – 3,5%.

Галопирующая инфляция определяется относительно высокими темпами обесценивания денег. Условно индекс роста цен для такого вида инфляции составляет 20 – 200% в год. Это обусловливает стремление владельцев денег к немедленной их материализации, что выступает в качестве дополнительного фактора роста цен, т. к. происходит нарастание спроса.

Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 220%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

При гиперинфляции цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.

Особое место занимает стагфляция. Она характеризует собой развитие инфляционных процессов в условиях экономического спада и депрессивного состояния экономики. Сам термин происходит от двух понятий, характеризующих одновременное пребывание экономики в состоянии стагнации (свертывания производства, депрессии) и инфляции.

Рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия — соотношения роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени уравновешенности роста цен. Различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в десять раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена их продукции отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

Несбалансированная инфляции — большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения предсказуемости инфляция классифицируется как ожидаемая и неожидаемая.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой — особо опасна.

Для измерения открытой инфляции используется несколько показателей. Наиболее известными являются индекс Пааше, индекс инфляции потребительских цен и дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП).

Индекс Пааше позволяет выяснить влияние ценового фактора на стоимостную оценку произведенного продукта.

Индекс потребительских цен еще называют индексом стоимости жизни. Они позволяет оценить изменение реальных доходов населения во времени.

Для измерения уровня цен в экономике в целом используется такой показатель, как дефлятор ВВП, представляющий собой отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах.

Причины инфляции

К основным причинам инфляции следует отнести: безответственную денежную политику центрального банка, цикличность экономического развития, структурные диспропорции в экономике, несовершенство рыночных структур, бюджетный дефицит, милитаризацию экономики и наличие производства, влияние внешнеэкономических факторов, политическую нестабильность в стране.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Структурные диспропорции в национальной экономике вызывают возникновение, прежде всего, несбалансированной инфляции. Речь идет о диспропорциях производства предметов потребления и средств производства или выпуска товаров непроизводственного и производственного назначения, между промышленностью и сельским хозяйством, сферой услуг и другими сферами хозяйственной деятельности, производством и инфраструктурой.

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов правительства над доходами государства. Он серьезно воздействует на инфляционные процессы. Здесь главными являются два момента: сама величина бюджетного дефицита и методы его покрытия. Инфляция развертывается в том случае, если начинается его финансирование инфляционными методами.

На инфляционные процессы в немалой степени влияет и характер национальной экономики и рынка. В частности, господство монополистических структур в экономике, превалирование несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой, в которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции.

Последствия инфляции

Непредвиденная инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кредиторам и владельцам сбережений. Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.

Существует различие между реальной процентной ставкой, с одной стороны, и денежной, или номинальной, процентной ставкой – с другой. Реальная процентная ставка – это выраженное в процентах увеличение покупательной способности, которое кредитор получает от заемщика. Номинальная процентная ставка – это выраженное в процентах увеличение денежной суммы, которую получает кредитор.

Номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

Концепция инфляции спроса предполагает, что если экономика стремится к высокому уровню производства и занятости, то умеренная инфляция необходима. Однако сторонники концепции инфляции, обусловленной ростом издержек, утверждают, что умеренная, ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом, нарастая как снежный ком, превратится в более жестокую гиперинфляцию (чрезвычайно быстрые темпы роста инфляции, которая оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость).

Чтобы неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть, чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены «тратить деньги сейчас». Предприятия поступают также, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые «инфляционным психозом», усиливают давление на цены, и инфляция начинает «кормить сама себя».

Считается, что кроме разрушительных последствий для перераспределения, гиперинфляция может ускорить экономический крах. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности – ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость и т. д.

В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен приостанавливаются, и в конечном итоге, может наступить экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки.

Катастрофическая гиперинфляция почти всегда является следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. При соответствующей государственной политике нет оснований для перерастания умеренной, или ползучей, инфляции в гиперинфляцию.

2.4. Антиинфляционная политика

Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться.

Антиинфляционная стратегия носит долговременный характер, основываясь на гашении адаптивных инфляционных ожиданий, ограничении денежной массы, сокращении бюджетного дефицита. Главный принцип сокращения бюджетного дефицита состоит в постепенном уменьшении финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку.

Анализ рассмотренных выше причин инфляции позволяет предложить следующие антиинфляционные меры: построение современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти; демонополизация; демилитаризация; снижение бюджетного дефицита (снижение налоговых ставок, рост налоговых льгот эффективным предприятиям, отмена необоснованных дотаций и субсидий).

Для борьбы с инфляцией издержек предлагается лечение «подобного подобным» - дозированные денежные вливания для стимуляции AD и AS: кейнсианская политика «дешевых» денег (стимулирование потребительских и инвестиционных расходов через воздействие на процентные ставки финансового рынка) и монетаристская политика «таргетирования» (регулирование темпа прироста денежной массы в соответствии с темпом роста реального ВНП).

Консервативный антиинфляционный метод - политика дефляции - предполагает использование денежного зажима, приводящего, с одной стороны, к снижению инфляции, но, с другой, к временному угнетению деловой активности, к падению производства и к росту безработицы вследствие воздействия торможения ценовой динамики.

Эффективной антиинфляционной мерой, гасящей адаптивные инфляционные ожидания (при условии осуществления реальных антиинфляционных мероприятий со стороны правительства), являются информирование населения в СМИ об антиинфляционных задачах и регулярные сообщения об уровне инфляции, который хочет удержать правительство, и о необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания выполняются в течение нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: население убеждается, что правительство борется с инфляцией и способно ее контролировать.

Антиинфляционная мера, носящая социально-экономический характер, - индексация доходов - политика правительства в условиях инфляции, направленная на рост номинальных доходов с целью неизменности реальных доходов.

Решение типовых задач:

Задача 1

В некоторой стране рост цен за 2 месяца составил 96%. На сколько процентов росли цены в среднем ежемесячно?

Решение:

Так как общий (за 2 месяца) коэффициент роста цен в стране составил 1,96, среднемесячный коэффициент роста может быть рассчитан из уравнения х × х = 1,96.

Таким образом, цены в стране ежемесячно возрастали в среднем в 1,4 раза, т.е. на 40%.

Задача 2

Во сколько раз в течение года обесценятся 1000 ден. ед., хранящихся в банке под 120% годовых, если темп инфляции в стране составляет 20% в месяц?

Решение:

Общий коэффициент роста цен в стране за год составил 8,9161 ед., в то время как деньги, размещенные банки, «выросли» за этот же период лишь в 2,2 раза, следовательно, они обесценились в 4,05 раза (8,9161/2,2).

Задача 3

Вы одолжили кому-то 1000 ден. ед. в условиях 12%-ной инфляции в год и хотите ровно через год получить реальные 1050 ден. ед. Определите какую номинальную процентную ставку для этого следует назначить.

Решение:

Очевидно, что по условию задачи сумма долга должна быть увеличена на момент ее возврата в результате действия двух факторов:

- инфляция (коэффициент роста равен 1,12);

- желания получить прибыль (коэффициент роста 1,05).

Общий коэффициент роста составит в этих условиях 1,176 (1,12 × 1,05), т.е. 17,6.

Задача 4

Функционирование условной экономической системы за прошедшие 4 года характеризовалось следующими показателями:

- среднегодовые темпы прироста ВНП в текущих ценах – 20%;

- среднегодовые темпы прироста ВНП в постоянных ценах – 10%.

Определите среднегодовые темпы инфляции в стране за указанные 4 года.

Решение:

Коэффициент роста цен за рассматриваемый период можно рассчитать по формуле дефлятора: D = / = 1,4163.

Среднегодовой коэффициент роста цен составит в этих условиях 1,09 (), т.е. 9%.

Задача 5

Предположим, что цена единицы условной продукции выросла в текущем году на 350% при годовых темпах инфляции 150%.

Определите, на сколько процентов возросла цена на рассматриваемую продукцию под действием других (за исключением инфляции) факторов.

Решение:

Решая данную задачу, необходимо руководствоваться правилом: если какая либо величина возрастает с соответствующими коэффициентами роста под воздействием нескольких факторов, то общий коэффициент ее роста можно определить как произведение частных (локальных) коэффициентов.

Учитывая это, для нашего случая имеем: 2,5 × х = 4,5, откуда х = 1,8, или 80% роста.

Тесты:

1. Уровень инфляции определяется как:

а) номинальный доход - реальный доход;

б) индекс цен текущего года - индекс цен прошлого года;

в) (индекс цен прошлого года - индекс цен текущего года) / индекс цен текущего года;

г) (индекс цен текущего года - индекс цен прошлого года) / индекс цен прошлого года.

2. Между 1967 и 1977г.г. уровень цен удвоился. На основании этого мы можем сказать, что среднегодовой уровень инфляции за этот период был:

а) 10%;

б) 7%;

в) 4%;

г) 2%;

д) 1%.

3. При росте инфляции, вызванной нарушением механизма предложения, кривая совокупного предложения:

а) смещается вправо;

б) смещается влево;

в) движение идет вдоль неизменной кривой;

г) все ответы не верны.

4. Инфляция влияет:

а) и на уровень, и на распределение дохода;

б) не влияет ни на уровень, ни на распределение дохода;

в) на распределение, но не на уровень дохода;

г) на уровень, но не на распределение дохода.

5. Инфляция издержек не связана со следующим процессом:

а) рост занятости и выпуска;

б) «догоняющий» рост заработной платы;

в) шоки предложения;

г) рост процентной ставки;

д) рост издержек на единицу продукции.

6. Наиболее полным является следующее определение инфляции:

а) инфляция – обесценение денег из-за излишка денежной массы в экономике;

б) инфляция – повышение общего уровня цен;

в) инфляция – дисбаланс между товарной и денежной массой;

г) инфляция – период роста цен в сочетании с экономическим спадом.

7. Кривая Филлипса отражает:

а) прямую зависимость между темпами инфляции и безработицей;

б) обратную зависимость между темпами инфляции и процентной ставкой;

в) обратную зависимость между темпами инфляции и безработицей;

г) прямую зависимость между темпами инфляции и процентной ставкой.

8. Допустим, что ссуда в размере 100 тыс. руб. предоставлена банком на один год при условии, что уровень инфляции составляет 12% в год, а сумма долга, подлежащая возврату в реальном выражении, равна 105 тыс. руб. В данном случае номинальная ставка процента по кредиту равна:

а) 5%;

б) 7%;

в) 17%;

г) 13,3%.

9. Более всего страдают от инфляции:

а) те, кто имеет фиксированный доход;

б) дебиторы (берущие в долг);

в) работники коммерческих структур;

г) те, кто не имеет денежных сбережений.

10. Если ваш годовой доход увеличился на 100%, а цены на покупаемые вами товары и услуги увеличились в 2 раза, то:

а) ваш реальный доход увеличился;

б) ваш реальный доход снизился;

в) ваш номинальный доход снизился;

г) это не отразилось на вашем реальном доходе.

 

Ответы на тесты:

1) г; 2) б; 3) б; 4) а; 5) а; 6) б; 7) в; 8) в; 9) а; 10) г.

 

Список рекомендованной литературы:

1. Елисеев, А.С. Экономика: учеб. для бакалавров / А.С. Елисеев. – М.: Дашков и К°, 2014. – С. 491-502.

2. Аносова, А.В. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина; под ред. С.Ф. Серегиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – С. 421-437.

3. Салихов, Б.В. Экономическая теория: учебник / Б.В. Салихов. – 3 е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2014. – С. 571-600.

4. Экономика: учеб. для бакалавров / П.Д. Шимко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 605 с. – С. 339-355.

5. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 464с. – [С. 284-293, 300-304].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.163 (0.012 с.)