Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория жизненного цикла продукта

Поиск

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

 

Теория эффекта масштаба

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

Модель технологического разрыва

Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

 

Решение типовых задач:

Задача 1

В таблице представлены данные о спросе и предложении часов в США и Швейцарии. Ответьте на следующие вопросы:

1. каковы равновесные цены и количество продукции на рынках часов обеих стран при отсутствии внешней торговли;

2. какая из стран будет экспортировать часы;

3. какова цена равновесия на рынке при наличии внешней торговли?

Цена часов за 1 шт., долл. США Спрос в США, тыс. шт. Предложение в США, тыс. шт. Спрос в Швейцарии, тыс. шт. Предложение в Швейцарии, тыс. шт.
         
         
         
         
         
         

Решение:

1. На основе данных таблицы определяем равновесные цены и объемы для Швейцарии и США.

2. Для Швейцарии: SШв.= DШв.=50тыс. шт., при PШв.= 20 долл. США (равновесная цена).

3. Для США: SСША=DСША=60тыс. шт., при этом PСША=40 долл. США (равновесная цена).

4. Экспортировать часы будет Швейцария, так как PШв.= 20 долл. США, а PСША= 40 долл. США, т. е. у Швейцарии часы дешевле. Следовательно, выгодно экспортировать товар по более низкой, конкурентоспособной цене: 20 долл. США< 40 долл. США.

5. Верхняя граница цены на мировом рынке равна внутренней цене страны-импортера (США), а нижняя граница – страны импортера (Швейцария). Если мировая цена установится на среднем уровне, то она составит 30 долл. США. По этой цене предложение на мировом рынке составит 30 тыс. шт., так как, произведя по этой цене 65 тыс. шт., 35 тыс. шт. будет продано на внутреннем рынке Швейцарии. Спрос в США составит по этой цене 70 тыс. шт., из них 40 тыс. шт. произведут национальные производители, а 30 тыс. шт. привезут из Швейцарии.

Задача 2

На основе приведенной ниже таблицы сделайте следующие расчеты:

1. в производстве каких товаров Франция и Германия имеют абсо­лютное преимущество;

2. подсчитайте выигрыш (экономию времени) от торговли Франции и Германии, если они обменивают 5 кг колбасы на 3 м2 ситца;

3. подсчитайте выигрыш (экономию времени) от торговли Фран­ции и Германии, если они обменяют 5 кг колбасы на 6 м2 ситца.

Производство в час Страна
Франция Германия
Колбаса, кг в час 5 кг 1 кг
Ситец, м2 в час 2 Зм2

Решение:

1. Франция имеет абсолютное преимущество в производстве колбасы, Германия - в производстве ситца, согласно базовым положениям теории абсолютных преимуществ.

2. Франция отдает Германии 5 кг колбасы, на производство кото­рых затратила 1 ч, получает 3 м2 ситца, на чье производство ей пришлось бы затратить 3 ч. Ее выигрыш составляет 2ч.

3. Германия отдает Франции 3 м2 ситца, на производство которых она затратила 1 ч, получает 5 кг колбасы, на их изготовление ей пришлось бы затратить 5 ч. Ее выигрыш составляет 4 ч.

4. Франция отдает 5 кг колбасы, произведенные за 1 ч, получает 6 м2 ситца из Германии, на создание которых ей пришлось бы затратить 6 ч. Ее выигрыш составляет 5 ч.

5. Германия отдает 6 м2 ситца, на которые затратила 2 ч, получает 5 кг колбасы, на чье производство ей пришлось бы затратить 5 ч. Ее выигрыш - 3 ч.

Задача 3

Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего макси­мально может использовать 400 ч труда и 600 га земли. Производство 1 т пшеницы требует 10 ч труда и 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 ч труда и 8 га земли:

1. какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы, какие - для молока;

2. в состоянии ли ферма произвести одновременно 50 т молока и 90т пшеницы?

Решение:

1. В производстве пшеницы на 1 га земли расходуется 2 ч труда: 10 ч труда: 5 га земли = 2.

В производстве молока на 1 га земли расходуется 0,5 ч труда: 4 ч труда: 8 га земли = 0,5.

Следовательно, более интенсивно используется фактор труда в производстве пшеницы, а в производстве молока — земля.

2. Производство 50 т молока требуют 200 ч труда и 400 га земли:

4ч труда х 50 т молока = 200 ч труда;

8 га земли х 50 т молока = 400 га земли.

Производство 90 т пшеницы требуют 900 ч труда и 450 га земли:

10 ч труда х 90 т пшеницы = 900 ч труда;

5га земли х 90 т пшеницы = 450 га земли.

В сумме потребуется:

1100 чтруда (200 ч труда + 900 ч труда);

850 га земли (400 га земли + 450 га земли).

Ферма располагает лишь 400 ч труда и 600 га земли, следовательно, одновременное производство 50 т молока и 90 т пшеницы невозможно.

Задача 4

Допустим, в России и США производятся два товара — оборудова­ние и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья — за 3 рабочих дня. В России единица оборудова­ния производится за 4 дня, единица сырья — за 2 рабочих дня:

1. какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом;

2. какой из двух товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

Решение:

Товар Затраты времени, раб. дн. Относительные цены, ед.
США Россия США Россия
Единица оборудования     1/3 ед. сырья 2 ед. сырья
Единица сырья     3 ед. оборудования 1/2 ед. оборудования

 

Сведя все данные в таблицу, мы видим, что:

1. абсолютное преимущество: у США — по оборудованию, у Рос­сии — по сырью, согласно разнице в затратах на производство товаров;

2. России выгоднее покупать оборудование на мировом рынке. При его покупке на внутреннем рынке за единицу оборудования произво­дитель отдаст 2 ед. сырья, при покупке в США — только 1/3 ед.

США выгоднее покупать сырье на мировом рынке. При его покупке на внутреннем рынке придется отдать 3 ед. оборудования, при покупке в России — только 1/2 ед.

(В качестве дополнения необходимо отметить негативные моменты сырьевой специализации России на мировом рынке.)

Задача 5

Допустим, что страна А производит сахар и пшеницу. При отсутствии внешней торговли соотношение цен на эти блага устанавливается на уровне 1 т сахара = 0,5 т пшеницы.

В стране Ваналогичное соотношение цен будет 1 т сахара = 2 т пшеницы.

Что выгодно экспортировать и импортировать обеим странам?

Решение:

Товар Относительные цены за 1 т
страна А страна В
Сахар 0,5 т пшеницы 2 т пшеницы
Пшеница 2 т сахара 0,5 т сахара

Построенная таблица дает возможность ответить на вопросы. Стране А выгодно экспортировать сахар и импортировать пшеницу. СтранеВ выгодно экспортировать пшеницу и импортировать сахар (см. объяснение аналогичной ситуации в задаче № 4).

Тесты:

1. Теория внешней торговли меркантилистов предлагала:

а) стимулировать импорт и ограничивать экспорт;

б) ограничивать импорт и стимулировать экспорт;

в) поддерживать равновесие между экспортом и импортом.

2. Какое из перечисленных ниже соотношений издержек является определяющим для взаимовыгодных внешнеторговых отношений:

а) соотношение издержек на производство товара X в данной стра­не и за рубежом;

б) соотношение издержек на производство товара X и товара У в данной стране;

в) соотношение альтернативных (сравнительных) издержек на про­изводство товара X в данной стране и за рубежом?

3. Любая страна, участвующая во внешней торговле, может получить большую выгоду, продавая товары:

а) альтернативная стоимость (издержки) производства которых высока;

б) от которых нация получает меньшее удовольствие;

в) с низкой альтернативной стоимостью ( издержками ) производства;

г) от которых нация получает большее удовольствие.

4. Предположим, что Великобритания имеет сравнительные преимущества и производстве автомобилей перед Францией. В этом случае при прочих равных условиях:

а) специализация производства и взаимная торговля автомобилями невыгодна обеим странам;

б) альтернативные издержки производства автомобилей в Великобритании выше, чем во Франции;

в)альтернативные издержки производства автомобилей в Великобритании ниже, чем во Франции.

5. Согласно теории сравнительных преимуществ в результате развития международной торговли объем всего мирового производства:

а) увеличивается;

б) сокращается;

в) остается неизменным;

г) может и увеличиваться, и сокращаться.

6. Теория Хекшера—Олина создавалась на основе:

а) неравномерности распределения природных ресурсов;

б) историко-экономических традиций развития стран;

в) различного уровня технологий;

г) различной факторонасыщенности и фактороинтенсивности.

7. Суть теории Хекшера—Олина заключается в том, что:

а) каждая страна должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факто­ров производства, которыми она располагает;

б) каждая страна должна специализироваться на производстве то­варов новых отраслей;

в) каждая страна должна производить в большем объеме не товары, а услуги;

г) каждая страна должна производить меньше потребительских благ и больше товаров производственного назначения.

8. Теория жизненного цикла товара характеризует:

а) приблизительное количество стадий развития товара;

б) четыре стадии развития товара;

в) шесть стадий развития товара;

г) обязательность воздействия естественных преимуществ на количество стадий развития товара.

9. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина – это:

а) трехфакторная модель;

б) абстрактное обобщение теории сравнительных преимуществ;

в) однофакторная теоретическая модель мировой торговли;

г) двухфакторная модель мировой торговли, построенная на основе двух независимых переменных (обеспеченности трудом и капиталом).

10. «Создание, рост, зрелость, насыщение, упадок» — эти понятия характеризуют современную теорию мировой торговли:

а) теорему Рыбчинского;

б) парадокс Леонтьева;

в) теорию эффекта масштаба;

г) теорию жизненного цикла товара;

д) теорию конкурентных преимуществ.

Ответы к тестам:

1) б; 2) в; 3) в; 4) в; 5) а; 6) г; 7) а; 8) б; 9) г; 10) г.

Список рекомендованной литературы:

1. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. – М.: Дашков и К°, 2013. – 352 с.

2. Пашковская, М.В. Мировая экономика: учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. – М.: Синергия, 2012. – 528 с. – [С. 55-59].

3. Международные экономические отношения: учебник / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин [и др.]. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 593 с. – [С. 12-16].

4. Шимко, П.Д. Экономика: учеб. для бакалавров / П.Д. Шимко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 605 с. – [С. 473-503].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.008 с.)