Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика обучения и воспитания

Поиск

Теория и практика обучения и воспитания

 

 

Программа государственного экзамена

для специальностей профиля

А Педагогика

Минск, 2012

 


СОСТАВИТЕЛИ:

Цыркун Иван Иванович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики;

Артеменок Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;

Тимашкова Лилия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;

Царик Ирина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий.

 

Бакунович Милана Федоровна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедры психологии;

Гадилия Алла Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии;

Клышевич Наталья Юлиановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии;

Месникович Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии;

Юрочкина Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии;

Зайцев Виктор Анатольевич, старший преподаватель кафедры психологии;

Евдокимова Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры психологии;

Поплавский Николай Николаевич, старший преподаватель кафедры психологии.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Казимирская Инна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ;

 

Пергаменщик Леонид Абрамович, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии БГПУ.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой педагогики

научно-методической комиссией кафедры педагогики (протокол № 5 от 15.12.11г.)

 

кафедрой психологии

научно-методической комиссией кафедры психологии (протокол № 6 от 13.12.11г.)

 

Ответственные за редакцию:

Е.Н. Артеменок,

С.А. Месникович

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка»
(протокол № 2 от 9 февраля 2012г.)

 

Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новая профессионально-личностная ориентация образовательного процесса в вузах как ведущая тенденция современных инновационных преобразований в системе высшего образования Респблики Беларусь, создание адаптивной системы обучения, развитие двухступенчатой структуры высшего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов нового поколения должны обеспечить подготовку кадров, соответствующих современным требованиям образовательной практики. Это детерминирует направленность высшего педагогического образования на подготовку специалистов на основе компетентностного подхода, ориентированность на праксиологический, практико-ориентированный аспект.

Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания предполагает выявление у студентов осознанности и глубины усвоенных знаний по педагогике и психологии, уровня профессионально-педагогической компетентности будущих учителей.

Комплексный характер государственного экзамена предполагает при оценке ответов студентов руководствоваться следующими критериями:

– знание нормативных и нормативно-правовых документов по вопросам образования в Республике Беларусь;

– владение ведущими психолого-педагогическими понятиями, закономерностями, концепциями, теориями;

– наличие профессиональной эрудиции;

– сформированность педагогического мышления и определенность педагогической позиции;

– умение осуществлять системно-структурный анализ педагогических явлений и проектировать целостный педагогический процесс и его отдельные элементы;

– умение свободно оперировать программным учебным материалом различной степени сложности;

– умение аргументировать ответы на вопросы билета в историко-педагогическом, психологическом и методическом контекстах;

– умение решать типовые профессиональные педагогические задачи;

– умение трансформировать полученные знания для решения психолого-педагогических проблем.

Ответы студентов на государственном экзамене по теории и практике обучения и воспитания должны свидетельствовать об их готовности и способности осуществлять эффективную педагогическую деятельность в средней школе и других учреждениях системы образования.

ПЕДАГОГИКА

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ

Педагогика как наука. Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками о человеке

Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

Объект, предмет и задачи педагогической науки. Теоретическая и технологическая функции педагогической науки, уровни их реализации. Основные категории педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Методология и методы научно-педагогических исследований,
их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском, общенаучном, конкретно-научном, технологическом.

Логика педагогического исследования.

Эмпирические и теоретические методы исследования.

Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации.

Личность как предмет воспитания.
Внешние и внутренние факторы ее развития

Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное. Развитие личности как педагогическая проблема. Противоречия, движущие силы, факторы и условия развития личности. Наследственность, среда, воспитание в развитии и формировании личности.

Роль педагогического процесса в развитии личности. Воспитание как важнейший фактор развития и формирования личности. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Система образования Республики Беларусь.
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»

Образование как ценность, процесс, система и результат.

Понятие о системе образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» - основа государственной политики в области образования. Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования: их характеристика.

Структура образования. Основное, дополнительное, специальное образование. Специфика функционирования основных учреждений образования: дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых, воспитательно-оздоровительные, социально-педагогические и др.

Проблема целеполагания в педагогике.
Система ценностей педагога. Цель воспитания в современной школе

Понятие «цель воспитания». Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания и задачи воспитания.

Трактовка цели воспитания в важнейших нормативных документах. Педагогические цели и общеобразовательные стандарты.

Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей: социально-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания как элементы единой аксиологической модели деятельности педагога.

Конвенция ООН и Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»
как нравственно-правовая основа защиты прав и интересов детей

Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии. Охрана и защита детства. Права ребенка как ценность.

Международные акты в защиту детей: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». Основополагающие принципы и требования Конвенции по защите прав детей. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» – юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов детей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Водзинский Д.И., Гримоть А.А. Основы педагогики. Минск, 1998.

2. Завадская Ж.Е., Шумская Л.И. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. Минск, 2000.

3. Закон Республики Беларусь о правах ребенка. Минск, 1993.

4. Казимирская И.И., Торхова А.В. Общие основы педагогической профессии. Молодечно, 2002.

5. Капранова В.А. История педагогики. Минск, 2007.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Минск, 2011.

7. Конвенция о правах ребенка, 1992.

8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Минск, 2006.

9. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2008.

10. Общие основы педагогической профессии / под ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингирей. Минск, 2005.

11. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова. М., 2011.

12. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

13. Педагогика. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям профиля А Педагогика / под общ. ред. И.И. Цыркуна. Минск, 2008.

14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. М., 1999.

15. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Минск, 2002.

16. Снапкоўская С.В. Гістрыя адукацыі і педагагічнай думкі. Мінск, 2006.

17. Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007.

18. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000.

19. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /сост. А.И. Пискунов. М., 1981.

20. Цыркун И.И., Карпович Е.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству. Минск, 2006.

21. Цыркун И.И., Козинец Л.А. Лидеры педагогической профессии: сценарии эффективной педагогической деятельности / под общ. ред. И.И. Цыркуна. Минск, 2010.

22. Школьные технологии обучения и воспитания / под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009.

Дополнительная

23. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

24. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., 1998.

25. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.

26. Водзинский Д.И. Нравственное становление личности школьника. Мінск., 1984.

27. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Шурковой. М., 1998.

28. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. Минск, 2000.

29. Гершунский Б.С. Философия образования: статус, проблемы, перспективы. М., 1998.

30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

31. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. М., 2008.

32. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. Минск, 1997.

ПСИХОЛОГИЯ

I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, задачи и методы
общей психологии

Психология как наука о душевной жизни человека. Основные этапы развития психологической науки: психология как наука о душе, психология как наука о сознании, психология как наука о поведении, психология как наука о бессознательных психологических явлениях, психология как наука о психическом отражении действительности.

Психические явления (факты внутреннего субъективного опыта: психические процессы, психические состояния, психические свойства) и психологические факты (факты поведения, продукты деятельности человека, т.е. продукты материальной и духовной культуры, и т.д.) как предмет научного изучения в психологии. Формы существования психологического знания: донаучное знание (предания, легенды, сказки, мифы и др. тексты о человеке и обществе), религиозные учения, несловесные продукты материальной и духовной культуры, научные теории и др.

Психология в системе наук. Структура современной психологии. Отрасли психологии: общая психология, социальная психология, психология развития, педагогическая психология.

Понятие о методе науки. Методология как учение о методе теоретического познания и практической деятельности человека. Методологические принципы психологического исследования: единства сознания и деятельности, детерминизма, историзма, развития. Классификация методов исследования. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, психодиагностические методы. Методы обработки данных: количественные и качественные. Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Организация научного исследования в психологии. Этапы психологического исследования: подготовительный, исследовательский, обработки данных исследования, интерпретации данных и формулирования выводов.

Сознание

Сознание как высшая форма развития психики. Вопрос о природе человеческого сознания. История изучения сознания в психологии. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Психологическая структура сознания. Сознание как открывающаяся субъекту картина мира. Основные образующие сознания: чувственная ткань, значения и личностный смысл (А.Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Биодинамическая ткань движения и действия, чувственная ткань образца как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как составляющие рефлексивного слоя сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Сознание и самосознание.

Сознание и бессознательное. Неосознаваемые психические процессы: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.

Состояния сознания. Сон и бодрствование как основные состояния сознания. Патологические (измененные) состояния сознания, вызываемые наркотиками и другими психотропными веществами.

Деятельность человека

Понятие деятельности. Деятельность как способ бытия человека, как творческое преобразование мира и себя. Деятельность и активность субъекта. Основные характеристики деятельности: субъектность, предметность, осознанность.

Строение деятельности. Потребности как источник активности живых существ. Классификация потребностей по их происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные, духовные и социальные). Потребности человека и мотивация деятельности. Уровень действия. Цели деятельности человека и процесс целеполагания. Уровень операций. Условия совершения действия и его задача. Уровень психофизиологических функций. Психология освоения деятельности. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения, навыки как продукты деятельности.

Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Основные виды деятельности (игра, учение, труд) и их роль в становлении психики человека.

Ощущения и восприятие

Понятие об ощущениях и восприятии.

Ощущения как источник познания. Физиологические основы ощущений. Общие свойства ощущений: мономодальность, качество, интенсивность, пространственная локализованность, эмоциональная окрашенность. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация.

Ощущения как источник познания. Физиологические основы ощущений. Общие свойства ощущений: мономодальность, качество, интенсивность, длительность, пространственная локализованность и др. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация.

Классификация ощущений. Интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие ощущения. Восприятие и его физиологические основы. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность. Апперцепция, ее особенности. Классификация восприятий. Восприятие пространства, времени и движения.

Внимание

Понятие о внимании. Особенности внимания как психологического процесса и состояния человека. Функции внимания: активизация психической деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Физиологические основы внимания.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, колебания внимания и объем.

Память

Понятие о памяти. Память как средство запечатления, сохранения и воспроизведения следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представление о внешнем мире. Физиологические основы памяти.

Классификация видов памяти и их характеристика. Виды памяти в соответствии с характером запоминаемого материала: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Виды памяти по модальности следов воздействия и их восприятия: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и др. Виды памяти по продолжительности хранения следов воздействия: долговременная, кратковременная и оперативная. Виды памяти по характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная.

Процессы памяти. Запоминание, его виды и условия эффективности. Сохранение и его свойства. Воспроизведение и его виды. Воспоминания. Забывание, его причины и темпы.

Мышление и воображение

Понятие о мышлении. Основные особенности мышления: социальная природа, обобщенность и опосредованность мышления.

Классификация видов мышления и их характеристика. Виды мышления по их форме: наглядно-действенное наглядно-образное, словесно-логическое. Виды мышления по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое. Виды мышления по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное. Виды мышления по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое). Виды мышления по профессиональной деятельности: математическое, музыкальное, техническое и др.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление как процесс. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация) как основные механизмы мышления.

Мышление как процесс решения задач. Основные этапы решения задачи: осознание проблемной ситуации, постановка задачи, ограничение зоны поиска, построение гипотезы, её проверка и рефлексия действий и результатов.

Понятие о воображении. Воображение как процесс создания новых образов. Физиологические основы воображения.

Виды воображения: пассивное (преднамеренное и непреднамеренное) и активное (воссоздающее и творческое). Их характеристика.

Психологические особенности образов воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование и др.) и их характеристика.

Психологические закономерности развития мышления и воображения школьников.

Речь

Понятие речи. Речь и язык. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность и действенность. Функции речи в общении и мышлении. Виды речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внешняя и внутренняя. Речь и мышление. Внутренняя речь как форма существования мышления. Психологические закономерности развития речи школьников.

Воля

Понятие о воле. Воля как форма активности личности. Природа волевого действия. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого действия. Побудительная и тормозная функции воли.

Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Волевая регуляция как намеренное изменение побуждения к действию в ситуации недостатка мотивации. Психологический механизм волевой регуляции как намеренное изменение смысла действия, обеспечивающего необходимое побуждение (торможение) к нему.

Волевые качества личности: настойчивость, сила воли, устремленность, решительность, выдержка и др.

Темперамент

Индивидуально-типические свойства человека.

Понятие о темпераменте. Темперамент как интегративное образование, предопределяющее динамику психической деятельности. Основные сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Тип темперамента как интеграция его качеств и свойств. Основные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Смешанные типы.

Физиологические основы темперамента: взгляды на проблему Гиппократа (гуморальная теория), Э. Кречмера, Э. Шелдона (конституциональные теории), И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (физиологические теории).

Тип темперамента как интеграция его качеств и свойств. Основные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Смешанные типы.

Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный стиль деятельности как устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная типологическими свойствами нервной системы человека и его личными качествами, обеспечивающая приспособление к объективным требованиям.

Характер

Понятие о характере. Характер как интеграция устойчивых психических качеств, детерминированных отношениями человека к окружающему миру. Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах.

Целостность и структурность как основные особенности характера. Структура характера. Проявления характера в отношениях к людям и обществу в целом, к делу и вещественному миру, самому себе. Характер и воля. Характер и эмоциональные особенности человека. Характер и интеллектуальные свойства человека.

Типологии характеров. Акцентуации характера.

Проблема нормального характера.

Физиологические основы характера. Биологические предпосылки и формирование характера. Социальные факторы развития и формирования характера. Характер и темперамент. Характер и личность.

Условия и способы формирования характера: упражнения, подражание, убеждение, самовоспитание.

Способности

Понятие о способностях. Способности как качественное проявление психических возможностей человека в предметно-практической и теоретической деятельности.

Качественная и количественная характеристика способностей. Проблема измерения и определения способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Общие и специальные способности. Структура способностей.

Способности и задатки. Задатки как природная основа способностей.

Активное взаимодействие с окружающим миром, обучение и воспитание как условия развития способностей. Психологические закономерности развития способностей школьников.


II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет социальной психологии.
Методы социально-психологического исследования

Предмет социальной психологии. Основные этапы истории социальной психологии: донаучный, философский, описательный и экспериментальный. Основные разделы социальной психологии: социальная психология личности и ее социализации, психология малых социальных групп, психология больших социальных групп, психология общения и межличностных отношений, психология взаимодействия, прикладная социальная психология (психология рекламы, СМИ, управления и др.).

Методы социально-психологического исследования и специфика их применения.

Лидерство и руководство

Понятие лидерства. Лидерство как способность оказывать влияние, доминировать в межличностных отношениях и организовывать и направлять других к достижению конкретной общей цели. Лидерство и руководство. Руководство как организация формальных, целенаправленных, запланированных отношений, включающая принятие управленческих решений. Три основные теории происхождения лидерства: теория черт, ситуативная теория, системная теория.

Лидерство в малых группах, основные функции лидера. Два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Женское лидерство. Стили лидерства: авторитарный, либеральный, демократический. Эффективность различных стилей лидерства. Лидерские способности: психологическая избирательность, практический психологический ум, психологический такт, социальная энергичность, доминантность и др.

Стили руководства: деловой, бюрократический, административный, морализаторский, коллегиальный, попустительский и т.д. Формы власти (основанная на принуждении, основанная на вознаграждении, экспертная, эталонная, законная).

Учитель и классный руководитель как лидеры и руководители.

Межличностные отношения

Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений. Межличностные отношения в социальной группе.

Понятие аттракции. Сущность аттракции как процесса взаимного притяжения и симпатии. Механизмы проявления. Внешние и внутренние факторы: потребность в аффилиации, эмоциональное состояние, пространственная близость; физическая привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка.

Приемы формирования аттракции. Симпатия и взаимодействие. Дружба. Любовь: ее определение и измерения.

Личность и ее социализация

Понятие личности. Основные подходы к изучению личности: психоаналитический, поведенческий, гуманистический, деятельностный. Проблема структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Направленность как ядро личности. Потребностно-мотивационная сфера личности. Ценностные ориентации личности.

Самосознание как процесс и результат познания человека самого себя. Структура самосознания. Самопознание как процесс познания себя. Самопознание и рефлексия. Образ Я и Я-концепция. Самооценка: структура (когнитивный и эмоциональный компоненты), виды (общая и парциальные, адекватная и неадекватная) и виды ее функционирования (прогностическая, актуальная и ретроспективная). Самооценка, уровень ожиданий и уровень притязаний. Механизмы психологической защиты в процессе сохранения образа Я.

Социализация личности. Теория социализации. Стадии процесса социализации. Механизмы социализации: самоограничения, идентификация, проекции, интроекции. Институты социализации: семья, школа, формальное и неформальное окружение, массовая коммуникация. Факторы социализации: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Направления социализации: поведенческая сфера, эмоционально-чувствительная сфера, познавательная сфера, бытийная сфера, нравственная и межличностная сферы.

Основные закономерности и механизмы формирования личности.

III. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. Минск, 1999.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: в 2 т. М., 1980.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

5. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2004.

6. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

7. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

10. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.

11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.

13. Доценко Е.А. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М., 2000.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.

15. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Минск 2006.

16. Климов Е.А. Психология: воспитание и обучение. М., 2000.

17. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие от рождения до полной зрелости. М., 2001.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1982.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2008.

20. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

21. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2004.

22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1998.

23. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / под ред. А.В. Райгородского. Самара, 1999.

24. Радионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001.

25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 2000.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.

27. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Минск, 1995.

29. Столяренко А.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.

30. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

31. Хрестоматия по общей психологии. М., 1979.

32. Хрестоматия по педагогической психологии. Мозырь, 1998.

33. Хрестоматия по социальной психологии. М., 1999.

34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применения). СПб., 1997.

35. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

36. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Минск, 2005.

Дополнительная

37. Альбуханова-Славская Н.А. Стратегия жизни. М., 1991.

38. Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера / Избр. психол. тр.: в 2 т. М., 1980.

39. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985.

40. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

41. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1979.

42. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.

43. Введение в психологию / под ред. А.П. Лобанова, С.И. Копцевой. Минск, 2004.

44. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2005.

45. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984.

46. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

47. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 ч. М., 2000.

48. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

49. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1987.

50. Канн-Калик В.В. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

51. Карандышев Ю.Н. Психология развития. Введение. Минск, 1997.

52. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.

53. Крижинская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.

54. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1991.

55. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

56. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

57. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

58. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

59. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1997.

60. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

61. Познавательные процессы: ощущение и восприятие. М., 1982.

62. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.М. Щербакова. М., 1987.

63. Практикум по общей психологии. М., 1972.

64. Практикум по социальной психологии. М., 1999.

65. Психология индивидуальных различий: тексты. М., 1982.

66. Психология личности: тексты. М., 1982.

67. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб. 2002.

68. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

69. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997.

70. Тихомиров О.Н. Психология мышления. М., 1984.

71. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1998.

72. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

73. Шакуров Р.Х. Социально-психологическая проблема руководства педагогическим коллективом. М., 1982.

74. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1985.

75. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.

76. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.

Теория и практика обучения и воспитания

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.0 (0.013 с.)