Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Минск, 2008. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Минск, 2008.



34. Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002.

35. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига, 1995.

36. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

37. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

38. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.

39. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

40. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999.

41. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма. М., 2003.

42. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.

43. Новиков А.М. Методология. М., 2007.

44. Онтологические и методологические основы развития педагогической науки в современных условиях / под ред. П.Д. Кухарчика, И.И. Цыркуна. Минск, 2005.

45. Основы педагогики / под ред. А.И. Жука. Минск, 2003.

46. Педагогика: теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М., 2006.

47. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.

48. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2007.

49. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум М.И. Психология и педагогика. СПб., 2000.

50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

51. Ситаров В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

52. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе. История и современность. Минск, 2001.

53. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Минск, 1993.

54. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1975.

55. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений. М., 1997.

56. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4-х книгах. М., 2005.

57. Хрестоматийный материал. Педагогическая психология // [Электронный ре­сурс]. – 2009. – Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psycho
logy – Дата доступа: 17.04.2011.

58. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб, 2001.

59. Цыркун И.И., Козинец Л.А., Пунчик В.Н.. Генеративное обучение педагогике. Минск, 2005.

60. Чечет В.В. Особенности воспитания детей в современной семье. Минск, 1997.


ПСИХОЛОГИЯ

I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, задачи и методы
общей психологии

Психология как наука о душевной жизни человека. Основные этапы развития психологической науки: психология как наука о душе, психология как наука о сознании, психология как наука о поведении, психология как наука о бессознательных психологических явлениях, психология как наука о психическом отражении действительности.

Психические явления (факты внутреннего субъективного опыта: психические процессы, психические состояния, психические свойства) и психологические факты (факты поведения, продукты деятельности человека, т.е. продукты материальной и духовной культуры, и т.д.) как предмет научного изучения в психологии. Формы существования психологического знания: донаучное знание (предания, легенды, сказки, мифы и др. тексты о человеке и обществе), религиозные учения, несловесные продукты материальной и духовной культуры, научные теории и др.

Психология в системе наук. Структура современной психологии. Отрасли психологии: общая психология, социальная психология, психология развития, педагогическая психология.

Понятие о методе науки. Методология как учение о методе теоретического познания и практической деятельности человека. Методологические принципы психологического исследования: единства сознания и деятельности, детерминизма, историзма, развития. Классификация методов исследования. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, психодиагностические методы. Методы обработки данных: количественные и качественные. Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Организация научного исследования в психологии. Этапы психологического исследования: подготовительный, исследовательский, обработки данных исследования, интерпретации данных и формулирования выводов.

Сознание

Сознание как высшая форма развития психики. Вопрос о природе человеческого сознания. История изучения сознания в психологии. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Психологическая структура сознания. Сознание как открывающаяся субъекту картина мира. Основные образующие сознания: чувственная ткань, значения и личностный смысл (А.Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Биодинамическая ткань движения и действия, чувственная ткань образца как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как составляющие рефлексивного слоя сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Сознание и самосознание.

Сознание и бессознательное. Неосознаваемые психические процессы: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.

Состояния сознания. Сон и бодрствование как основные состояния сознания. Патологические (измененные) состояния сознания, вызываемые наркотиками и другими психотропными веществами.

Деятельность человека

Понятие деятельности. Деятельность как способ бытия человека, как творческое преобразование мира и себя. Деятельность и активность субъекта. Основные характеристики деятельности: субъектность, предметность, осознанность.

Строение деятельности. Потребности как источник активности живых существ. Классификация потребностей по их происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные, духовные и социальные). Потребности человека и мотивация деятельности. Уровень действия. Цели деятельности человека и процесс целеполагания. Уровень операций. Условия совершения действия и его задача. Уровень психофизиологических функций. Психология освоения деятельности. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения, навыки как продукты деятельности.

Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Основные виды деятельности (игра, учение, труд) и их роль в становлении психики человека.

Ощущения и восприятие

Понятие об ощущениях и восприятии.

Ощущения как источник познания. Физиологические основы ощущений. Общие свойства ощущений: мономодальность, качество, интенсивность, пространственная локализованность, эмоциональная окрашенность. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация.

Ощущения как источник познания. Физиологические основы ощущений. Общие свойства ощущений: мономодальность, качество, интенсивность, длительность, пространственная локализованность и др. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация.

Классификация ощущений. Интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие ощущения. Восприятие и его физиологические основы. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность. Апперцепция, ее особенности. Классификация восприятий. Восприятие пространства, времени и движения.

Внимание

Понятие о внимании. Особенности внимания как психологического процесса и состояния человека. Функции внимания: активизация психической деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Физиологические основы внимания.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, колебания внимания и объем.

Память

Понятие о памяти. Память как средство запечатления, сохранения и воспроизведения следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представление о внешнем мире. Физиологические основы памяти.

Классификация видов памяти и их характеристика. Виды памяти в соответствии с характером запоминаемого материала: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Виды памяти по модальности следов воздействия и их восприятия: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и др. Виды памяти по продолжительности хранения следов воздействия: долговременная, кратковременная и оперативная. Виды памяти по характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная.

Процессы памяти. Запоминание, его виды и условия эффективности. Сохранение и его свойства. Воспроизведение и его виды. Воспоминания. Забывание, его причины и темпы.

Мышление и воображение

Понятие о мышлении. Основные особенности мышления: социальная природа, обобщенность и опосредованность мышления.

Классификация видов мышления и их характеристика. Виды мышления по их форме: наглядно-действенное наглядно-образное, словесно-логическое. Виды мышления по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое. Виды мышления по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное. Виды мышления по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое). Виды мышления по профессиональной деятельности: математическое, музыкальное, техническое и др.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление как процесс. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация) как основные механизмы мышления.

Мышление как процесс решения задач. Основные этапы решения задачи: осознание проблемной ситуации, постановка задачи, ограничение зоны поиска, построение гипотезы, её проверка и рефлексия действий и результатов.

Понятие о воображении. Воображение как процесс создания новых образов. Физиологические основы воображения.

Виды воображения: пассивное (преднамеренное и непреднамеренное) и активное (воссоздающее и творческое). Их характеристика.

Психологические особенности образов воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование и др.) и их характеристика.

Психологические закономерности развития мышления и воображения школьников.

Речь

Понятие речи. Речь и язык. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность и действенность. Функции речи в общении и мышлении. Виды речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внешняя и внутренняя. Речь и мышление. Внутренняя речь как форма существования мышления. Психологические закономерности развития речи школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.013 с.)