Психология педагогической деятельности и личности учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология педагогической деятельности и личности учителя



Понятие педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как профессиональная деятельность учителя, направленная на развитие учащихся. Основные функции педагогической деятельности: конструктивная, организационная, коммуникативно-стимулирующая, информационно-обучающая, эмоционально-коррегирующая и контрольно-оценочная. Структура педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как устойчивая система приемов и способов профессиональной деятельности. Характеристики индивидуального стиля деятельности: содержательные, динамические, результативные. Виды индивидуального стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический и попустительский.

Характеристика сотрудничество учителя и учеников. Структура педагогического общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны. Особенности восприятия и понимания учителем личности ученика и учеником личности учителя. Основные механизмы межличностного восприятия. Типичные ошибки при восприятии и понимании учителем личности ученика. Барьеры педагогического общения: физические, социально-психологические и личностные. Стиль общения учителя с учащимся и его влияние на формирование личности учащегося.

Психологические требования к личности учителя. Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога как индивидуально-типологические особенности, являющиеся условием успешности выполнения профессиональной деятельности. Структура общих педагогических способностей: личностные, дидактические и организационно-коммуникативные способности. Специальные педагогические способности как условие успешности обучения конкретным предметам. Воспитание коммуникативных способностей педагога. Педагогический такт как способность. Направления и способы самосовершенствования учителя.

Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания

Психологическая характеристика воспитания. Воспитание как целенаправленная деятельность взрослого, направленная на создание условий для психического развития ребенка. Воспитательные возможности коллектива. Психологические механизмы формирование свойств личности: подражание, интериоризация, сдвиг мотива на цель, «Я-образ», самооценка, уровень притязаний, социальная идентификация, когнитивный диссонанс, рефлексия, децентрация.

Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, диалогическая. Условия, при которых предпочтительно применение каждой их них.

Понятие самовоспитания. Самовоспитание как высшая форма самоуправления. Самовоспитание и воспитание. Психологические предпосылки самовоспитания Психологическая готовность к самовоспитанию: сформированность процессов самопознания, самоотношения, самооценки и саморегуляции. Мотивы занятий самовоспитанием. Условия и пути самовоспитания, их характеристика. Методы самовоздействия и их характеристика.

Формирование психологической готовности школьников к самоопределению.

Психология педагогической оценки

Психологическая характеристика педагогической оценки. Место оценки в структуре обучения. Контрольно-оценочная деятельность учителя. Оценка как обратная связь между учеником и учителем. Оценка и самооценка.

Функции педагогической оценки: контролирующая, образовательная, стимулирующая, диагностическая, социальная, констатирующая, воспитательная. Средства стимулирования учебной деятельности детей: органические, материальные, моральные, социально-психологические, индивидуальные. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Комплексный характер стимулирования учебной деятельности и самовоспитания детей. Личная и ситуативная обусловленность действий различных стимулов.

Виды педагогической оценки: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Оценка и отметка. Социально-психологические формы педагогического оценивания: признание, изменение социального статуса ребенка, повышение личного престижа через значимые социальные роли.

Условия эффективности педагогической оценки: учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, законы формирования обратной связи и др. Критерии эффективности педагогической оценки: желание ребенка учиться и «быть воспитуемым». Условия формирования у учащихся самооценки. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.

Сотрудничество в педагогическом коллективе

Психологическая характеристика образовательной системы, ее структура. Взаимодействие субъектов образовательной системы: учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой и межличностное взаимодействие учителей. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Психологический контакт, конфликт, затруднения или «барьеры общения» как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса. Стиль и методы руководства педагогическим коллективом. Достоинства и недостатки разных стилей.

Организация работы педагогического коллектива как условие формирования детского коллектива. Организация работы педагогического коллектива как основная задача руководителя. Характеристика работы педагогического коллектива. Основные цели организации и управления педагогическим коллективом: поддержание его целостности, оптимизация функционирования, обеспечение достижения цели, развитие коллектива. Основные управленческие функции организатора: планирование, организация управления, принятие управленческих решений, контроль, регулирование и мотивация деятельности педагогов. Критерии эффективности деятельности коллектива. Роль руководителя педагогического коллектива в профессиональном росте учителя. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе. Виды взаимоотношений: официальные и неофициальные. Сплоченность как важнейшая интегральная социально-психологическая характеристика педагогического коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение как профессиональная деятельность школьных педагогов и психологов, ориентированная на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка. Основные виды работы школьного практического психолога: психологическое просвещение, психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психологическая коррекция и работа по развитию способностей ребенка, формирование его личности.

Сотрудничество школьного психолога с учителями и родителями. Основные формы и методы работы психолога с учителями: открытый психологический анализ урока, научно-практический семинар, дискуссия, профессионально-педагогический тренинг и др.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. Минск, 1999.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: в 2 т. М., 1980.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

5. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2004.

6. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

7. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

10. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.

11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.

13. Доценко Е.А. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М., 2000.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.

15. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Минск 2006.

16. Климов Е.А. Психология: воспитание и обучение. М., 2000.

17. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие от рождения до полной зрелости. М., 2001.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1982.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2008.

20. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

21. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2004.

22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1998.

23. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / под ред. А.В. Райгородского. Самара, 1999.

24. Радионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001.

25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 2000.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.

27. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Минск, 1995.

29. Столяренко А.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.

30. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

31. Хрестоматия по общей психологии. М., 1979.

32. Хрестоматия по педагогической психологии. Мозырь, 1998.

33. Хрестоматия по социальной психологии. М., 1999.

34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применения). СПб., 1997.

35. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

36. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Минск, 2005.

Дополнительная

37. Альбуханова-Славская Н.А. Стратегия жизни. М., 1991.

38. Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера / Избр. психол. тр.: в 2 т. М., 1980.

39. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985.

40. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

41. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1979.

42. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.

43. Введение в психологию / под ред. А.П. Лобанова, С.И. Копцевой. Минск, 2004.

44. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2005.

45. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984.

46. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

47. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 ч. М., 2000.

48. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

49. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1987.

50. Канн-Калик В.В. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

51. Карандышев Ю.Н. Психология развития. Введение. Минск, 1997.

52. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.

53. Крижинская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.

54. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1991.

55. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

56. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

57. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

58. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

59. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1997.

60. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

61. Познавательные процессы: ощущение и восприятие. М., 1982.

62. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.М. Щербакова. М., 1987.

63. Практикум по общей психологии. М., 1972.

64. Практикум по социальной психологии. М., 1999.

65. Психология индивидуальных различий: тексты. М., 1982.

66. Психология личности: тексты. М., 1982.

67. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб. 2002.

68. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

69. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997.

70. Тихомиров О.Н. Психология мышления. М., 1984.

71. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1998.

72. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

73. Шакуров Р.Х. Социально-психологическая проблема руководства педагогическим коллективом. М., 1982.

74. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1985.

75. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.

76. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.022 с.)