Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меркантилизм и протекционизм

Поиск

Меркантилизм в своем развитии прошел два периода, каждому из которых соответствует определенный тип взглядов. Для раннего меркантилизма,или монетаризма, характерна концепция активного денежного баланса, т. е. особое внимание уделяется деньгам и денежному обращению. Монетарная политикагосударства должна быть направлена на:

- накопление золота;

- жесткие административные меры государственного регулирования;

- запрет на вывоз денег из страны;

- ограничение или запрещение импорта;

- запрет на деятельность иностранных купцов.

Поздний меркантилизмхарактеризовался концепцией активного торгового баланса. Это означает следующее:

- перенос центра тяжести из сферы денежного обращения в сферу товарного баланса;

- переход к политике использования методов эконо­мического регулирования;

- ставка на форсирование экспорта национальных то­варов;

- поощрение национальной промышленности;

- ограничение заработной платы, введение дифференцированной оплаты труда на конкурсной основе;

- упор на нахождение денег в обороте, т. е. богатство (скопление золота и серебра) рассматривается не только в связи с землей (в натуральном смысле); понятие «богатство» сближалось с понятием «капитал».

Значение меркантилизма для развития науки велико. Признание получил эмпирический методисследования меркантилистов, который предоставил фактологическую базу для экономического исследования. Меркантилисты частично использовали статистику, ввели в оборот емкое понятие «национальное богатство». Взгляды меркантилистов отразили интересы нового нарождающегося класса — буржуазии в лице купцов и мануфактурщиков.

Больше значение меркантилизма состоит в том, он послужил идейным источником кейнсианства. Что роднит меркантилистов с кейнсианством?

Меркантилисты ратовали за политику «дешевых денег», которая получила широкое развитие у кейнсианцев. Меркантилисты не боялись высокого роста цен. Дж. Кейнс в своей теории также не принимал во внимание инфляцию. Идея меркантилистов о том, что недостаток денег ведет к росту безработицы, была воспринята и развита Дж. Кейнсом. Меркантилисты положительно относились к дефициту государственного бюджета и эта идея получила развитие у Дж. Кейнса в теории дефицитного финансирования.

Для государственного регулирования экономики меркантилисты дали миру теорию протекционизма,под которым они понимали специфические мероприятия государства в сфере внешней торговли, направленные на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

Сегодня протекционизм трактуется в широком понимании этого термина: постоянно действующая разветвленная и дифференцированная система государственных мер, направленных на защиту долговременных национальных экономических интересов.

Современный государственный протекционизм диктуется объективными условиями развития национальной экономики. С одной стороны, для развитых стран фактором повышения экономической эффективности за счет специализации в рамках международного разделения труда является модель открытой экономики. С другой стороны, следствием модели открытой экономики может быть большая зависимость от внешних условий и уязвимость страны. Поэтому высокая эффективность и динамизм экономики безопасной и стабильной страны требуют со­четания интеграционных процессов в мировом хозяйстве с устойчивостью и независимостью страны в международной конкуренции.

Созданию иммунитета экономической безопасности, механизма защиты национального хозяйства перед лицом внешних экономических угроз способствует государственный протекционизм.

Государственный протекционизм — это система отно­шений, в которые вступает государство в качестве важнейшего выразителя интересов национальной экономики. Государство строит свои отношения с внутренними хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и внешними агентами, с другой стороны, по поводу создания и поддержания наилучших условий национального воспроизводства в целом, обеспечения суверенности экономиче­ского развития, сохранения и улучшения положения страны в мировой экономической системе.

Существуют факторы развития и ослабления государственного протекционизма. Национальный производственный фактор способствует развитию протекционизма. Но, выступая как финансово-промышленный капитал, он усиливает связь с внешней торговлей, ослабляя протекционизм. Следовательно, протекционистская политика и политика свободной торговли сменяют друг друга, выражая единый принцип экономического национализма. Отсюда волнообразный характер политики протекционизма. В этих условиях политика государства должна быть гибкой.

Политика государственного протекционизма актуальна для современной России, что определяется:

- неустойчивостью экономической системы в период становления рыночных отношений;

- неподготовленностью хозяйственных субъектов к работе в условиях рынка;

- необходимостью использования амортизирующих и адаптирующих возможностей протекционизма в период социально-экономических реформ.

Необходимость государственного протекционизма связана и с новыми условиями развития мирового хозяйства — глобализацией.В основе глобализации лежат процессы интернационализации производства и капитала, т. е. движения по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, интенсивного обмена информацией. В результате возникает всесторонняя взаимозависимость национальных экономик, участие стран в международном разделении труда, работа на мировой рынок.

Глобализация проявляется в производственной, торговой и финансовой взаимозависимости национальных экономик. Но особое значение сегодня приобретает глобализация финансового рынка, что связано с:

- растущей мобильностью (подвижностью) капитала;

- либерализацией режимов движения капитала через национальные границы;

- широким внедрением современных средств коммуникации и информатизации.

С помощью информационно-коммуникационных технологий глобальные финансовые потоки могут быстро (ежеминутно) перемещаться по странам, создавая мир виртуальной экономики(информационный объект, не имеющий реального существования, но проявляющий себя как аналогичный, реально существующий объект).

Формирование на базе современных компьютерных технологий единого общемирового пространства дает возможность более развитой стране использовать финансовое и интеллектуальное превосходство в своих целях. В такой среде могут возникнуть глобальные монополии, не поддающиеся регулированию ни государством, ни международными органами. В этих условиях особенно остро стоит вопрос выбора страной пути вхождения в глобальные процессы с политикой защиты национальной экономики от глобальных монополий путем государственного регулирования экономической деятельности. Данный путь является эволюционным, ненасильственным, с демократическим решением всех глобальных проблем — так называемая глобализация с человеческим лицом.

В эволюционную модель глобализации вписывается и политика государственного протекционизма. Какая модель государственного протекционизма востребована для России сегодня?

Россия на протяжении веков развивалась как классический самостоятельный «мир экономики», что обусловлено комплексом природных, демографических, исторических, политических, социокультурных факторов. Поэтому в стратегическом отношении ориентир на «открытую экономику», по нашему мнению, ошибочен для России.

На сегодня для протекционистской политики государства в России должны быть присущи следующие черты:

- сочетание методов чисто торгового протекционизма с широким набором средств финансовой и организацион­ной поддержки промышленности;

- поощрение государством создания крупных корпораций и мощных финансово-промышленных групп (ФПГ). Это связано с тем, что ФПГ не только конкурентоспособны на внешнем рынке, но и обеспечивают защиту прав собственности (через пакет акций), решают проблемы финансирования, устойчивы в период кризиса, снижают угрозу банкротства;

- проведение государством протекционистской поли­тики в отношении фондового рынка и его защиты от иностранного капитала, от иностранных инвесторов (необходимо помешать иностранному капиталу скупать за бесценок предприятия);

- осуществление государством аграрного протекционизма в связи с широкой экспансией на российский рынок импортного продовольствия. Высокая зависимость от импорта продовольствия делает актуальным вопрос о продовольственной безопасности нашей страны. В развитых странах больше половины фермерской цены дотируется государством. Продажа зарубежными производителями сельхозпродукции по низким ценам на российском рынке — это демпинг с целью завоевания нашего рынка. Поэтому с помощью дотаций государство может поддержать агропромышленный комплекс (АПК), защитить своих сельских товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции.

В целом проведение государственной протекционистской политики позволит сохранить геоэкономическую субъектность России. В современных условиях интеграционных процессов появился коллективный протекционизм. Примером его осуществления является политика в Европейском Союзе (ЕС), в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и во Всемирной торговой организации (ВТО). В развитых странах используется также коллективный аграрный протекционизмдля защиты внутренней сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в современных условиях протекционизм может стать действенным методом государственного регулирования экономики.

Контрольные вопросы:

1.Можно ли меркантилизм назвать экономической наукой?

2.Каковы основные цели и содержание меркантилисткой экономической политики государства?

3.Какие инструменты государственной экономической политикипредлагали меркантилисты?

4.Почему меркантилистов называли «строителями государства»?

5.Назовите основных представителей меркантилизма.

6.В чем состоят отличия раннего и позднего меркантилизма?

7.Чем русский меркантилизм отличается от западноевропейского?

Тесты:

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция:

а) протекционизма;

б) экономического либерализма;

в) социального контроля общества над экономикой;

2. Предметом изучения меркантилизма является:

а) сфера обращения (потребления);

б) сфера производства (предложения);

в) сфера сельскохозяйственного производства.

3. Главным методом экономического анализа меркантилиз­ма является:

а) эмпирический метод;

б) каузальный метод;

в) математический метод.

4. По мнению меркантилистов богатство – это:

а) деньги золотые и серебряные;

б) товары и услуги;

в) деньги и товары, имеющие материальную сущность.

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций;

б) насильственное завоевание внешних рынков;

в) превышение экспорта над импортом.

6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период:

а) раннего меркантилизма;

б) позднего меркантилизма;

в) на всем протяжении меркантилизма.

7. По мнению меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране:

а) координирующими мерами государства;

б) без вмешательства государства в хозяйственную жизнь;

в) частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.

8. Кольбертизм – это характеристика протекционистской поли­тики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:

а) не меняется;

б) меняется постепенно;

в) сужается.

9. Автором термина «политическая экономия» является:

а) Аристотель;

б) Ф. Аквинский;

в) А. Монкретьен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.79.253 (0.008 с.)