Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности теорий маржинализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало 70-х годов XIX в. характеризуется существенными изменениями в экономической науке («маржиналистская революция»). Обоснованием этих изменений послужила сформулированная одновременно тремя экономистами в разных странах теория предельной полезности. Так, в 1871 году в Англии была опубликована работа Уильяма Стэнли Джевонса«Теория политической экономии», в том же году в Австрии Карл Менгеропубликовал работу «Основания политической экономии», а тремя годами позже, в 1874 г., вышла работа швейцарского экономиста Леона Вальраса«Элементы чистой политической экономии». Коренные изменения в экономической теории, к которым привела публикация этих трех работ, произошли не сразу. В результате создания маржиналистской концепции был иначе сформулирован предмет экономической теории, стали использоваться принципиально новые методы анализа и в итоге даже изменилось название науки. Для правильного понимания сущности маржинализма важно вспомнить, что к моменту его возникновения в экономической науке широкое распространение получили концепции с ярко выраженными социально-политическими (марксизм и различные социалистические концепции) или национально-историческими (Ф. Лист, историческая школа) акцентами в анализе. Политическая экономия становилась все более «политической» с точки зрения, как содержания анализа, так и практических выводов. Маржинализм стал своего рода протестом против этой политизации экономической теории, против подмены собственно экономической науки экономической социологией, экономической историей или экономической политикой. В этом смысле показательным является название основной работы Вальраса «Элементы чистой политической экономии». Маржиналистами была поставлена задача создания экономической науки, очищенной от социально-политических наслоений, формирование такой теории, которая рассматривала бы чисто экономическиевопросы, не зависящие от уровня развития общества, его политического устройства или исторических традиций. В качестве такого чисто экономического вопроса выдвигается проблема рационального использования ограниченных ресурсов. Родоначальники маржинализма создали новую теорию ценности и цены, основанную на идее предельной полезности. Они показали то, что А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс считали невозможным, а именно, что меновую ценность можно объяснить в терминах потребительной ценности. Иными словами, маржиналистская революция началась с революции в теории ценности, однако масштаб изменений в науке, вызванных появлением теории предельной полезности, оказался существенно более значительным. Само название «маржинализм» происходит от marginal(англ., фр.) - предельный. Вместо средних величин (средняя прибыль, средняя заработная плата и т.д.), представители маржинализма вводят в экономическую науку понятие предельных величин. Это позволило радикально изменить и принципы экономического анализа, и его метод. С одной стороны, именно с развитием маржинализма началось широкое применение математики в экономических исследованиях. Многие сторонники маржинализма сами хорошо владели математическим инструментарием и видели в нем эффективное средство решения экономических задач. Таким образом, возникла принципиально новая техника экономического анализа. С другой стороны, использование предельных величин позволило по-иному сформулировать и основные принципы экономических исследований. В мире ограниченных ресурсов на первый план, по мнению маржиналистов, выходит проблема оптимального их распределения, т.е. проблема эффективности. Качественный, функциональный анализ предполагает, в том числе, нахождение максимального (минимального) значения функции. Еще одно расхождение между методологией классической школы и принципами маржинализма состояло в том, что классиков интересовал вопрос увеличения богатства нации в результате роста экономики. Поэтому в центре их внимания находились такие проблемы, как накопление капитала, рост населения, вовлечение в хозяйственный оборот новых земель. Более того, в концепциях Маркса, Сисмонди, Листа, представителей исторической школы сам капитализм рассматривался как динамичная, развивающаяся и изменяющаяся система. В анализе маржиналистов центр тяжести перемещается в сторону анализа статической системы, основной задачей которой является рациональное использование уже имеющихся, заданных и, следовательно, неизменных ресурсов. Все эти изменения в предмете, методе, принципах и задачах теоретического анализа свидетельствовали в конечном итоге, что экономическая наука изменила свое лицо. В этих условиях ее традиционное название «Политическая экономия» уже не соответствовало ее новому содержанию, тем более что «политического» в концепциях маржинализма почти ничего не осталось. Логическим результатом стало появление нового названия — Economics (Экономическая теория, или Экономическая наука), которое стало широко использоваться с конца XIX в. Однако в целом, несмотря на все противоречия между маржинализмом и классической политической экономией, следует подчеркнуть, что по ключевым методологическим вопросам маржиналисты продолжали классическую традицию. Они исходили из наличия универсальных, единых для любых этапов развития общества экономических законов. Они опирались в своих исследованиях на модель «экономического человека», стремящегося с помощью рационального использования имеющихся у него ресурсов максимизировать получаемую полезность (прибыль). Наконец, они были сторонниками экономического либерализма и отстаивали принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Можно считать, что маржиналисты хотели не опровергнуть классическую политическую экономию, а поставить ее на более строгую теоретическую основу. Естественным результатом маржиналистской революции стало поэтому органичное соединение в конце XIX в. идей маржинализма и классической политической экономии и формирование неоклассической школы, которая сразу заняла ведущие позиции в экономической науке. На основе маржиналистских принципов сформировались несколько теоретических школ: Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, О. Бём-Баверк), Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето), Кембриджская школа (А. Маршалл, А, Питу), которую иногда называют англо-американской, включая в нее также У. Джевонса, Ф. Эджуорта и Дж.Б. Кларка. Представители этих научных школ, являясь сторонниками маржинализма, часто придерживались различных взглядов по важнейшим теоретическим вопросам. Хотя саму маржиналистскую революцию связывают с именами Джевонса, Менгера и Вальраса, впоследствии выяснилось, что пионерами маржинализма были не они. Задолго до них важнейшие принципы маржинализма разработали Иоганн фонТюнен(1783-1850), Антуан Курно ( 1801-1877), Жюль Дюпюи(1804-1866) и Герман Госсен(1810-1858). Прусский юнкер (помещик) Иоганн фон Тюнен большую часть жизни прожил в своем небольшом поместье. В силу аналитического склада ума он тщательно собирал данные о состоянии хозяйства, урожайности, затратах труда и денег и т.д. и на основе собранного материала в 1826 г. опубликовал работу «Изолированное государство», которая имела шумный успех. Однако современники воспринимали ее как образцовое руководство по сельскому хозяйству. Лишь много десятилетий спустя, в начале XX в., были признаны заслуги Тюнена как одного из основателей маржинализма. Решая поставленную задачу, Тюнен, во-первых, впервые использует предельные величины и дифференциальное исчисление как форму экономического рассуждения. Во-вторых, он первым фактически формулирует закон убывающей производительности факторов производства, показывая, что по мере увеличения количества нанятых рабочих после достижения определенного предела доход от использования труда начинает снижаться. В-третьих, Тюнен доказывает, что максимизация дохода от использования факторов производства достигается тогда, когда предельная отдача от фактора становится равной предельному расходу на него. Француз Антуан Курно был профессором математики в университетах Лиона и Гренобля, генеральным инспектором общественного образования. В 1838 г. он написал работу под названием «Исследование математических принципов теории богатства». Используя предельный анализ как математический инструмент, Курно исследовал функцию спроса и впервые определил и изобразил кривую рыночного спроса. Рассматривая чистую монополию, Курно проанализировал функции совокупного и предельного дохода монополиста, сопоставил их с функциями совокупных и предельных издержек и показал, что максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный доход будет равен предельным издержкам. Курно создал также модель рынка олигополии на примере двух фирм (дуополия). Французский инженер Жюль Дюпюи при жизни был широко известен как крупный специалист в области гражданского строительства и главный инженер Парижского муниципалитета. Он проектировал дороги и мосты, занимался организацией водоснабжения и за свои заслуги был награжден орденом Почетного Легиона. В 1844 г. Дюпюи написал небольшую статью «О мере полезности гражданских сооружений», которая стала первой в целой серии его работ, где были сформулированы важнейшие положения маржинализма. Дюпюи показывает, что одна и та же вещь имеет разную цену в глазах разных потребителей, и на этой основе он определяет функцию спроса как функцию предельной полезности, дает ее графическую интерпретацию, а также разрабатывает концепцию излишка (выигрыша) потребителя. Основной вклад Госсена в концепцию маржинализма заключается в двух положениях, ставших знаменитыми под названием первогои второго законов Госсена. Первый закон представляет собой формулировку принципа убывающей предельной полезности, в соответствии с которым полезность блага убывает по мере увеличения количества данного блага. Второй закон Госсена определяет принцип оптимального поведения потребителя: общая полезность достигает максимума, когда предельная полезность всех потребляемых (приобретаемых) благ становится одинаковой. Работы И. Тюнена, А. Курно, Ж. Дюпюи и Г. Госсена не были по достоинству оценены при жизни их авторов. Экономическая наука, очевидно, еще не была готова к восприятию принципиально новых идей. Однако сегодня имена предшественников маржиналистской революции занимают почетное место в списке лучших представителей теоретической мысли XIX в.
Австрийская школа Хотя основа маржиналистской революции - теория предельной полезности — была почти одновременно сформулирована разными экономистами, изложение теории маржинализма традиционно начинают с концепции австрийской школы. Австрийский экономист Карл Менгервнес важнейший вклад в формирование концепции маржинализма. Он более 30 лет проработал в качестве профессора в Венском университете и объединил вокруг себя группу единомышленников, создав, таким образом, австрийскую школу в экономической науке. Учениками Менгера были Ф. Визер и О. Бём-Баверк, которые, став, в свою очередь, профессорами Венского университета, воспитали новую плеяду блестящих экономистов — Й. Шумпетера, Л. Мизеса и Ф. Хайека. Менгер, с одной стороны, противопоставляет свою теорию взглядам представителей исторической школы, которые преобладали в тот период в экономической науке Германии и Австрии. Менгер начинает свое исследование с определения понятия благокак предмета, который удовлетворяет какую-либо человеческую потребность (причем человеку известно это свойство предмета и он может им воспользоваться). Блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (предметы потребления), Менгер называет благами первого порядка. Производственные ресурсы служат для производства благ первого порядка и, следовательно, удовлетворяют потребности людей косвенно. Их Менгер называет благами высшего (второго, третьего и т.д.) порядка. Например, мука, необходимая для выпечки хлеба, будет благом второго порядка, а мельница, на которой из зерна делается мука, - благом третьего порядка. Менгер специально подчеркивает, что блага высшего порядка становятся таковыми лишь при наличии необходимых комплементарных (дополняющих) благ. Например, мука сама по себе не будет благом, если в распоряжении человека нет воды и дрожжей, без которых невозможно производство хлеба. Менгер затем вводит понятие хозяйственного (экономического) блага. Благо становится экономическим, когда потребность в нем превышает количество этого блага, которым может распоряжаться человек. Это вынуждает человека принимать экономические решения, т.е. выбирать, какие потребности удовлетворять в первую очередь, как рационально использовать благо, имеющееся в ограниченном количестве. Именно ограниченность блага по сравнению с потребностью в нем придает благу ценность. Следовательно, согласно концепции Менгера, ценность блага имеет субъективный характер, она может существовать или нет, быть больше или меньше в зависимости от субъективной оценки каждого отдельного индивида. Такой же субъективный характер имеет и ценность благ высшего порядка (производственных ресурсов). Полезность и ценность блага для человека убывают по мере уменьшения потребности в нем или возрастания его количества. Использование принципа убывающей полезностипозволяет Менгеру разрешить знаменитый «парадокс Смита»: вода, имеющая огромную полезность, почти ничего не стоит, а алмаз, наоборот, стоит очень дорого, хотя полезность его весьма мала. Менгер формулирует закон убывающей предельной полезности, хотя и не использует еще самого этого термина. Карл Менгер стал одним из родоначальников маржинализма, сформулировав основные положения теории предельной полезности и объяснив на ее основе, как происходит процесс обмена. Другими крупными представителями австрийской школы стали ученики Менгера и друзья в жизни Фридрих фон Визер(1851-1926) и Ойген фон Бём-Баверк(1851-1919). Основная работа Визера «Теория общественного хозяйства» была опубликована в 1914 г. Именно Визер ввел в экономическую науку понятие предельная полезность. Он определяет суммарную полезность запаса благ как произведение предельной полезности единицы блага на его количество. Однако основной вклад Визера в теорию маржинализма связан с тем, что на основе теории предельной полезности он разработал две важные концепции. Во-первых, он связал с понятием предельной полезности теорию издержек производства. Во-вторых, Визер сформулировал так называемую теорию вменения, в которой дал свою трактовку проблемы определения ценности производственных ресурсов. Визер рассматривает проблему ценности производственных ресурсов как проблему распределения доходов между владельцами этих ресурсов и увязывает ее опять-таки с теорией предельной полезности. Важный вклад в теорию австрийской школы внес Ойген фон Бём-Баверк. В отличие от Менгера и Визера, посвятивших себя научной и преподавательской работе, Бем-Баверк был прежде всего крупным политическим деятелем Австрии. В 1886 г. Бем-Баверк публикует работу «Основы теории ценности хозяйственных благ», где дает наиболее четкую формулировку теории субъективной ценности, а в 1884—1889 гг. издает фундаментальное сочинение «Капитал и прибыль». Важнейшая теоретическая заслуга Бем-Баверк состоит в создании на основе теорий предельной полезности и альтернативных издержек маржиналистской концепции капитала и процента. На теории «окольных методов производства» Бём-Баверк основывает и свою концепцию процента. Люди склонны оценивать сегодняшние блага выше, чем блага будущие. Таким образом, происхождение процента связывается Бем-Баверком с различиями субъективных оценок полезности благ хозяйствующим субъектом в разных временных периодах. В целом, говоря об отличительных чертах концепции представителей австрийской школы, следует отметить важные особенности ее методологических принципов. 1. Ярко выраженный субъективизм. Полезность, ценность, цена, издержки производства, капитал, ссудный процент — все основные категории экономической науки выводились представителями австрийской школы из субъективных оценок людей. 2. Строгий индивидуализм. Основным объектом изучения является хозяйствующий индивид (часто изолированный), его экономические предпочтения и решения. «Поселенец, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу, в стороне от всяких путей сообщения» (Бём-Баверк) и даже Робинзон на необитаемом острове — вот излюбленные объекты анализа в теории австрийской школы. 3. Принципиально отрицательное отношение к использованию математических методов в экономическом анализе. Использование дифференциального исчисления предполагает непрерывность функции, однако функции спроса и предложения можно рассматривать как непрерывные только при предположении бесконечной делимости благ. Очевидно, что в реальной действительности большинство благ свойством бесконечной делимости не обладают. С этой точки зрения можно утверждать, что представители австрийской школы отказывались от математического инструментария по принципиальным соображениям, желая, чтобы теоретический анализ как можно точнее соответствовал реальной действительности. Вместе с тем именно за чрезмерную абстрактность и недостаточную связь с реальными экономическими процессами концепция австрийской школы стала объектом острой критики со стороны представителей различных школ политической экономии.
Лозаннская школа
Один из родоначальников маржинализма, французский экономист Леон Вальрас, долгое время проработал в Лозаннском университете и потому считается основателем так называемой лозаннской школы в экономической науке. Вальрас не только независимо от Менгера и Джевонса разработал теорию предельной полезности, но и в наиболее четком виде сформулировал сущность и принципы чистой экономической науки и изложил ее строгим математическим языком. Вальрас делит всю экономическую науку на несколько частей: чистая политическая экономия, прикладная политическая экономия и общественная экономия. Вальрас вошел в историю как создатель теории экономического равновесия, но его вклад в экономическую науку получил достойную оценку лить спустя долгое время после появления его работ и спустя десятилетие после его смерти. Чистая политическая экономия должна на основе реального опыта выделять идеальные типы экономических отношений, т.е. иметь дело с абстракциями. Прикладная политическая экономия, по мнению Вальраса, должна заниматься теорией экономического производства общественного богатства, или организацией индустрии в рамках разделения труда. А общественная экономия представляет собой науку о распределении общественного богатства и занимается исследованием в основном моральных проблем, поскольку здесь центральной является проблема справедливости присвоения благ. Вальрас исходит из того, что спрос на каждый товар (D)зависит не только от цены на данный товар (р), но и от цен на все остальные товары: Di= fi(p1,p2…,pn) Аналогично от цен на все товары зависит и предложение данного товара (Si): Si= fi(p1,p2…,pn) Поскольку достижение общего экономического равновесия предполагает равенство спроса и предложения на всех рынках (Di = Si), а это возможно при определенном уровне цен, для нахождения условий такого равновесия необходимо решить систему уравнений: fi(p1,p2…,pn) = fi(p1,p2…,pn) Кроме того, Вальрас вводит бюджетные ограничения для производителей и покупателей, поскольку они могут приобрести товары только на сумму своего дохода, т. е. на сумму проданных ими самими товаров и услуг. В этом случае Вальрас фактически исходит из закона Сэя, предполагая, что любой продавец одновременно является и покупателем, а значит, процесс обмена в рыночной экономике можно свести к обмену товара на товар. Условие общего равновесия может быть записано следующим образом: n n ∑piDy(p1,p2…,pn) =∑piSy(p1,p2…,pn), i=1 i=1 где piDy - объем покупок i - товара у i -потребителя (или производителя); piSy - объем продаж i - го вара j - потребителю (или производителю). Это выражение известно как закон Вальраса, который можно сформулировать следующим образом: стоимость всех товаров, на которые предъявляется спрос (совокупный спрос), равна стоимости всех предлагаемых на рынке товаров (совокупному предложению) при любых ценах. По сути, это математическая интерпретация закона Сэя. Поскольку в предложенной системе количество уравнений равно количеству неизвестных, в принципе может быть найдено решение и могут быть определены равновесные значения объемов производства и цен всех товаров. Однако, создавая математическую модель общего равновесия, Вальрас далек от мысли, что это равновесие достигается быстро и автоматически. Он показывает, что путь к равновесию может быть достаточно длительным. Рынок постепенно приближается к нему в ходе процесса, который Вальрас назвал «нащупывание». Описывая механизм нащупывания, Вальрас показывает, что этот процесс начинается с установления некоторой цены, не обеспечивающей равновесия, а затем на рынке продуктов и на рынке услуг участники, предъявляющие спрос, набавляют в цене, если спрос превышает предложение, а те, кто предлагает товары, сбавляют в цене, если предложение превышает спрос. В свою очередь, предприниматели расширяют свое производство, если продажная цена выше средних издержек, и напротив, сокращают его, если издержки выше продажной цены. Иными словами, Вальрас не просто решает систему уравнений, а ищет решение, пытаясь воспроизвести работу реального рынка. Основной вывод, который можно сделать из теории Вальраса, состоит в том, что при соблюдении условий совершенной конкуренции рыночный механизм способен обеспечить оптимальное распределение ресурсов и равновесие спроса и предложения на всех рынках сразу, т.е. общее экономическое равновесие. Последователем и преемником Вальраса по лозаннской школе стал итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето(1848—1923). Основная работа Парето, «Учебник политической экономии», была опубликована в 1906 г. Развивая свою теорию в общем русле идей и методологии маржинализма, Парето делает важный шаг вперед. Он подчеркивает невозможность непосредственного измерения полезности и переходит к анализу предпочтений потребителя, т.е. становится основателем ординалистской концепции полезности. На этой теоретической основе Парето впервые широко использует как аналитический инструмент кривые безразличия, идею которых он заимствовал у Ф. Эджуорта. Основной вклад Парето в экономическую науку связан с разработкой на основе концепции общего экономического равновесия теории благосостояния. Являясь сторонником чистой экономической теории, Парето абстрагировался от этических аспектов проблемы благосостояния и рассматривал ее с точки зрения только экономической эффективности. По его мнению, стремление каждого человека к максимизации своего дохода в условиях совершенной конкуренции ведет к оптимальному распределению ресурсов и установлению равновесия спроса и предложения. Одновременно обеспечивается общественное благосостояние, т.е. такое положение, когда благосостояние ни одного хозяйствующего субъекта не может быть повышено без ухудшения благосостояния других. Этот критерий благосостояния получил название в экономической науке «Парето-оптимальность», или «оптимум по Парето». В целом можно отметить, что своей теорией Парето математически подтвердил вывод А. Смита о том, что в условиях совершенной конкуренции создаются наилучшие возможности для роста общественного благосостояния.
Контрольные вопросы: 1.Как вы можете объяснить смысл понятия «чистая экономическая теория»? 2.В чем заключаются основные отличия методологии классической школы и маржинализма? 3.Почему использование предельных величин радикально изменило принципы экономического анализа? 4.Какие важнейшие идеи маржинализма сформулировали И. Тюнен, А, Курно, Ж. Дюпюи и Г. Госсен? 5.Как К. Менгер разрешает «парадокс Смита»? 6.Охарактеризуйте основные методологические принципы теории австрийской школы. 7.В чем значение теории вменения Ф. Визера и теории «окольных методов производства» О. Бем - Баверка для формирования общей маржиналистской концепции? Тесты: 1. Одним из представителей теории маржинализма является: а) К. Менгер; б) К. Маркс; в) Л. Мизес; г) А. Маршалл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.82.191 (0.013 с.) |