Действие уголовного и уголовно-процессуального закона в пространстве и по кругу лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие уголовного и уголовно-процессуального закона в пространстве и по кругу лиц.



 

Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц.

Необходимо изучить:

1) Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14.03.1975 г.;

2) Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963 г.;

3) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10.03.1988 г.;

4) Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1;

5) Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ;

6) Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 № 191-ФЗ;

7) Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 № 155-ФЗ;

8) Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ;

9) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания».

 

Действие уголовного закона в пространстве – это вопрос определения территории, на которой он будет действовать. Выделяют пять принципов действия: территориальный, гражданства, универсальный, реальный и покровительственный (принцип специальной миссии).

Территориальный принцип означает, что уголовный закон действует на всей территории РФ. Территория РФ устанавливается ее государственной границей и включает в себя:

1. сухопутную территорию, т.е. сушу в пределах государственной границы (материковая часть и острова);

2. водную территорию, т.е. внутренние воды (реки, озера, заливы, проливы, бухты, водохранилища и иные водные объекты) и территориальное море (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива);

3. недра, располагающиеся как под сухопутной, так и под водной территорией на глубину, доступную для геологического изучения;

4. воздушное пространство, находящееся над сухопутной и водной территорией (в соответствии с общепризнанным международным обычаем высотная граница воздушного пространства государства составляет 100-110 км).

УК РФ распространяет свое действие на деяния, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка и принадлежащих РФ островов. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. РФ в отношении континентального шельфа осуществляет суверенные права на разведку континентального шельфа, разработку его минеральных и живых ресурсов, производство буровых работ, сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. уголовно-правовая юрисдикция Российской Федерации над континентальным шельфом распространяется лишь на некоторые категории преступлений, связанные с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа, а также защиты окружающей среды. Кроме того, уголовно-правовая юрисдикция распространяется на все искусственные сооружения на континентальном шельфе – острова, установки, сооружения, подводные кабели[6].

Исключительная экономическая зона Российской – морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В исключительной экономической зоне РФ осуществляет свою юрисдикцию в отношении морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Соответственно уголовно-правовая юрисдикция определяется этими же пределами действия.

УК РФ распространяет свое действие на объекты, приравненные к территории РФ, в частности, к ним относятся водные и воздушные суда. Для военных и гражданских судов режим действия УК РФ различается. Военные суда подпадают под юрисдикцию государства флага независимо от места их нахождения. Гражданские суда находятся под юрисдикцией государства флага в открытом море, территориальных и внутренних водах и портах иностранных государств, в полете (с момента взлета до момента посадки). Исключения из этого правила предусмотрены ст. 4 Токийской конвенции и ст. 6 Римской конвенции.

Кроме того, уголовно-правовая юрисдикция РФ распространяется на территорию ее представительств и консульств в иностранных государствах.

Из территориального принципа существуют исключения (так называемый, принцип экстерриториальности). Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций, иные лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Такие лица объявляются персонами non grata и подлежат выдворению из РФ.

Принцип гражданства означает, что УК РФ распространяет свое действие на всех граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, совершивших преступление вне пределов территории РФ.

Универсальный принцип гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление за пределами территории РФ несут ответственность по УК РФ, если совершенное ими преступление является международным или международного характера и они не привлекаются к уголовной ответственности в иностранном государстве.

Реальный принцип действия УК РФ предполагает, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление за пределами территории РФ несут ответственность по УК РФ, если совершенное ими преступление направлено против интересов РФ или гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающего на территории РФ, и они не привлекаются к уголовной ответственности в иностранном государстве.

Покровительственный принцип распространяет действие УК РФ на военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами территории РФ.

Для применения того или иного принципа действия уголовного закона в пространстве необходимо четко определить место совершения преступления. Для единичных преступлений местом совершения будет считаться место совершения деяния независимо от места наступления общественно опасных последствий. В длящихся преступлениях местом совершения будет считаться место, где было совершено действие, повлекшее дальнейшее неисполнение обязанностей лица. В продолжаемых преступлениях местом совершения признается место совершения последнего из тождественных действий, либо место пресечения преступной деятельности лица. В преступлениях, совершенных в соучастии, местом совершения будет считаться место выполнения объективной стороны состава преступления исполнителем.

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция) - это передача одним государством другому государству лица, совершившего преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вступившего в силу приговора суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» лицо подлежит выдаче, если Уголовный кодекс Российской Федерации и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии, что международным договором Российской Федерации не предусмотрены иные сроки. Лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В выдаче лица также может быть отказано, когда исключительные обстоятельства свидетельствуют о том, что выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния.

Не подлежат выдаче из РФ:

1. граждане РФ;

2. лица, получившие право политического убежища в РФ и преследуемые по политическим мотивам.

Смертная казнь не назначается лицу, выданному РФ иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве и по кругу лиц.

Общий принцип действия уголовно-процессуального закона в пространстве таков: если производство по делу ведется на территории Российской Федерации, то при этом независимо от того, где совершено преступление – на территории России или за ее пределами, применяется российский уголовно-процессуальный закон. Он опирается на общепризнанный международно-правовой принцип суверенного равенства государств. Оборотной стороной последнего является международный принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга.

Применительно к рассматриваемому правилу он означает, что ни одно государство не вправе издавать законы либо производить действия, распространяющие свою судебную юрисдикцию на территорию других государств, без согласия последних. Так, например, должны считаться юридически ничтожными результаты процессуальных действий, совершенных следственными органами одного государства на территории другого, если это не предусмотрено соответствующим международным договором. Для производства этих действий недостаточно даже выраженного согласия органов исполнительной власти другого государства (правительства, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и т.д.), ибо они не уполномочены на то, чтобы делать исключения из закона, который практически во всех государствах закрепляет территориальный принцип применения уголовно-процессуальных норм. Создавать подобного рода изъятия – привилегия лишь закона или международного права. Например, Конвенцией государств СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., а также двусторонними договорами о правовой помощи с такими государствами, как Болгария, Греция, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Финляндия и т.д., при выполнении поручений о правовой помощи допускается применение на территории запрашиваемого государства иностранного законодательства, в том числе и процессуального, но только по просьбе запрашивающей стороны и если это не противоречит собственному законодательству стороны запрашиваемой.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ). Водная, или морская территория государства, по сравнению с сухопутными и воздушными территориями, имеет, согласно международному праву, особый правовой режим, что отражается и на уголовно-процессуальной юрисдикции государств. Так, хотя Российская Федерация и обладает суверенитетом над своими внутренними водами, однако в настоящее время в международном праве сложился обычай, закрепленный в ряде соглашений по морскому торговому судоходству, который связан с отказом прибрежного государства от осуществления юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту торгового судна, если они не затрагивают интересов этого государства или вообще не выходят за пределы судна.

Так, согласно договору, заключенному в 1972 г. между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, уголовная юрисдикция на борту торгового судна, находящегося в порту не своего государства, осуществляется, за исключением случаев совершения тяжкого преступления, лишь по просьбе или с согласия консульского должностного лица. Что касается военных судов, то они, согласно нормам международного права, всегда находятся под юрисдикцией своего государства. Суверенитет России распространяется и на ее территориальные воды. Поэтому производство по делам о преступлениях, совершенных на российских судах, находящихся в территориальных водах России, всегда ведется по российскому законодательству. Однако согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, если иностранное судно пересекает территориальные воды без захода во внутренние воды (право мирного прохода), уголовная юрисдикция прибрежного государства на его борту не осуществляется. Исключение составляют случаи, когда последствия преступления распространяются на прибрежное государство либо когда капитан судна или консул прибрежного государства обращается к властям прибрежного государства за помощью, либо это необходимо для пресечения торговли наркотиками.

Таким образом, положения ч. 2 ст. 2 УПК следует понимать ограничительно. Они справедливы, только когда:

а) преступление совершено на российском военном судне;

б) преступление совершено на российском судне в открытом море;

в) российское судно использует право мирного прохода через чужие территориальные воды без захода в воды внутренние;

г) российское судно хотя и находится во внутренних водах иностранного государства, однако согласно международному договору преступление, совершенное на борту российского судна, подпадает под юрисдикцию России.

Понятие действия уголовно-процессуального закона по кругу лиц

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц – это действие его в отношении различных категорий участников судопроизводства. Оно определяется, прежде всего, принципом равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

Главным образом это касается российских граждан. Но процессуальные действия проводятся согласно УПК РФ и в отношении иностранцев и лиц без гражданства – когда они являются обвиняемыми и подозреваемыми либо другими участниками уголовного судопроизводства (потерпевшими, свидетелями и т.д.). Вместе с тем в ряде случаев действие российского уголовно-процессуального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, даже если они совершили преступление не на российской территории. В законодательстве и судебной практике многих государств, в том числе России (ч. 3 ст. 12 УК РФ), признается принцип защиты и безопасности, согласно которому государство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления против его интересов или интересов его граждан вне территории данного государства. Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государства на основе международного права распространяется на некоторые преступления, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены. Это такие преступления, как апартеид, терроризм и некоторые другие (Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него, 30.11.1973 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 27.01.1977 г. и т.д.).

Равенство не отменяет, а, напротив, предполагает процессуальные различия, основанием которых служат определенные обстоятельства, как правило, личного характера, делающие лицо особо уязвимым в уголовном процессе – такие, например, как несовершеннолетие, состояние здоровья, наличие физических или психических недостатков, незнание языка, на котором ведется судопроизводство, и т.п. Для подобных случаев предусмотрена процессуальная форма, несколько отличная от обычной. Эти отличия продиктованы стремлением законодателя выровнить фактическое положение таких лиц в процессе с положением прочих его участников за счет введения особых, более благоприятных для них процессуальных условий и дополнительных гарантий.

Изъятия из принципа равенства перед законом и судом и соответственно различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обусловливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных и некоторых других лиц, включающий получение их собственного предварительного согласия либо разрешения определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими своих функций. Юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые начала – суверенного равенства государств и межгосударственного сотрудничества, независимости судей, разделения властей и др.

Особенности действия уголовно-процессуального закона по лицам проявляются и в таких институтах, как персональная подследственность и подсудность уголовных дел. В настоящее время они предусмотрены прежде всего для военнослужащих (ч. 5-8 ст. 30, ФЗ от 23.06.1999 № 1-ФКЗ, подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Исходя из публичных интересов сохранения государственной и военной тайны, обеспечения дисциплины и боеспособности Вооруженных Сил РФ, предварительное расследование по этим делам производится следователями СК РФ, а судопроизводство – военными судами. Кроме того, персональная подследственность установлена для отдельных категорий лиц, в отношении которых действуют определенные особенности производства по уголовным делам, - предварительное следствие и дознание по ним ведется следователями СК РФ и (или) ФСБ (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 и 4 ст. 151).

Дипломатический, консульский и иные международно-правовые иммунитеты

Изъятия из общего правила о равенстве всех перед законом и судом сделано также для лиц, обладающих дипломатическим и консульским иммунитетом, а также правовыми иммунитетами, определенными международными соглашениями. В отношении таких лиц процессуальные действия производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.019 с.)