Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная измена. Шпионаж. Основные черты апелляционного производства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственная измена. Шпионаж. Государственная измена (275 УК РФ) – совершенные гражданином РФ шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих гос.тайну, доверенную лицу или ставшую ему известной по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, дибо оказание финансовой, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. 1. Внешняя безопасность - одна из составляющих безопасности государства в целом. В соответствии с Законом РФ от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" <1> под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность указанным интересам. Следовательно, внешняя безопасность как объект преступления характеризуется состоянием защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны от внешнего враждебного влияния. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию РФ. Территориальная целостность есть нерушимость Государственной границы РФ, она обеспечивается обороноспособностью страны, характеризующейся рядом обстоятельств, в том числе экономическим и военным потенциалом России, боевой подготовкой и профессионализмом личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационной готовностью гражданского населения и т.д. Указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому вопрос о том, чему больше всего нанесен вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств государственной измены. 2. Объективная сторона государственной измены охватывает три альтернативных деяния: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. 3. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 (см. комментарий). Шпионаж как вид государственной измены отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту. Поэтому при характеристике шпионажа как разновидности изменнических действий необходимо исходить из его описания в ст. 276 УК. 4. Выдача государственной тайны заключается в сообщении иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" <1> к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.95 N 1203 в указанный Перечень включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики, экономики и др. <2>. 5. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну. 6. Способ выдачи государственной тайны значения не имеет. Он может выражаться в устной или письменной передаче сообщения, с использованием технических средств (каналы связи) или без таковых, в передаче образца изделия или его чертежей и т.д. В отличие от шпионажа виновный обладает сведениями, составляющими государственную тайну, до совершения деяния, они ему были доверены или стали известны по службе, поэтому у него не было необходимости собирать или похищать их. 7. Вопрос о квалификации действий лица, выдавшего государственную тайну, которая стала ему известна случайно (например, нашел соответствующие документы), пока не имеет разрешения. В литературе по этому поводу высказаны две позиции. Согласно первой подобные случаи необходимо рассматривать не как выдачу государственной тайны, а как оказание иностранному государству помощи во враждебной деятельности против России. В соответствии со второй позицией данные действия следует квалифицировать как государственную измену в форме выдачи государственной тайны. Большинство специалистов разделяют вторую точку зрения. 8. Сведения, составляющие государственную тайну, должны сообщаться одному из следующих адресатов: а) иностранному государству; б) иностранной организации; в) их представителям. При совершении рассматриваемого преступления иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной (различные объединения, союзы, общества и т.д., независимо от их профессиональных и творческих задач и целей); представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные лица (например, представители правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса и др.), а также иные лица, действующие по их поручению. Выдача государственной тайны частному иностранному гражданину не образует состава рассматриваемого преступления, что в литературе обоснованно признается пробелом в уголовно-правовой охране государственной тайны. 9. Государственная измена в виде выдачи государственной тайны считается оконченным преступлением с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям. 10. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. Оказание помощи может охватывать совершение, во-первых, других, кроме государственной измены, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства; во-вторых, деяний, которые не содержат признаков указанных посягательств, но наносят ущерб внешней безопасности страны. Первые из них требуют квалификации по совокупности преступлений. 11. Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. 12. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть разнообразными (политические, корыстные и т.д.), на квалификацию преступления не влияют. 13. Субъект преступления специальный - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет. В теории уголовного права неоднозначно решается вопрос о признании иностранных граждан и лиц без гражданства соучастниками совершения рассматриваемого преступления. Одни авторы, ссылаясь на ч. 4 ст. 34 УК, полагают, что указанные лица могут признаваться организаторами, подстрекателями или пособниками. Другие авторы считают, что они не могут нести ответственность по комментируемой статье (так же как, например, по ст. 106 УК не может нести ответственность никто, кроме матери новорожденного ребенка). Эта позиция представляется наиболее приемлемой. 14. В примечании к ст. 275 закреплен специальный вид освобождения от уголовной ответственности, основанием которого выступает деятельное раскаяние. Лицо, во-первых, добровольно и своевременно сообщило органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России; во-вторых, в его действиях не содержится иного состава преступления. В этом случае освобождение является обязательным и безусловным. Статья 276. Шпионаж Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих гос.тайну, а также собирание и передача по заданию иностранной разведки или лица, действующего в его интересах, иных сведений для использования их против безопасности РФ, то есть шпионаж, если эти действия совершены иностранным гражданином либо лицом без гражданства. 1. Объект преступления характеризуется так же, как и при государственной измене. Единственное отличие кроется в том, что посягательство осуществляется не изнутри страны, а извне, является типичной профессиональной деятельностью агентов спецслужб зарубежных государств. Общественная опасность шпионажа проявляется в первую очередь в том, что из владения государства могут уйти сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, преступление обладает "двойной криминальностью" - оно создает условия для совершения ряда других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно этим обстоятельством объясняется более широкий круг, по сравнению со ст. 275 УК, охраняемой информации по комментируемой статье. В предмет рассматриваемого преступления наряду с государственной тайной включены иные сведения, не составляющие государственную тайну. Иные сведения - это любая информация, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности России (характеристика на ряд лиц, занимающих государственные должности, пробы почвы или воды, снимки или схемы крупных железнодорожных узлов и т.д.). Подобные сведения собираются иностранными спецслужбами для решения ряда задач, имеющих целью подрыв внешней безопасности страны, например вербовки агентов, планирования подрывной деятельности и т.д. 2. Характеристика объективной стороны шпионажа зависит от его вида. Действия, предметом которых являются сведения, составляющие государственную тайну, состоят в их: а) передаче; б) собирании; в) по хищении; г) хранении. Передача сведений заключается в их сообщении адресату любым способом (устно, письменно, с использованием технических средств, через посредника, оставление так называемых закладок и т.д.); собирание - это любая, кроме похищения, форма получения указанной информации для последующей ее передачи указанным в законе организациям и лицам; способы собирания могут быть самыми разнообразными (фотографирование, копирование и др.); похищение есть незаконное изъятие сведений любым способом (возможна любая форма хищения) у законного обладателя. При похищении возможна совокупность преступлений, например шпионажа и посягательства против собственности; хранение предполагает временное обладание сведениями, если они, во-первых, предназначались для передачи, во-вторых, были собраны, похищены не самим хранителем, а другим лицом, добровольно передавшим их виновному. 3. Объективная сторона шпионажа, предметом которого являются сведения, не составляющие государственную тайну, характеризуется двумя действиями: а) собиранием и б) передачей этих сведений. Учитывая характер предмета преступления (сведения могут и не быть секретными), не считается преступным такая форма их получения, как похищение, и не предусмотрена ответственность за их хранение. Способы собирания указанной информации могут быть легальными, поэтому для состава рассматриваемого преступления требуется наличие двух условий: а) указанные в комментируемой статье действия совершаются по заданию иностранной разведки; б) сведения предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает ответственность по комментируемой статье. 4. При шпионаже в отличие от выдачи государственной тайны (ст. 275 УК) сведения, указанные в ст. 276, не находятся в распоряжении или обладании виновного. 5. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, характеризующих объективную сторону шпионажа. 6. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. При шпионаже второго вида требуется наличие специальной цели - использование собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Мотивы преступления различны (преобладают корыстные), на квалификацию содеянного не влияют. 7. Субъект преступления специальный - иностранный гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина РФ образуют государственную измену. О возможности признания гражданина РФ соучастником данного преступления см. комментарий к ст. 275. 8. Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление по основаниям, изложенным в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий).
Основные черты апелляционного производства. Изучить: 1. Глава 45.1 УПК РФ. 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 26 (ред. от 01.12.2015) «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции». 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве»
Значение и виды пересмотра судебных решений. После принятия решения судом первой инстанции закон допускает рассмотрение данного уголовного дела судом второй инстанции. Такое рассмотрение возможно по жалобе стороны, представлению прокурора на не вступившее в законную силу решение суда (приговор, определение, постановление) в апелляционном порядке. Право на обжалование судебных решений – важная гарантия прав и интересов осужденного, оправданного, потерпевшего (других сторон), что находит проявление в признании конституционного значения этого права (ч. 3 ст. 50 Конституции). Данное право предусматривается также и нормами международного права, в частности, Протоколом № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Каждый, осужденный судом за совершение уголовного преступления, имеет право на то, чтобы его осуждение или приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией». А ч. 2 названной статьи допускает исключение из приведенного положения, признавая, что указанного права может быть лишен осужденный за незначительные нарушения или - когда судом первой инстанции был суд «высокого уровня». Уголовный процесс России не воспользовался таким исключением.
Проверка законности и обоснованности судебных решений вышестоящим судом является важным условием выполнения назначения уголовного судопроизводства. Задача данной проверки – выявить юридические и фактические ошибки, допущенные при рассмотрении и разрешении дела, и принять меры по отмене или изменению вынесенного решения. Тем самым вышестоящие суды должны предотвратить вступление в законную силу и исполнение незаконного приговора и, таким образом, служить для гражданина, общества, государства гарантией от незаконного и необоснованного осуждения человека или, наоборот, оставления безнаказанными лиц, совершивших преступление. УПК РФ предусматривает пересмотр не вступивших в законную силу решений суда в апелляционном порядке. Апелляционное производство рассматривается в качестве эффективного средства правовой защиты, так как у сторон есть право самим начать процедуру обжалования решения, которое не зависит от усмотрения публичных властей (такое свойство апелляционного пересмотра определяет деволютивный характер этой стадии). Апелляционный порядок рассмотрения уголовных дел по жалобам (представлению прокурора) до 01.01.2013 года действовал только в отношении судебных решений, вынесенных мировыми судьями. Этот институт был введен ФЗ от 07.08.2000 № 119-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (утратил силу в связи с принятием ФЗ от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»). С 01.01.2013 года в связи с принятием ФЗ от 29.12.2010 № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» апелляционный порядок пересмотра судебных решений стал доступен для всех судебных решений, вынесенных как мировыми, так и федеральными судьями. Приговор, подлежащий апелляционному обжалованию, признается не окончательным, поскольку при апелляционном разбирательстве дело подлежит полному пересмотру, т.е. проверяется не только соблюдение процессуальных правил и уголовного закона судом I инстанции, но и правильность решения дела, доказанность фактических обстоятельств дела как на основе ранее рассмотренных судом доказательств, так и впервые рассмотренных апелляционным судом. Таким образом, основаниями апелляционного обжалования могут быть как фактические, так и юридические ошибки. Проверка в апелляционном порядке судебных решений должна способствовать защите прав и охраняемых законом интересов участников уголовного судопроизводства, права и законные интересы которых связаны с принятыми в приговоре решениями. Принесение апелляционной жалобы приводит в действие правовой механизм защиты прав граждан, обязывая суд второй инстанции установить, правосуден ли приговор, дать мотивированный ответ на каждый довод жалобы, принять меры к устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов названных лиц, обеспечению законности, обоснованности и справедливости обжалованного решения. Принесение апелляционного представления также как и апелляционной жалобы имеет публично-правовое значение, поскольку способствует тому, чтобы исполнялись лишь законные, обоснованные и справедливые приговоры, что необходимо и в интересах личности, и в интересах правосудия. Апелляционное производство служит решению важных задач, что и определяет его значение: 1. содействие достижению законности, обоснованности и справедливости судебных решений, в том числе и тех, которые не были обжалованы, поскольку сама предусмотренная законом возможность обжалования судебного решения и рассмотрения дела судом второй инстанции оказывает превентивное воздействие, побуждая суд, прокурора, органы расследования соблюдать закон. Апелляционное производство служит выявлению нарушений закона еще до вступления судебного решения в законную силу, т. е. (в сравнении с проверкой приговоров в порядке кассации и надзора) наиболее оперативно; 2. способствует тому, чтобы не допускалось обращение к исполнению незаконных, необоснованных несправедливых приговоров; 3. служит осуществлению надзора за судебной деятельностью со стороны вышестоящих судов. Рассматривая дела в апелляционном порядке, суды выявляют допущенные ошибки, нарушения закона и их причины; дают указания по их устранению; мотивированно отклоняют кассационные жалобы, представления при наличии к тому оснований, способствуя тем самым единообразному применению, строгому соблюдению норм закона в судебной и следственной практике, то есть содействуют единообразию судебной практики судов I инстанции, что, в свою очередь, является непременным условием существования правопорядка в обществе и государстве; 4. в стадии апелляционного производства решается задача обеспечения прав и законных интересов личности. Апелляционное производство – это существенная уголовно-процессуальная гарантия прав и интересов личности; 5. апелляционное производство как процессуальная форма надзора за законностью деятельности судов, а на этой основе – и деятельности органов расследования, служит обеспечению законности в уголовном процессе в целом, и, как следствие, укреплению законности и правопорядка в государстве. Предметом судебного разбирательства в апелляционном порядке является проверка по жалобам и представлению законности, обоснованности и справедливости приговора или иного судебного решения (ст. 3899 УПК). Таким образом, в суде второй инстанции проверяется, правильно ли установлены фактические обстоятельства дела в решении судьи, правильно ли применен уголовный закон, соблюдены ли при рассмотрении и разрешении дела судьей нормы уголовно-процессуального закона, а равно – справедлива ли мера наказания, назначенная по приговору суда. Это позволяет вынести в суде апелляционной инстанции новое судебное решение. Проверена должна быть также правильность применения судьей норм гражданского закона, иных правовых норм, если, по обстоятельствам дела, они подлежат применению. Пределы судебного разбирательства в апелляционном суде определяются ч. 1 ст. 38919 УПК, согласно которой суд не связан доводами апелляционных жалобы, представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме, т.е. апелляционному производству присущ ревизионный порядок рассмотрения пересмотра уголовных дел. При этом судом должно быть соблюдено правило о недопустимости поворота к худшему, установленное ст. 38924 УПК. Согласно данной норме обвинительный приговор, определение, постановление суда первой инстанции могут быть изменены в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей. Аналогичное правило распространяется и на оправдательный приговор суда первой инстанции, который может быть отменен судом апелляционной инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей на незаконность и необоснованность оправдания подсудимого. Таким образом, если суд установит необходимость отмены или изменения судебного решения в сторону ухудшения положения осужденного или оправданного в отсутствии указанных выше жалобы или представления, то он не вправе принять такое решение по собственной инициативе.
Субъекты права на апелляционное обжалование. Повод к обжалованию. Срок и порядок обжалования. Право на обжалование предоставлено всем тем субъектам, возможность защиты прав и интересов которых в уголовном процессе зависит от правосудности приговора (постановления) суда первой инстанции. Субъектами права на обжалование в апелляционном порядке являются: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор, потерпевший и его представитель. Гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе обжаловать решение суда первой инстанции в части, относящейся к гражданскому иску. Субъекты права на апелляционное обжалование, принесение представления имеют ряд прав, которые гарантируют названное право, служат обеспечению возможности его осуществления. Эти права предусмотрены в статьях 3896, 3898 УПК. Поводом к пересмотру судебного решения в апелляции является жалоба либо представление, именуемые соответственно апелляционной жалобой (представлением). Сам факт принесения жалобы или представления надлежащим лицом в установленный законом срок и в надлежащий суд порождают обязанность суда апелляционной инстанции рассмотреть уголовное дело при условии, что жалоба или представление отвечают требованиям, предъявляемым УПК к их содержанию и форме жалобы. Если такого соответствия нет, судья возвращает жалобу для устранения недостатков в назначаемый им срок. В противном случае жалоба, представление считаются не поданными. Содержание апелляционная жалоба (представление) предусмотрено ч. 1 ст. 3896 УПК. Жалоба (представление) приносится через суд, постановивший приговор или вынесший иное судебное решение. Принесение жалобы непосредственно в вышестоящий суд (суд второй инстанции) законом не предусмотрено. Срок подачи апелляционной жалобы, представления составляет 10 суток со дня провозглашения судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, - 10 суток со дня вручения ему копии приговора или иного судебного решения. Исключение составляет срок для обжалования постановления суда о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, срок для обжалования которого составляет 3 суток. Если названный срок пропущен – жалоба (представление) остается без рассмотрения, если только этот срок не будет восстановлен. Порядок восстановления срока предусмотрен ст. 3895 УПК РФ. Значение поданных жалобы или представления заключается в том, что они приостанавливают приведение приговора или иного судебного решения в исполнение (ст. 3898 УПК), за исключением 1) оправдательного приговора, 2) обвинительного приговора, по которому наказание лицу не назначается, либо лицо освобождается от отбывания наказания в виде лишения свободы (см. ст. 311 УПК), 3) постановления о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.
Апелляционный пересмотр судебных решений. В качестве апелляционных инстанций выступают судебные инстанции, перечисленные в ст. 3893 УПК. В судебном заседании обязательно участие государственного обвинителя, частного обвинителя, если он подал жалобу, подсудимого или осужденного, который подал жалобу или в защиту интересов которого поданы жалоба или представление (ст. 38912 УПК). При этом закон допускает рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке в отсутствие осужденного, оправданного в том же случае, что и при проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого (см. ч. 4 ст. 247 УПК), а также защитника, в тех случаях, когда его участие признано обязательным ст. 51 УПК. Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции с учетом при этом тех особенностей (например, касающихся судебного следствия), которые установлены законом для суда апелляционной инстанции. О месте и времени судебного заседания должны быть извещены стороны, в том числе и те, которые приговор не обжаловали. Неявка лиц, не подавших жалоб на приговор суда первой инстанции, не препятствует рассмотрению дела и вынесению решения. Распорядок судебного заседания в апелляционном суде, меры, принимаемые к нарушителям порядка в судебном заседании – те же, что и при судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции (ст. 258 УПК). Дела рассматриваются в открытом судебном заседании, кроме случаев, указанных в ст. 241 УПК. Поскольку производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции - его структура соответствует судебному заседанию в суде первой инстанции. Судебное следствие в суде апелляционной инстанции имеет существенные отличия от порядка и содержания судебного следствия в суде первой инстанции (ст. 38913 УПК). Оно начинается с краткого изложения председательствующим: содержания приговора мирового судьи; существа апелляционной (апелляционных) жалобы (жалоб), представления и возражений на них. После этого заслушивается выступление стороны, подавшей жалобу или представление. Содержанием такого выступления является обоснование стороной доводов, приведенных в жалобе (представлении). После этого заслушиваются возражения на них другой стороны. Поскольку закон предоставляет право принести возражения на жалобу (представление) не только сторонам, которые обжаловали судебное решение, но и сторонам, которые его не обжаловали, - в судебном следствии должна предоставляться возможность изложить, обосновать возражения на жалобу (представление) любой стороне, если она такие возражения своевременно подала. После выполнения всех этих действий суд с учетом мнения сторон устанавливает порядок исследования доказательств в судебном следствии. В судебном следствии вновь допрашиваются не все свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, а лишь те из допрошенных в суде первой инстанции, вызов которых суд признал необходимым (ч. 5 ст. 38913 УПК). Стороны также вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, о производстве судебной экспертизы, об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции (ч. 6.1 ст. 38913 УПК). Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции. Таким образом, в суде апелляционной инстанции в судебном следствии могут быть исследованы новые доказательства, которые не были предметом исследования при рассмотрении дела у мирового судьи. Но суд апелляционной инстанции не обязан вновь исследовать все те доказательства, которые были рассмотрены в судебном следствии суда первой инстанции. Прения сторон проводятся в том же порядке, что и в суде первой инстанции, однако первым выступает лицо, подавшее жалобу или принесшее представление. В судебном заседании суда апелляционной инстанции секретарем судебного заседания ведется протокол, на который могут быть принесены замечания. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции принимает одно из решений, предусмотренных ст. 38920 УПК. При этом суд апелляционной инстанции вправе применить закон о более тяжком преступлении, отягчить меру наказания, назначенную осужденному. Такая возможность определяется тем, что суд апелляционной инстанции проводит судебное следствие. Однако такое ухудшение возможно только в том случае, если об этом имеется представление прокурора либо жалоба потерпевшего, частного обвинителя или их представителей (ст. 38924 УПК). При изменении приговора суда первой инстанции суд апелляционной инстанции постановляет новый приговор, в противном случае (без изменения) – постановление или определение. Однако в п. 8 ч. 1 ст. 38920 УПК предусмотрено также такое решение как прекращение уголовного дела (при отмене обвинительного приговора), и в этом случае оснований для постановления приговора нет. Приговор, постановленный судом апелляционной инстанции, заменяет приговор суда первой инстанции полностью или частично. Последнее возможно, например, если апелляционная инстанция ограничивается изменением квалификации действий осужденного или изменением назначенной ему меры наказания; изменяет приговор в отношении лишь одного из осужденных либо оправданных. Суд апелляционной инстанции постановляет приговор в соответствии с общими правилами, установленными в УПК для постановления приговора (см. гл. 39 УПК). Структура приговора суда апелляционной инстанции аналогична структуре приговора суда первой инстанции.
Основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке. Апелляционными основаниями отмены или изменения судебного решения являются нарушение норм материального или процессуального права, а также необоснованность и несправедливость судебного решения при рассмотрении и разрешении дела в суде первой или апелляционной инстанции. Перечень оснований отмены или изменения приговора или иного судебного решения дан в ст. 38915 УПК, а содержание каждого из них раскрыто в ст. 38916-38918 УПК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.011 с.) |