Тема 6. Затраты и качество продукции 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Затраты и качество продукции



 

4.1. Затраты, связанные с повышением качества продукции.

В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием качества и цены. Однако это сочетание носит противоречивый характер: высокое качество продукции наряду с повышением конкурентоспособности, ростом объема продаж и увеличением доли рынка предприятия ведет и к увеличению затрат, а следовательно, к повышению цены или снижению рентабельности продукции.

Затраты на качество связаны со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Совокупность видов деятельности применительно к качеству составляет систему качества предприятия. Затраты на качество включают затраты на оценку качества, на обеспечение качества, улучшение качества и управление качесвом. (ИСО 9000-01).

Затраты на оценку качества:

— выбор номенклатуры показателей качества;

— выбор базовых образцов и определение базовых показателей качества;

— выбор методов и определение значений показателей качества;

— выбор и обоснование метода оценки уровня качества;

— оценка уровня качества.

Затраты на обеспечение качества:

— правовое обеспечение в области качества (юридическая деятельность, сертификация, патентование, лицензирование);

— информационное обеспечение в области качества (разработка методов учета, организация сбора информации, ее обработка, хранение, анализ);

— обеспечение качества исходных материалов (выбор поставщиков, проверка по качеству (П-7), хранение);

— обеспечение качества при изготовлении (технология, метрология и т.п.);

— обеспечение качества упаковки, хранения и транспортировки;

— послепродажная деятельность (монтаж, сервис);

— обучение и подготовка кадров;

— поддержание связи с потребителями;

— учет, оценка и анализ затрат на обеспечение качества.

 

Затраты на улучшение качества:

— маркетинговая деятельность (требования потребителей, прогнозирование ассортимента);

— научно-исследовательские разработки;

— проектирование и технологическая подготовка производства продукции;

— оценка затрат на улучшение качества.

Затраты на управление качеством:

— затраты на содержание персонала, обеспечивающего функционирование системы качества на предприятии.

 

4.2. Функционально-стоимостной анализ и его роль в снижении затрат.

Функционально-стоимостной анализ является эффективным средством выявления излишних затрат на продукцию и привидения их к рациональному уровню при обеспечении определенных характеристик качества продукции. Основной эффект ФСА приносит на этапе исследования и проектирования, так как именно на этот этап приходится более 70% всех затрат на обеспечение качества изделий. Определенную отдачу ФСА приносит при изучении и совершенствовании системы организации и управления производством.

В отличие от других методов снижения затрат, ФСА строится на изучении функций объекта исследования. Решается вопрос, каким образом данная функция может исполняться с наименьшими затратами. Применительно к затратам на продукцию ФСА основывается на принципах системного и функционального подхода, соответствия значимости функций изделия и качества их исполнения затратам на их обеспечение.

Системный подход требует изучения механизма формирования затрат на продукцию как целостной системы. Система формирования затрат на продукцию включает подсистемы формирования затрат на стадиях НИОКР, производства, реализации, эксплуатации и утилизации. Совокупные затраты по всем стадиям жизненного цикла продукции влияют на суммарные затраты у потребителя, часть которых он компенсирует производителю через цену продажи продукции, а другую часть несет сам. В каждой подсистеме затраты разбиваются на элементы, дифференциация которых зависит от точности измерения затрат.

Функциональный подход позволяет представить общие затраты на изделие как комплекс затрат на обеспечение выполняемых функций. Исследованию подвергаются как функции, выполняемые изделием в целом, так и функции, выполняемые его отдельными узлами и деталями. При изучении функций специалисты анализируют только оптимальные способы их выполнения. Это дает свободу в рассмотрении вариантов решения изделия, узлов и деталей, помогает найти принципиально новые конструктивные решения, предельно упростить конструкцию изделия без сокращения количества выполняемых функций или снижения качества их выполнения.

В ходе ФСА технически сложного изделия специалисты часто приходят к разработке «функционально идеальной» модели изделия и выявлению «сверхэффекта» за счет устранения негативных элементов конструкции и недостатков технологии. Это дает возможность получить новые функциональные достоинства изделия, что приводит к повышению его качества. В результате ФСА создается новое изделие с высоким уровнем функциональных характеристик, не требующее значительных затрат.

Принцип соответствия значимости функций и качества затратам заключается в сопоставлении значимости функций с затратами на их реализацию с учетом качества выполнения функций изделия, отдельных узлов и деталей, которые определяют характеристику изделия. Предпочтение отдают наиболее экономичному способу выполнения функций, достигаемому за счет рационального выбора материалов, экономичной технологии изготовления, эффективной системы организации и управления производством. ФСА затрат на продукцию обеспечивает рациональное сочетание затрат и качества на основе объективных инженерно-экономических расчетов и решений. Например, ФСА позволяет так спроектировать и изготовить изделие, что все его узлы и детали износятся одновременно, по истечении нормативного срока службы изделия, после чего изделие рациональнее заменить новым, чем ремонтировать.

Метод ФСА находит применение, в частности, и при решении проблемы, производить или покупать отдельные комплектующие. При помощи ФСА проводят критическое сопоставление информации о покупных материалах, комплектующих, узлах, деталях и их производстве в целях определения эффекта на единицу затрат. При этом проясняются также следующие вопросы:

— соответствует ли стоимость изделия его потребительским свойствам;

— полностью ли используются все его свойства;

— имеются ли изделия с более высокими показателями;

— можно ли данное изделие изготовить с меньшими затратами;

— можно ли заменить его стандартным и более дешевым;

— можно ли покупное изделие изготовить на своем предприятии и с большим экономическим эффектом;

— есть ли другие поставщики, которые предлагают это изделие по более низкой цене при том же уровне качества.

В заключение следует отметить, что отечественный и мировой опыт использования ФСА весьма широк. Применение этого метода позволяет снизить затраты примерно на 10-20%. Конечно, ФСА призван не конкурировать с другими методами управления предприятие, а дополнять их.

 

4.3. Затраты на конкурентоспособность продукции.

Успех предприятия на товарном рынке, где предложение превышает спрос, зависит от конкурентоспособности его продукции. Уровень конкурентоспособности продукции в свою очередь определяется техническими, экономическими и нормативными параметрами:

— показатели назначения (производительность, мощность, грузоподъемность, скорость);

— технико-экономические показатели (удельный расход топлива, энергии, масла, хладогена);

— показатели потребительских свойств (диапазон режимов работы, точность, быстродействие, чистота обработки);

— удобство эксплуатации, дизайн, безопасность;

— надежность (наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы);

— долговечность;

— ремонтопригодность.

,

где k — интегральная конкурентоспособность;

kн и kт — показатели конкурентоспособности по

нормативным и техническим параметрам

продукции;

kцп и kцп(t) — показатели конкурентоспособности по

цене потребления без учета фактора

времени за весь срок службы и с

учетом фактора времени.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.009 с.)