Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Себестоимость продукции. Сущность, состав и структура.

Поиск

Себестоимость — все издержки (затраты) предприятия на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

 

Более полное определение себестоимости:

«Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»

 

В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:

· Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;

· Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;

 

Виды себестоимости:

· Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учета);

· Себестоимость по элементам затрат.

Структура себестоимости по статьям калькуляции:

1) материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)

2) Топливо, энергия идущая на производство

3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)

4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)

5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)

6) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)

Пункты 4, 5 и 6 образуют фонд оплаты труда (ФОТ).

7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, административные затраты, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)

8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья

9) Работы сторонних организаций (контрагентов)

10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления

Структура себестоимости по элементам затрат:

I Материальные затраты:

1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;

2) Топливо, энергия;

3) Общепроизводственные затраты.

 

II Оплата труда - заработная плата:

1) основного производственного персонала;

2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);

3) интеллектуального персонала;

4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);

5) младшего обслуживающего персонала.

 

III Отчисления на социальные мероприятия.

 

IV Амортизация основных средств.

 

V Прочее ( накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

Классификация затрат, входящих в себестоимость.

В себестоимость включают затраты, разнородные по содержанию, назначению и способу расчета, поэтому при планировании, учете и калькулировании себестоимости используется классификация затрат.

 

Классификация затрат – это их группировка по определенным признакам, которая обеспечивает точность и унификацию расчетов. Классификацию затрат проводят по следующим признакам: по принципу экономической однородности (экономическому содержанию); по целевому назначению; по методу включения в себестоимость конкретных товаров; по степени зависимости от объема производства; по месту возникновения; по видам продукции (работ, услуг).

 

1) По экономическому содержанию затраты на производство группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);

- утилизация отходов;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

 

В каждый экономический элемент включают однородные по своей экономической природе затраты на первичные ресурсы, независимо от направления использования. Перечень экономических элементов един для всех отраслей промышленности, что обеспечивает сопоставимость структуры расходов.

 

Под возвратными отходами производства понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.

 

В элемент «Прочие затраты» включают: налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; платежи по кредитам в пределах установленных ставок; оплата работ по сертификации продукции; затраты на командировки; плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров; затраты на гарантийный ремонт и обслуживание; оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов; взнос по нематериальным активам, а также другие затраты.

 

2) В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с процессом изготовления конкретного вида продукции. В них входят затраты на основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих и др. Косвенные включают затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: это общепроизводственные и коммерческие расходы.

 

3) По месту возникновения затраты подразделяют на основные и вспомогательные. Основу данной группировки затрат составляет деление цехов на основные и вспомогательные. По месту возникновения затраты группируются с целью правильного обеспечения базы для внутрихозяйственного расчета и правильного отражения затрат по счетам бухгалтерского учета.

 

4) По составу затраты можно подразделяют на простые и комплексные. Простые затраты, как и экономические элементы, объединяют экономически однородные расходы. Однако в отличие от экономических элементов в простые статьи может входить не вся сумма расходов данного вида. Комплексные статьи объединяют экономически разнородные расходы (например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

 

5) В зависимости от экономической роли затрат в процессе изготовления продукции различают основные и накладные расходы. К основным относят затраты, обусловленные первичными факторами производства (основная заработная плата производственных рабочих. Расходы на основные материалы). Накладные расходы обусловлены конкретными формами организации производства (общепроизводственные, общехозяйственные и др.).

 

6) Также различают переменные и условно-постоянные (зависит от изменение объёма выпуска продукции) затраты.

 

Планирование себестоимости продукции. Смета затрат. Калькулирование.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений.

 

Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

 

При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

 

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.

 

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

 

В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

 

План по себестоимости промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

 

Установление общих, единых для всех предприятий правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

 

Плановая себестоимость продукции определяется путем соответствующих расчетов технико-экономических факторов. Методическими указаниями по разработке 11-ого пятилетнего плана определен следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение организации производства и труда;

3) изменение объема, структуры и размещения производства;

4) улучшение использования природных ресурсов;

5) развитие производства.

 

В плане по себестоимости продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.

 

Определение плановой себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.

 

Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.

 

Вся товарная продукция при планировании и учете себестоимости на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

 

В плане предприятия определяется задание по снижению себестоимости сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости сравнимой продукции.

 

Для определения задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах.

Обобщение (кратко): Планирование себестоимости продукции на предприятии:

· Составляется смета затрат

· Рассчитывается себестоимость каждого вида изделия

· Рассчитываются затраты на рубль продукции

· Определяется снижение себестоимости продукции

 

 

17.Укрупнённые методы расчёта себестоимости:

Расчетно–аналитические методы:

Используются в многономенклатурных производствах. Расчетно–аналитические методы используются в определении себестоимости продукции по калькуляционным статьям.

В основе этих методов лежит определение прямых затрат на единицу продукции на основе норм, а косвенных - пропорционально принятому признаку.

б) Метод удельных затрат:

Удельные затраты представляют собой затраты, приходящиеся на единицу основного параметра изделия. В формализованном виде удельные затраты рассчитываются по следующей формуле:

, где Сбаз – стоимость выбранного базового изделия, Сн – стоимость нового изделия, Рбаз – количественное значение основного параметра базового изделия, Рн - количественное значение основного параметра нового изделия.

В качестве основного показателя изделия выступает может выступать цена или другие параметры, характеризующия потребительские свойства изделия. Иногда для определения удельных затрат используются данные по нескольким базовым товарам.

в) Бальный метод (не рекомендуется):

Сущность бального метода заключается в использовании экспертных оценок значимости технико-экономических и потребительских параметров изделий. Количественное измерение таких показателей происходит на основе их экспертной оценки в баллах.

Использование бального метода сопряжено с наличием:

· Определённой группы однородных изделий, предназначенных для удовлетворения одинаковой потребности, с определённым диапазоном разброса потребительских свойств;

· Группы специалистов-экспертов по данным изделиям для разработки единой системы в баллах потребительских свойств изделий

В формализованном виде расчёт себестоимости нового изделия выглядит следующим образом:

, где Сбаз – себестоимость базового изделия, Ббаз – общая сумма баллов по базовому изделию, с учётом коэффициента значимости параметров, Бн – общая сумма баллов по новому изделию с учётом коэффициента значимости параметров, Кт – коэффициент торможения.

Величина коэффициента торможения зависит от группы товаров и находится, как правило, в пределах от 0,9 до 0,97.

Балловый метод эффективен, если потребительские параметры товаров не поддаются количественному измерению: комфортность удобность использования, полезность, экологичность, цвет, эстетичность и др.

Основной недостаток больного метода связан с субъективизмом. Во-первых, субъективным является подбор экспертов. Во-вторых, эксперты субъективно выбирают базу сопоставления (набор параметров). В-третьих, субъективно оценивается значимость каждого конкретного параметра. Однако этот метод незаменим там, где отсутствует возможность для применения других методов.

г) Корреляционно-регрессивный метод:

Наиболее распространённым параметрическим методом расчёта себестоимости является корреляционный метод, предполагающий нахождение взаимосвязи себестоимости с величиной основных технико-экономических параметров изделия. Причём себестоимость изделия является функцией от параметров, т.е.:

Сн = b0+b1*P1+b2*P2+…, где P1, P2, …, Pn - набор технико-экономических и потребительских параметров изделия, b – затраты на единицу товара.

д) Агрегатный метод:

Применяется при определении себестоимости на сложные, многофункциональные изделия, которые представлены базовой моделью и определённым количеством отдельных блоков, узлов, конструктивных деталей и т.д. (например, оборудование). Формула расчёта следующая:

, где Сбаз – цена базовой комплектации, - сумма себестоимостей отдельных агрегатов, дополняющих базовую модель изделия.

В качестве себестоимостей отдельных агрегатов, дополняющих базовую модель изделия, могут приниматься действующие себестоимости на такие агрегаты. Возможно и самостоятельное определение себестоимостей на агрегаты с использованием различных методов. В настоящее время этот метод используется а авиастроении, автомобильной промышленности, других отраслях машиностроения и приборостроения, в строительстве и др. отраслях народного хозяйства.

 

Определение себестоимости товарной и реализованной продукции. Планирование сниженной себестоимости.

Зт(р) = , где Зт(р) – затраты на рубль товара (?), - себестоимость товарной (реализованной) продукции, =

- снижение себестоимости.

Основные пути снижения себестоимости:

· Экономия на материальных затратах

· Автоматизация труда

 

 

19.Виды цен:

а) По характеру обслуживаемого оборота:

· Оптовые (Цопт = С + П + НДС + Акцизы)

· Розничные (Црозн = Цопт + Нторг, где Нторг = Сторг + НДС + Пторг – торговая наценка)

б) По степени регулируемости:

· Фиксируемые (государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены)

· Регулируемые (формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства; государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения.)

· Свободные (складываются на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния)

20.Сущность и функции цены:

Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:

Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.

Рыночная цена формируется внутри отраслевой конкуренции.

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям.

Функции цены:

Функции цены – наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена». Они характерны для любого вида цен.

Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:

· учетная

· перераспределительная

· стимулирующая

· функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.01 с.)