Попередельный (попроцессный) способ калькулирования себестоимости продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попередельный (попроцессный) способ калькулирования себестоимости продукции



Способ получил название попередельного (попроцессного), потому что объектом калькулирования выступает передел или некоторый процесс, т.е законченная часть технологического процесса, которая завершается выпуском промежуточного или окончательного продукта (полуфабриката или готового изделия).

Попередельный метод характерен для массовых производств, в которых готовая продукция производится путем обработки исходного сырья на нескольких этапах (переделах, процессах), следующих последовательно друг за другом. Продукции проходит все предусмотренные переделы и реализуется в качестве конечного продукта переработки, Некоторые части продукции могут пройти только то или иное количество начальных переделов и быть реализованы в качестве промежуточных продуктов. Необходимым условием является то, что процесс производства может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции.

Особенностью попередельного метода является формирование затрат по каждому завершенному процессу (переделу) или за промежуток времени. Себестоимость единицы продукции передела рассчитывается как результат деления накопленной за период времени или за время выполнения процесса (передела) суммы затрат на количество единиц продукции, изготовленной за рассматриваемый период времени или на рассматриваемом процессе (переделе). Себестоимость единицы готовой продукции — это сумма себестоимости единиц продукции всех тех переделов, на которых обрабатывалось данное готовое изделие.

 

20 Формирование затрат по сегментам предприятия, по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности

Объекты формирования затрат. С производственным уровнем системы управления затратами связано главным образом соблюдение запланированных затрат и поиски резервов снижения затрат в результате совершенствования продукции, технологического процесса ее изготовления и организации производства.
Затраты на производство лучше всего контролировать при производственном потреблении ресурсов, т. е. там, где происходит производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим появились такие объекты формирования и учета затрат, как места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности.
К управлению затратами в процессе производства относится и подготовка информации по сегментам предприятия. Сегмент – это часть деятельности предприятия в определенном разрезе. Они подразделяются на два вида: операционные и географические сегменты.
При выявлении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу, если имеется сходство по всем или большинству из следующих факторов:
• назначение товаров, работ, услуг;
• процесс производства товаров, выполнение работ, оказание услуг;
• методы продажи товаров и распространения работ и услуг;
• системы управления деятельности предприятия.
Информация по операционному сегменту раскрывает часть деятельности предприятия по производству определенного товара (или группы однородных товаров), выполнению определенной работы (или группы однородных работ), оказанию определенной услуги (или группы однородных услуг).
Информация по географическому сегменту включает информацию о выручке от продажи и затратах на производство определенных товаров, выполнение определенных работ и оказание определенных услуг в различных географических регионах деятельности предприятия. Такая информация, в том числе о затратах, позволяет выделить одни товары, работы и услуги среди других товаров, работ и услуг предприятия по степени подверженности рискам и получения прибыли.
Информация о затратах по операционным и географическим сегментам детализируется данными в затратах на производство отваров (продукции), выполнению работ и оказанию услуг по местам возникновения затрат, центрам затрат и центрам ответственности.

Центры затрат – это первичные производственные и обслуживающие единицы, характеризующиеся единообразием функций и производственных операций, сопоставимым уровнем технической оснащенности и организации труда, направленностью затрат. Их выделяют в качестве объекта планирования и учета затрат в целях детализации затрат, усиления контроля и повышения точности калькулирования.
Другими словами, центром затрат является то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет затрат, а также оценки эффективности использования производственных ресурсов, составляющих величину затрат.
Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом, отделением, участком) или быть подразделением, входящими в состав этой единицы. Основой выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполняемых операций или функций. Руководитель центра затрат отвечает за величину и эффективность затрат в своем производственном подразделении.
Группирование затрат по центрам сопряжено с дополнительными учетно-вычислительными работами. Поэтому целесообразность их введения необходимо оценить с точки зрения полезности дополнительной информации о затратах производства.
Центры затрат, как и места возникновения затрат, классифицируют по отношению к процессу производства на производственные, обслуживающие и условные (рис. 8.1).
Степень детализации центров затрат зависит от трудоемкости учета и возможной эффективности использования получаемой информации. Номенклатура центров затрат должна предусматривать единую систему их кодирования, дающую возможность сортировки и группирования данных о затратах по любым закодированным признакам в разных комбинациях.
Группирование затрат по центрам, по сути, представляет составную часть системы калькулирования, и его лучше вести в единстве с калькуляционным учетом.

Виды центров затрат Состав центров затрат
Производственные Производство (производственный комплекс) Цех Участок Бригада
Обслуживающие Отделы (службы) управления и обслуживания производства
Условные Статья себестоимости Субстатья по комплексным расходам Экономический элемент

Центры затрат отличаются от мест возникновения затрат тем, что представляют собой группировки затрат в аналитическом учете по отдельным изделиям, работам, операциям, функциям внутри производственных подразделений. Это выделение определяется желанием иметь дополнительные точки контроля затрат в подразделении, а главное – обеспечить более точно распределение косвенных затрат по объектам калькулирования. Особенно усиливается необходимость выделения центров затрат в условиях роста автоматизации производства, когда при калькулировании возникает задача повышения точности отнесения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховых расходов на калькуляционные объекты. Растет потребность в группировании их по группам оборудования, участкам, отдельным комплексам, т.е. по центрам затрат.
С развитием производственных отношений, теории управления производством и управления затратами, в частности, появилось понятие «центр ответственности».
В современной трактовке центр ответственности – это подразделение предприятия, возглавляемое управляющим (менеджером), который обладает делегированными полномочиями и отвечает за финансово-хозяйственные результаты деятельности своего подразделения. Существуют четыре типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций. В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, который определяется широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности.

Центр ответственности за затраты является важным, но менее значимым в. сравнении с другими видами центров ответственности, так как его руководитель обладает меньшими управленческими полномочиями и несет меньшую ответственность за конечные результаты деятельности предприятия (и своего подразделения).
Следует иметь в виду, что центры ответственности и центры затрат могут полностью совпадать (цех, участок), но в то же время цех, Состоящий из нескольких участков, являясь центром ответственности за затратами, охватывает несколько центров затрат (участков).
Функциональные отделы и службы управления отвечают за уровень затрат, возникающих не только в этих подразделениях. Их ответственность распространяется на многие звенья производства.
Объем потребления производственных ресурсов в центрах затрат зависит не только от усилий производственных коллективов – куда больше он обусловлен работой технических и снабженческих служб предприятия. Поэтому зона ответственности этих служб за уровень затрат распространяется на все центры затрат предприятия, функционально связанные с этими службами. Она значительно шире центра затрат – соответствующего функционального отдела предприятия. Такой центр ответственности отвечает за соответствующие затраты в нескольких производственных центрах затрат.
Центры ответственности по отношению к процессу производства классифицируются на основные и функциональные. Основные центры ответственности обеспечивают контроль затрат в местах их возникновения: производственный комплекс отвечает за затраты цехов, входящих в него, цех – за затраты входящих в него участков, участок – за затраты бригад. Функциональные центры распространяют контроль затрат на многие места их возникновения, если затраты в них формируются под влиянием данного центра. К таким центрам ответственности можно отнести: отдел главного механика, отвечающий за затраты на капитальный ремонт и модернизацию оборудования во всех производственных подразделениях, отдел главного энергетика, отвечающий за затраты на тепло и электроэнергию, воду и сжатый воздух по предприятию в целом, и другие функциональные отделы, связанные с расходованием производственных ресурсов.
В отечественной экономике российские предприятия организуют, в основном, центры затрат или центры доходов. В лучшем случае – центры прибыли. Центры инвестиций встречаются крайне редко.
Смысл создания центров ответственности – более четкая организация контроля и регулирования затрат как функции управления, обеспечение четкой персонифицированной ответственности за уровень отдельных расходов и затрат на предприятии. Суть этого процесса состоит в сопоставлении достигнутых результатов с запланированными (или с нормами), анализе причин отклонения, установлении ответственных за эти отклонения и принятии необходимых корректирующих мер.
Очень важно в целях обеспечения регулируемости уровня затрат планировать и учитывать по центру только те затраты, на которые может оказывать значительное влияние руководитель этого центра ответственности. Часто ответственность за определенную статью расходов может быть разделена. Например, стоимость материалов способна изменяться не только в зависимости от количества используемых материалов (ответственность несет начальник производственного цеха), но и за счет варьирования цены (ответственность работника отдела снабжения). Поэтому при выявлении отклонений фактических затрат от запланированных следует персонифицировать ответственность за эти отклонения, так как лицо, не обладающее полномочиями контроля затрат, не может нести ответственность за их уровень.

21. Значение, задачи, виды бюджетирования затрат. Бюджетирование затрат структурных подразделений в процессе производства

Бюджетирование затрат. В условиях рыночной системы хозяйствования управление затратами на предприятии тесно связано с финансовым управлением. Это достигается бюджетированием затрат, т. е. построением на предприятии системы бюджетного планирования, контроля и анализа затрат и финансовых ресурсов. Внедрение бюджетирования ресурсов обеспечивает целый ряд преимуществ:
• планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат;
• утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов предоставляет структурным подразделениям большую самостоятельность в расходовании фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
• упрощение системы контроля бюджетных средств позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени экономических служб предприятия;
• вводится более строгий режим экономии затрат и финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из экономического кризиса.
Система бюджетирования охватывает на предприятии как производственные подразделения, так и функциональные службы (отделы) и подразделения непромышленной группы.
Бюджетирование затрат структурных подразделений целесообразно в известных границах.
Для производственных подразделений основного производства, деятельность которых зависит от объема производства и реализации продукции (работ, услуг) предприятия, есть смысл устанавливать бюджеты затрат на выполнение отдельных договоров (проектов). Утверждение общего бюджета затрат таким подразделениям оправдывает себя при стабильных условиях производства и реализации, каковые на практике наблюдаются достаточно редко. В условиях нестабильности объемов производства и реализации продукции производственным подразделениям основного производства лучше всего устанавливать расчетный норматив затрат на единицу объема производства продукции (работ, услуг). Можно нормировать как общий объем затрат на единицу продукции, так и затраты на использование отдельных видов ресурсов (на заработную плату, материальные затраты, на энергоресурсы и другие).

22 Факторы, определяющие величину затрат, и стимулирование снижения затрат на производство

 

23. Сравнительная характеристика бухгалтерского (финансового) и управленческого (производственного) учета

Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий диктуетсянеобходимостью публиковать бухгалтерскую отчетность, с одной стороны, исохранять коммерческую тайну, с другой стороны.Финансовый учет имеет своей целью составление финансовых документов(отчетов) и ориентирован в первую очередь на внешних пользователей. Когдафинансовые отчеты составлены, цель считается достигнутой. Финансовый учетосуществляется в соответствии с законодательством, положениями побухгалтерскому учету и нормативными документами. Финансовый учет охватываетучетную информацию, которую помимо использования ее внутри предприятияруководством сообщается тем, кто находится вне организации.Управленческий учет ориентирован на внутренних пользователей, онпредоставляет детализированную информацию, необходимо для оперативногоуправления организацией, планирования и контроля. Правила и способы веденияуправленческого учета не регламентируются жестко и определяютсяадминистрацией, поэтому не существует единой унифицированной системы,управленческого учета. Управленческий учет охватывает все виды учетнойинформации, которая измеряется, обрабатывается и передается руководству длявнутреннего использования.Сферой управленческого учета являются учет производственных затрат,исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовыхрезультатов по различным центрам ответственности организации, получениеоценочных данных по моделям хозяйствования для будущих отчетных периодов.Данные управленческого учета о величине и составе затрат на производствопродукции (работ, услуг), о себестоимости продукции используются в финансовомучете.Управленческий учет представляет сбой важную область знаний дляпредпринимателей. Язык управленческого учета и анализа затрат представляютсобой основную систему коммуникаций внутри предприятия. Планирование(составление смет) и контроль (измерение результатов деятельности) жизненнонеобходимы как для предпринимательских, так и для бюджетных организаций. Вкаждом виде бизнеса нужно управлять финансовыми и людскими ресурсами, ауправленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм.Управленческий учет расширяет финансовый учет и применяется, прежде всего,при внутренних операциях фирмы. Его цель – обеспечить информацией менеджеров,ответственных за достижение конкретных производственных целей. Кбухгалтерской информации, созданной и подготовленной для использованияруководством, применяются другие правила, нежели к информации,предназначенной для внешних пользователей, не работающих непосредственно вфирме.Различия между управленческим и финансовым учетом заключаются в потребителяхинформации, видах систем учета, свободе выбора (ограничениях), измерителях,объектах анализа, периодичности составления отчетности, степени надежностиполученной информации. Результат сравнения приведены в Приложении 1.Самой главной их отличительной чертой является то, что на выходе получаетсяразличная отчетность. Это связано с тем, что финансовый учет и его основнойпродукт – отчетность – имеют чрезвычайно важное значение, причем не только спозиции контроля, но и с позиции грамотного управления финансами напредприятии.В связи с тем, что сущность управленческого учета представлена какинтегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования,контроля и анализа на предприятии.Основные потребители финансовых отчетов находятся вне фирмы, подготавливающейотчет, руководство которой отвечает за ее составление. Внутренниеаналитические отчеты, подготавливаемые бухгалтером предприятия, используютсяруководителями самой фирмы. Содержание этих отчетов меняется в зависимости отих целевого назначения и должности руководителя, для которого онипредназначены. Примерами таких отчетов могут служить: анализ себестоимостиизделия – с целью определения себестоимости продукции, сметы – дляпланирования будущих хозяйственных операций, текущие оперативные отчетыцентров ответственности (рабочих участков) – для оценки результатов ихработы, отчеты о понесенных затратах – для принятия краткосрочных решений,анализ сметы капиталовложений – для целей долгосрочного планирования.Финансовые отчеты, подготавливаемые для внешнего источника, составляются встоимостной оценке и отражают сальдо всех счетов, включенных в Главную книгуфирмы. Прежде чем вносит данные в Главную книгу, их нужно закодировать,преобразуя в форму, необходимую для системы двойной записи. Записьбухгалтерской информации внутри фирмы не обязательно должна опираться насистему двойной записи. Информация собирается по секциям или подразделениямфирмы и может быть отражена в различных единицах измерения, а не только встоимостной оценке. Она не должна накапливаться на счетах Главной книги. Онаготовится для определенных нужд администраторов и на этом прекращается ееиспользование. При таком положении дел система хранения информации и системапоиска должны иметь большие мощности, чем это требуется для финансовогоучета.Финансовый учет основан на общепринятых стандартах и принципах учета, которыерегулируют запись, оценку и передачу финансовой информации. Общепринятыепринципы бухгалтерского учета, необходимые, прежде всего, для защитыинтересов кредиторов и обеспечения доверия к полученной информации,ограничивают выбор бухгалтера конечным числом учетных примеров и методов.Управленческий учет имеет ограничения лишь в применяемых примерах и методах,которые должны дать полезную информацию. Бухгалтер в каждом отдельном случаедолжен решить, какая информация будет полезна получателю, и затем выбиратьнужные примеры и методы. Например, руководство фирмы решает, купить или нетили иную машину. В этом случае бухгалтер должен выбрать метод исчисленияприбыли на инвестированный капитал, которую принесут различные машины.Подходов к решению этой проблемы существует множество, и необходимо выбратьметод, который должен быть самым точным при сложившихся обстоятельствах.Поскольку информация предназначена только для внутреннего пользования, тобухгалтеру нет надобности придерживаться каких-то определенных норм призаписи факторов хозяйственной деятельности.Финансовый учет выполняет свои функции тем, что предоставляет информацию опроисшедших хозяйственных процессах. Информация измеряется в стоимостномизмерении, в которых были проведены хозяйственные операции.Бухгалтер по управленческому учету использует при анализе такие показатели,как человеко-час, машино-час и натуральные единицы измерения продукции. Общемерой лежащей в основе всей деятельности при выборе видов измерителей,составлении отчетов и анализе в управленческом учете, является полезностьизмерителя для данной ситуации.Объектом анализа финансового учета является деятельностью всей фирмы.Управленческий учет обычно включает в себя анализ деятельности различныхподразделений (центров затрат, структурных подразделений, результатыдеятельности которых измеряются полученной прибылью, отделений,функциональных отделов фирмы) или каких-либо сторон его деятельности. Отчетымогут охватывать как анализ доходов и расходов всего подразделения, так иучет средств, используемых определенным отделом.Финансовые отчеты, составляемые для вешнего пользователя, представляютсярегулярно: ежемесячно, ежеквартально или/и ежегодно. Периодическаяотчетность, составляемая через равные промежутки времени, - основной принципфинансового учета. В управленческом учете отчеты также могут составлятьсяежемесячно, ежеквартально и/или ежегодно на регулярной основе или дажеежедневно, но это не обязательно, ибо главным является то, чтобы каждый отчетбыл бы полезен его получателю и представлялся ему в нужное время.Финансовая информация, включаемая в финансовые отчеты, охватывает фактическиеданные, подытоженные для потребителя. Эта информация отражает операции,которые уже завершены, и по этой причине она носит необъективный характер иподдается проверке. Управленческий учет главным образом занимаетсяпланированием и контролем за внутренними операциями. Планирование и принятиеуправленческих решений – это деятельность, которая в большей степени имеетнаправленность в будущее. Операции за прошлый период, хотя и полезны дляопределения тенденций, обычно не существенны при планировании и их следуетзаменять субъективными оценками будущих ожидаемых событий.Все сравниваемые области должны перейти от финансового учета куправленческому. Во многих случаях его данные имеют отношение крентабельности фирмы и предназначены только для дирекции. Утечка подобнойинформации может придать конкурентной борьбе на рынке нечестный характер.Таким образом, если финансовый учет основной упор делает на полное и точноеобъяснение и раскрытие результатов операций фирмы, то управленческий учетстремится помочь руководству достичь своих целей. Финансовый учет носитоткрытый характер, а управленческий – закрытый.Данные управленческого учета предназначены для внутренних пользователей:руководителей организации, бухгалтерии, а также плановых, производственных ипрочих служб организации. Управленческий учет и финансовый учет взаимнодополняют друг друга: данные управленческого учета о производственныхзатратах и себестоимости продукции используются в финансовом учете приоценке незавершенного производства, готовой продукции и себестоимостиреализации. Порядок учета производственных затрат и калькуляции себестоимостирегламентируются инструкциями, но в целом ведение управленческого учетазависит от внутренних решений руководства. Основой для принятия решенийявляется сравнение стоимости полученной информации о фактических затратахматериальных, трудовых и финансовых ресурсов с ценностью данной информациидля управления.

 

24 Системы производственного учета по оперативности и полноте учета затрат

Производственные мощности предприятий и фактические объемы производства определяют применение различных систем/моделей управленческого учета.

^ Система управленческого учета (базовые модели) характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием.

Признаки классификации систем управленческого учета (рис.2.2):

 

1.
Широта охвата информацией: систематический учет; проблемный учет.

2.
Степень взаимосвязи финансового и управленческого учета: монистическая (интегрированная); автономная.

3.
Оперативность: фактических (прошлых исторических) затрат; стандартных (нормированных) затрат.

4.
Полнота включения в себестоимость: полных затрат; частичных затрат.

По оперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых, «исторических») затрат и систему учета стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат – один из критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.

По полноте включения затрат в себестоимость существуют две системы, отвечающие в управленческом учете различным целям – система учета полных затрат и система учета частичных затрат.

^ Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости.

Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе) затраты.

 

25 Учет затрат по местам возникновения в системе «директ-костинг»

Неотъемлемым компонентом системы управления затратами выступает учет по местам возникновения затрат и центрам ответственности. Для его организации предприятие подразделяют на производственные структурные элементы различной степени детализации, в которых осуществляется планирование, учет и контроль косвенных расходов. Затраты, планируемые и учитываемые в структурном подразделении предприятия, являются для него прямыми. Учет по местам возникновения затрат дает представление о горизонтальной структуре затрат предприятия, позволяя: • контролировать формирование затрат; • установить ответственность за соблюдение затрат установленной величине; • обоснованно распределять косвенные расходы по их носителям; • обеспечить простоту и точность учета затрат. Для контроля формирования затрат места их возникновения должны совпадать с центрами ответственности за затраты. Степень детализации мест возникновения затрат определяется предприятием самостоятельно исходя из экономической целесообразности и потребностей управления. Обоснованное распределение косвенных расходов требует разделения затрат на постоянные и переменные. Это возможно только на уровне мест возникновения затрат, поскольку лишь там можно определить, как ведут себя различные виды затрат данного структурного подразделения при изменении объема производства. При организации учета в разрезе мест возникновения затрат по системе «директ-костинг» исчезает само понятие накладных расходов, так как косвенные затраты мест возникновения затрат становятся прямыми по отношению к данному месту возникновения затрат. Таким образом, при использовании системы «директ-костинг» затраты в местах их возникновения подразделяются на постоянные и переменные. Система учета затрат в результате дает информацию для калькулирования себестоимости следующего элемента системы производственного учета только по переменным затратам.

26 Содержание анализа затрат на предприятии.

Анализ затрат, являясь важным элементом функции контроля, подготавливает информацию для обоснованного их планирования. В системе управления затратами анализ заканчивает функциональный цикл и одновременно является его началом. Затраты подвергаются анализу как в целом по предприятию, так и по производственным подразделениям, экономическим элементам затрат и калькуляционным статьям, видам деятельности, единицам продукции (работ, услуг), стадиям производственного процесса и другим объектам учета.
На предприятиях, где производственным, обслуживающим и функционально-управленческим подразделениям рассчитываются и устанавливаются бюджеты затрат, проводится анализ их исполнения – по всему бюджету подразделения вообще и по отдельным элементам в частности.
Содержание анализа затрат на предприятии раскрывает рисунок
Анализ затрат по основному виду деятельности предприятия включает выполнение основных работ:
• анализ общей суммы затрат на производство и сбыт продукции по экономическим элементам;
• анализ себестоимости готовой продукции (работ, услуг) по калькуляционным статьям;
• анализ себестоимости отдельных видов (и единиц) продукции (работ, услуг);
• анализ затрат на обслуживание производства и управление;
• анализ затрат на один рубль продукции;
• анализ затрат на производство и сбыт реализованной продукции.
При проведении анализа необходимо фактический уровень затрат отчетного периода сравнить с достигнутым за предыдущий период или установленным планом, выявить объем и причины изменения затрат по составу и структуре, установить факторы, обусловившие рост или сокращение затрат, вскрыть резервы возможного их снижения.

27 Связь затрат с объемом производства. График критического объема производства

Выработка и применение на практике различных систем управления затратами всегда являлись ответом на те или иные проблемы, возникающие в процессе управления деятельностью предприятия.

Информация о затратах на предприятии может использоваться по трем направлениям:

· для оценки уровня затрат в тот или иной период и определения прибыли;

· для принятия решений (в области политики цен, роста или снижения объемов производства, обновления продукции и т.п.);

· для контроля и регулирования.

В основе любой системы управления затратами лежит их классификация по различным признакам (о чем уже говорилось выше), которая необходима для оценки степени возможного воздействия на те или иные затраты либо степени влияния тех или иных затрат на конечные результаты деятельности предприятия.

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной - затраты на производство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).

Точка пересечения линий выручки и валовых затрат представляет собой точку безубыточности (К). Эта точка интересна тем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж (Вкр) у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.

Точка безубыточности может быть определена и аналитическим методом.

Выручку от реализации продукции определяют по выражению

где ПОИ – постоянные издержки; ПИ – переменные издержки; П – прибыль.

Если учесть, что в точке безубыточности прибыль равна нулю, то точку критического объема производства можно найти по формуле

Выручка от реализации представляет собой произведение объема продаж и цены продукции. Общая сумма переменных издержек может быть рассчитана как произведение переменных издержек на единицу продукции и объема производства, соответствующего объему продаж. Поскольку в точке безубыточности объем производства (продаж) равен критическому, предыдущая формула принимает следующий вид:

где Ц – цена единицы продукции; СПИ – переменные расходы на единицу продукции; Вкр – критический выпуск.

Теперь можно рассчитать критический выпуск:

При помощи анализа безубыточности можно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, при котором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д.

Преимущества разделения затрат на постоянную и переменную части используются многими современными предприятиями. Наряду с этим широко применяется учет затрат по полной себестоимости и соответствующая их группировка.

 

28 Содержание системы «стандарт-костс»,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.342 с.)