1. Затраты на предупредительные мероприятия – затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов (т.е. направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов и потерь);
2. Затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
3. Внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) – затраты, понесенные внутри организации (до продажи потребителю), когда запланированный уровень качества достигнут;
4. Внешние потери (затраты на внешние дефекты) – затраты, понесенные вне организации (после продажи потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.
1. Затраты на соответствие – затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать качественно с первого раза;
2. Затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за низкого качества или из-за того, что не все делается с первого раза.
Наибольшее распространение получил смешанный подход, построенный на основании предложенных двух классификаций (Рис.1.6.1.).
Таблица 1.6.1. Примерный перечень затрат на качество
Затраты на предупредительные мероприятия
|
1. Управление качеством
| 1.1.Затраты на планирование системы качества;
1.2.Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, изделия, продукции, процесса, услуги
|
2. Управление процессом
| 2.1.Затраты на установление средств управления процессом;
2.2.Затраты на изучение возможностей процесса;
2.3.Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
|
3. Планирование качества другими подразделениями
| 3.1. Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству / Уполномоченному высшего руководства по качеству;
|
4. Контрольное и измерительное оборудование
| 4.1.Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);
4.2.Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);
4.3.Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
|
5. Обеспечение качества поставок.
| 5.1.Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;
5.2.Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;
5.3. Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества.
|
6. Аудит системы качества
| 6.1.Затраты на внутренний аудит системы качества;
6.2.Затраты на аудит системы качества потребителем;
6.3.Затраты на аудит системы качества третьей стороной (сертификация).
|
7. Программа улучшения качества
| 7.1.Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
|
8. Обучение вопросам качества.
| 8.1.Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
|
9. Затраты, не учтенные где-либо еще.
| 9.1.Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
|
Затраты на контроль
|
1. Проверки и испытания
| 1.1.Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций.
|
2. Проверки и испытания поставляемых материалов
| 2.1.Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня;
2.2.Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;
2.3. Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
|
3. Материалы для тестирования и проверок
| 3.1.Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;
3.2.Стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю.
|
4. Контроль процесса
| 4.1.Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
|
5. Прием продукции заказчика
| 5.1.Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;
5.2.Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.
|
6. Проверка сырья и запасных частей.
| 6.1.Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.
|
7. Аудит продукта
| 7.1.Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;
7.2.Затраты на все испытания на надежность, проводимые на произведенных изделиях;
7.3.Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, государственные организации и т.д.
|
Внутренние потери
|
1. Отходы
| 1.1.Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз.
|
2. Переделки и ремонт
| 2.1.Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо тем и другим;
2.2.Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.
|
3. Анализ потерь
| 3.1.Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.
|
4. Взаимные уступки
| 4.1.Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.
|
5. Снижение сорта
| 5.1.Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.
|
6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков
| 6.1.Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными.
|
Внешние потери
|
1. Продукция, не принятая потребителем
| 1.1.Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию;
1.2.Затраты на переделки, ремонт или замену непринятой продукции.
|
2. Гарантийные обязательства
| 2.1.Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода;
2.2.Затраты на ремонт неудовлетворительной продукции, на восстановление требуемого качества, на компенсации.
|
3. Отзыв и модернизация продукции
| 3.1.Отзыв на проверку, модификацию или замену уже поставленной продукции потребителю, когда есть подозрение или уверенность в существовании ошибки при проектировании или изготовлении.
|
4. Жалобы
| 4.1.Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;
4.2.Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя;
4.3.Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.
|