Правовые основы управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы управления качеством



В декабре 2002 года принят Федеральный Закон «Об основах технического регулировании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 июля 2003 года и на основании которого утратили силу Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Закон РФ от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»» и Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации».

Закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы в области принятия, применения и исполнения обязательных и добровольных правил, общих принципов, характеристик продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг; оценки продукции; ответственности участников. Техническое регулирование представляет собой деятельность по установлению обязательных требований, добровольных правил, общих принципов, характеристик в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг, оценки соответствия, а также контролю за соблюдением обязательных требований. В первом разделе «Общие положения» даны основные понятия и выделены принципы технического регулирования в РФ:

· Единство правил установления требований к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, работам и услугам;

· Соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню технического развития;

· Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) от изготовителей, продавцов, исполнителей и покупателей;

· Единой системы и единства правил аккредитации;

· Недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;

· Недопустимости совмещения в одной организации функций органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

· Недопустимости совмещения одним органом функций по аккредитации и сертификации;

· Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора).

Второй раздел «Технические регламенты» содержит цели принятия технических регламентов, их виды, содержание и применение, порядок разработки, принятия, изменения и отмены. Технический регламент является федеральным законом, постановлением Правительства РФ, указом Президента РФ, устанавливающим обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, процессам и методам производства, эксплуатации и утилизации), а также устанавливающий в случае необходимости процедуры оценки соответствия обязательным требованиям. Они принимаются только в целях обеспечения защиты жизни, здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды. Всего выделены два вида технических регламентов – общий технический и специальный технический. Общий технический регламент содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации и принимается по вопросам: безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий и сооружений; гидрометеорологической безопасности; пожарной безопасности; санитарно-эпидемиологической безопасности; электрической безопасности; экологической безопасности; промышленной безопасности. Специальный технический регламент содержит требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов деятельности или продукции.

В остальных разделах Федерального Закона освещены вопросы стандартизации, подтверждения соответствия, сертификации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, государственного контроля требований технический регламентов и ответственности и процедур, применяемых в случае несоответствия требования технических регламентов, информации о технических регламентах и документах по стандартизации, а также финансировании в области технического регулирования.

Федеральный Закон «О техническом регулировании» выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ВТО, а также Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО. Госстандартом России на заседании коллегии 15 января 2003 года принят План мероприятий по реализации Федерального Закона «О техническом регулировании». Для практической реализации закона Госстандарту России совместно с федеральными органами исполнительной власти Правительством РФ поручена подготовка нормативных правовых актов, которые позволят применять положения закона в полном объеме. В Правительство РФ представлена программа разработки технических регламентов на 2004-2010 годы за счет федерального бюджета и за счет средств разработчика. Разработаны проекты некоторых технических регламентов, методические рекомендации по разработке технических регламентов Р 50.1.044-2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов». В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона «О техническо регулировании» Правительства РФ на сайте Госстандарта России осуществляется размещение материалов о ходе процесса разработки проектов технических регламентов.

Госстандарт России совместно с Минэкономразвития России и Минпромнауки России во исполнение поручения Президента Российской Федерации и по поручению Правительства Российской Федерации в 2002 г. разработали проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг представляет собой систему официальных взглядов на:

– роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;

– цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;

– основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

В преамбуле даны понятия качества продукции и услуг (при этом под качеством понимается совокупность характеристик продукции, обуславливающая ее способность удовлетворять установленные или ожидаемые потребности), качества и спроса, качества и конкурентоспособности, качества и безопасности. Цели Концепции:

· в экономической сфере – подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику;

· в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан России;

· в военной сфере – обеспечение обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, создания условий для мирного демократического развития общества;

· в международной сфере – закрепление лидирующего положения России в развитии научно-технического потенциала стран СНГ, восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран, ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ; расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на этих рынках; расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка;

· в информационной сфере – обеспечение решения задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации;

· в экологической сфере – охрана природы, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологической безопасности страны и планеты в целом.

Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей. Поэтому основными направлениями реализации национальной политики в области качества должны стать пропаганда идей и стимулирование качества продукции и услуг, широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества, политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему и повышению безопасности качества продукции и услуг и политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики.

Обеспечение качества и безопасности товара, правовые отношения в области защиты прав и интересов потребителей регулируются в основном Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей» и постановлениями Правительства РФ, которыми утверждены «Правила оказания услуг общественного питания» от 15 августа 1997 года № 1036, «Правила бытового обслуживания населения в РФ» от 15 августа 1997 года № 1025, «Правила продажи видов продовольственных и непродовольственных товаров» от 19 января 1998 года № 55, а также иными актами, касающимися отдельных сфер удовлетворения потребностей или отдельных сторон взаимодействия
Потребитель имеет право
Продавец обязан
Провести обязательную сертификацию продукции в соответствии с требованиями стандартов по безопасности
Приостановить реализацию продукции, несоответствующую установленным требованиям
Продавать продукцию, имеющую знак соответствия требованиям стандарта
Довести до сведения потребителя рекомендации и специальные требования по безопасности продукции
Предоставить необходимую и достоверную информацию о производителе, продукции и режиме работы
На безопасность продукции
На качество продукции
На информацию о продукции
Рис. 1.5.1. Взаимоотношения потребителя и продавца продукции в соответствии с законодательством РФ

предпринимателей и потребителей. В указанных выше документах защищаются права граждан потребителей, определена ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевшего недоброкачественной продукцией, в том числе учтены случаи предоставления потерпевшему недостоверной или неполной информации о продукции. Область применения Положений о защите прав потребителей расширилась за счет того, что теперь в роли потерпевших могут выступать не только граждане-потребители, но и юридические лица (ГК РФ, ч.2, глава 59, §3). Наряду с правилами, содержащимися в ГК РФ, права потребителей регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» (новая редакция от 9 января 1996 г.). Схема этих взаимоотношений представлена на рис. 1.5.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.005 с.)