Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема10: Бюджетирование затратСодержание книги
Поиск на нашем сайте
10.1. Понятие бюджета. Цели и задачи бюджетов Бюджет — план деятельности предприятия или подразделения в количественном выражении. В экономически развитых странах бюджеты предприятий отчасти соответствуют отечественным «промтехфинплану», «смете затрат». Они охватывают все сферы деятельности предприятия. Составление бюджетов преследует следующие цели: — разработка концепции ведения бизнеса: — планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период; — оптимизация затрат и прибыли предприятия; — согласование деятельности различных подразделений предприятия; — доведение планов до сведения руководителей разных уровней; — мотивация руководителей на местах на достижение целей организации; — контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом; — выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков. Обычно бюджеты составляют на год, на квартал, на месяц. На многих предприятиях составляют так называемые «скользящие» бюджеты: бюджет, составленный на достаточно длительный период времени (на год), корректируется в процессе выполнения (например, ежемесячно). Это позволяет более точно учитывать изменение условий, в которых предприятие работает. Этапы разработки бюджетов: — сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов (помимо отдела контроллинга, в разработке бюджетов должны участвовать руководители соответствующих подразделений, а также другие экономические службы предприятия); — разработка первого варианта бюджетов; — координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов; — утверждение бюджетов руководством предприятия; — последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями. 10.2. Структура системы бюджетов
Текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия включают в себя: 1. Бюджет реализации. В бюджете реализации указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации. Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен разрабатывается в отделе маркетинга предприятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. Поскольку прогноз реализации всегда содержит в себе некоторый элемент неопределенности, полезно указать максимально возможное, минимально возможное и наиболее вероятное значения. 2. Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов. Переходящие запасы включают в себя запасы готовой продукции и незавершенного производства. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования. Необходимые переходящие запасы можно определить на основе бюджета реализации и имеющейся информации об оборачиваемости каждого из видов оборотных активов.В бюджете производства определяют количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Производственный бюджет составляют по видам продукции. 3. Бюджет потребностей в материалах. Составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель — определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода. Исходя из стандартного размера партии, периодичности закупок и среднего срока оплаты составляют график оплаты кредиторчкой задолженности перед поставщиками материалов. 4. Бюджет прямых затрат на оплату труда. Составляют на базе производственной программы. Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем на среднюю часовую тарифную ставку. Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат, а затем сводят в единую форму. 5. Бюджет общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными так и постоянными. 6. Бюджет цеховой себестоимости продукции. Сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Необходмо сохранить разделение затрат на постоянные и переменные, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции. 7. Бюджет коммерческих расходов. Включают затраты текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью. 8. Бюджет общехозяйственных расходов. Составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов. 9. Бюджет прибылей и убытков. Представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках. Аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов, а следовтельно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде. На основании бюджета прибылей и убытков проводят анализ и делают выводы об оптимальности представленной системы бюджетов и необходимости корректировок.
10.3. Достоинства и недостатки бюджетирования Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинства бюджетирования: — оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; — позволяет координировать работу предприятия в целом; — анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; — позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; — позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; — способствует процессам коммуникаций; — помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; — позволяет сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе; — служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. Недостатки бюджетирования: — различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий) кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации); — сложность и дороговизна системы бюджетирования; — если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок; — бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку и др., что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы; — противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
Виды бюджетов. Существуют различные подходы к разработке бюджетов. Гибкие бюджеты показывают размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности сответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указывают ставку переменные затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Постоянные затраты выделяют. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки, так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем выпуска или реализации может воздействовать на затраты или выручку. Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменений уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь «вход-выход» носит неявный характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров частично регулируемых затрат, а также для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и т.п. Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов: — бюджеты «от достигнутого» составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия. — бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов развития событий. Этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля». — бюджеты «с нуля» разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Бюджетирование «с нуля» целесообразно проводить для частично регулируемых затрат. В частности, его можно использовать при разработке бюджетов на маркетинг, ремонтные работы и т.п. Бюджет реализации
Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции
Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершенной продукции
Бюджет потребности в материалах
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет цеховой себестоимости продукции
Бюджет коммерческих расходов См. бюджет цеховой себестоимости Бюджет общехозяйственных расходов См. бюджет общепроизводственных расходов Бюджет прибылей и убытков
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.104.106 (0.008 с.) |