ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие транспортно-дорожного комплекса с окружающей природной средой



Транспорт имеет прямое отношение ко всем аспектам про­блемы охраны окружающей среды. Многомиллионный парк ав­томобилей, локомотивов, судов и самолетов, крупные и мелкие транспортные предприятия (заводы, заправочные станции, депо, станции, вокзалы, сортировочные узлы, морские и речные пор­ты, аэродромы, аэропорты, топливные и материальные базы, стационарные и теплоэнергетические установки, каменные, песчаные и гравийные карьеры и многие другие объекты) не­посредственно воздействуют на биосферу, равно как и строящи­еся автомобильные и железные дороги, трубопроводы, аэропор­ты и пр.

Нельзя исключить из транспортной сферы объекты машино­строения, нефтехимической промышленности, промышленно­сти строительных материалов и целого ряда других отраслей экономики, связанных с транспортом.

В то же время транспортно-дорожный комплекс (ТДК) явля­ется сложной социологической системой, поскольку в его состав входят отдельные люди и коллективы, непосредственно занятые в этой сфере, а также фактически все население планеты, поль­зующееся услугами транспорта.

В городах неотъемлемой частью транспортной инфраструк­туры являются также троллейбусы, трамваи, метрополитен и электропоезда, энергию для которых обеспечивают тепловые электростанции, выбрасывающие в окружающую среду токсич­ные и канцерогенные вещества.

Транспортно-дорожный комплекс взаимодействует с окружа­ющей средой, характеризующейся определенными ландшафт-но-климатическими и биологическими факторами, а также кон­кретными параметрами архитектурно-планировочной структу­ры в населенных пунктах и фоновым загрязнением окружающей среды, типичными для рассматриваемой (выделяемой) экологи­ческой системы или техносферы в регионе.

Методика оценки взаимодействия ТДК с окружающей средой должна учитывать возможно большее число доминирующих факторов и в то же время быть реальной, т. е. основываться на доступной или легко прогнозируемой фактической информа­ции, позволяющей объективно установить опасность (степень риска) антропогенного воздействия ТДК на окружающую сре­ду и здоровье населения в зависимости от параметров этого воздействия, прежде всего от численности парка автотранспорта в регионе, его типажа, технического состояния и режимов экс­плуатации.

В этой связи информацию о взаимодействии ТДК с окружа­ющей средой, как правило, разделяют на три группы [2]. К пер­вой относятся данные:

  • о геолого-геоморфологических, ландшафтных и климати­ческих особенностях территории размещения ТДК;
  • степени загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, акустическом режиме, электромагнитных полях и радиационной обстановке;
  • состоянии флоры и фауны.

Наличие такой информации и параметров ТДК позволяет рассчитать антропогенное загрязнение среды.

Вторая группа данных включает в себя градостроительные характеристики (планировка и застройка городов).

Третья группа данных — это параметры объектов ТДК:

  • виды дорог;
  • состав и объемы (интенсивность) движения транспортных средств;
  • эффективность применяемых природоохранных технологий и т.д.

Обязательными при рассмотрении условий взаимодействия ТДК с окружающей средой являются и социальные факторы:

  • социально-экономические и демографические особеннос­ти территории, на которой размещаются объекты ТДК, а имен­но: численность и состав населения, характер распределения трудовых ресурсов и степень их использования (занятость на­селения);
  • здоровье населения, рабочих и служащих на сопредельных с объектами ТДК промышленных предприятиях в зоне влияния (переноса) вредных загрязнителей ТДК.

В настоящее время внедрение новых природоохранных тех­нологий на автомобильном транспорте регулируется стандарта­ми, которые устанавливают предельно допустимые концентра­ции (ПДК) выбросов вредных веществ, и сопровождается орга­низацией контроля за их соблюдением при производстве и эк­сплуатации автомобилей, а также проведением соответствую­щих мероприятий на автотранспортных предприятиях.

Таблица 6.1 Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами легковых автомобилей с бензиновыми двигателями, г/км

ВРоссийской Федерации принята система природоохранных стандартов отраслевого и государственного значения [8], дей­ствие которых распространяется на сферу производства двига­телей и автомобилей и их эксплуатацию.

В табл. 6.1 — 6.6 приведены нормы выбросов вредных веществ с ОГ автомобильных двигателей для стран ЕЭС. Нормы ЕВРО-2 (см. табл. 6.1 — 6.4) введены в действие в Российской Федерации с 01.07.2002 (ГОСТ Р 41.83 — 99). В отношении табл. 6.3 и 6.4 отметим, что к автофургонам отнесены автомобили общей мас­сой до 3,5 т.

Автотранспорт косвенно контролируется системой стандар­тов качества атмосферного воздуха, почвы и водоемов при ана­лизе выбросов предприятий на соответствие ПДК и введение в действие новых нормативов.

Таблица 6.2 Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами легковых автомобилей

с


дизелями, г/км

Таблица 6.3 Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами автофургонов с бензиновыми двигателями, г/км

Таблица 6.4 Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами автофургонов

с



дизелями, г/км

Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимают совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздей­ствия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов на всех стадиях его жизненного цикла [29]:

  • при добыче (получении) сырья;
  • переработке сырья и получении конструкционных матери­алов, топлива и энергии;
  • изготовлении узлов и деталей, сборке;
  • эксплуатации автомобиля (в том числе ремонте);

• разборке и утилизации автомобиля, захоронении отходов.
Понятие экологической безопасности АТС включает в себя

следующие составляющие:

  • безопасность перевозочного процесса;
  • отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;
  • комфортабельность транспорта;
  • сохранение природных ресурсов;
  • эффективность транспорта.

Рассмотрим более подробно меры, принятие которых обес­печивает ресурсосберегающую эксплуатацию и экологическую безопасность транспортных энергетических установок.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.005 с.)