Сравнение основных характеристик видов транспорта




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение основных характеристик видов транспорта



Вид транспорта Производительность Пт, т-км/ч Параметр экономичности &, кгДт-ч)
Автомобильный Железнодорожный Водный Воздушный 100...1500 4000... 6000 2000...3000 5000...25000 0,5...1,0 1,2...1,6 1,7-2,3 2,3...2,9

С точки зрения эффективности движения потоков и энерго­затрат основой для транспортной сети являются ее топологиче­ские свойства (направленность, связность, цикличность) и организация движения. Топологические свойства по-разному влияют на эффективность транспортной сети: например, по признаку цикличности для мегаполиса нужна ячеистая сеть, а для транспортного коридора — древовидная структура с высо­ким значением так называемого показателя ствольности [14].

1.8.4. Статистика энергетики автомобильного транспорта

Автомобиль.Число АТС в мире превысило 6 • 108ед. что со­ставляет 100 ед. на 1000 чел., при этом в США, например, — 798, а в России — 190 ед./ЮОО чел. Уровень автомобилизации насе­ления в мире растет быстрее самого населения (27 % против 4 % в период с 1996 по 1999 г.) [3, 18].

Суммарная мощность автомобильных двигателей составляет 20...25 млрд кВт, а вырабатываемая ими энергия — 30 трлн кВт • ч/год (3,7 Гт у.т./год, т. е. ¼ всего объема энергии, осваи­ваемого человечеством).

По объему отдельных потребляемых жизненно важных ресур­сов автомобиль существенно превосходит человека. Так легковой автомобиль, годовой пробег которого составляет 15 тыс. км, по­требляет кислорода столько же, сколько его необходимо в тече­ние этого времени 15 чел. [18].

Автомобильный транспорт.Мировой автопарк насчитывает более 140 млн грузовых АТС и 460 млн легковых автомобилей и автобусов. Потребности в автоперевозках возрастают. Увеличи­вается парк, протяженность автодорог, объем перевозок и грузо­оборот. Ежегодный объем перевозок оценивается в 21 млрд т гру­зов. Общая протяженность дорог превысила 13 млн км.

Плотность распределения АТС, равная отношению числа АТС к площади территории, является показателем моторизации территории. На рис. 1.6 приведены результаты выполненного в МАДИ (ГТУ) анализа соотношения между плотностью улично-дорожной сети (УДС) и плотностью распределения АТС. Видим, что Россия уступает странам Европы. Предельно высокой мо­торизацией отличаются мегаполисы. В табл. 1.8 представлены показатели моторизации и УДС крупнейших из них [18].

Автомобильный транспорт России.В России зарегистри­ровано более 30 млн АТС. Наряду с российскими перевозчика­ми транспортные услуги предоставляют зарубежные фирмы.

Рис. 1.6. Соотношение между плотностью улично-дорожной сети и плот­ностью распределения АТС

Общий объем перевозок 19 млн т. Совокупный доход всех авто­транспортных организаций от перевозок российских грузов оце­нивается в 5 млрд долл., на долю российских перевозчиков при­ходится 0,9 млрд долл. [18].

Протяженность автодорог превышает 900 тыс. км. Треть из них имеет гравийное, шлаковое или булыжное покрытие; 10 % представляют собой грунтовые дороги. Плотность автодорог общего пользования составляет 25 км на 1000 км2, в то время как в Западной Европе — 1000 км, а в США — 800 км. Большая часть дорог не справляется с грузопотоком, однако темп строитель­ства дорог недостаточно высок [18].

На внутреннем рынке грузовых автоперевозок функциони­руют свыше 400 тыс. субъектов, имеющих около 2 млн АТС. В среднем объем перевозок одного грузового автомобиля равен

Таблица 1.8

Показатели улично-дорожной сети крупнейших городов мира

Мегаполис Плотность населения, тыс. чел./км2 Число АТС на 1000 чел. Плотность УДС, км/км2 Плотность распределения АТС, ед./км2
Нью-Йорк 9,2 13,3
Монреаль 3,5 4,4
Лондон 4,2 8,0
Гамбург 5,2
Париж 5,2 4,7
Москва 8,5 4,0

Таблица 1.9 Фактические и прогнозируемые показатели потребления энергоресурсов в России

Показатель Годы
 
Потребление первичных энергоресурсов, млн т у.т. В том числе: промышленность и строительство Транспорт сельское хозяйство коммунально-бытовой сектор 910 ...955 331 ...347 159... 165 32... 34 272 ...278 925... 1000 335...365 191... 172 35... 39 276... 285 940... 1055 340...387 163... 185 37... 45 278... 295 970... 1160 350... 420 167... 202 39... 50 286... 310
Потребление электроэнергии, млрд кВт • ч В том числе: промышленность и строительство Транспорт сельское хозяйство коммунально-бытовой сектор 406...426 66... 71 44... 48 217 ...229 444... 492 73...82 49 ...56 217... 263 484 ...577 80 ...93 55 ...68 259 ...307 529 ...700 87... 109 60... 81 287... 376

Таблица 1.10

Прогноз развития транспорта в России и его энергопотребления

Показатель Годы
Пассажирский транспорт
Мобильность населения, 1000 км/чел. 4,8 5,6 6,5
Пассажирооборот, млрд пасс.-км: местный дальний 700 205 800 360 930 590
Доля легковых автомобилей в местных перевозках, %
Доля автотранспорта в дальних перевозках, %
Потребление моторного топлива, млнт
Потребление электроэнергии, млрд кВт • ч 7,4 7,9 6,9
Грузовой транспорт
Грузооборот, млрд т • км: железнодорожный транспорт водный транспорт автомобили 1225 330 190 1715 500 245 2645 760
Потребление моторного топлива, млнт
Потребление электроэнергии, млрд кВт • ч

2,2 тыс. т в год при грузообороте 53 тыс. т • км. Среднесуточный пробег 24 км.

Городской наземный электрический транспорт функциони­рует в 113 городах России. Объем учтенных перевозок составляет 16 млрд пасс, пассажирооборот — 53 млрд пасс.-км.

Улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Плотность УДС в круп­ных городах составляет 1,5... 1,6 км/км2(оптимальная — 2,2... 2,4 км/км2). Техническое состояние дорог неудовлетворительное [18].

Возможная динамика развития транспорта страны и прогноз энергопотребления до 2020 г. приведены в табл. 1.9 и 1.10 [10].





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.004 с.)