Типология совместных решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология совместных решений



 

 

Признаки Разновидности решения
групповые, командные решения деловые совещания экспертные оценки математические модели конференциальные решения массовые (демократические) решения
Состав участников Отбор по предпоч­тениям ЛПР По статусу, с веду­щим Отбор по эксперт­ное™, с методи­стом Множество ЛПР, с методистом Специалисты, ини­циативно По праву
Взаимодействие участников Разовый коллектив Позиционное Неконтактное, че­рез методиста Неконтактное, че­рез методиста Массовидное, с уча­стием президиума Массовидное, в коа­лициях, индивиду­альное
Механизм выра­ботки решений Межличный итера­тивный обмен Должностной ите­ративный обмен через ведущего Усреднение взаи­монезависимых суждений Расчет методиста­ми варианта "выиг­рывает каждый" Обмен результатами Голосование
Механизм приня­тия решения Единоначально, вне участников Единоначально, с участниками Учитываются ЛПР Принятие участни­ками одного из ва­риантов Консенсус, через пре­зидиум Суммативно
Факторы эффек­тивности Синергия Единство выработ­ки и исполнения Многоаспектность Высшая эксперт-ность Совокупный опти­мум Последние достиже­ния Представленность
Точки уязвимости Конформногенное лидерство Статусные пре­имущества Делегированность Вероятность пере­смотра в прямом общении Неформализуемые параметры Статусные и лидер­ские преимущества Массовые заблужде­ния, "парадоксы го­лосования", правота меньшинства
Сферы примене­ния Управленческие и профессиональные решения Обязательно Сравнение альтер­натив Межорганизацион­ные проекты, экс­перименты Профессиональные проблемы Социальные отно­шения
Обязательность исполнения Рекомендательно   Информационно Рекомендательно Рекомендательно Обязательно

Советы консультанту

Живая методология очень времяемка — клиенты за то ее не любят. За ис­ключением ценных понятий. В условиях реальной организации трудно ото­рвать от работы или от дома одновременно несколько, а иногда и много нуж­ных людей. А если и соберешь - кто-то придет мрачный, склонный к агрессии. Кроме того, некоторым клиентам кажется, что консультант перекладывает на них свою работу: мы, дескать, от вас рекомендаций ждали, нетрадиционных решений, а вы нас вынуждаете их производить.

Не стоит объяснять клиенту, что есть разница между проектным и про­цессным консультированием - это ему неинтересно и выглядит как оправда­ние. Нужны сильные доводы, объясняющие, почему так надолго надо оставить работникам свои текущие дела.

Неплохо действует такой довод: "Вам нужна команда? Вы хотите развить на фирме, в подразделении, на вершине организации дух командное™? Тогда я помогу вам одновременно решать конкретные задачи с выходом на такой ре­зультат". Еще один довод: "Без участия ваших сотрудников решить эту задачу невозможно - это решение будет нежизнеспособным, ибо не сможет учесть специфику ваших конкретных условий".

Советы руководителю

Приходится понимать и принимать такую истину: развивать организацию можно только через ее персонал. Рекомендации консультанта всегда будут "чу­жими", если в их разработке не участвуют Ваши сотрудники и Вы сами. Кон­салтинг и без того дорог. Не надо заставлять консультантов работать за Вас. Они это сделают из-за безвыходности, а продукты эти Вы не сможете исполь­зовать.

Консультирование - это процесс, процесс двусторонний, партнерский. В этом процессе Вы можете по-новому увидеть своих людей, прийти к таким решениям, которые не получите никак иначе. В таких процессах ваши люди научаются взаимопониманию, отчего в организации возникает больше согла­сованности целей и действий. Это нужно любому руководителю.

ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИМЕР СОЦИОДРАМЫ1

I. Организационная экспресс-диагностика

Группе руководителей цехового звена было предложено сформулировать наиболее важные организационно-управленческие проблемы, с которыми они сталкиваются на своем уровне оргструктуры. Полученную таким образом сово­купность проблем оказалось возможным сгруппировать следующим образом:

Эта работа была выполнена на одном из заводов КАМАЗа с участием Г И Кунцмана


а) рутинные проблемы, например несоответствие оплаты сложности и объе­
му труда, всеобщая незаинтересованность в конечных результатах труда, дубли­
рование функциональных обязанностей, отсутствие горизонтальных связей меж­
ду руководителями различных цехов и т. п.;

б) проблемы инновационные, возникшие при попытках осуществления пе­
ремен. Суть этих проблем в том, что участниками данной работы в последнее
время был выработан ряд проектов решения проблем вышеназванной группы.
Такого рода большинство проектов предусматривали прогрессирующую коммер­
циализацию внутриорганизационных отношений: различные варианты аренды,
акционерных, кооперативных форм. При этом основным препятствием в реали­
зации проектов явилась проблема т. н. "лишних людей", т. е. необходимость со­
кращать отдельные должности и целые профессиональные группы. Это ставило
перед инноваторами значительные трудности организационного и психологичес­
кого порядка. Подобные трудности усугублялись тем, что в число "лишних лю­
дей" все чаще попадали работники, занимающие ключевые позиции в организа­
ции. Таким образом, в рамках этой довольно широкой группы инновационных
проблем наиболее значимой оказалась проблема сопротивления руководителей
и других влиятельных категорий работников, чье положение оказывается под уг­
розой в случае осуществления упомянутых проектов.

Входе групповой дискуссии в качестве центральной проблемы, подлежащей решению в первоочередном порядке, было признано противоречие: решение об изменениях должны принимать те люди, против интересов которых эти изменения объективно направлены.

Данная проблема была принята для разработки в качестве центральной.

II. Анализ ситуации

После определения центральной проблемы консультанты предложили про­анализировать структуру коллектива с целью выявления тех категорий и групп персонала завода, которые могут "выиграть" и "проиграть" в ходе предполагае­мой коммерциализации. Результаты этой работы отражены на схемах №1,2, 3.

Грядущая экономизация, как это показано на схемах, будет соответствовать прежде всего интересам высококвалифицированных рабочих среднего возрас­та, мужского пола, отличающихся добросовестностью в труде. К этой группе ра­ботников относятся также и те, кто недоволен существующим положением, не может сегодня реализовать свои возможности.

Наиболее вероятны потери для таких профессиональных групп, как старшие мастера, оперативные заместители начальников цехов и комплексов, низкоква­лифицированные работники. В числе "ненужных" работников скорее всего ока­жутся женщины (прежде всего матери-одиночки), молодежь и люди старших воз­растов. В психологическом отношении в наиболее напряженной ситуации будут работники, трудно уживающиеся в коллективе.

III. Постановка задачи

На этом этапе консультанты предложили сформулировать задачу для всей последующей работы, она была определена следующим образом: разработать вариант т. н. самоотменяющегося прогноза. Суть этой задачи сводится ктому, что участники работы выдвигают свои предположения относительно поведения различных групп персонала предприятия в связи с грядущей коммерциализаци­ей производственных отношений; с этими предположениями затем будет озна-


комлен весь завод. Имеется в виду возможность "терапевтического" воздействия этого прогноза на поведение групп персонала, участвующих в процессах изме­нений. Группы, противодействующие переменам, оказавшись перед лицом не­гативных ожиданий на свой счет со стороны остальных работников, вынуждены будут, скорее всего, корректировать свою позицию, чем подтверждать негатив­ные ожидания. Таким образом, этот прогноз окажется "зеркалом опережающего отражения", которое вызовет коллективную саморефлексию и последующие за ней поведенческие изменения.

Для решения этой задачи потребовалось провести позиционный анализ дан­ной организации экспертным способом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.028 с.)