Стремление человека к воздействию на окружающих его людей (к доминированию)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стремление человека к воздействию на окружающих его людей (к доминированию)



Данное стремление человека может быть определено как тенденция к контролю или доминированию его над другими людьми. Можно сказать, что склонные к доминированию люди ориентированы на соперничество с окружающими. Каждый человек находится в каком-то определенном месте на шкале доминирования, изображенной на рисунке 41.

T SzvCvFvlxbpaOPs5PPE/YrR/BLtN39+CLRiR/8I58peaTA1dV+XM2hspulhP9C1UDsyxFYdePAtT IuCASqEaeh5jlpGJcr/RXRqfAELONqaXetE/Sj5fndZ0jyi/M/P04WuBxmjcd0omnLyG+m9bcJwS +U7jFVpHyXFU0+K0el3iwj31tE89oBlCNTRQMpvXYR7vrXViGDFTkXqoTbzWvQiH+zmzWsjidCVN lpcgju/TdYr6+V5tfgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhACX/cgvhAAAACAEAAA8AAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxMj81OwzAQhO9IvIO1SNyo0xYlIcSpEBLi54DUkgPc3HhJAvE6xE6a8vQsJzjOzmjm 23wz205MOPjWkYLlIgKBVDnTUq2gfLm7SEH4oMnozhEqOKKHTXF6kuvMuANtcdqFWnAJ+UwraELo Myl91aDVfuF6JPbe3WB1YDnU0gz6wOW2k6soiqXVLfFCo3u8bbD63I1Wge2fn96mj/v0+/XBHsuv ZNyWj6jU+dl8cw0i4Bz+wvCLz+hQMNPejWS86BSs11ec5Hsag2B/FUcJiL2CZHkJssjl/weKHwAA AP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRl bnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8B AABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAe87TUZwIAAPcEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4C AABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAl/3IL4QAAAAgBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AMEEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAzwUAAAAA " fillcolor="#002060">
СТРЕМИТСЯ К ДОМИНИРОВАНИЮ
НЕ СТРЕМИТСЯ К ДОМИНИРОВАНИЮ

 


Рисунок 41 – Ось стремления к доминированию социального типа

 

Поведение человека, не стремящегося к воздействию на окружающих его людей (к доминированию), характеризуется следующими особенностями:

- совершает преимущественно осмотрительные, продуманные поступки;

- стремится избежать риска;

- стремится не брать на себя ответственность;

- ориентирован преимущественно на сотрудничество с окружающими его людьми;

- говорит преимущественно некатегорично, чаще задает вопросы.

Поведение человека, стремящегося к воздействию на окружающих его людей (к доминированию), характеризуется следующими особенностями:

- действует быстро, редко тратит на обдумывание того, что собирается сделать, много времени;

- работает и живет в условиях постоянного риска;

- принимает на себя ответственность;

- ориентирован преимущественно на соперничество с окружающими его людьми;

- говорит преимущественно категорично и императивно, вопросы задает редко.

Способность человека реагировать на происходящие события (эмоционально)

Способность человека эмоционально реагировать на происходящие события отражает степень контроля, который он устанавливает над выражением своих эмоций. Люди, склонные эмоционально реагировать на происходящие события, имеют обыкновение свободно выражать свои чувства, в то время как люди, не склонные эмоционально реагировать на происходящие события, стараются контролировать внешние проявления своих чувств. Каждый человек находится в каком-то определенном месте на шкале эмоционального реагирования, изображенной на рисунке 42.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО РЕАГИРУЮЩИЙ
СДЕРЖАННО РЕАГИРУЮЩИЙ

 

 


Рисунок 42 – Ось эмоционального реагирования социального типа

 

Способность человека эмоционально реагировать на происходящие события также представляет собой универсальную характеристику людей и их поведения. Данная способность может быть определена как стремление искать общения с другими людьми и наслаждаться им. Специалисты считают, что высокая степень склонности к эмоциональному реагированию на происходящие события указывает на то, что человек предпочитает контактировать с людьми. В то же время слабая выраженность данного стремления указывает на то, что человек желает работать в обстановке, где он большую часть времени проводит один, а не в общении с другими людьми. Этот человек более замкнут и более официален в социальных взаимоотношениях.

Поведение человека, не склонного к эмоциональному реагированию, характеризуется следующими особенностями:

- он дисциплинирован;

- серьезен;

- спокоен;

- ориентирован преимущественно на решение деловых проблем.

Поведение человека, склонного к эмоциональному реагированию, характеризуется следующими особенностями:

- он дружелюбен;

- общителен и эмоционален;

- действует быстро и спонтанно;

- ориентирован преимущественно на межличностные взаимоотношения.

Четыре основных поведенческих типа

Сочетание крайних значений двух основных характеристик поведения человека дает в результате четыре основных поведенческих типа, представленных на рисунке 43.

 

ANALYTICAL ( аналитик) DRIVER (вожак)
не стремится влиять на людей реагирует сдержанно стремится влиять на людей реагирует сдержанно
AMIABLE (обходительный) EXPRESSIVE (экспрессивный)
не стремится влиять на людей реагирует эмоционально стремится влиять на людей реагирует эмоционально

Рисунок 43 – Основные поведенческие типы

 

Последовательно рассмотрим описания каждого из основных поведенческих типов.

Analytical (аналитик)

Стиль поведения, попавший в левый верхний квадрат модели стилей, характеризуется сочетанием низкой степени стремления к доминированию и низкой степени эмоционального реагирования на окружающие события (рисунок 33). Люди, регулярно демонстрирующие такой стиль поведения, описываются термином Analytical.

Analyticals обычно тщательно обдумывают все факты перед принятием решения. Подобно фундаментально мыслящему ученому эти люди хотят собрать всю доступную информацию и все тщательно взвесить, прежде чем определить свою позицию. Analyticals обычно очень настойчивы в поисках информации, достаточно часто они работают с большим числом различных таблиц и графиков. Они любят методично трудиться над выполнением детально спланированных дел и доводить их до логического конца. Окружающие видят в Analyticals хорошо организованных, осторожных и неторопливых людей. Analytical любит точность и очень переживает, если оказывается неправым, либо подвергается критике. Analyticals обычно не стремятся к власти, но, если они приходят к выводу, что это необходимо им для достижения поставленных целей, они предпринимают действия, направленные на получение властных полномочий. Руководители-Analyticals очень часто бывают убеждены, что для успешного руководства деятельностью подчиненного достаточно ему все детально разъяснить вначале и затем наладить интенсивный обмен информацией. Это, в частности, означает, что они часто недооценивают роль характера и уровня мотивации сотрудника.

Analyticals чаще всего ведут себя сдержанно и осторожно. Перечислим некоторые дополнительные черты поведения людей с таким стилем общения:

Контролируемое выражение эмоций. Analyticals склонны сдерживать эмоции и редко проявляют теплоту и открытость.

Приверженность к порядку и предсказуемости. Analyticals любят находиться в упорядоченной и предсказуемой ситуации, и часто раздражаются, сталкиваясь с неожиданностями.

Склонность к выражению взвешенных оценок. Analyticals обычно не высказывают эмоционально окрашенных мнений. Для этого стиля поведения характерны сдержанность и дисциплинированность.

Приверженность к формальным взаимоотношениям. Analytical обычно склонен устанавливать формальные социальные взаимоотношения с окружающими его людьми, и поэтому многие люди считают его бездушным.

Driver (вожак)

Стиль поведения, находящийся в правом верхнем квадрате модели стилей, характеризуется сочетанием высокой степени стремления к доминированию и низкой степени эмоционального реагирования на окружающие события (рисунок 33). Люди, регулярно демонстрирующие такой стиль поведения, описываются термином Driver.

Drivers обычно ориентированы на некую цель и подчиняют свои действия ее достижению. Они также стремятся контролировать ситуацию, в которой они находятся, и управлять действиями окружающих их людей. Drivers могут очень быстро выполнять достаточно сложные и объемные задачи. Обычно они говорят быстро, достаточно прямолинейно и всегда по делу. Drivers в большей степени ориентированы на выполняемую задачу, чем на взаимоотношения с людьми, и стремятся добиться немедленных результатов. Обычно их мало интересуют методы достижения цели. Перечислим некоторые дополнительные черты поведения людей с таким стилем общения:

Нетерпеливость. Driver обычно не любит ждать и хочет получить все прямо сейчас.

Невысокий уровень внимания к словам собеседника. В большинстве случаев Driver чувствует себя более комфортно, когда он сам говорит, а не когда он кого-то слушает.

Официальный стиль общения. Driver, для которого характерна низкая степень эмоционального реагирования на окружающие события, обычно общается с собеседником без всякой теплоты и всецело ориентирован на обсуждаемые деловые проблемы.

Стремление к контролю над ситуацией. Driver любит держать под своим контролем ситуацию, в которой он находится – ход совещания, действия окружающих его людей и пр.

Driver стремится управлять действиям окружающих его людей, самостоятельно принимает окончательные решения и не склонен разъяснять окружающим мотивы, которыми он руководствуется. Driver ориентирован на высокую продуктивность работы, он действует решительно и быстро. На совещаниях Driver любит руководить ходом работы. Driver может раздражаться, сталкиваясь с нерешительностью и медлительностью окружающих его людей, а также с помехами, не позволяющими ему заниматься своим делом. Driver крайне рационально расходует свое время, он не склонен тратить время на посторонние разговоры. Он одевается очень официально, поддерживает порядок на своем рабочем месте. Driver любит быть сильным, уважаемым и обладать властью над окружающими. Он очень опасается утратить уважение людей, переживает, если не удается достичь ожидаемого результата, а также избегает ситуаций, в которых кто-то использует его действия в своих целях.

Expressive (экспрессивный)

Стиль поведения, находящийся в правом нижнем квадрате модели стилей, характеризуется сочетанием высокой степени стремления к доминированию и высокой степени эмоционального реагирования на окружающие события (рис. 3). Люди, регулярно демонстрирующие такой стиль поведения, описываются термином Expressive. Обычно они ведут себя очень эмоционально и напористо, работают с энтузиазмом, вовлекая окружающих их людей в активную деятельность.

Такой человек стремится быстро формировать социальные связи и обычно чувствует себя более комфортно в неформальной атмосфере. Можно сказать, что Expressive является экспертом в установлении межличностных и социальных взаимоотношений. Он очень хорошо умеет воодушевлять людей и вовлекать их в совместную работу. Expressive очень любит быть среди людей, он всегда готов начать какое-то новое дело, если оно будет делаться вместе с другими людьми. Несмотря на то, что Expressive ведет себя тепло и дружелюбно, он не боится отказывать, если поступающие просьбы в чем-то его затрудняют. Поведение Expressive можно охарактеризовать как неорганизованное; на его рабочем месте всегда беспорядок. К слабым сторонам поведения Expressive можно отнести нетерпеливость, стремление к обобщающим выводам, длительные словоизлияния и непоследовательность поступков. Он также может вести себя очень эгоистично, недисциплинированно, может пытаться манипулировать окружающими, быть резким и даже грубым. Expressive обычно плохо реагирует на отсутствие внимания к себе и пребывание в изоляции. Перечислим некоторые дополнительные черты поведения людей, у которых доминирует подобный стиль общения:

Высокая активность. Часто Expressive производит впечатление очень занятого человека. Он обычно активно выражает чувства, сопровождая их энергичной жестикуляцией и быстрой речью.

Проявление инициативы в установлении контактов с людьми. Expressives — классические экстраверты. При первой встрече Expressive стремится быстро завязать разговор и инициирует пожатие рук. Для Expressive характерна высокая степень эмоциональности, непосредственности и открытости в общении. Expressives быстро переходят к обращению к собеседнику просто по имени (иногда слишком быстро).

Эмоциональное выражение мнения. Expressives в основном не скрывают своих чувств. Часто они выражают свое мнение импульсивно и драматично.

Expressive стремится добиться признания своей неординарности, он очень часто принимает неожиданные для окружающих решения. Обычно Expressive начинает действовать быстро; его активность достаточно беспорядочна и неорганизованна. Доведение дел до логического завершения он очень часто откладывает «на потом». На совещаниях он часто задает не всегда обоснованные вопросы и стремится предложить обсуждение новых направлений работы. Expressive может раздражаться, сталкиваясь с обыденностью и скукой.

 

Amiable (обходительный)

Находящийся в левом нижнем квадрате модели стиль, характеризующийся сочетанием низкой степени стремления к доминированию и высокой степени эмоционального реагирования на окружающие события (рисунок 33), называется Amiable. Обычно эти люди ведут себя очень дружелюбно, стремятся сформировать теплые взаимоотношения с собеседником. Одновременно они могут окружать себя барьерами, опасаясь, что незнакомые люди могут их расстроить, или смутить невыполнимыми просьбами. Достаточно часто Amiable бывает перегружен работой, так как он не любит отказывать людям, чтобы не ухудшить взаимоотношения с ними. В целом Amiable предпочитает жить и работать в комфортной обстановке, он не очень любит что-то менять в своем окружении.

Отсутствие стремления чрезмерно выделяться обычно характерно для людей с этим стилем общения. Обычно они ведут разговор в спокойной манере, для них характерен низкий уровень уверенности в себе.

Перечислим некоторые дополнительные черты поведения людей, у которых доминирует стиль общения Amiable:

Осторожность в проявлении эмоций. Amiables могут с легкостью демонстрировать свои чувства, но, как правило, делают это не в агрессивной манере.

Внимательное выслушивание собеседника. Обычно Amiable – очень хороший слушатель.

Стремление использовать силу убеждения. Там, где Driver может полагаться на силу (на давление на собеседника), Amiable чаще полагается на дружелюбное убеждение.

Продуманное, неторопливое принятие решений.

Amiable обычно достаточно долго принимает решения: «решение должно вызреть».

Amiable в большей степени заботится о формировании и укреплении взаимоотношений с людьми, чем о достижении поставленных целей. При этом он достигает цели, преимущественно используя формирование взаимопонимания с партнерами и на основе взаимного уважения. Одновременно он избегает риска и не оказывает давления на людей, с которыми он контактирует. Amiable любит действовать неторопливо и с комфортом, он не спешит доводить до конца уже начатые дела. Он любит, чтобы к нему проявляли внимание и воспринимали его позитивно и дружелюбно, избегает конфликтов. Amiable очень хорошо работает в спокойной обстановке и оказывает стабилизирующее влияние на климат в коллективе. К слабым сторонам поведения Amiable можно отнести нерешительность и стремление всячески избежать риска. Amiable очень часто ориентируется на мнения других людей, проявляет мягкость, пассивность и стремление к соглашательству. Amiable очень любит стабильность, спокойствие и атмосферу сотрудничества. Он очень переживает, сталкиваясь с хаосом, непредсказуемостью и неизбежностью появления изменений в работе и в жизни. На совещании он стремится сгладить острые углы при проведении обсуждения и старается помочь коллегам, если они попадают в трудную ситуацию. Решения, которые он принимает, обычно учитывают мнения окружающих его людей. Он может раздражаться, если сталкивается с давлением на себя и с проявлением нетерпения со стороны собеседника.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.009 с.)