Порядок открытия и закрытия ДБС



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок открытия и закрытия ДБС



Основанием для открытия счета является заключение ДБС и предоставление всех документов, предусмотренных инструкцией 28и (там по каждому виду счетов предусмотрен свой пакет документов).

Особое внимание уделяется идентификации клиентов.

Положение №262п от 19.08.2004 г. определяет порядок идентификации клиентов банка.

Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не предоставлены документы, необходимые для идентификации клиента, или если предоставлены недостоверные сведения, а также в случае, когда банк по техническим причинам не в состоянии открыть счет (например, если банк сидит без электричества).

Процедура открытия банковского счета считается завершенной с момента внесения записи в Книгу счетов, которую обязана вести каждая кредитная организация. Каждая кредитная организация должна разработать внутрибанковские правила для организации процедуры открытия, ведения и закрытия банковских счетов. Должны быть определены должностные лица, которым дано право оформлять карточки с образцами подписей и оттисками печати (раньше эти документы должны быть заверены нотариально, сейчас нет). Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также подлинники или копии документов, которые также могут быть заверены должностным лицом банка. Документы, собранные банком при открытии счета, помещаются в юридическое дело клиента.

Запись об открытии счета вносится в Книгу регистрации счетов не позднее дня после заключения договора, а запись о закрытии не позднее дня, следующего после расторжения договора банковского счета.

Документы необходимые для открытия счета:

Для открытия текущего счета:

- удостоверение личности физического лица

- карточка с образцом подписи

- документы, подтверждающие полномочия лиц, которые также будут распоряжаться средствами по счету

- ИНН

- физ. лицо нерезидент обязано дополнительно предоставить миграционную карту или иной документ, удостоверяющий право пребывания в стране

Для открытия расчетного счета:

ü юридическое лицо резидент предоставляет:

- свидетельство о государственной регистрации;

- учредительные документы;

- лицензии на право совершения деятельности;

- карточки с образцами подписей и оттисками печати;

- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке (как правило, это приказ, в карточке два лица – первая подпись руководителя и вторая подпись бухгалтера);

- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

ü юридическое лицо нерезидент предоставляет:

- свидетельство о государственной регистрации;

- документы, подтверждающие его статус (на иностранном языке и сопровождаются переводом на русском языке);

- и др., подробнее см. в Положении 262п;

ü для открытия расчетного счета филиала дополнительно нужно предоставить:

- положение об открытии филиала;

- документы, подтверждающие полномочия руководителя филиала;

- документы о постановке на налоговый учет филиала;

ü для открытия расчетного счета индивидуального предпринимателя, занимающегося частной практикой – все то же самое, что и для текущего счета, но также свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП, лицензии, патенты, которые имеет ИП.

Отношения между клиентом и банком носят правовой характер, оформляются договором банковского счета (ДБС), который заключается на 1 год с последующей пролонгацией.

К ДБС может заключаться дополнительное соглашение, конкретизирующее взаимоотношения банка клиента по тем или иным вопросам, например:

- предоставление овердрафта

- при безакцептном списании (без согласия клиента)

- требуется организация договорных отношений при расчетах чеками

Банк обязуется принимать, зачислять, списывать и выдавать денежные средства по распоряжению владельца счета, а в случаях, предусмотренных законом – по распоряжению третьих лиц.

Договор состоит из ряда разделов, определяющих права, обязанности сторон, ответственность за исполнение условий договора.

Обязанности банка по договору банковского счета:

- сохранять банковскую тайну;

- информировать клиента об операциях по счету путем предоставления выписки[1];

- осуществлять операции по счету в определенные сроки (по ГК операция должна быть обработана не позднее дня, следующего за днем поступления документов в банк). В современных условиях платежи идут вообще «день в день».

Договором может быть предусмотрена ответственность банка за несвоевременное начисление и списание средств, если договором это не оговорено, то ГК устанавливает такую ответственность исходя из ставки рефинансирования

- начислять проценты по остатку средств на счете.

Банк не вправе отказать клиенту в открытии счета: за необоснованный отказ или уклонение от открытия счета банк несет ответственность. Клиент вправе требовать возмещение убытков, возникших вследствие несвоевременного открытия счета или задержки.

Обязанности клиента по договору банковского счета:

- представлять в банк документы, связанные с открытием, ведением и использованием счета

- сообщать об изменении юридического адреса

- вносить изменения в карточку с образцами подписей и оттисков печати

- ежегодно сообщать о лимите остатка кассы и утверждать его в банке

- своевременно предоставлять документы о бронировании средств (например, для получения наличности)

- клиент несет ответственность за своевременное достоверное предоставление документов

- при наличии договоренности с банком клиент обязан поддерживать минимальный остаток средств на счете

- вносить плату за расчетно-кассовое обслуживание

- и проч. обязанности, которые часто могут быть чисто формальными

Клиенту может быть предоставлено право на овердрафтный кредит (наличие договоренности о такой возможности в договоре банковского счета является основанием для его открытия, дополнительное кредитное соглашение может и не составляться)

Порядок расторжения договора:

По инициативе клиента договор может быть расторгнут в любой момент.

По инициативе банка договор может быть расторгнут в следующих случаях:

- если минимальный остаток средств на счете ниже минимума, установленного договором, и клиент не восстановил в течение месяца с момента уведомления требуемую сумму;

- если операции по счету не проводились в течение года или иные сроки по договору, в таком случае остаток средств по счету переводится на счет, указанный клиентом в течение 7 дней.

Расторжение договора возможно только по суду, поэтому банк будет нести определенные судебные издержки, что банку не очень удобно. Поэтому в ГК в 2006 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми банк может закрыть счет клиента без судебного разбирательства. В случае, если отсутствует остаток средств на счете и нет операций по счету в течение двух лет (или иные сроки по договору), и в ответ на письменный запрос банка в течение двух месяцев клиентом не возобновляются операции по счету, договор банковского счета (ДБС) может быть расторгнут, а счет закрыт (ведь бывает так, что остаток на счете все время нулевой, но каждый день на счет приходит миллион и уходит миллион).

Основанием для закрытия счета является расторжение ДБС.

Как правило, к ДБС прилагается тарифное соглашение. Основой для определения тарифов коммерческого банка являются тарифы и услуги Банка России (потому что все равно основная часть платежей пойдет через корр. счета Банка России)

Плата за услуги зависит:

- от категории расчетов (внутрирегиональные или межрегиональные расчеты, или через систему БЭСП)

- от канала связи и способа передачи (на бумажных носителях, на магнитных носителях и др.)

ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ — определенная законодательством последовательность оплаты платежных документов со счета клиента в банке в случае, когда остатка средств недостаточно для удовлетворения всех претензий к нему.

Различают календарную очередность (по мере поступления документа в банк) и избирательную (по решению владельца счета, по принадлежности к той или иной группе платежей и т.п.).

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда, с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь — списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;

в четвертую очередь --списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь — списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.


39. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями.

В соответствии с изменениями, внесенными в положение 2П 12 дек 2011 года поменялось название форм безнал расчетов

· расчеты платежными поручениями

· Расчеты по аккредитивы

· Расчеты чеками

· Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями (раньше наз-лись расчеты по инкассо).

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поруче­нию и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (испол­няющий банк).

Указанные платежные инструменты предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через систему инкассо банка получателя платежа. Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обя­зательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке рас­четных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Расчеты платежными требованиями. Были изменения по плат требованиям. Плат требование явл расчетным док-том, содержащим требование получателя средств, предъявляемое на основании договора с плательщиком об осуществлении банком списания денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепт). Нет теперь плат требований с безакцептным списанием.

Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с заранее данным акцептом плательщика или без него. Заранее напр по договору банк счета. Без заранее данного акцепта (срок для акцепта плат требований определяется сторонами по основному договору при отсутствии его указания срок акцепта составляет 5 рабочих дней) При этом день поступления плат требования в банк не считается…

Кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней.

Поступившие в исполняющий банк док-ты регистрируются в журнале произвольной формы с указанием № счета плат-ка, даты и суммы расчетного док-та.

Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо на следующий рабочий день - если документы поступили в банк плательщика по истечению операционного времени, остальные экземпляры платежных требований помещаются исполняющим банком в картотеку № 1 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (открывается к расчет­ному счету плательщика).

В случае если плат-к не акцептует данный док-т он пишет заявление об отказе от акцепта и документы возвращаются обратно в банк взыскателя средств. Если нет ден. ср на счете, то документы помещаются в картотеку №2.

Частичная оплата производится платежным ордером.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями (ПТ)

1 - отгрузка товара;

2 - оформление ПТ и представление его на инкассо;

3 - пересылка ПТ в банк плательщика;

4 - оприходование ПТ в карточку №1 и передача экземпляра ПТ плательщику для акцепта;

5 - получение заявления плательщика о согласие оплатить ПТ (акцепта);

6 - оплата ПТ;

7 - перевод суммы платежа через систему межбанковских расчетов в банк получателя платежа;

8 - зачисление суммы платежа на счет поставщика;

9 - выдача выписки с расчетного счета поставщика.

Если используется безакцептная форма расчетов, то об этом должно быть указано в договоре банковского счета или в доп. соглашении о том, кто м. являться взыскателем по данной форме расчетов.

Инкассовое поручение

Инкассовое поручение является расчетным документом, по которым ден средства списываются со счета плательщика.

· В случае их взыскания в соотв с законодательством, в том числе и взыскания органами, выполняющими контрольные функции, напр налог служба

· Взыскания ден средств по исполнит документам

· В случае предусмотренных сторонами по основному договору и предоставления банку права на списание денежных средств со счета плательщка.

При этом в первом случае в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, статью, часть, пункт), на основании которого осуществляется взыскание. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. В данном случае банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Банк не принимает к исполнению инкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшим сроком давности.


40. Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приема и выдачи наличных денег из операционной кассы банка.

В своей деятельности по организации налично-денежного оборота на территории РФ банковские структуры руководствуются следующиминормативными документами ЦБ РФ:

· Положение №318-П от 24.04.2008 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России на территории РФ»;

· Положение №14-П от 05.01.1998 «О правилах организации налично-денежного обращения на территории РФ» (порядок составления кассового прогноза);

· Порядок ведения кассовых операций в РФ – Решение совета директоров ЦБ РФ №40 от 25.09.1999 (порядок установления лимита остатка кассы);

· Инструкция ЦБ РФ по эмиссионно-кассовой работе №31 от 16.11.1995.

По данным Банка России, денежная масса М2 (национальное определение) по состоянию на 1 января 2011г. составила 20 трлн 173,4 млрд руб., увеличившись за 2010г. на 28,5% - с 15 трлн 697,7 млрд руб. на 1 января 2010г. За декабрь 2010г. денежная масса М2 выросла на 8,9%. Объем наличных денег в обращении (агрегат М0) за 2010г. увеличился на 25% - до 5 трлн 62,6 млрд руб. на 1 января 2011г., за декабрь 2010г. этот показатель вырос на 9,5%. Объем безналичных средств за прошлый год вырос на 29,6% - до 15 трлн 110,8 млрд руб., за декабрь 2010г. прирост составил 8,6%

Для обеспечения своевременного приёма и выдачи наличных денег кредитные организации должны иметь специальное помещение (кассовый узел), обеспеченное определённым оборудованием и соответствующее определённым требованиям. В состав кассового узла входят – хранилище ценностей, операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные, кассы пересчёта, вечерние кассы), помещения по приёму-выдаче ценностей инкассаторам и помещение для клиента.

Территориальные учреждения ЦБ РФ или РКЦ устанавливают минимальный остаток наличных денег, хранящихся в банке. То есть для кредитных учреждений лимит кассы устанавливается как минимально допустимая величина, в отличие от компаний, для которых лимит – максимально допустимая величина.

Кредитная организация или филиал может осуществлять следующие виды кассовых операций: приём, выдача, размен, обмен и обработка (пересчёт, сортировка, формирование, упаковка) наличных денег.

Операционные кассы могут быть открыты вне кассового узла. Они могут осуществлять приём и выдачу вкладов, покупку и продажу ценных бумаг, приём коммунальных платежей, а так же находящиеся непосредственно в организациях осуществлять выдачу заработной платы, выплаты социального характера.

Лимит остатка кассы для юридических лиц и ИП устанавливается ежегодно банком на основании расчётов, представленных клиентом. При наличии у клиента нескольких расчётных счетов в разных банках, клиент самостоятельно определяет банк, утверждающий лимит остатка кассы. Клиент обязан довести информацию о лимите до сведения других банков.

Банк обязан не реже одного раза в 2 года осуществлять проверку соблюдения лимита остатка кассы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины несут руководители предприятия (превышение лимита остатка кассы — одно из самых распространенных нарушений кассовой дисциплины, которое карается наложением штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ)). В случае нарушения кассовой дисциплины банком на должностных лиц накладывается штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.2 КоАП РФ)

Денежная наличность, сверх лимита, должна сдаваться в кассы банка на расчётные счета. Денежная наличность может сдаваться в кассы банка:

· самоносом – при этом оформляется «Объявление на взнос наличными»;

· через отделения связи;

· через инкассаторские службы.

Каждому предприятию по согласованию с руководителем банка устанавливается срок сдачи денег – ежедневно (в день поступления наличности в кассу), на следующий день (для предприятий, которые не могут сдавать выручку ежедневно) или один раз в несколько дней.

Для установления лимита предприятие предоставляет ходатайство (указывается порядок сдачи денег, режим деятельности предприятия и объём налично-денежного оборота через предприятие).

Для предприятий с постоянной выручкой, сдающих денежные средства ежедневно, лимит устанавливается в размере, необходимом для обеспечения нормальной работы на следующий день. Для предприятий, сдающих наличные деньги на следующий день, лимит устанавливается в размере среднедневной выручки. При сдаче денег один раз в несколько дней, лимит устанавливается в зависимости от выручки предприятия и установленных сроков сдачи. Для предприятий, не имеющих денежной выручки, но осуществляющих расходы, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег.

Превышение лимита остатка кассы возможно только в дни выдачи заработной платы (3 рабочих дня).

Для сдачи наличности в банк существует два документа:

· юридические лица оформляют объявление на взнос наличными ( состоит из трех частей: само объявление, квитанция и ордер);

· физические лица используют для взноса наличных денег в кассы банка приходный кассовый ордер (вклады, внесение средств на счет…).

Для получения наличных денег из касс банка существуют следующие документы:

· для юридических лиц – денежный чек;

· для физических лиц – расходный кассовый ордер.

Банк составляет кассовый прогноз за 14 дней до начала планируемого квартала. РКЦ составляет прогноз кассовых оборотов по приходу, по расходу и эмиссионному результату и за 7 дней до начала планируемого квартала передают в территориальные учреждение банка России. Территориальные учреждения обобщают прогнозы и с учетом статистических данных и социально-экономических перспектив развития региона строят прогноз в целом по региону и за три дня до планируемого периода он передается департаменту регулирования денежного обращения Банка России. Затем он передается в департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.015 с.)