Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Между двумя мировыми войнами

Поиск

С конца войны до середины 1920 г. в стране наблюдался экономический подъем, вызванный повышенным спросом на хозяйственные товары, производство которых было ограничено в военные годы. Но промышленность требовала послевоенной перестройки и не могла справиться со спросом. В 1920 г. производство отставало от довоенного уровня на 10%. Финансы были дезорганизованы, быстро росла инфляция, увеличивались цены. Сельскохозяйственное производство с 1919 г. стало сокращаться [45, 8—18].

В 1920 г. разразился финансовый кризис, количество банкротств возросло по сравнению с тем же периодом в докризисные времена почти в 4 раза. Финансовый кризис вызвал спад в производстве, падение цен, сильный рост безработицы, который усугубил положение, создававшееся после войны в результате демобилизации солдат и закрытия военных заводов. Социальное напряжение росло [45, 58].

В этой обстановке усилилась борьба ирландцев за независимость. На выборах в парламент Великобритании в 1918 г. на 103 места для представителей Ирландии было избрано 73 депутата партии Шинн фейн, добивавшейся политической независимости Ирландии. Из них 36 человек находились в тюрьмах, а другие — в подполье и эмиграции, и только 27 человек были на свободе. Отказавшись явиться в Британский парламент, они собрались 21 января 1919 г. в мэрии г. Дублина и образовали ирландский парламент, который провозгласил Ирландскую республику. Опираясь на Ирландскую республиканскую армию, наиболее дисциплинированную и организованную часть ирландцев, парламент и президент республики стали создавать органы власти, суды, полицию. Силовое давление английских властей привело к партизанской войне.

В октябре 1920 г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, предусматривавший объявление королем чрезвычайного положения в ответ на подготовку антиправительственного выступления. По этому закону на период действия чрезвычайного положения правительство получило права, которые оно имело только во времена наполеоновских войн и Первой мировой войны.

11 июля 1921 г. английское правительство заключило с Ирландией перемирие, а 6 декабря 1921 г. подписало договор, по которому 26 графств в Южной Ирландии объявлялись Ирландским свободным государством и получали права доминиона, а 6 графств в промышленно развитой северной части оставались в составе Великобритании. Договор предусматривал контроль над внешней политикой Ирландии [45, 61—73].

Либеральная партия после войны утратила свои позиции, расколовшись на две фракции, а консервативная и лейбористская упрочили свои. Этому способствовало и то, что в феврале 1918 г. лейбористская партия в дополнение к коллективному членству профсоюзов ввела индивидуальное членство и радикально настроенные представители среднего класса стали покидать либералов, примыкая к лейбористам [45, 14—16]. К концу 1922 г. либерализм как политическое течение потерял всякую перспективу. Эта партия сложилась в XIX в., когда принцип laissez fair господствовал в экономических отношениях в Англии, а иностранной конкуренции не было, т. е. программа партии была сформулирована в условиях необъятного рынка. В начале ХХ в. лозунг свободной торговли наносил вред английским предпринимателям, и либералы потеряли всякую поддержку. Кроме того, концентрация капитала привела к возникновению монополий, а интересы монополий радикально отличались от интересов множества частных предпринимателей XIX в. Монополии — это диктат, а не свободная конкуренция.

15 ноября 1922 г. в результате выборов консерваторы получили 344 места в парламенте, а лейбористы — 142 места. В конце 1923 г. правительственный протекционизм вместо фритрейда стал основой экономической политики Великобритании. Это вызвало раскол в партии консерваторов, и, пытаясь его преодолеть, правительство распустило парламент, в котором имело устойчивое большинство, и на выборах 6 декабря 1923 г. потерпело поражение: в новом парламенте консерваторы получили 259 мест, лейбористы — 191, а враждовавшие группировки либералов месте — 155 места. В январе 1924 г. к власти пришло первое правительство лейбористов [45, 92—101], но не надолго: в октябре 1924 г. консерваторы получили 413 места в парламенте, лейбористы — 151, а либералы — 40 [45, 124]. Казалось бы, при такой чехарде правительств государственное управление невозможно. Однако преемственность работы правительств обеспечивали несменяемые чиновники гражданской службы. Когда прибывали новые министры, чиновники вводили их в курс дела, объясняли все аргументы за и против в принятых решениях. Но они никогда не открывали секреты принятия решений правительств, особенно детали: кто, кому, что сказал и т. д. Так и поныне. Чиновничий аппарат перед приходом новых министров изымает все политические секреты даже из черновиков бумаг. Это делается по традиционному согласию, не знающему исключений, с вновь назначаемым премьер-министром, отдающим себе отчет в том, что и ему придется когда-то уходить. А если министры начинают жаловаться на скудость материалов в досье, то чиновники ссылаются на премьер-министра. Это началось в 1916 г., а еще в XIX в. кабинет министров ввел дискуссии в клубах или в частных домах [43, 223].

Многие ведущие деятели консервативной партии, входившие в правительство во время пребывания консерваторов у власти, официально руководили крупнейшими монополиями в период, когда консерваторы были в оппозиции. В 1934 г. отмечалось, что «тенденция замещать выдающимися работниками государственной службы и бывшими министрами руководящие посты в частных предпринимательских компаниях стала более заметной в последние десять лет, чем когда либо раньше в нашей истории» [45, 109].

В апреле 1925 г. английское правительство, сбалансировав бюджет, восстановило довоенный золотой паритет фунта стерлингов. Цены на английские товары в мире повысились на 12%. Это был период послевоенной стабилизации, во время которого резко возросла концентрация капитала. Например, была создана единая энергетическая система Англии. Создание ее оплачивало государство [45, 105—110]. Объем производства 1913 г. был достигнут только в 1929 г. за счет новых отраслей промышленности. Но темпы развития сильно отставали от ряда других стран. Сельскохозяйственное производство в период стабилизации продолжало сокращаться.

Достичь стабилизации в условиях острой конкуренции на мировом рынке, растущего технологического отставания и увеличения долга Соединенным Штатам Америки можно было только за счет снижения жизненного уровня населения. Поэтому в конце июля 1927 г. парламент принял закон о профсоюзах. Он запретил всеобщие стачки. Пикетирование, попав под определение «запугивание», тоже было запрещено. Профсоюзам служащих были запрещены политическая деятельность, членство в Британском конгрессе профсоюзов. Все профсоюзы с момента принятия закона должны были получать заявления от каждого члена, кто желал платить взносы на политические цели. Закон вменял в обязанность безработным становиться штрейкбрехерами во время забастовки, объявленной с нарушением процедуры, а в случае отказа безработные преследовались по обвинению в нарушении закона. В апреле 1928 г. был принят закон, ограничивший пособия безработным [45, 147—148].

Консерваторам нужно было сделать какие-то уступки, и в 1928 г. они провели через парламент новый избирательный закон, который уравнял женщин в правах с мужчинами, предоставив им избирательное право с 21 года. Но это не помогло. На выборах 30 мая 1929 г. лейбористы получили 287 мест в парламенте, а консерваторы — 260 мест, либералы — 59 мест.

В Англии уже началась мировая депрессия, которая вызвала спад производства в меньшей степени, чем в США, Германии или Франции. Наиболее пострадали от кризиса старые отрасли, например, металлургия, судостроение, сельское хозяйство. Экспорт сократился вдвое. Каждый четвертый рабочий в 1932 г. был безработным. Упали доходы от судоходства, капиталовложений за границей, банковских кредитов в сфере международной торговли. Из Английского банка иностранцы стали изымать золото. Английский банк взял заем в США в 50 млн ф. ст., затем еще 80 млн ф. ст., но его золотой запас таял на глазах, и 20 сентября 1931 г. золотой паритет фунта стерлингов был отменен. Фунт стерлингов стал быстро обесцениваться, а через три месяца курс фунта составлял 69,3% старого паритета.

На выборах в октябре 1931 г. к власти пришло правительство национальной коалиции, в которую входили консерваторы и лейбористы. Консерваторы получили 472 места в парламенте, а лейбористы — лишь 46. Даже либералы имели 72 места. Лейбористы были отброшены в значительной мере из-за раскола в своей среде, приведшему к созданию национал-лейбористской партии, а не только в силу неудач своего правления.

В феврале 1932 г. был принят закон об импортных пошлинах. С этого момента консерваторы твердо встали на позиции протекционизма. Фритрейд закончился де юре.

Лондонская конференция подтвердила тот факт, что гегемония Англии на морях ушла в прошлое. США, Япония, Германия практически сравнялись с Англией [45, 170—221].

Ослабление метрополии способствовало распаду колониальной империи, который начался с суверенитета Ирландии. В 1937 г. Ирландский парламент принял новую конституцию, объявившую Ирландию суверенным и независимым государством.

На ноябрьских выборах 1935 г. консерваторы добились 387 мест в парламенте, а лейбористы — 154. Этот состав парламента принял 22 мая 1940 г., т. е. во время войны, закон о чрезвычайных полномочиях, и на его основе правительство издало «распоряжение 1305», объявившее забастовку возможной, если заинтересованная сторона за 21 день подала дело с изложением сути спора на рассмотрение министра труда, и министр не передал это дело на урегулирование или в арбитраж. Это распоряжение заменяло стачки судебным процессом. 14 мая 1940 г. правительство объявило о создании добровольных отрядов гражданской обороны. В них могли вступать лица в возрасте 17—65 лет, которые получали военную форму и несли службу после работы. В первую неделю подали заявления о вступлении в отряды гражданской обороны 250 тыс. человек, а в июне 1941 г. в рядах внутренней гвардии, так стала называться эта служба, насчитывалось 1603 тыс. бойцов. Это было результатом самоорганизации англичан.

Вторая мировая война

После потери вооружения в боях при Дюнкерке (в мае 1940 г.) в Англии осталось мало оружия, но уже в первой половине 1941 г. британская промышленность восстановила потери, а правительство стало наращивать вооруженные силы, которые к концу 1941 г. достигли 3290 тыс. бойцов. Рабочая неделя в военное время была доведена до 72 ч., а реальная заработная плата упала в 1940 г. на 11% по сравнению с довоенным 1938 г., но стачечное движение снизилось.

В этих условиях самоорганизация англичан приняла иные формы, например, возник самодеятельный Комитет бдительности, который выдвинул идею созыва народного конвента, и более 500 деятелей профсоюзного и кооперативного движения, шопстюардов, ученых, юристов подписали обращение к английскому народу. Народный конвент открылся в Лондоне 12 ноября 1941 г. На нем присутствовали 2234 участника, в том числе делегаты от профсоюзов. Главными требованиями были прекращение коррупции, создание эффективной противовоздушной обороны (с 10 июля 1941 г. до конца сентября Англия потеряла 697 самолетов; правда, при этом было уничтожено 1408 германских самолетов), увеличение зарплаты, жалования военнослужащим, пенсий и пособий по безработице (по официальным данным, безработица существовала, но постепенно сокращалась — с 1270 тыс. человек в 1939 г. до 54 тыс. в 1944 г.), восстановление профсоюзных и демократических прав и свобод. Эти требования имели под собой основу: по официальным данным, прибыли промышленности возросли с 1368 млн ф. ст. в 1938 г. до 2190 млн ф. ст. в 1941 г. Вот что писал посетивший Англию в первой половине 1941 г. американский журналист Ральф Ингерсолл о положении английского правительства: «... не оно руководит событиями, а события толкают его. И не просто внешнеполитические события, а события, происходящие внутри самой Англии. И почти каждый член правительства, с которым я беседовал, производил впечатление человека, которого толкают снизу и который пытается держаться в соответствии с требованиями народа, будь то вопросы войны с немцами в воздухе, положение рабочего класса, выпуск продукции или защита людей от нападения вражеской авиации» [45, 332—356].

Война ускорила и монополизацию экономики. Усилился процесс подчинения государственного аппарата монополиям ради ускорения концентрации капитала.

Закон о чрезвычайных полномочиях от 22 мая 1940 г. позволил мобилизовывать население не только в армии, но и для работы на производстве и транспорте, прикреплять рабочую силу к предприятиям. С 1939 по 1944 г. было мобилизовано 93,6% мужчин в возрасте 14—64 года и 44,4% женщин в возрасте 14—59 лет.

Еще одним примером самоорганизации англичан во время войны стали производственные комитеты, возникшие по народной инициативе на предприятиях. Они занимались вопросами максимально эффективного использования оборудования, его сохранности, улучшения методов производства, эффективного использования рабочего времени, снижения брака и экономии материалов. В феврале 1942 г. правительство решило создать также комитеты на всех артиллерийских заводах. К концу 1943 г. производственные комитеты существовали на 2850 машиностроительных предприятиях с числом рабочих более 150 человек, и на более чем 1500 предприятиях с меньшим количеством рабочих, а также на всех государственных артиллерийских заводах, во всех частных и государственных доках, на промышленных предприятиях Адмиралтейства и Министерства авиационной промышленности. Более тысячи производственных комитетов действовало на угольных шахтах. Были производственные комитеты и на стройках. За шесть месяцев 1942 г. на предприятиях, где имелись производственные комитеты, выпуск продукции увеличился на 55%, а на аналогичных предприятиях, их не имевших, — на 42%.

Сведения о жизни и борьбе англичан во время войны можно дополнить следующими данными. До войны 30% потребностей Великобритании в продуктах питания покрывалось за счет собственного производства, а в 1943—1944 гг. — только лишь 40%. Рационирование продовольствия было введено в стране с самого начала Второй мировой войны в условиях жесткой экономии и частичной морской блокады. Расходы на питание, составлявшие в 1938 г. 1305 млн ф. ст., сократились к 1944 г. до 1137 млн ф. ст., а цены на продовольствие выросли, по официальным данным, на 62,4%. Снижение количества и качества питания, а также рост нагрузок истощали британцев, но во время Второй мировой войны в Великобритании было значительно меньше стачек, чем в период Первой мировой войны [45, 386—391].

В годы войны действовал парламент, избранный в 1935 г., и в конце 1944 г. возник вопрос о парламентских выборах. 18 мая У. Черчилль ультимативно предложил лейбористам остаться в правительстве до окончания войны с Японией. Лейбористы отказались, и правительство заявило об отставке. Выборы были назначены на 5 июля, а объявление результатов голосования — 26 июля. Черчилль образовал переходное правительство, сделав принципиальную ошибку: все члены его кабинета были людьми, несшие ответственность за Мюнхенские соглашения, приведшие к войне. «Все мы знаем, — писала газета "Манчестер Гардиан", — какое плохое руководство было у нас в период между войнами. Можем ли мы ожидать чего-либо лучшего в течение ближайших четырех или пяти лет, если Черчилль сохранит в своем правительстве 47 мюнхенцев». Консерваторы формально выдвинули предвыборную программу, но главным образом надеялись на авторитет Черчилля. Лейбористы же представили программу, учитывавшую стремления британцев. На выборах лейбористы получили 48,3% голосов и 393 мест в парламенте, а консерваторы — 39,8% голосов и 213 мест.

Период восстановления

Потери и расходы во время войны привели к огромному дефициту платежного баланса. Заграничные капиталовложения сократились на четверть. Торговый флот сократился более, чем на четверть, а доход от него в реальном выражении так и не достиг довоенного уровня в послевоенные годы. Дефицит платежного баланса на долгие годы стал хроническим.

21 августа 1945 г. совершенно неожиданно для Англии правительство США заявило о прекращении поставок по ленд-лизу. В декабре 1945 г. было подписано англо-американское финансовое соглашение. Англия обязалась уплатить 650 млн дол. в счет возмещения за поставки по ленд-лизу, а США предоставили заем на 50 лет из расчета 2% годовых на сумму 4400 млн дол., из которой вычиталась сумма в 650 млн дол. Англия взяла обязательства: через год после вступления соглашения в силу восстановить свободный обмен фунта на доллар; освободить замороженные в английских банках средства, принадлежавшие доминионам и колониям, а также другим странам стерлингового блока; не ограничивать торговлю с США; снизить таможенные преференциальные тарифы, ограждавшие рынок Британского содружества наций.

Канада согласилась аннулировать задолженность, которую Англия имела перед этой страной, и предоставить заем в 1250 млн канадских дол.

Оба займа были израсходованы за один год. 15 июля 1947 г. английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар, но 21 августа того же года из-за острого финансового кризиса отменило свое решение.

Дефицит платежного баланса был столь велик, что не помогли ни поставки на сумму 2351 млн дол., ни займы на 337 млн дол, полученные Великобританией по плану Маршалла в 1948—1950 гг. Золотые и валютные резервы летом 1949 г. упали почти на 400 млн дол. ниже уровня в 2 млрд дол., считавшегося минимально допустимым для существования британской финансовой системы. 18 сентября 1949 г. было объявлено о девальвации фунта стерлингов с 4,03 дол. до 2,8 [45, 422—445].

Приходилось экономить, и уже в начале 1948 г. был запрещен рост заработной платы, несмотря на рост цен и налогов. В 1949 г. были отменены школьные бесплатные завтраки и бесплатный проезд школьников в автобусах.

После войны производство в Великобритании стало расти, главным образом за счет наукоемких отраслей промышленности: электроники и, в частности, производства ЭВМ, самолетостроения, производства реактивных двигателей, химии. В первые послевоенные годы Великобритания производила до 2/3 всех автомобилей Западной Европы. Все это имело на мировом рынке большой спрос. В 1948 г. общий индекс промышленной продукции достиг довоенного уровня. Великобритания восстановила свою долю в мировом экспорте [46, 17—21].

В целях экономии пришлось разрабатывать и четырехлетнюю программу увеличения на 50% производства сельскохозяйственных продуктов к 1951—1952 гг. Она была выполнена, и Великобритания стала обеспечивать себя продовольствием на 41%.

После войны продолжился процесс концентрации капитала. Число банков за период с 1929 по 1951 г. уменьшилось на 22%, несмотря на рост суммы баланса всех банков в 3 раза. Доля рабочих, занятых на предприятиях с числом рабочих от 500 и выше, увеличилась с 35,4% к общему числу занятых в отрасли в 1935 г. до 44,4% в 1949 г.

Ради повышения конкурентоспособности английских товаров лейбористское правительство национализировало Английский банк, угольную и газовую промышленность, электростанции, внутренние железнодорожный и водный транспорт, автомобильные перевозки, часть металлургии, гражданскую авиацию, телеграфную сеть и радиосвязь. На национализированных предприятиях было занято около 20% всех наемных рабочих Великобритании. Национализация была нужна для коренной реконструкции производства и транспорта, поскольку это требовало больших капиталовложений и высокого уровня организации для максимальной рациональности и эффективности реконструкции. Например, в Лондоне и около него было много электростанций, которые поставляли электричество разного напряжения; ряд электростанций оказались внутри зоны, обслуживаемой другой электростанцией. Все это привело к нерациональному построению электрических сетей; оборудование на многих электростанциях было устаревшим. Такое же положение сложилось в газовой промышленности, на железных дорогах и т. д. Расходы на транспортировку грузов в Великобритании были в 5 раз выше, чем в США, и на 70% выше, чем во Франции.

Проведенная после войны национализация угольной промышленности не привела к улучшению ее работы и росту производительности труда. В январе 1947 г. в Великобритании из-за нехватки угля разразился острый топливный кризис. Была прекращена подача электроэнергии примерно двум третям британской промышленности, предприятия не работали три недели, 2300 тыс. человек стали временно безработными.

Послевоенное лейбористское правительство отменило антипрофсоюзный закон 1927 г., ввело новую систему здравоохранения, социального страхования и ограничило права палаты лордов, которая впредь могла задержать принятие закона не более, чем на год.

Медицинская помощь с 5 июля 1948 г. стала бесплатной, но денег не хватало, и в 1949 г. рецепты на лекарства вновь стали платными, а затем в 1951 г. была установлена плата и за другие услуги. Были введены пособия на рождение ребенка, воспитание детей, по болезни, по безработице, по беременности, пенсии вдовам, по старости и пособия на похороны, в связи с травмами на производстве или профессиональными заболеваниями. Этими видами страхования были охвачены 23 млн человек. Расходы государства на социальное страхование увеличились в 2,5 раза. Средства на эти цели вносились примерно поровну из бюджета, страхуемым населением и работодателями.

Зарплата женщин в послевоенный период составляла 52—55% от зарплаты мужчин. Очень тяжелыми были налоги. Прямые налоги возросли к 1951/1952 гг. в 4,5 раза по сравнению с 1938/1939 гг., а косвенные налоги — почти в 5 раз.

Нормирование продуктов после войны не только не было отменено, но и было распространено и на хлеб (июнь 1946 г.), и на картофель (ноябрь 1947 г.), чего не было даже во время войны. Нормы отпуска продуктов по карточкам были сокращены. Покупательная способность населения была столь низкой, что несмотря на то, что после войны британский житель в среднем потреблял 2100 кал. в день, вместо 3000 по санитарной норме, 20—30% населения не выкупало свой паек наиболее ценных и дорогих продуктов — масла, сыра, яиц и бекона. Карточки на эти продукты, а также на чай, молоко сохранялись вплоть до 1953 г.

Несмотря на то, что закон о профсоюзах 1927 г. был отменен, «распоряжение 1305» осталось в силе и использовалось для подавления стачек. Дело дошло до суда, и после двух месяцев разбирательств присяжные вынесли решение о невиновности забастовщиков. В августе 1951 г. правительство было вынуждено отменить «распоряжение 1305» [45, 450—469].

На выборах 1950 г. консерваторы получили 43,4% голосов и 297 мест в парламенте, а лейбористы — соответственно 46,1% и 315 мест. Отсутствие устойчивого большинства делало новые выборы неизбежными. Они состоялись 25 октября 1951 г. Консерваторы получили 47,9% голосов, но в соответствии с правилами мажоритарной системы больше мест в парламенте — 321, чем лейбористы, которые собрали больше голосов — 48,7%, но получили всего 295 мест. Либеральная партия получила 6 мест, потеряв много голосов (в 1950 г. — 9,5%, в 1951 г. — 2,5%) [45, 540—544].

Важной особенностью послевоенного консерватизма стали согласие на участие государства в управлении экономикой, признание за рабочими прав, которые были неприемлемы для консерваторов до Второй мировой войны. 1/3 рабочих и 2/3 служащих в послевоенной Великобритании проголосовали за консерваторов. Средняя реальная зарплата в Великобритании к 1961 г. по сравнению с довоенным уровнем выросла на 50% и превысила уровень Западной Европы. Многие рабочие получили жилье в новых муниципальных домах. В послевоенные годы (вплоть до 1990 г.) консерваторы правили Великобританией в течение 28 лет.

Следуя курсу государственного регулирования экономики, правительство тори не отменило национализации, но правительственная программа инвестиций в национализированный сектор экономики ими не выполнялась. В 1953 г. были денационализированы металлургия и автомобильный грузовой транспорт, где основные фонды были в значительной степени уже обновлены.

Парламентские выборы 26 мая 1955 г. вновь были выиграны консерваторами (так же как и в 1959 г.) [46, 41—53].

Очень важным изменением в политике Великобритании было принятие консерваторами в конце 50-х гг. решения о переходе от старой политики «колониальное развитие» к политике «ветер перемен» — так был назван процесс немедленного предоставления политической независимости бывшим колониям.

Деятельность консерваторов, казалось бы, гарантировала им очередную победу на парламентских выборах, но к тому времени пришло время принятия непопулярных решений, консерваторы «уступили» эту фазу правления. Лейбористы, заимствовав многие положения из программы консерваторов, 15 ноября 1964 г. получили 44,1% голосов и 317 мест в парламенте, а консерваторы — 43,4% голосов и 304 места.

Хотя лейбористы выполнили часть своих обещаний, например, ренационализировали металлургию, повысили пенсии, улучшили систему медицинского обслуживания и т. п., но все это стало возможным лишь благодаря мерам жесткой экономии, включая замораживание зарплаты во второй половине 60-х гг. К концу 60-х гг. уровень зарплаты стал ниже, чем в других западноевропейский странах. Начиная с 1965 г. стала расти безработица, в 1966 г. лейбористское правительство перешло от политики полной занятости к концепции приемлемого уровня безработицы, а осенью 1967 г. девальвировало фунт стерлингов [46, 102—119]. В результате 18 июня 1970 г. пришли к власти консерваторы, получив 46,4% голосов.

Лейбористов к проведению такой непопулярной политики принуждали объективные условия. К концу 60-х гг. по объему производства на душу населения Великобритания уступала многим европейским странам: Франции, ФРГ, Голландии, Дании, Норвегии, Швеции, опережая только Италию. Темпы роста производительности труда были самыми низкими в Западной Европе. Среднегодовой прирост стоимости жизни в 60-е гг. превзошел показатели Франции, ФРГ и Италии.

В 60-е гг. процессы концентрации капитала в Англии стали проходить быстрее, чем в других странах Западной Европы. К концу 60-х гг. из 200 крупнейших неамериканских компаний мира британскими были 46, т. е. почти столько же, сколько немецких, французских и итальянских вместе взятых. В обрабатывающей промышленности количество британских компаний уменьшилось на треть за счет их слияний, к 1970 г. в Англии осталось всего 12 коммерческих банков. Произошла перестройка энергетики страны. К концу 60-х гг. Великобритания обладала 13 действующими атомными электростанциями и был достигнут уровень экономичности тепловых электростанций.

В течение 60-х гг. был переоснащен аграрный сектор, что повысило его эффективность. В Великобритании доля сельского населения составляла 4% (самый низкий показатель в Европе), но агробизнес обеспечивал потребности страны в молоке на 100%, яйцах — 98%, картофеле — 95%, мясе — 72%, пшенице — 50%. Англия имела к началу 70-х гг. средний размер сельскохозяйственной фермы более 40 га, т. е. вдвое больше, чем Франция или Дания, и в 3—5 раз больше, чем ФРГ и Италии. За период 1964—1973 гг. число ферм размерами менее 12 га сократилось на 54,3%, а ферм с площадью угодий 12—40 га — на 24,9%. И даже 11,7% ферм с площадью 40—120 га исчезло за счет слияния и укрупнения. Процесс концентрации капитала продолжался. За 60-е гг. наполовину уменьшилось количество работников не только в сельском хозяйстве, но и в шахтах, а количество служащих в финансовых и научных учреждениях увеличилось в 1,5 раза в силу структурной перестройки экономики.

Продолжался вывоз капитала. Частные британские инвестиции за рубежом в середине 60-х гг. выросли в 4 раза по сравнению с первыми послевоенными годами, причем в 1969 г. беспроцентные займы развивающимся странам достигли 81% от общего числа зарубежных займов.

Одновременно по мере освобождения стран Британской империи от колониальной зависимости в Великобританию стал возвращаться и вкладываться в новейшие отрасли промышленности британский капитал. Вместе с тем инвестиции США в Великобритании к 1967 г. достигли максимальных размеров, способствуя реструктурированию британской экономики [46, 32—38, 117].

Таким образом, все принятые меры позволили Великобритании обогнать в начале 70-х гг. по росту производительности труда ФРГ, Италию и США, уступая только Японии и Франции [46, 141].

Консерватизм конца века

К началу 70-х гг. ХХ в. британское общество состояло на 90% из наемных работников, рабочие составляли 73% самодеятельного населения, причем почти 50% рабочих были объединены в профсоюзы (в Японии — 33,3%, Франции — 32,6%, ФРГ — 30,1%) [46, 116, 117]. Военный бюджет страны был самым большим в Европе — расходы на научные исследования, производство новых видов оружия и оснащение ими армии поглощали до 20% бюджета Великобритании [46, 32]. В конце 60-х гг. обострилось положение в Ольстере как по политическим, так и по экономическим причинам. Дискриминация католиков протестантским большинством довела обстановку в Ольстере до конфронтации. Нужно было развязывать тугой узел проблем [46, 149].

Консерваторы под руководством премьер-министра Хита ликвидировали корпорацию по реорганизации промышленности, национальное управление по доходам и ценам, департамент по делам занятости и производительности и т. п. В частную собственность были переданы отдельные предприятия.

5 августа 1971 г. был принят закон «Об отношениях в промышленности», который делал регулирование отношений в производстве более жестким, чем даже в США, где система трудового законодательства считается исключительно жесткой. Закон предусматривал ограничение прав профсоюзов и санкции к ним за нарушение закона.

В январе—феврале 1972 г. 250 тыс. шахтеров в течение семи недель бастовали, добиваясь увеличения заплаты, выплат за сверхурочную работу, увеличения отпусков, пенсий и т. д. В конфликт вынуждено было вмешаться правительство и даже премьер-министр. Шахтеры добились своего.

В марте 1973 г. консервативное правительство вернулось к практике лейбористов. Были созданы управление по зарплате и комиссии по ценам, которые были призваны регулировать ставки зарплаты, уровни цен, размеры дивидендов, арендной и квартирной платы.

В ноябре 1973 г. шахтеры отказались работать сверхурочно, вновь добиваясь роста зарплаты. Правительство объявило чрезвычайное положение. В стране была введена трехдневная рабочая неделя, сокращена подача электроэнергии для бытовых нужд с целью экономии топлива.

23 января 1974 г. 81% шахтеров тайным голосованием поддержали решение тред-юниона объявить забастовку. 7 февраля премьер-министр объявил досрочные выборы в парламент и назначил их на 28 февраля, рассчитывая на поддержку избирателей, испытывавших энергетический голод. Лейбористы получили 38,1% голосов и 301 место в палате общин, консерваторы — 37,2% и 296 мест. Отход избирателей от двух главных партий был очевиден. Потерянные консерваторами и лейбористами голоса были отданы в основном либералам (19,3%).

Лейбористы не имели достаточно голосов (минимум 316) для того, чтобы сформировать устойчивое однопартийное правительство. Это в значительной мере усугубило их положение в правительстве. Лейбористы в течение 48 ч. урегулировали конфликт с шахтерами, удовлетворив их требования, отменили трехдневную рабочую неделю, заморозили квартплату, что было мерой, направленной против домовладельцев, отменили закон «Об отношениях в промышленности», увеличили пенсии.

10 октября 1974 г. вновь были проведены парламентские выборы, и лейбористы получили 39,3% голосов и 319 мест в парламенте, а консерваторы — 35,8% голосов и 276 мест в парламенте.

Во второй половине 1975 г. жизненный уровень упал. Правительство объявило программу экономии, которая осложнила положение в системе образования, на транспорте, в жилищном строительстве. В ноябре 1976 г. число безработных достигло 1,5 млн человек (6,4% рабочей силы). Стало очевидным, что ни консерваторы, ни лейбористы не могут вывести страну из полосы послевоенных проблем. Нужна была смена курса. Новый курс был предложен неоконсерваторами — сторонниками течения, которое впоследствии стало называться тетчеризмом.

Тетчеризм отверг принципы управления страной, относительно которых в послевоенные годы взгляды консерваторов и лейбористов совпадали: использование кейнсианских методов государственно-монополистического регулирования, тенденции к поддержанию полной занятости, расширению государственной системы социального обслуживания минимальной инфляции, поддержанию обменного курса фунта стерлингов, стремление к экономическому росту.

Неоконсерватизм, как идейное течение, возник еще в 60-е гг. Энок Пауэлл, член парламента от партии консерваторов, был прямым предшественником тетчеризма. Его слушали, но за ним не следовали, несмотря на его интеллектуальность, эрудицию, красноречие. Э. Пауэлл был одним из первых, кто выступил за возрождение идей экономического либерализма, т. е. за отказ от государственного регулирования и восстановление неограниченного свободного предпринимательства. Его идеи были продолжением либеральной традиции второй половины XIX в., он боготворил порядки тех времен. В либерализме Пауэлл видел средство сокращения бюрократии.

Нет нужды здесь излагать все взгляды Пауэлла, но его враждебное отношение к профсоюзам нельзя не отметить. Ярлыки «внутренний враг» или «заговор меньшинства» получали каждый профсоюз или забастовка, демонстрация, политическая деятельность антиконсервативного толка.

И все же Пауэлл оставил память о себе не как либерал, а как расист, выступавший за моноэтничность населения Британских островов. Эти взгляды принесли ему популярность, и в 1969 г. более 30% избирателей при социологическом опросе назвали Пауэлла возможным премьер-министром [47, 5—14].

Пауэлл не был демагогом, он конструировал шаг за шагом новую философию, приходя с помощью аргументов к логичным, а когда ему было нужно, и к абсурдным выводам. Окончив Кембридж, он увлекся германской философией, особенно Ницше. Затем в 25-летнем возрасте стал профессором греческого языка в Австралии, в 1939 г. вернулся в Англию, а после войны стал проповедовать модель немецкой экономики свободного рынка Эрхарда и Аденауэра [43, 111—112].

Либеральные взгляды Пауэлла были подхвачены министром здравоохранения и социального обеспечения в теневом кабинете консерваторов конца 60-х гг. К. Джозефом, ставшим впоследствии ближайшим сподвижником М. Тетчер.

Взгляды Пауэлла прижились среди актива местных организаций консервативной партии в избирательных округах, так называемых ассоциациях. Начиная с 1964 г. на ежегодных конференциях консерваторов ассоциации стали вносить проекты резолюций пауэлловского толка с активностью, которая не отмечалась у них прежде.

В центре взгляды Пауэлла пропагандировал «Клуб понедельника», возникший в 1961 г. и удваивавший число своих членов ежегодно, вплоть до того дня, когда в 1972 г., по настоянию премьер-министра Хита (консерватора), некоторые отделения клуба были закрыты из-за проникновения в них членов фашистской организации Национальный фронт.

Как было показано выше, реализация крайне правых взглядов, начатая Хитом после победы консерваторов в 1970 г., привела к резкому обострению обстановки в стране, и в 1973 г. правительство Хита вернулось к государственному регулированию в сфере экономических, социальных и трудовых отношений.

Пауэлл перед выборами в феврале 1974 г. объявил, что в знак протеста против политики Хита и отступничества премьера от линии, выработанной в 1970 г., он будет голосовать за лейбористов. Это было кончиной политической карьеры Пауэлла.

Доля голосов, поданных за консерваторов на выборах в октябре 1974 г., была самой низкой за всю историю партии тори. Показательно, что в 1974 г. консерваторы столкнулись с трудностями в сборе пожертвований на расходы партии, а после октябрьских выборов 1974 г. пожертвования вообще прекратились. Нужна была новая стратегия.

Директор строительной фирмы «Бовис» К. Джозеф в 1974 г. основал Центр политических исследований, который стал параллельной организацией исследовательскому отделу консервативной партии, но Центр распространял только неоконсервативные идеи среди партийных активистов.

Еще в 1968 г. М. Тетчер выступила на конференции консервативной партии с докладо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.016 с.)