Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержание дополнительной образовательной программы
Для заучивания наизусть Ж. Тарджеманов.«Зима», пер. М. Ивенсен; Р. Миннуллин. «Прощание с детским садом», пер. Э. Блиновой Музыка. Слушание «Марш» С.Сайдашева. Песенки. Календарные обрядовые песни. «Загляни к нам солнышко», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина; «Нардуган, мой Нардуган…пер.Э. Каюмовой.; «Пальчики» пер. Р. Я|гфарова, перес. Л. Кузьмина; «Жаворонок, проснись..», пер. Р. Ягафарова Разучивание песни «Көз» Г. Гараева Знакомство с народными музыкальными инструментами (гармонь, курай, кубыз, домбра) ИЗО деятельность. Лепка. «Машина Камаз», «Өчпочмак» Аппликация. «Мой город», «Кукла в национ. одежде», «Украсим фартук», Рисование. «Улица на которой я живу», «Украсим скатерть» Праздник. «Сөмбелә», «Нардуган», «Нәүрүз»
Россия Ноябрь - апрель
Игры. « Жмурки», « Горелки», « Кот, какая сметана». Домино « Дымковские узоры», « Городецкие узоры», «Хохломские узоры», « Лото « Русская игрушка». « Скажи за героев сказки», « Король , прими нас на работу», « Черное и белое», « Ой, болит!»«Мышеловка», «Горелки», «Бубенцы», «В саду ли в огороде»,« В хороводе мы были», « На зеленом лугу», « Кострома- Кострома», « Верба-вербочка», « Кот, какая сметана» Беседы. «Почему на пасху красят яйца?», «Почему русские люди пекут блины?» Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Сказки. « Морозко», « Царевна- лягушка». « Сивка –бурка», « Хаврошечка», « Снегурочка». Поэзия. А. Блок «На лугу», С. Есенин «Пороша», М. Лермонтов «Горные вершины» Проза. А.Куприн «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники» , Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек – горбунок»
Музыка. Песенки. « Лиса рожью шла…», « Чигарики-чок-чигарок…», « Зима пришла…», «Идет матушка весна…», « Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…» Сказки и былины. « Илья Муромец и Соловей-разбойник», « Василиса Прекрасная», « Волк и Лиса», « Добрыня и Змей», « Садко», « Семь Симеонов- семь работников», « СынкоФилипко», « Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», « Снегурочка»
Заучивание колыбельных песен и приговорок, ознакомление с музыкальными инструментами (дудка, треугольники, деревянные ложки). Игра на них. Пение русских народных песен. « Лиса по лесу ходила», « А я по лугу», « Ходит зайка по саду»,» Скок- скок- поскок», « Во поле береза стояла», « Как пошли наши подружки». Сочинение детьми танцев под фонограмму русских народных мелодий. ИЗО деятельность Лепка. « Дымковская лошадка», « Мишка (по Богородской игрушке) Аппликация. « Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»), коллективная «Хоровод матрешек» Рисование. «Хохломские узоры», « Гжельские узоры» Праздники. «Пришла Коляда - отворяй ворота», «Масленица». Башкортостан Декабрь Игры. «Медный пень» (Бакырбукэн), «Палка-кидалка» (Сойоштаяк), «Стрелок» (Уксы) Беседы. «Чем славится Башкортостан»,«Национальные блюда башкирского народа», «Древняя форма пчеловодства – «бортничество». Сказки. «Ленивая девочка» «Сказка о курае», «Башкирский праздник» переводы Р. Шафикова Поэзия. А. Игебаев «День победы» Ф. Рахимгулова «Праздничные дары»
Музыка. Песенки, потешки, считалки. « Чудесная камышинка». Пересказ Л.Кузьмина, « Голоса». Пересказ Л.Кузьмина, « Пальчики». Пересказ Л.Кузьмина, « Двенадцать девчонок». Пересказ Л.Кузьмина. Ознакомление с музыкальным инструментом кубыз. Слушание башкирской народной мелодии «Гульназира» ИЗО деятельность Лепка. «Мишка с бочонком меда» Аппликация. «Ичиги для джигита» Рисование. «Роскошный кафтан (жилет)» Праздники. «Каргатуй» Чувашия Январь Игры. «Бои петухов», «Воробьи и кошка», «Гуси-лебеди», «Иголка, нитка, узелок», «Простая лапта». Беседы. «Традиции и культура чувашского народа», «Столица Чувашии – город Чебоксар». Встреча с представителями чувашской общины из дома Дружбы народов»
Сказки. « Девушка на луне» Перевод С. Шуртакова, «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова Поэзия. «Засыпай сынок» обработка Л. Яхина.
Музыка. Песенка « Засыпай сынок» (обработка Л.Яхнина.) Слушание чувашской народной мелодии. Ознакомление с музыкальными инструментами волынка (скрипка)
ИЗО деятельность Лепка. Сказочные герои. Аппликация. Украшение головной повязки – сурпан. Рисование. «Украшение пояса» завитками. Праздники. «Раштав» (Рождество) «Щеварини» (Масленица) Удмуртия Февраль Игры. « Баня», «Водяной», «Слепой баран», «Маша и Яша», «Ручеек», «Горячие табани», «Колечко» «Жмурки», «Лягушка», «С палочкой», «Лодыжки» Беседы. «Что такое народное искусство», «Ознакомление с легендой о возникновении гуслей» Беседа о музыкальном фестивале П.И. Чайковского Беседа о создателе всемирно известного автомата АК-47, ижевском конструкторе-оружейнике Михаиле Тимофеевиче Калашникове
Встреча с детьми из городской удмуртской общины «Зардон» Сказки. « Как купец хотел солнце остановить» пересказ М. Булатова, « Красавица береза» пересказ М. Булатова, « Петух и курица»,« Заным-Койдым», « Котофей Иванович». Проза. В. Ванюшев «Я удмурт», «Друзья и хлеб» Ф. Васильев «Наши сосны» «Дождик», «Маковы цветы» пересказ Л. Кузьмина
Музыка. Песенки, потешки. Считалки « Шанежка», « Дождик», « Гуля- голубок», « Считалка с яблоком» Ознакомление с музыкальным инструментом скрипка, ложки. ИЗО деятельность Лепка. «Удмуртская посуда» Аппликация. «Украшение удмуртского платка-айшон» Рисование. Рисование кота по сказке « Котофей Иванович», украшение головной косынки удмуртским орнаментом. Праздники. «Толсур» (зимний праздник), «Бадзымнунал» (Пасха) Мордовия Март Игры. «Слепая старуха», «Сова», «Паук и мухи», «За капустой», «За ягодой», «В камушки» (Кевняняса), «В ворона», «В курочки», «Ключи от замка», «Круговой мяч», Беседы. «Духовная культура Мордовского народа» «Заповедник имени П.Г. Смидовича, где находится уникальный в Республике, музей фауны» Встреча с представителями мордовской общины из Дома Дружбы народов «Родник» Сказки. « Как собака друга искала», « Благородный медведь» ( Обработка Э. Померанцева), « Два купеческих сына», « Жатва зимой». Поэзия. «Родной мой край» Н. Эркай. «В России средь березовых просторов» А.Норкин Музыка. Песенка. « Лесные утки». Обработка Н.Колпака. Ознакомление с музыкальным инструментом свирель - «нуди», скрипка - «карьеве» . ИЗО деятельность. Лепка. Знакомство с посудой мордовских мастеров. Аппликация. « Праздничный фартук» Рисование. « Нарядный нагрудник» Праздник. «Цвети мой край – Мордовия моя», «Мэрцишор» (праздник прихода весны). Марий Эл Апрель Игры. «Катание мяча», «Барабанные палочки», «Золотые ворота» Беседы. «Народная песня – живой свидетель народного быта», «Марийский заповедник «Большая Кокшага» Сказки. «Гусли само дуды», «Ученый медведь», «Леший и мужик» (марийские народные сказки) Проза. « Пуговица» Н. Майн. Литературные сказки. « Лиса, сова и сорока». Пересказ А. Елагиной, « Мальчик- богатырь». Пересказ М. Булатова.
Музыка. Песенки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. «Колыбельная» перевод С. Поделкова, « Наше поле» перевод С. Поделкова Ознакомление с музыкальным инструментом гусли («карш»), волынка («шювыр») Народная музыкальная игра «Кукушка». ИЗО деятельность. Аппликация. « Кружка для эран» Рисование.
« Национальный передник – Ончылсакыш» Праздник. «Пеледышпайрым» (Праздник цветов) Республики Поволжья Май Развлечение. «Мы любим играть» Беседа. «Край мой - Татарстан» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Все народы в гости к нам»
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям: Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирования познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти ,внимания и др.); Уточнение значений слов; Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного ,понятийного, коннотативного, контекстуального); Организация семантических полей, лексической системы; Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой ,определения общего ,сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, сто-лик),выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений . Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи(на уровне словосочетания, предложения),в дальнейшем –закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап-формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. Существительные : 1.дифференциация И.п.ед. и мн.числа; 2.отработка беспредложных конструкций ед.ч. Глаголы: Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе. Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения. Существительные: 1.понимание и употребление предложно-падежных конструкций ед.ч. 2.закрепление беспредложных форм мн.ч. Глаголы: 1. дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени; 2. согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. Прилагательные: Согласование прилагательного и существительного в И.п.ед.имн.ч. Третий этап-закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. Существительные: Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах мн.ч. Прилагательные: Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее-в связной речи. Формирование словоизменения у существительных 1.Дифференциация существительных И.п.ед. и мн.ч. 2.Закрепление в речи беспредложных конструкций ед.ч.в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а ,-я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности). 3. Овладение предложно-падежными конструкциями ед.ч. 4.Закрепление беспредложных форм мн.ч. 5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных мн.ч. При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагательных. Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных. 1.Согласование прилагательного с существительным в И.п. ед и мн.ч.: 1)формы мужского рода: С ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховой); С безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.); 2) формы женского рода: С ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая); С безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная); 3) формы среднего рода: С ударным окончанием (большое, смешное, меховое ,голубое); С безударным окончанием (вкусное, круглое сладкое, красное, длинное, широкое, узкое). 3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа: 1) в беспредложных конструкциях; 2) в предложных конструкциях. 3.Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: 1) в беспредложных конструкциях; 2)в предложных конструкциях. Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее –в предложениях различной структуры, позднее –в связной речи.
Л. Н. Ефименкова предлагает определенную, логическую последовательность работы над структурой предложения, над его грамматическим и интонационным оформлением. 1. Подлежащее и сказуемое (Птицы летят.). Согласование существительного с глаголом в числе и в роде. 2.Подлежащее и сказуемое, выраженное существительным в творительном, дательном падежах без предлогов (Дети увидели собаку.). Согласование существительного с глаголом в винительном, родительном, дательном, творительном падежах единственного и множественного числа. 3. Определение, подлежащее и сказуемое (Маленькая девочка рисует). Согласование существительного и глагола в числе и в роде. 4. Подлежащее, сказуемое, определение и дополнение (Девочка собирает полевые цветы.). Согласование прилагательного с существительным в падеже 5.Подлежащее, сказуемое и обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (Коля играет на поляне). Синтаксическое управление. Работа с предлогами. Правильное употребление предлогов. Понятие «маленькое слово», затем предлог. Выкладывание соответствующих схем предложений. 6.Подлежащее, сказуемое и дополнение, выраженное существительным с предлогом (Дети слепили слона.). Продолжаем работу по обучению детей правильно употреблять предлоги. 7. Подлежащее, сказуемое, определение и дополнение (Дети гуляли в березовой роще). Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах 8. Подлежащее, сказуемое, определение и обстоятельство (Девочка смотрела на новую куклу.). Выкладывание схем предложений, обучающих в дальнейшем раздельному написанию слов в предложении. 9.Подлежащее, дополнение и обстоятельство (Дети собирали грибы в лесу). Выкладывание схем предложений различной сложности. Закрепление предыдущих тем. 10. Подлежащее, сказуемое, определение и обстоятельство (Дети собирали белые грибы в березовом лесу.). 11.Определение, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, определение и обстоятельство (Заботливая снегурочка угостила голодную белочку лесными орешками.). На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи логопед, прежде всего должен, познакомить детей с понятием «слово». Для развития лексико-грамматического строя речи используются различные игры: Игра «Посмотри вокруг, назови слово». Цель игры: дать детям понятие «слово», соотнести его с графическим символом. Логопед объясняет детям, что, всё, что мы видим вокруг, можем услышать и почувствовать различными органами чувств, всё это слова, обозначающие предмет. Приводит примеры слов: «стол», «солнце», «воздух» и т. д. Затем детям предлагается посмотреть вокруг и назвать слово. Каждое, названное слово логопед отмечает на доске полоской картона. У детей на столах фишки. Назвав слово, ребёнок кладёт перед собой фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка. Игра «Живое, не живое» Цели игры: формирование понятия о предмете. Живой не живой. У каждого ребенка на столах картинки. Логопед объясняет, что про живые предметы мы спрашиваем «кто это?», а про не живые – «что это?». Если звучит вопрос «кто это?» встают те дети, у которых на картинке живой предмет, если звучит вопрос «что это?», встают те дети, у которых изображен не живой предмет. Дети по очереди называют свои предметы. Затем дети переворачивают картинки и стараются вспомнить, что было нарисовано или кто был нарисован у соседа. Предполагаемый ответ ребенка: «У Светы на картинке была нарисована тыква. Мы спрашиваем про неё «что это?» Следующая игра «Посмотри внимательно» Цель игры: формирование понятия о предмете. Живой не живой. Соотнесение слова с графическим символом. Логопед показывает детям большую картину «Деревенский двор» и объясняет, что, если дети слышат вопрос «Кого нарисовал художник?» нужно назвать живой предмет. Если дети слышат вопрос «Что нарисовал художник?» они должны назвать не живой предмет. Далее дети внимательно слушают вопросы и стараются правильно ответить. Логопед при каждом ответе выкладывает на доску полоски картона. Полоски картона двух цветов. Живые предметы – желтый цвет, не живые – оранжевый. Игра « Назови части» Цель игры: расширение активного словаря в экспрессивной речи детей. Логопед показывает детям картинку, например «кошка». Называем части предмета: тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик - .., дом -.., дерево -.., часы -… Игра «Отгадай предмет по названию частей» Цель игры: расширение активного словаря в экспрессивной речи детей. Логопед перечисляет части предмета, если дети отгадывают, переворачивает картинку, подтверждая ответ. Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) и т. д. После закрепления у детей понятия «слово», «слово – предмет» начинаем формировать понятие «слово – действие». Игра «Назови слово, придумай действие» Цель игры: наглядно показать, что предложение состоит из слов. Знакомство детей с графической схемой предложения, что в дальнейшем помогает программированию высказывания. У детей на столах картинки, изображающие действие (девочка рисует, поливает и т. д.). Логопед просит назвать слово, которое, которое изображено на картинке. Назвав слово, ребенок, подражая логопеду, кладет полоску картона ниже картинки. Затем логопед просит подумать, что делает этот предмет? Предполагаемые ответы детей: «Дети. Дети бегут. Девочка. Девочка спит». Рядом с первой полоской картона кладется еще одна, другого цвета или двойная. Логопед делает акцент на то, что у них на столах два слова, связанных между собой и это называется предложение. Детям предлагается картинка, где необходимо ввести третий член предложения. На картинке девочка несёт предмет, который предварительно закрыт листом бумаги. Логопед спрашивает: «Что делает девочка?» Дети отвечают: «Девочка несёт». Логопед продолжает: «Что несет девочка?» Дети придумывают различные варианты: «цветы, коробку, игрушку, и. т. д.». Логопед открывает закрытый фрагмент, и теперь можно точно сказать, что девочка несёт ведро. Логопед предлагает выложить каждое слово полоской картона и посчитать, сколько слов теперь получилось. Таким образом, подводим детей к понятию «предложение». Дети дошкольного возраста не могут сразу осознать это абстрактное понятие, поэтому возвращаемся к нему и на последующих занятиях. Игра «Живое предложение» Цель игры: наглядно показать, что предложение состоит из слов. Определение первого, второго и третьего слов в предложении. Оборудование: сюжетные картинки. Логопед говорит детям, что сейчас они превратятся в слова. Приглашает трех детей (на начальном этапе, затем больше) и называет каждому его слово. Показывает картинку и просит встать по порядку. Каждый ребенок называет своё слово. Остальные дети проверяют, правильное ли получилось предложение, проговаривают получившееся предложение хором. Игра «Посчитаем слова в предложении». Оборудование: сюжетные картинки, палочки. Логопед называет детям картинки: Бабушка спит. Бабушка вяжет чулки. Девочка ест суп. Девочка играет. Предлагается из палочек составить схему предложения. Логопед спрашивает: «Какое это слово* Что говорится о бабушке?» Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками. Игра «Какая полоска нужна?» Цель игры: сопоставление слова и предложения как языковых единиц. Оборудование: длинные и короткие цветные полоски картона. Логопед объясняет, что нужно поднять короткую полоску, если дети услышат слово, а длинную – если предложение. Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял мишку. Девочка. Девочка ест кашу. Затем нужно положить длинную полоску перед собой, а под ней столько полосок, сколько слов в предложении. Игра «Запиши предложение» Цель: обучение детей выкладывать схему предложения для дальнейшего программирования высказывания. Оборудование: предметные картинки, полоски картона. Выкладывание схемы предложения из трех слов. Используют две предметные картинки (например: зайка и морковка). Кладем картинку «зайка», под картинкой полоску картона, обозначающую слово. Затем кладем полоску картона, обозначающую действие ( грызёт). Далее картинку «морковка» и полоску картона, обозначающую это слово. Получилось предложение «Зайка грызёт морковку» Проговариваем получившееся предложение хором. Игра «интонация» Цель: наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения, учить определять границы предложения в небольшом тексте. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст ( для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). Затем, понижая голос в конце каждого предложения, логопед предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами. В лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаш. Игра «Деформированный текст» учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме. Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления. Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.150.142 (0.015 с.) |