Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержание дополнительной образовательной программыСодержание книги
Поиск на нашем сайте Для заучивания наизусть Ж. Тарджеманов.«Зима», пер. М. Ивенсен; Р. Миннуллин. «Прощание с детским садом», пер. Э. Блиновой Музыка. Слушание «Марш» С.Сайдашева. Песенки. Календарные обрядовые песни. «Загляни к нам солнышко», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина; «Нардуган, мой Нардуган…пер.Э. Каюмовой.; «Пальчики» пер. Р. Я|гфарова, перес. Л. Кузьмина; «Жаворонок, проснись..», пер. Р. Ягафарова Разучивание песни «Көз» Г. Гараева Знакомство с народными музыкальными инструментами (гармонь, курай, кубыз, домбра) ИЗО деятельность. Лепка. «Машина Камаз», «Өчпочмак» Аппликация. «Мой город», «Кукла в национ. одежде», «Украсим фартук», Рисование. «Улица на которой я живу», «Украсим скатерть» Праздник. «Сөмбелә», «Нардуган», «Нәүрүз»
Россия Ноябрь - апрель
Игры. « Жмурки», « Горелки», « Кот, какая сметана». Домино « Дымковские узоры», « Городецкие узоры», «Хохломские узоры», « Лото « Русская игрушка». « Скажи за героев сказки», « Король , прими нас на работу», « Черное и белое», « Ой, болит!»«Мышеловка», «Горелки», «Бубенцы», «В саду ли в огороде»,« В хороводе мы были», « На зеленом лугу», « Кострома- Кострома», « Верба-вербочка», « Кот, какая сметана» Беседы. «Почему на пасху красят яйца?», «Почему русские люди пекут блины?» Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Сказки. « Морозко», « Царевна- лягушка». « Сивка –бурка», « Хаврошечка», « Снегурочка». Поэзия. А. Блок «На лугу», С. Есенин «Пороша», М. Лермонтов «Горные вершины» Проза. А.Куприн «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники» , Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек – горбунок»
Музыка. Песенки. « Лиса рожью шла…», « Чигарики-чок-чигарок…», « Зима пришла…», «Идет матушка весна…», « Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…» Сказки и былины. « Илья Муромец и Соловей-разбойник», « Василиса Прекрасная», « Волк и Лиса», « Добрыня и Змей», « Садко», « Семь Симеонов- семь работников», « СынкоФилипко», « Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», « Снегурочка» Заучивание колыбельных песен и приговорок, ознакомление с музыкальными инструментами (дудка, треугольники, деревянные ложки). Игра на них. Пение русских народных песен. « Лиса по лесу ходила», « А я по лугу», « Ходит зайка по саду»,» Скок- скок- поскок», « Во поле береза стояла», « Как пошли наши подружки». Сочинение детьми танцев под фонограмму русских народных мелодий. ИЗО деятельность Лепка. « Дымковская лошадка», « Мишка (по Богородской игрушке) Аппликация. « Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»), коллективная «Хоровод матрешек» Рисование. «Хохломские узоры», « Гжельские узоры» Праздники. «Пришла Коляда - отворяй ворота», «Масленица». Башкортостан Декабрь Игры. «Медный пень» (Бакырбукэн), «Палка-кидалка» (Сойоштаяк), «Стрелок» (Уксы) Беседы. «Чем славится Башкортостан»,«Национальные блюда башкирского народа», «Древняя форма пчеловодства – «бортничество». Сказки. «Ленивая девочка» «Сказка о курае», «Башкирский праздник» переводы Р. Шафикова Поэзия. А. Игебаев «День победы» Ф. Рахимгулова «Праздничные дары»
Музыка. Песенки, потешки, считалки. « Чудесная камышинка». Пересказ Л.Кузьмина, « Голоса». Пересказ Л.Кузьмина, « Пальчики». Пересказ Л.Кузьмина, « Двенадцать девчонок». Пересказ Л.Кузьмина. Ознакомление с музыкальным инструментом кубыз. Слушание башкирской народной мелодии «Гульназира» ИЗО деятельность Лепка. «Мишка с бочонком меда» Аппликация. «Ичиги для джигита» Рисование. «Роскошный кафтан (жилет)» Праздники. «Каргатуй» Чувашия Январь Игры. «Бои петухов», «Воробьи и кошка», «Гуси-лебеди», «Иголка, нитка, узелок», «Простая лапта». Беседы. «Традиции и культура чувашского народа», «Столица Чувашии – город Чебоксар». Встреча с представителями чувашской общины из дома Дружбы народов»
Сказки. « Девушка на луне» Перевод С. Шуртакова, «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова Поэзия. «Засыпай сынок» обработка Л. Яхина.
Музыка. Песенка « Засыпай сынок» (обработка Л.Яхнина.) Слушание чувашской народной мелодии. Ознакомление с музыкальными инструментами волынка (скрипка) ИЗО деятельность Лепка. Сказочные герои. Аппликация. Украшение головной повязки – сурпан. Рисование. «Украшение пояса» завитками. Праздники. «Раштав» (Рождество) «Щеварини» (Масленица) Удмуртия Февраль Игры. « Баня», «Водяной», «Слепой баран», «Маша и Яша», «Ручеек», «Горячие табани», «Колечко» «Жмурки», «Лягушка», «С палочкой», «Лодыжки» Беседы. «Что такое народное искусство», «Ознакомление с легендой о возникновении гуслей» Беседа о музыкальном фестивале П.И. Чайковского Беседа о создателе всемирно известного автомата АК-47, ижевском конструкторе-оружейнике Михаиле Тимофеевиче Калашникове
Встреча с детьми из городской удмуртской общины «Зардон» Сказки. « Как купец хотел солнце остановить» пересказ М. Булатова, « Красавица береза» пересказ М. Булатова, « Петух и курица»,« Заным-Койдым», « Котофей Иванович». Проза. В. Ванюшев «Я удмурт», «Друзья и хлеб» Ф. Васильев «Наши сосны» «Дождик», «Маковы цветы» пересказ Л. Кузьмина
Музыка. Песенки, потешки. Считалки « Шанежка», « Дождик», « Гуля- голубок», « Считалка с яблоком» Ознакомление с музыкальным инструментом скрипка, ложки. ИЗО деятельность Лепка. «Удмуртская посуда» Аппликация. «Украшение удмуртского платка-айшон» Рисование. Рисование кота по сказке « Котофей Иванович», украшение головной косынки удмуртским орнаментом. Праздники. «Толсур» (зимний праздник), «Бадзымнунал» (Пасха) Мордовия Март Игры. «Слепая старуха», «Сова», «Паук и мухи», «За капустой», «За ягодой», «В камушки» (Кевняняса), «В ворона», «В курочки», «Ключи от замка», «Круговой мяч», Беседы. «Духовная культура Мордовского народа» «Заповедник имени П.Г. Смидовича, где находится уникальный в Республике, музей фауны» Встреча с представителями мордовской общины из Дома Дружбы народов «Родник» Сказки. « Как собака друга искала», « Благородный медведь» ( Обработка Э. Померанцева), « Два купеческих сына», « Жатва зимой». Поэзия. «Родной мой край» Н. Эркай. «В России средь березовых просторов» А.Норкин Музыка. Песенка. « Лесные утки». Обработка Н.Колпака. Ознакомление с музыкальным инструментом свирель - «нуди», скрипка - «карьеве» . ИЗО деятельность. Лепка. Знакомство с посудой мордовских мастеров. Аппликация. « Праздничный фартук» Рисование. « Нарядный нагрудник» Праздник. «Цвети мой край – Мордовия моя», «Мэрцишор» (праздник прихода весны). Марий Эл Апрель Игры. «Катание мяча», «Барабанные палочки», «Золотые ворота» Беседы. «Народная песня – живой свидетель народного быта», «Марийский заповедник «Большая Кокшага» Сказки. «Гусли само дуды», «Ученый медведь», «Леший и мужик» (марийские народные сказки) Проза. « Пуговица» Н. Майн. Литературные сказки. « Лиса, сова и сорока». Пересказ А. Елагиной, « Мальчик- богатырь». Пересказ М. Булатова.
Музыка. Песенки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. «Колыбельная» перевод С. Поделкова, « Наше поле» перевод С. Поделкова Ознакомление с музыкальным инструментом гусли («карш»), волынка («шювыр») Народная музыкальная игра «Кукушка». ИЗО деятельность. Аппликация. « Кружка для эран» Рисование. « Национальный передник – Ончылсакыш» Праздник. «Пеледышпайрым» (Праздник цветов) Республики Поволжья Май Развлечение. «Мы любим играть» Беседа. «Край мой - Татарстан» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Все народы в гости к нам»
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям: Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирования познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти ,внимания и др.); Уточнение значений слов; Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного ,понятийного, коннотативного, контекстуального); Организация семантических полей, лексической системы; Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой ,определения общего ,сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, сто-лик),выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений . Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи(на уровне словосочетания, предложения),в дальнейшем –закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР. Первый этап-формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. Существительные : 1.дифференциация И.п.ед. и мн.числа; 2.отработка беспредложных конструкций ед.ч. Глаголы: Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе. Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения. Существительные: 1.понимание и употребление предложно-падежных конструкций ед.ч. 2.закрепление беспредложных форм мн.ч. Глаголы: 1. дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени; 2. согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. Прилагательные: Согласование прилагательного и существительного в И.п.ед.имн.ч. Третий этап-закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. Существительные: Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах мн.ч. Прилагательные: Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее-в связной речи. Формирование словоизменения у существительных 1.Дифференциация существительных И.п.ед. и мн.ч. 2.Закрепление в речи беспредложных конструкций ед.ч.в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а ,-я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности). 3. Овладение предложно-падежными конструкциями ед.ч. 4.Закрепление беспредложных форм мн.ч. 5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных мн.ч. При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагательных. Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных. 1.Согласование прилагательного с существительным в И.п. ед и мн.ч.: 1)формы мужского рода: С ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховой); С безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.); 2) формы женского рода: С ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая); С безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная); 3) формы среднего рода: С ударным окончанием (большое, смешное, меховое ,голубое); С безударным окончанием (вкусное, круглое сладкое, красное, длинное, широкое, узкое). 3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа: 1) в беспредложных конструкциях; 2) в предложных конструкциях. 3.Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: 1) в беспредложных конструкциях; 2)в предложных конструкциях. Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее –в предложениях различной структуры, позднее –в связной речи. Л. Н. Ефименкова предлагает определенную, логическую последовательность работы над структурой предложения, над его грамматическим и интонационным оформлением. 1. Подлежащее и сказуемое (Птицы летят.). Согласование существительного с глаголом в числе и в роде. 2.Подлежащее и сказуемое, выраженное существительным в творительном, дательном падежах без предлогов (Дети увидели собаку.). Согласование существительного с глаголом в винительном, родительном, дательном, творительном падежах единственного и множественного числа. 3. Определение, подлежащее и сказуемое (Маленькая девочка рисует). Согласование существительного и глагола в числе и в роде. 4. Подлежащее, сказуемое, определение и дополнение (Девочка собирает полевые цветы.). Согласование прилагательного с существительным в падеже 5.Подлежащее, сказуемое и обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (Коля играет на поляне). Синтаксическое управление. Работа с предлогами. Правильное употребление предлогов. Понятие «маленькое слово», затем предлог. Выкладывание соответствующих схем предложений. 6.Подлежащее, сказуемое и дополнение, выраженное существительным с предлогом (Дети слепили слона.). Продолжаем работу по обучению детей правильно употреблять предлоги. 7. Подлежащее, сказуемое, определение и дополнение (Дети гуляли в березовой роще). Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах 8. Подлежащее, сказуемое, определение и обстоятельство (Девочка смотрела на новую куклу.). Выкладывание схем предложений, обучающих в дальнейшем раздельному написанию слов в предложении. 9.Подлежащее, дополнение и обстоятельство (Дети собирали грибы в лесу). Выкладывание схем предложений различной сложности. Закрепление предыдущих тем. 10. Подлежащее, сказуемое, определение и обстоятельство (Дети собирали белые грибы в березовом лесу.). 11.Определение, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, определение и обстоятельство (Заботливая снегурочка угостила голодную белочку лесными орешками.). На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи логопед, прежде всего должен, познакомить детей с понятием «слово». Для развития лексико-грамматического строя речи используются различные игры: Игра «Посмотри вокруг, назови слово». Цель игры: дать детям понятие «слово», соотнести его с графическим символом. Логопед объясняет детям, что, всё, что мы видим вокруг, можем услышать и почувствовать различными органами чувств, всё это слова, обозначающие предмет. Приводит примеры слов: «стол», «солнце», «воздух» и т. д. Затем детям предлагается посмотреть вокруг и назвать слово. Каждое, названное слово логопед отмечает на доске полоской картона. У детей на столах фишки. Назвав слово, ребёнок кладёт перед собой фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка. Игра «Живое, не живое» Цели игры: формирование понятия о предмете. Живой не живой. У каждого ребенка на столах картинки. Логопед объясняет, что про живые предметы мы спрашиваем «кто это?», а про не живые – «что это?». Если звучит вопрос «кто это?» встают те дети, у которых на картинке живой предмет, если звучит вопрос «что это?», встают те дети, у которых изображен не живой предмет. Дети по очереди называют свои предметы. Затем дети переворачивают картинки и стараются вспомнить, что было нарисовано или кто был нарисован у соседа. Предполагаемый ответ ребенка: «У Светы на картинке была нарисована тыква. Мы спрашиваем про неё «что это?» Следующая игра «Посмотри внимательно» Цель игры: формирование понятия о предмете. Живой не живой. Соотнесение слова с графическим символом. Логопед показывает детям большую картину «Деревенский двор» и объясняет, что, если дети слышат вопрос «Кого нарисовал художник?» нужно назвать живой предмет. Если дети слышат вопрос «Что нарисовал художник?» они должны назвать не живой предмет. Далее дети внимательно слушают вопросы и стараются правильно ответить. Логопед при каждом ответе выкладывает на доску полоски картона. Полоски картона двух цветов. Живые предметы – желтый цвет, не живые – оранжевый. Игра « Назови части» Цель игры: расширение активного словаря в экспрессивной речи детей. Логопед показывает детям картинку, например «кошка». Называем части предмета: тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик - .., дом -.., дерево -.., часы -… Игра «Отгадай предмет по названию частей» Цель игры: расширение активного словаря в экспрессивной речи детей. Логопед перечисляет части предмета, если дети отгадывают, переворачивает картинку, подтверждая ответ. Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) и т. д. После закрепления у детей понятия «слово», «слово – предмет» начинаем формировать понятие «слово – действие». Игра «Назови слово, придумай действие» Цель игры: наглядно показать, что предложение состоит из слов. Знакомство детей с графической схемой предложения, что в дальнейшем помогает программированию высказывания. У детей на столах картинки, изображающие действие (девочка рисует, поливает и т. д.). Логопед просит назвать слово, которое, которое изображено на картинке. Назвав слово, ребенок, подражая логопеду, кладет полоску картона ниже картинки. Затем логопед просит подумать, что делает этот предмет? Предполагаемые ответы детей: «Дети. Дети бегут. Девочка. Девочка спит». Рядом с первой полоской картона кладется еще одна, другого цвета или двойная. Логопед делает акцент на то, что у них на столах два слова, связанных между собой и это называется предложение. Детям предлагается картинка, где необходимо ввести третий член предложения. На картинке девочка несёт предмет, который предварительно закрыт листом бумаги. Логопед спрашивает: «Что делает девочка?» Дети отвечают: «Девочка несёт». Логопед продолжает: «Что несет девочка?» Дети придумывают различные варианты: «цветы, коробку, игрушку, и. т. д.». Логопед открывает закрытый фрагмент, и теперь можно точно сказать, что девочка несёт ведро. Логопед предлагает выложить каждое слово полоской картона и посчитать, сколько слов теперь получилось. Таким образом, подводим детей к понятию «предложение». Дети дошкольного возраста не могут сразу осознать это абстрактное понятие, поэтому возвращаемся к нему и на последующих занятиях. Игра «Живое предложение» Цель игры: наглядно показать, что предложение состоит из слов. Определение первого, второго и третьего слов в предложении. Оборудование: сюжетные картинки. Логопед говорит детям, что сейчас они превратятся в слова. Приглашает трех детей (на начальном этапе, затем больше) и называет каждому его слово. Показывает картинку и просит встать по порядку. Каждый ребенок называет своё слово. Остальные дети проверяют, правильное ли получилось предложение, проговаривают получившееся предложение хором. Игра «Посчитаем слова в предложении». Оборудование: сюжетные картинки, палочки. Логопед называет детям картинки: Бабушка спит. Бабушка вяжет чулки. Девочка ест суп. Девочка играет. Предлагается из палочек составить схему предложения. Логопед спрашивает: «Какое это слово* Что говорится о бабушке?» Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками. Игра «Какая полоска нужна?» Цель игры: сопоставление слова и предложения как языковых единиц. Оборудование: длинные и короткие цветные полоски картона. Логопед объясняет, что нужно поднять короткую полоску, если дети услышат слово, а длинную – если предложение. Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял мишку. Девочка. Девочка ест кашу. Затем нужно положить длинную полоску перед собой, а под ней столько полосок, сколько слов в предложении. Игра «Запиши предложение» Цель: обучение детей выкладывать схему предложения для дальнейшего программирования высказывания. Оборудование: предметные картинки, полоски картона. Выкладывание схемы предложения из трех слов. Используют две предметные картинки (например: зайка и морковка). Кладем картинку «зайка», под картинкой полоску картона, обозначающую слово. Затем кладем полоску картона, обозначающую действие ( грызёт). Далее картинку «морковка» и полоску картона, обозначающую это слово. Получилось предложение «Зайка грызёт морковку» Проговариваем получившееся предложение хором. Игра «интонация» Цель: наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения, учить определять границы предложения в небольшом тексте. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст ( для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). Затем, понижая голос в конце каждого предложения, логопед предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами. В лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаш. Игра «Деформированный текст» учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме. Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления. Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |