Общество как система. Сущность и основные характеристики традиционного и современного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как система. Сущность и основные характеристики традиционного и современного общества



Одним из основных понятий социологии является понятие «общества». В современной теории обществом называют системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей. По своему характеру и строению общество - сложноорганизованная система органического типа, социетальная система, включающая в себя все виды социальных систем. Она характеризуется структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством и эволюцией.

Наиболее распространенной в современной социологической теории классификацией общественных систем является выделение в качестве основных их типов традиционного и современного обществ. Основанием их различения является целый комплекс признаков: характер собственности, особенность социальной структуры, природа власти, господствующие в обществе ценностные установки. В качестве базовой ценности, позволяющей различить традиционное и современное общества, выступает готовность или, напротив, отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой установке соответствуют экономическая, политическая, идеологическая подсистемы, что делает общество интегрированным и целостным.

Одним из первых социологов, обратившихся к данной типологии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину


(Gemeinschaft) - традиционное сообщество, и общество (Gesellschaft) - современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на исследования многих социологов, работавших после него, таких как Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс.

Наиболее значима для выявления отличий между традиционным и современным обществом теория социального действия Макса Вебера. Под социальным действием М.Вебер понимал характерные особенности поведения людей в самых различных сферах - в производстве, в быту, в политике. Все общественные институты и отношения являются в конечном итоге результатом социального действия. М.Вебер выделил четыре типа такого действия: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное. Различия между перечисленными типами социального действия определяются мотивами, которыми детерминируется поведение людей, и степенью осознания ими целей своих действий.

Традиционное социальное действие основано на следовании привычным стереотипам поведения, причем в этом случае человек зачастую не задумывается о целесообразности своих действий, остается во власти сковывающих его личную инициативу традиций. Аффективный тип социального действия характеризуется преобладанием чисто психологической мотивации под воздействием внешних раздражителей. В отличие от него ценностно-рациональный тип социального действия предполагает наличие осознанных мотивов поведения. В данном случае свои цели и задачи люди определяют на основе положений религиозных доктрин, этических принципов, постулатов какой-либо политической идеологии.

Высшим типом социального действия, согласно М.Веберу, является целерациональное социальное действие. Такое действие субъекта направлено на достижение заранее намеченных целей. Эти цели достигаются с помощью таких рациональных по своей природе средств, как естественнонаучные и общественно-научные знания, формально-правовые нормы, с использованием, если это необходимо, техники и технологии.

Для традиционного общества характерно господство традиционного типа социального действия, то есть такого действия, которое основано не на рациональном сознании и выборе, а на следовании однажды принятой привычной установке. Традиционное общество - это, прежде всего, аграрное общество. Подавляющая часть его населения проживает в сельской местности и занята примитивным сельскохозяйственным трудом и ремеслом, основанном на простом воспроизводстве. Традиционное общество отличается закрытой социальной структурой, исключающей вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, и низким индивидуальным статусом большинства его членов. Религиозное сознание господствует здесь во всех жизненных сферах, а политическая власть носит авторитарный характер. Традиционное общество слабовосприимчиво к инновациям, застойно по самой своей природе.

Современное общество основывается на преобладании целерационального социального действия. Технологической базой современного общества является промышленное производство, что обусловливает быстрое развитие науки и техники. Городское население в современном обществе преобладает над сельским, социальная структура такого общества приобретает открытый характер, появляются возможности для горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Ролевые функции в современном обществе дифференцированы, а основные сферы жизнедеятельности секуляризированы, т.е. освобождены от религиозного влияния. Власть и управление в современном обществе рационализированы. В целом это общество обладает мощным потенциалом саморазвития.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, индустриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств массовой коммуникации накладывают свой отпечаток на человеческую личность. В 70-х г. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и


Пакистан), в результате которого была построена аналитическая модель современной личности. Согласно этой модели, основными чертами современного человека являются:

1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах - от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

2. Способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое; экономия времени; пунктуальность;

4. Уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

5. Планирование будущих действий для достижения поставленных целей как в общественной, так и в личной жизни;

6. Высокая ценность образования и обучения;

7. Уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)