Понятие социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социологического исследования



Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели - получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практической деятельности. Впервые термин «социологическое исследование» появился в качестве подзаголовка к известной работе Эмиля Дюркгейма «Самоубийство» (1897). Вместе с тем, история проведения опросов на практике уходит к 1820-м годам, когда печатные СМИ стали проявлять интерес к тому, кого из кандидатов местные граждане и политики хотели бы видеть на посту президента. В данных опросах не ставился вопрос выборки, не было научного подхода, поэтому их назвали «соломенными» (Straw-Polls). Автором термина

«соломенные опросы» является известный английский политик и ученый Джон Селден (John Selden, 1584–1654), который писал: «…возьмите солому и подбросьте ее в воздух — вы сможете увидеть, куда дует ветер». Уже к середине XIX века «соломенные опросы» стали очень популярными. В основном такие опросы проводились редакциями газет и разрабатывались журналистами. Сейчас, говоря о «соломенных опросах», обычно имеют в виду опросы, проводимые по упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих факторов. Тем не менее, в XIX веке такие опросы выполняли важные социальные и культурные функции, и стали отправными для развития «научных» приемов изучения общественного мнения.

Среди тех, кто внес заметный вклад в прикладную социологию, нельзя не упомянуть Дж. Гэллапа (George Gallup). В 1935 г. он основал Американский институт общественного мнения, который впоследствии распространил свою деятельность на


многие страны мира и стал настоящей «социологической империей». Дж. Гэллап усовершенствовал многие методические приемы и прежде всего использование выборочного метода в предвыборных опросах.

Также следует отметить известную немецкую исследовательницу Э. Ноэль-Нойман и организованный ею Институт демоскопии в Алленбахе. С ее именем связаны открытие и анализ таких явлений в поведении электората, как «спираль молчания» (59), «сдвиг последней минуты» (60). Этим она завоевала признание в среде социологической общественности, и в течение ряда лет была президентом Всемирной ассоциации по изучению общественного мнения.

В целом современная классификация социологических исследований довольно разнообразна: от теоретического и прикладного до аналитического, описательного, пилотажного и др. Как правило, все они имеют, по меньшей мере, 3 этапа:

1 этап – подготовительный – теоретическая разработка программы социологического исследования, о которой пойдет речь в разделе 6.1.2;

2 этап – процедурно - методический; 3 этап – организационный.

Уточним ключевые понятия, используемые в эмпирической социологии. Так, метод

– это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика

– совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. К примеру, при исследовании состояния общественного мнения(61) социолог использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос. Часть вопросов анкеты он сформулировал в открытой форме, а часть - в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют методику исследования. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования.

Одной из главных задач в социологическом исследовании является сбор первичной социологической информации. С этой целью используются различные методы. К наиболее распространенным методам относится опрос. Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, в Бельгии – в 1868-1869 гг. И далее начали активно распространяться. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным результатам.

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не

«средний респондент», а живой, реальный человек, который воздействует на социолога так же, как и социолог на него. Респонденты, таким образом, не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п., и, воспринимая вопросы, они могут на одни не ответить из- за недостатка знаний, на другие – из-за отсутствия желания, а на третьи – ответить неискренне.

Вид социологического исследования определяется в зависимости от характера поставленных задач, от необходимой глубины анализа социального явления или процесса. Различают следующие основные виды социологического исследования:

Разведывательное (пилотажное, зондажное) - наиболее простой вид социологического анализа, позволяющий решать весьма ограниченные задачи. Часто используется для проверки надежности социологического инструментария - анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдения и т.д.


Описательное - более сложный вид исследования, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении или процессе.

Аналитическое - направлено на выявление причин изучаемого явления или процесса. Оно носит комплексный характер, в нем, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Среди методов сбора первичной социологической информации социологи используют наблюдение, опрос, анализ документов и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления или процесса, свойства которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк и дневник наблюдений, фото-кино- видеотехника, другие технические и электронные средства.

Опрос - обращение к непосредственному участнику изучаемого явления или процесса. Выступает в двух разновидностях: анкетировании и интервьюировании. Анкетирование - самостоятельное заполнение вопросника опрашиваемым в присутствии анкетера (очное анкетирование) или без него (заочное анкетирование). Формы заочного анкетирования: почтовый, прессовый, интерактивный опрос. Для проведения опроса составляется анкета - документ, содержащий совокупность вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами исследования. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором социолог сам задает вопросы и фиксирует ответы. Формы интервьюирования: прямое («лицом к лицу») и опосредованное (любыми техническими средствами связи).

В зависимости от источника первичной социологической информации различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основной источник информации - различные социально-профессиональные и демографические группы. Представители данных групп называются при опросе респондентами. В специализированных опросах основным источником информации выступают компетентные лица, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с предметом анализа или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Специализированные опросы иногда называют экспертными.

Анализ документов - один из основных методов сбора первичной социологической информации, источником которой могут выступать самые различные текстовые сообщения. При исследовании используются традиционный анализ, контент-анализ и дискурс-анализ текста.

Проведение эксперимента предполагает создание искусственной ситуации для изучения поведения интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяют еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (еще его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Полученная таким образом информация не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Примером служит монографическое исследование.

Монографическое исследование – 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study (кейс стади), в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Case study (исследование случая) –


глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена с использованием качественной методологии.

Повторное исследование – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:

1. Лонгитюдное (от англ. longitude — долгота) – длительное изучение одной совокупности лиц, т.е. исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установлен- ные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния;

2. Когортное – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени с целью анализа изменений в образе жизни людей одного поколения.

3. Трендовое – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Здесь основной целью выступает установление тенденций (трендов) социальных изменений (например, перепись населения);

4. Панельное – проводится по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени с целью анализа динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (через 15 лет) исследовании. Псевдопанель – совокупность респондентов, подобранная таким образом, что по основным параметрам – возраст, образование, профессия – она напоминает базовую, но это не одни и те же люди. Для глубокого изучения вопроса необходим постоянный сбор информации,

регулярные обследования, т.е. мониторинг, позволяющий сопоставить информацию и выявить основные закономерности изучаемого явления.

Подробнее обозначенные качественные и количественные методы социологического исследования будут раскрыты в рамках данной темы в разделах 6.2 и 6.3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.009 с.)