Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социологического исследования
Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели - получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практической деятельности. Впервые термин «социологическое исследование» появился в качестве подзаголовка к известной работе Эмиля Дюркгейма «Самоубийство» (1897). Вместе с тем, история проведения опросов на практике уходит к 1820-м годам, когда печатные СМИ стали проявлять интерес к тому, кого из кандидатов местные граждане и политики хотели бы видеть на посту президента. В данных опросах не ставился вопрос выборки, не было научного подхода, поэтому их назвали «соломенными» (Straw-Polls). Автором термина «соломенные опросы» является известный английский политик и ученый Джон Селден (John Selden, 1584–1654), который писал: «…возьмите солому и подбросьте ее в воздух — вы сможете увидеть, куда дует ветер». Уже к середине XIX века «соломенные опросы» стали очень популярными. В основном такие опросы проводились редакциями газет и разрабатывались журналистами. Сейчас, говоря о «соломенных опросах», обычно имеют в виду опросы, проводимые по упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих факторов. Тем не менее, в XIX веке такие опросы выполняли важные социальные и культурные функции, и стали отправными для развития «научных» приемов изучения общественного мнения. Среди тех, кто внес заметный вклад в прикладную социологию, нельзя не упомянуть Дж. Гэллапа (George Gallup). В 1935 г. он основал Американский институт общественного мнения, который впоследствии распространил свою деятельность на многие страны мира и стал настоящей «социологической империей». Дж. Гэллап усовершенствовал многие методические приемы и прежде всего использование выборочного метода в предвыборных опросах. Также следует отметить известную немецкую исследовательницу Э. Ноэль-Нойман и организованный ею Институт демоскопии в Алленбахе. С ее именем связаны открытие и анализ таких явлений в поведении электората, как «спираль молчания» (59), «сдвиг последней минуты» (60). Этим она завоевала признание в среде социологической общественности, и в течение ряда лет была президентом Всемирной ассоциации по изучению общественного мнения.
В целом современная классификация социологических исследований довольно разнообразна: от теоретического и прикладного до аналитического, описательного, пилотажного и др. Как правило, все они имеют, по меньшей мере, 3 этапа: 1 этап – подготовительный – теоретическая разработка программы социологического исследования, о которой пойдет речь в разделе 6.1.2; 2 этап – процедурно - методический; 3 этап – организационный. Уточним ключевые понятия, используемые в эмпирической социологии. Так, метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. К примеру, при исследовании состояния общественного мнения(61) социолог использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос. Часть вопросов анкеты он сформулировал в открытой форме, а часть - в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют методику исследования. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Одной из главных задач в социологическом исследовании является сбор первичной социологической информации. С этой целью используются различные методы. К наиболее распространенным методам относится опрос. Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, в Бельгии – в 1868-1869 гг. И далее начали активно распространяться. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным результатам. Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не
«средний респондент», а живой, реальный человек, который воздействует на социолога так же, как и социолог на него. Респонденты, таким образом, не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п., и, воспринимая вопросы, они могут на одни не ответить из- за недостатка знаний, на другие – из-за отсутствия желания, а на третьи – ответить неискренне. Вид социологического исследования определяется в зависимости от характера поставленных задач, от необходимой глубины анализа социального явления или процесса. Различают следующие основные виды социологического исследования: Разведывательное (пилотажное, зондажное) - наиболее простой вид социологического анализа, позволяющий решать весьма ограниченные задачи. Часто используется для проверки надежности социологического инструментария - анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдения и т.д. Описательное - более сложный вид исследования, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении или процессе. Аналитическое - направлено на выявление причин изучаемого явления или процесса. Оно носит комплексный характер, в нем, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Среди методов сбора первичной социологической информации социологи используют наблюдение, опрос, анализ документов и эксперимент. Наблюдение - целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления или процесса, свойства которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк и дневник наблюдений, фото-кино- видеотехника, другие технические и электронные средства. Опрос - обращение к непосредственному участнику изучаемого явления или процесса. Выступает в двух разновидностях: анкетировании и интервьюировании. Анкетирование - самостоятельное заполнение вопросника опрашиваемым в присутствии анкетера (очное анкетирование) или без него (заочное анкетирование). Формы заочного анкетирования: почтовый, прессовый, интерактивный опрос. Для проведения опроса составляется анкета - документ, содержащий совокупность вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами исследования. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором социолог сам задает вопросы и фиксирует ответы. Формы интервьюирования: прямое («лицом к лицу») и опосредованное (любыми техническими средствами связи). В зависимости от источника первичной социологической информации различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основной источник информации - различные социально-профессиональные и демографические группы. Представители данных групп называются при опросе респондентами. В специализированных опросах основным источником информации выступают компетентные лица, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с предметом анализа или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Специализированные опросы иногда называют экспертными.
Анализ документов - один из основных методов сбора первичной социологической информации, источником которой могут выступать самые различные текстовые сообщения. При исследовании используются традиционный анализ, контент-анализ и дискурс-анализ текста. Проведение эксперимента предполагает создание искусственной ситуации для изучения поведения интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства. В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяют еще два вида социологического исследования – точечное и повторное. Точечное исследование (еще его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Полученная таким образом информация не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Примером служит монографическое исследование. Монографическое исследование – 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study (кейс стади), в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Case study (исследование случая) – глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена с использованием качественной методологии. Повторное исследование – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований: 1. Лонгитюдное (от англ. longitude — долгота) – длительное изучение одной совокупности лиц, т.е. исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установлен- ные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния; 2. Когортное – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени с целью анализа изменений в образе жизни людей одного поколения.
3. Трендовое – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Здесь основной целью выступает установление тенденций (трендов) социальных изменений (например, перепись населения); 4. Панельное – проводится по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени с целью анализа динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (через 15 лет) исследовании. Псевдопанель – совокупность респондентов, подобранная таким образом, что по основным параметрам – возраст, образование, профессия – она напоминает базовую, но это не одни и те же люди. Для глубокого изучения вопроса необходим постоянный сбор информации, регулярные обследования, т.е. мониторинг, позволяющий сопоставить информацию и выявить основные закономерности изучаемого явления. Подробнее обозначенные качественные и количественные методы социологического исследования будут раскрыты в рамках данной темы в разделах 6.2 и 6.3.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.009 с.) |