Интерпретация и анализ полученных социологом данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация и анализ полученных социологом данных



В последнее время расширились возможности социологического анализа, поскольку изменяется язык социологии в связи с использованием математических моделей. Для описания социальных феноменов социолог получил возможность использовать язык дифференциальных и алгебраических уравнений; в целях описания структуры социальных процессов стали применять теории вероятности, множеств и графов и др.

Обозначим основные термины, используемые в сфере анализа и обработки социологических данных.

Анализ – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, разбор, рассмотрение чего-либо.

Дедуктивный – логические умозаключения от общего к частному. Индуктивный – логические умозаключения от частного к общему.

Классификация – упорядочивающее распределение объектов или их элементов по общим и различающимся признакам, особым случаем которого выступает группировка по классам и подклассам.

Корреляционный – совокупность методов статистического анализа зависимостей между переменными величинами, связанными по типу корреляции.

Латентно-структурный – метод статистического анализа эмпирических данных, позволяющих по ответу респондентов на некоторые вопросы выявить их распределения по скрытому, латентному признаку.

Типологический – заключается в установлении некоторых типов личности, поведения, образцов жизни, выступающих в разных совокупностях.

Традиционный (классический) - цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала.

Факторный – метод многомерной математической статистики, применяемый для измерения взаимосвязей между признаками социальных объектов.

Формализованный - (контент-анализ) – техника выведения заключения, производимый благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста.

Шкалограммный – построение шкалограмм различного уровня измерения.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, получения новой информации.

Моделирование – конструирование исследуемого объекта, представленное в наиболее общем виде.

Первое условие, позволяющее должным образом использовать социологические данные – их всестороннее и правильное объяснение, именуемое социологами интерпретацией. Под этим понятием подразумевают «перевод» содержательных представлений на формальный язык математической логики. Стратегия здесь заключается в том, что одному и тому же явлению можно дать множество толкований с разных точек зрения – это позволяет лучше понять сущность обозначенных проблем. Логика интерпретации состоит в превращении социологических данных в показатели.

В зависимости от программных целей социса объяснение полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным, здесь можно выделить несколько последовательных стадий:

I стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Далее следует собственно описание, при этом решаются две задачи: общая оценка выборочной совокупности и частных подборок.

II стадия - уплотнение исходной информации, т.е. укрупнение шкал, формирование признаков-индексов, выявление типических групп и др. На данном этапе, когда осуществляется переход к анализу взаимосвязей, используются довольно сильные операции: факторный анализ, типологизация и подобные им.


III стадия – углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на социальные типы, устойчивые образования. На данной, вероятно, самой ответственной стадии анализа должны быть получены основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые для разработки практических рекомендаций и для теоретического осмысления проблемы.

IV стадия – заключительная – попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Основы интерпретации социологом на данном этапе заложены в исследовательской программе.

Под анализом данных принято понимать совокупность действий, осуществляемых социологом в процессе изучения и полученных тем или иным образом сведений с целью формирования определенных представлений о характере изучаемого явления. В ходе анализа исследователь чаще всего пытается сократить количество данных, стремясь при этом потерять как можно меньше полезной информации, потенциально в них заложенной. При использовании математической статистики, например, сокращение количества данных достигается за счет двух дополняющих друг друга принципов: выборочного метода и свертки информации. Все данные подвергаются некоторым воздействиям: они или обрабатываются, или исследуются, или анализируются – этот процесс и называется

«сверткой». Развитие теории и практики статистической обработки данных идет в нескольких параллельных направлениях. Вероятностно-статистические методы предусматривают возможности вероятностной интерпретации полученных статистических выводов, построение вероятностных моделей.

Одним из основных методов здесь принято считать проверку статистических гипотез, хотя решения в таких случаях с полной уверенностью никогда не принимается – это есть средство контроля и оценки риска неправильного решения. В таких случаях проверяемую гипотезу называют нуль-гипотезой. Характер проверки в прикладной социологии предопределен видом исследования, например, в разведывательном социологическом исследовании – непосредственно путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной числовой величиной. Так, истинность утверждения:

«Большинство аудитории осталось удовлетворенной прослушанной лекцией», - считается доказанной однозначно, если в результате опроса положительную оценку лекции высказали более 50% опрошенных.

Также следует отметить вторичный анализ результатов ранее проведенных социологических исследований, преследующий цели, отличные от тех, которые ставились в самих этих исследованиях. Выделяют анализ, основывающийся на публикациях по итогам исследований, и на базе непосредственно первичных данных. Данный анализ позволяет решать ряд различных задач: сравнение результатов нескольких исследований, посвященных изучению одного предмета, но проведенных на разных объектах с целью выявления специфики того или иного процесса в разных социальных группах; агрегация результатов, полученных при изучении отдельных социальных общностей, для выявления характеристик более крупных общностей; изучение временной динамики социальных процессов на основе использования материалов социсов, проведенных в разное время; сравнение эффективности различных методик сбора и анализа эмпирических данных, составление модели выборки получения предварительной информации об изучаемом объекте.

Заключительным моментом работы практика считается написание и редактирование отчета. Например, отчетный документ о каком-либо виде наблюдения должен содержать:

1.Тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного метода первичного сбора информации;

2.Характеристику роли наблюдателя в коллективе и способе наблюдения; 3.Социальные портреты наблюдаемых лиц;

4.Подробное описание изучаемых фактов;


5.Собственные заметки и интерпретации исследователя и др.

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных; в показе результатов проделанной работы широко используются средства массовой коммуникации, формирования общественного мнения и информации.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования (программу, план, инструментарий, инструкции и др.), а также те социологические данные (таблицы, графики, индивидуальные мнения, перечень наименований, адресов и т.д.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут быть с успехом использованы при разработке программы нового исследования.

 

 

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки.

 

1. Дайте определение эмпирическому социологическому исследованию.

2. Есть ли разница между опросом и анкетированием? Аргументируйте свой ответ.

3. Для чего необходима программа социологического исследования? На каком этапе проведения исследования она разрабатывается?

4. Какие методы анализа социологического исследования Вы знаете?

5. Раскройте понятие интерпретации полученных социологических данных. Какие стадии интерпретации Вы знаете?

 

Логические задания и проблемные вопросы

1. С какими проблемами столкнется исследователь, если не проведет процедуру операционализации понятий? Аргументируйте свой ответ.

2. Факторный анализ позволяет выявить скрытые переменные (факторы), отвечающие за наличие корреляций между наблюдаемыми переменными. В каких ситуациях его целесообразно использовать?

3. На чем основано понятие «нормального распределения» и зачем проводить проверку распределения на нормальность?

4. Отчет об исследовании рекомендуется составлять в как можно более простых и ясных выражениях. Замените ниже приведенные фразы более подходящими:

 

Нельзя не отметить наличие           следующей тенденции…  
Исходя из вышесказанного…  
Фактор, оказывающий наибольшее влияние…  
Также     мы    считаем    необходимым рассмотреть…  
Вышеупомянутый метод обработки данных преследует следующую цель…  

 

5. При составлении отчета об исследовании рекомендуется применять графические способы предоставления информации (таблицы, графики, диаграммы). Приведите 2-3 обоснования этому.

6. Известный российский социолог Б.А. Грушин пишет: «Работы наших социологов содержат глубочайший анализ происходящего в стране, учет которого мог бы помочь при разработке серьезной, научно обоснованной и надежно выверенной стратегии развития российского общества… Однако вся эта информация остается предметом


внимания лишь узкого круга профессионалов…» Прокомментируйте это высказывание.

7. Что можно сказать о государственном строе страны, внутренняя политика которой основана на данных социальных опросов населения?

8. Социолог Д.П. Гавра выделяет шесть режимов взаимодействия власти и общественного мнения. Расположите их в относительном порядке убывания давления первой и увеличения роли второго:

I. патернализм власти по отношению к общественному мнению

II. подавление общественного мнения со стороны властных структур

III. сотрудничество (взаимореализации)

IV. диктатура общественного мнения

V. игнорирование общественного мнения

VI. давление общественного мнения на власть.

 

Контрольные тесты

1. Гипотеза в социологическом исследовании - это:

а) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;

б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или  более переменными;

в) описание процедуры сбора данных;

г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки.

 

2. Дневник в качестве инструментария используют при следующем             методе социологического исследования:

а) анкетирование;

б) интервьюирование; в) наблюдение;

г) экспертный опрос.

 

3. Пробным исследованием в социологии называется … а) эксперимент;

б) аналитическое исследование; в) описательное исследование;

г) пилотажное (разведывательное) исследование.

 

4. Корреляционный анализ – это...

а) сравнение результатов нескольких исследований, посвященных изучению одного предмета, но проведенных на разных объектах с целью выявления специфики того или иного процесса в разных социальных группах;

б) выявление значения отдельного социального явления для функционирования и развития определенным образом структурированного социального целого;

в) выявление зависимости между числовыми случайными величинами, не имеющей строго функционального характера;

г) выявление влияния отдельных независимых друг от друга признаков, традиционно называемых факторами.

 

5. Под операционализацией понятий понимают …

а) переформулировку теоретических абстрактных понятий в  конкретные эмпирические;

б) формирование определенных представлений о характере изучаемого явления путем сокращения количества данных;


в) обработку полученных социологом данных и их обобщение; г) математическую процедуру распознавания образов.

 

 

Темы докладов

1. Проблема доверия к данным социологического исследования в России и за рубежом.

2. Общественное мнение: сущность, структура и функции.

3. Программа эмпирического социологического исследования.

4. Основные формы анализа и интерпретации социологических данных.


Литература

Основная:

1. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 523с.

 

Дополнительная:

Книги:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М., 2004. – 620 с.

2. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

3. Березин, И. Маркетинговые исследования: как это делают в России / И. Березин. – М.: Вершина, 2005. – 432 с.

4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

5. Каллингэм, М. Маркетинговые исследования глазами заказчика: как и для чего организации используют исследования рынка / М. Каллингэм. – Днепропетровск, 2005. – 272 с.

6. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н.Г. Каменева. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 439 с.

7. Лашкова, Е.Г., Куценко А.И. Маркетинг: практика проведения исследований: учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. – М.: Издательский центр

«Академия», 2008. – 240 с.

8. Лебедева, О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: Форум – Инфра М, 2005. – 192 с.

9. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

10. Социология: учебное пособие / под ред. А.В. Клюева и С.П. Ежова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003. – 184 с.

11. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной среде: Учебник

/ Л.Г. Судас, М.В. Юрасова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 272 с.

12. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / Б.Е. Токарев. – М.: Экономистъ, 2005. – 620 с.

13. Хейг П., Хейг Н., Морган К.-Э. Маркетинговые исследования на практике. Основные методы исследования рынка: пер. с англ. / П. Хейг, Н. Хейг, К.-Э. Морган. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 312 с.

14. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования / Г. Черчилль, Т. Браун. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.

 

Статьи:

1. Гуреев С.В. Анализ рисков в социологических исследованиях / С.В. Гуреев // Социологическое исследование. – 2007. – № 10. – С. 132-139.

2. Давыдов А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта)

/ А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 131-138.

3. Давыдов А.А. Объем выборки / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 1988. – № 6. – С. 83-90.

4. Кармадонов О.А. «Символ» в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов / О.А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 130-138.

5. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия / А.Б. Божков, А.С. Готлиб, А.Е. Гришина, В.П. Култыгин, Ю.Н. Толстова // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 3-14.


6. Коротков А.В. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований / А.В. Коротков // Маркетинг. – 2003. – № 4. – С. 39-48.

7. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов / Л.Я. Лаба // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 122-129.

8. Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования / Я. Лютынский // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 89-98.

9. Мягков А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов / А.Ю. Мягков // Социологические исследования. – 2003. – №2. – С. 115-125.

10. Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы / О.Б. Савинская // Социологические исследования. – 2007. – № 10. – С. 122-131.

11. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109.

 

 

Материалы в Интернет:

1. Алешина И.В. Пошаговый процесс маркетингового исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_3788/

2. Березин И. Когда и зачем проводить маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.klerk.ru/boss/?52429

3. Березин И. О сходстве и различиях между маркетинговыми и социологическими опросами                [Электронный               ресурс].                –                                URL: http://www.marketingacademy.ru/articles/berezin/mark-soc.html

4. Бушуева Л.И. Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности организаций: теория и методология статистического исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.monographies.ru/16-415

5. Материалы сайта www.marketing.spb.ru

6. Место маркетинговых исследований в системе эффективного           управления [Электронный ресурс]. – URL: www.marketing.spb.ru/mass/pri/2004/04.htm

7. Методика социологического исследования [Электронный ресурс]. –                 URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=23

8. Новиков С. Стратифицированная выборка в социологическом              исследовании [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/295950.html

9. Программа социологического исследования [Электронный ресурс]. –                   URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=21

10. Что такое маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. –      URL: http://www.proresearch.ru/marketing_research_01.php

11. Шаблон брифа (технического задания) на маркетинговое исследование [Электронный ресурс]. – URL: http://marketing.rbc.ru/research/1218199.shtml

12. 10 основных ошибок при проведении маркетингового исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_4036/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.05 с.)