Подробнее с понятием социализации рекомендуется ознакомиться в ЛЕКЦИИ 10. Социализация личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подробнее с понятием социализации рекомендуется ознакомиться в ЛЕКЦИИ 10. Социализация личности.



34. ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой, в качестве которой выступает общество; состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются. Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

 

 

35. НОНФУНКЦИЯ – термин, введенный американским социологом Робертом Мертоном для обозначения такой функции, которая является несущественной для системы.

 

 

36. МЕРТОН, Роберт – выдающийся американский социолог, ученик Т. Парсонса, президент Американской социологической ассоциации, представитель школы структурно- функционального анализа. Основной труд «Социальная теория и социальная структура» (1957). Ввел понятия «дисфункция», «явных» и «латентных» (скрытых) функций. Чтобы ответить на вопрос, что перевешивает — позитивные функции или дисфункции, Р. Мертон разработал понятие «чистого баланса», которое позволяет анализировать реальные явления. Кроме того, он ввел понятие «нонфункции», т.е. такой функции, которая не имеет принципиального значения для рассматриваемой системы. Речь идет о социальных формах, которые выжили и сохранились из более ранних периодов истории. Р. Мертон значительно продвинул вперед функциональный анализ. Функционалисты до него ограничивались анализом общества как единого целого. Р. Мертон же обосновал применимость функционального анализа к группам и институтам.


37. КОНФОРМИЗМ – (1) приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции. Экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляет такое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние – в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного "инакомыслящего" эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны); (2) некритическое следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам и принципам.

Интернет ресурс: http://sotsiologia.ru/tesaurus/199/172323/

 

38. АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. ἄ – отрицательная частица, νόμος – закон) – состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. Аномия фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации – с другой.

Термин «аномия» встречался уже в кон. 16 – нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая категория «аномия» была введена Э.Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает конфликт и аномию. Р.Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для «соперничающих обманов».

По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления – с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т.Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, оно означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

Одна из причин аномии – несоответствие нормативного и институционального аспектов правового порядка, системы социальных норм и системы социальных учреждений. Акцент на институты нередко сопровождается снижением императивной значимости законов, норм, правил и, следовательно, ведет к аномии. Принадлежность индивида к институту, имеющему специфические интересы, и необходимость


руководствоваться в своей деятельности нормами и предписаниями общепринятых установлений нередко ставит его в ситуацию не просто вынужденного выбора, а вынужденной аномии. В этой связи Ж. Делез ввел различение двух способов поведения и мышления индивида, основанное на институтах и на законах; превалирование институционального начала делает законы, связывающие и морализующие действия, бессильными и бесполезными, заменяя систему прав и обязанностей динамической моделью действий власти и силы.

Источник: Новая философская энциклопедия // Институт Философии Российской Академии Наук

Интернет ресурс: http://iph.ras.ru/elib/0180.html

 

39. Для более подробного ознакомления с понятием «СИНДРОМ "ОПУСТЕВШЕГО ГНЕЗДА"»          рекомендуется прочитать статью  на                 сайте: http://opustevsheegnezdo.blogspot.ru/

от 31 марта 2011 г.

 

40. Для изучения проблемы ГРАЖДАНСКОГО БРАКА рекомендуется прочитать следующие статьи:

- Лариса Шпаковская. Гражданский брак в России: свобода и отношения // Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О. Ткач. -СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. с. 27-68.

Интернет ресурс: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0565/analit02.php

- Жанна Чернова, Лариса Шпаковская. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 19-43.

Интернет ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/25/1214891496/03_Чернова%20и%20Шпаковская

.pdf

- Брыкова Т.Ю. Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 140-145. Интернет ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/28/1269459189/Brykova.pdf

 

 

41. ГОЛОД, Сергей Исаевич (1935-2013) – российский социолог, специалист в области социологии семьи, гендерных и сексуальных исследований.

С основными публикациями автора можно ознакомиться на сайте «Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент»

Интернет ресурс: http://ecsocman.hse.ru/text/16120051/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.008 с.)