Для более глубокого изучения теории Э. Гидденса, рекомендуется прочитать работу автора «Социология» // Библиотека «Гумер» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для более глубокого изучения теории Э. Гидденса, рекомендуется прочитать работу автора «Социология» // Библиотека «Гумер»



Интернет ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/

 

 

23. СЛОЙ, СТРАТА (лат. stratum - слой, пласт) – совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве. Элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение стратификации. Критерии классификации используются для социологического диагностирования общества и натурализации определенных статусных групп в зависимости от того, что считается существенным в системе различий.


Рассматриваются номинальные показатели и сопутствующие социально-демографические факторы, строятся статистические модели, но "оценка репутации" субъектами может отличаться от моделируемой. В современном обществе количество классификационных критериев возрастает, классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры ("кластеры").

Источник: Социологический словарь; Новейший философский словарь Интернет ресурс: http://enc-dic.com/sociology/Strata-8125.html;

http://enc-dic.com/new_philosophy/Strata-1170.html

 

 

ФОРМАЦИЯ

Источник: Фененко Ю.В. Краткий курс социологии в схемах учеб.-метод. пособие Ю. В.Фененко; МГИМО(У) МИД

Интернет ресурс: http://схемо.рф/shemy/sociologija/fenenko-yu-v-kratkii-kurs-sociologi-v- shemah-ucheb-metod-posobie-yu-v-fenenko-mgimo-u-mid/4749.html

 

 

25. ЭТНОС – это конкретный целостный тип социокультурной общности, базирующийся на совокупности исторического прошлого и повседневных форм общения, определенное выражение социальной структуры, которое предполагает наличие гомогенных характеристик, отличающих одну группу от других. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания – этнонима (от греч. этнос - народ и лат. nomina - название, имя). У этноса


может быть несколько названий, одно из них – самоназвание, другие – имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам.

Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Существование этноса предполагает наследование (культуры, сознание и чувство этнической принадлежности и т.д.)

В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году отечественным исследователем С.М. Широкогоровым, который полагал, что «этнос есть группа людей, говорящая на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых освященных традиций и отличающих ее от таковых других групп».

Наиболее полное выражение теория этноса в советскую эпоху нашла в трудах Ю.В. Бромлея. В 1987 году вышел коллективный труд «Этнические процессы в современном мире», где исследовалась этническая история и развитие теории этногенеза.

На данный момент среди ученых как западной, так и отечественной школы нет единого подхода к определению феномена этноса частично в силу многообразия переменных, включаемых в характеристику (происхождение, язык, культура, территория проживания, общность религии, экономическая жизнь, самосознание и др.), частично в силу некой аморфности понятия этнической самоидентификации как формы идентичности. Так, с точки зрения ряда американских исследователей этничность ситуативна в силу эмоционального компонента.

 

 

26. Крупнейший исследователь этноса и классик этносоциологии Лев Николаевич ГУМИЛЕВ был, с одной стороны, последователем С.М. Широкогорова, и адептом евразийской философской и культурологической школы - с другой. Лев Николаевич называл себя «последним евразийцем». Мало кто внес столь значительный вклад в изучение этноса и популяризацию концептов «этноса» и «этничности», как Л.Н. Гумилев.

Подходы к этносу Л.Н. Гумилева и С.М. Широкогорова можно рассматривать как тенденции в рамках одного направления, которое (в отличие от марксистского классового подхода) рассматривает этнос как органическое жизненное единство. Этнос воспринимается в нем как живое существо, в отличие от отдельного человека коллективное, огромное и живущее в течение длительного времени. Человек ограничен своим телом. Возможности этноса намного шире: он может производить много различных тел. Но так же, как и у живого человека, согласно Л.Н. Гумилеву, у этноса есть начало, рождение, подъем, зрелость, угасание и старость. Из таких циклов состоят жизни и судьбы этноса.

Динамическое состояние этнической системы противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу. Оно характеризуется следующими чертами:

а) стремлением к расширению территории;

б) изменчивостью стереотипа поведения (каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый «конфликт отцов и детей»);

в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам; г) сменой общественных императивов поведения;

д) созданием социально-политических институтов;

е) активным усвоением чужих идей и пропагандой своих;

ж) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события.

Динамическое состояние этнической системы порождается наличием в ней активных особей — пассионариев, появившихся в результате пассионарного толчка и устраняемых из популяции естественным отбором.


Пассионарность — это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко — как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего — потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.

Пассионарный толчок - это микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте. Вывод о существовании таких микромутаций был сделан Л.Н.Гумилевым на основе выявленной им исторической закономерности, согласно которой новые суперэтносы возникают одновременно и по одной линии, вытянутой по поверхности Земли на многие тысячи километров через любые ландшафтные препятствия (например, толчок I в. н.э.:

готы — славяне — даки — христиане — иудеи — абиссинцы (аксумиты),

или толчок VI в.н.э.:

арабы (мусульмане) — раджпуты — боты (Южный Тибет) — табгачи — средневековые китайцы — корейцы (Силла) — японцы (Ямато)).

Очевидно, что на таких гигантских по размаху и геодезически правильных полосах не могла начинаться одновременно «классовая борьба» или происходить мгновенное распространение генетического признака из одной точки (наличие такого препятствия, как Тибет, исключало в VI в. всякое быстрое взаимодействие между людьми). При этом Л.Н.Гумилевым было установлено, что в период непосредственно после II тысячелетия. до н.э. во всех затронутых им регионах происходил быстрый рост активности новых этнических образований (а также их численности), изменялись стереотипы поведения, возникали новые идеологические и религиозные течения. Единственной гипотезой, объясняющей удивительную синхронность этих явлений в различных частях света, стало учение Л.Н.Гумилева о пассионарных толчках как генетических микромутациях. Закономерно встал вопрос о происхождении мутагенного фактора, порождающего эти толчки. Из всех предположений после их подробного анализа было выбрано одно: толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли.

Главным произведением Л.Н. Гумилева, посвященным этносу, является книга

«Этногенез и биосфера Земли». С точки зрения подхода к этносоциологии это самое серьезное, глубокое и последовательное сочинение. Л.Гумилев касался темы этносов практически во всех своих исторических произведениях, поэтому все они представляют для этносоциологии громадный интерес.

Источник: Дугин А.Г. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ (учебное пособие). 2011.

Интернет ресурс: http://www.4pt.su/fa/node/170#sthash.zdM3FQV0.dpuf

 

 

27. СУПЕРЭТНОС – этот термин ввел в научный обиход известный российский историк, автор пассионарной теории этногенеза Лев Николаевич Гумилев. Под этим термином он


понимал совокупность этносов, связанных общностью исторической судьбы, а также общей культурой и ментальностью.

Неоценим вклад Гумилева в развитие исторической науки. Историки традиционно считают, что ход истории детерминируется в основном социальными факторами. Гумилев же выдвинул и отстаивал идею, что на исторический процесс в равной мере влияют и природные факторы. На чем Лев Николаевич основывал эту идею? По его мнению, полноправными участниками и творцами истории выступают не только классы, социальные группы и «великие» личности, но также и этносы, рассматриваемые  как

«биофизические реальности, всегда облеченные в ту или иную социальную оболочку». Биофизическую ипостась этноса Гумилев видел в существовании пассионарного признака. Носителями этого признака являются пассионарии – своего  рода

«микромутанты», которые рождаются в зонах так называемых «пассионарных толчков» – участков земной поверхности, подвергшихся воздействию интенсивного космического излучения. Являясь сверхактивными людьми, пассионарии и создают новый этнос. Необходимо сказать, что эта гипотеза Гумилева вызывает наибольшие возражения специалистов.

Каждый этнос занимает определенный географический ландшафт, который во многом определяет основные формы его хозяйственной деятельности. Понятно, что географические и биофизические факторы напрямую влияют на этногенез, который связан с процессами образования государства, т.е. политогенезом. Так, согласно Гумилеву,

«новорожденный» этнос образует свое государство или иные социально-политические институты в возрасте около 150 лет, и «фаза подъема (первая фаза этногенеза) всегда связана с экспансией, подобно тому, как расширяется нагретый газ». Очевидно, эта экспансия есть результат успешной завоевательной политики государства этноса.

Одним из основных положений концепции Гумилева является утверждение, что все этносы проходят в своем развитии ряд возрастных фаз – подъем, акматику, надлом, инерцию и обскурацию. Для каждой из фаз характерны свои возрастные рамки и преобладание определенных политических процессов (для фазы подъема – формирование государства и его последующее расширение, для фазы акматики – внутренние смуты пассионарного перегрева и т.д.).

Фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через так называемые фазовые переходы – кризисные периоды в жизни этноса, для которых характерны внутренние смуты, ведущие к ослаблению его государства.

Таким образом, существует тесная связь между судьбой государства и его этнического ядра, что позволяет рассматривать формирование государства (политогенез) и формирование и развитие этноса (этногенез) как два аспекта единого динамического процесса. Можно назвать этот единый процесс этнополитогенезом, подразумевая под этим термином коррелированность процессов этно- и политогенеза.

Из существования единого процесса этнополитогенеза следует, что биофизические и географические факторы влияют не только на этногенетические, но и на политические процессы. Если не учитывать влияние этих факторов, то полную картину политической истории создать будет сложно, если вообще возможно.

Резюмируем изложенное в виде следующих положений:

1. Этнос есть не только социальная, но и биофизическая реальность, занимающая определенный географический ландшафт. Это означает, что на процессы этногенеза влияют не только социальные, но в равной мере и природные (биологические, географические, возможно, какие-то физические) факторы.

2. Тесная взаимосвязь между процессами этно- и политогенеза дает основание выдвинуть гипотезу о существовании единого процесса этнополитогенеза.

3. Из существования единого процесса этнополитогенеза следует, что на политические процессы влияют, в том числе, и природные факторы.


В этих положениях заключены главные достоинства концепции Гумилева. Разумеется, она не лишена и недостатков. Главные из этих недостатков следующие:

1. По мнению многих исследователей, не выдерживает научной критики гипотеза Гумилева о мутационном генезисе пассионарности (его утверждение о том, что пассионарный признак – это «микромутация», возникающая в организмах части людей, подвергнувшихся воздействию космического излучения).

2. Гумилев указывает примерные даты пассионарных толчков, приведших к образованию новых этносов, и примерные возрастные рамки фаз этногенеза. Это делает возможным эмпирическую проверку положений его концепции путем анализа этнополитогенеза тех этносов, по истории которых имеются более или менее полные фактические данные. Однако Гумилев не провел эту эмпирическую проверку. Если бы эта проверка была проведена и ее результаты оказались положительными (в этнополитогенезе каждого этноса четко прослеживаются все фазы этногенеза, начинающиеся и заканчивающиеся в определенных этнических возрастах), то это, во-первых, было бы очень сильным аргументом в пользу справедливости его концепции. Во-вторых, дало бы в руки исследователя очень сильный инструмент для прогнозирования этнополитогенеза существующих этносов. Если точно известна дата возникновения этноса, то можно вычислить, в какой фазе он находится. Каждая фаза имеет свои индивидуальные характеристики, что и дает возможность прогнозировать общий тренд развития политических процессов в государстве, образованном этим этносом.

3. Одно из противоречий концепции Гумилева заключается в следующем. По его мнению, фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через фазовые переходы. Тем не менее, в своем графике изменения пассионарного напряжения этнической системы (по этому графику можно определить примерные возрастные рамки фаз) фазовые переходы он не выделяет. Также Гумилев не раскрывает причины начала фазовых переходов.

Источник: http://суперэтнос.рф/

 

 

28. КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - англ. conflict; нем. Konflikt. - столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, соц. группами, классами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.019 с.)