Рекомендуется ознакомиться с презентацией в powerpoint по данной теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуется ознакомиться с презентацией в powerpoint по данной теме



Интернет ресурс: http://slidespace.ru/show/6361

 

 

48. По вопросу демографической ситуации в РФ рекомендовано ознакомиться с официальным сайтом Федеральной службы государственной статистики «Росстат»: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demogra phy/

а также с Электронной версией бюллетеня «Население и общество» Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Демоскоп Weekly»: Интернет ресурс: http://demoscope.ru/weekly/

 

 

49. ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ПИРАМИДЫ — графическое представление распределения населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения.

Возрастно-половой состав населения представляет соотношение возрастно- половых групп — совокупностей людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: пяти- и десятилетние. Однако для оценки общих структурных сдвигов применяются и более крупные возрастные группы.

Возрастно-половые пирамиды представляют собой диаграммы, на которых число людей каждого возраста (или доля их в населении) изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, в левой части диаграммы — для мужчин, в правой — для женщин. Возрастно-половые пирамиды строятся обычно по годичным или пятилетним возрастным группам, а иногда и по десятилетним группам. Однако половозрастные пирамиды, построенные по крупным возрастным группам, не раскрывают детальные особенности возрастного и полового состава населения.

Состав возрастно-половой структуры населения в первую очередь является результатом эволюции воспроизводства населения. Тип воспроизводства населения, формируемый процессами рождаемости и смертности в настоящий и прошедшие периоды, определяет соотношение населения различных возрастных групп.

В 1894 шведский статистик и демограф А.-Г. Сундберг предложил выделять три типа возрастных структур населения: прогрессивный, стационарный и регрессивный.

· Прогрессивный тип характеризуется высокой долей детей и низкой долей старшего поколения во всём населении. В основе его формирования лежит расширенный тип воспроизводства. Возрастная пирамида имеет форму треугольника, основание которого зависит от величины рождаемости.


· При стационарном типе, в основе которого лежит простой тип воспроизводства, возрастная пирамида имеет форму колокола с почти уравновешенной долей детских и старческих возрастных групп.

· Суженный тип воспроизводства приводит к формированию регрессивного типа, возрастная пирамида которого имеет форму урны. Для него характерна сравнительно высокая доля пожилых и старых людей и низкая — детей.

На формирование возрастной структуры населения большое влияние оказывают войны, в результате которых происходит, во- первых, убыль населения призывных возрастов, во-вторых, резкое снижение рождаемости. На региональном, а иногда и на государственном уровне большие изменения в возрастной структуре могут возникнуть в результате                             миграций,                             обычно увеличивающих число мужчин в трудоспособных возрастах. В результате действия этих причин грани возрастной пирамиды становятся неровными, на них отражаются исторические изменения в характере прироста и убыли населения. Такие

нарушения надолго оставляют следы в возрастной структуре населения.

Анализ возрастнополовой пирамиды позволяет охарактеризовать не только демографическую историю государства, но и прогнозировать демографическую ситуацию в будущем.

Источник:               http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E7%F0%E0%F1%F2%ED%EE-

%EF%EE%EB%EE%E2%E0%FF_%EF%E8%F0%E0%EC%E8%E4%E0

 

 

50. СМЕРТНОСТЬ: О естественной убыли населения рекомендовано изучить ресурсы электронной версии бюллетеня «Население и общество» Центра демографии

  и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

«Демоскоп  Weekly»:  http://demoscope.ru/weekly/  ,  рубрику                      «Российский демографический барометр»

Интернет ресурс: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0541/barom02.php

 

 

51. НУЛЕВОЙ ПРИРОСТ: О причинах нулевого прироста подробнее рекомендуется ознакомиться с ресурсами сайта «Демографические проблемы разных стран мира» Интернет ресурс: http://www.demoproblem.ru/nulevoy-prirost/blog

 

 

52. МИГРАЦИЯ - По вопросу современных тенденций и проблем международной миграции рекомендуется ознакомиться с ресурсами сайта «Демографические проблемы разных стран мира»: http://www.demoproblem.ru/migratsionnie-protsessi/blog, а также с официальными статистическими данными на сайте Федеральной службы государственной статистики «Росстат»: http://www.gks.ru/.

53. По данному вопросу рекомендуется ознакомиться со статьей Анатолия ВИШНЕВСКОГО «Демографический прорыв или движение по кругу?» // Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Центра демографии и


  экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

«Демоскоп Weekly». № 533 – 534. 26 ноября - 9 декабря 2012.

Интернет ресурс: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0533/tema05.php

 

 

ЛИЧНОСТЬ

 

Источник: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы Интернет ресурс:

http://socioline.ru/_seminar/library/metod/yadov/met_SI.php

 

 

55. Особое место в концепции Дж. Г. МИД занимал вопрос о структуре личности, рассматривавшейся им как структура системы "Я".

Мид выделяет в системе "Я" две подсистемы: "I" и "Ме". "Ме" — это свойственная данному индивиду совокупность установок "других", ценностей и норм сообщества; это то, как индивиды видят себя глазами других индивидов и как они усваивают эти обобщенные представления о себе. "I", наоборот, имеет автономный, самоценный характер, означает представление, индивидом самого себя, так сказать, "самопредставление" и выступает как его самость. Он является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. "I" тождествен социальному процессу, как бы "сливается" с ним. По сути дела, Мид стремился к отождествлению "I" не только с социальным процессом, но и с автономностью и свободой человека, его возможностями и перспективами выбирать и переструктурировать социальные роли. Реагируя отклоняющимся от ожиданий образом, "I" вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, меняют содержание социального процесса, не давая ему превращаться в жесткий социальный порядок.

Позиция социолога в отношении структуры личности свидетельствует о признании им, по существу, ее двойственной природы, связанной, с одной стороны, с характеристикой самости личности (внутреннего стержня, не связанного с чьими-либо мнениями и оценками), с другой -выявлением и восприятием представлений о себе со стороны иных людей. Уже в такой трактовке личности заложено понимание источников социального взаимодействия, сосредоточенных в природе и структуре.

Рассматривая взгляды американского социолога на соотношение "І" и "Ме", мы использовали понятие "перспектива". Оно занимает в творчестве исследователя проблемы личности весьма значимое место. Перспектива рассматривается им не столько для показа ожидаемого в будущем результата действия, сколько для выявления особого отношения каждого индивида к его социальной среде, которая выступает для него как "обобщенный


другой" — еще одно важное понятие, введенное в широкий научный оборот американским исследователем.

В целом ряде социальных взаимодействий коммуникация их участников возможна и достижима именно потому, что они разделяют общую перспективу и берут на себя исполнение роли "обобщенного другого". В этом понятии отражается и обобщается мнение группы (конкретной социальной среды) относительно общего объекта взаимодействия. "Именно в форме обобщенного другого, — пишет Мид, — социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т.е. сообщество осуществляет контроль над повелением своих индивидуальных членов, ибо, как раз в этой форме социальный процесс (сообщество) проникает в качестве определяющего фактора в мышление индивида".

При этом нельзя не отметить то обстоятельство, что, рассматривая "обобщенного другого" как социальную среду участника взаимодействия, ученый выделяет специально понятие "значимого другого" как доминанту "обобщенного другого". Это понятие сыграло важную роль в социологии, стимулировав в дальнейшем разработку проблемы референтной группы, трактуемой как реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки.

Характеризуя концепцию личности Мида, лежащую в основе парадигмы символического интеракционизма, нельзя не коснуться его взглядов на процесс становления личности (самости в его терминологии), которому он уделял много внимания в своем творчестве. Американский ученый выделяет две основные стадии в этом процессе, рассматриваемом им на материалах исследования детей. "На первой из этих стадий, — пишет Мид, — самость индивида конституируется просто организацией отдельных установок других индивидов по отношению к нему самому и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ними участвует. Лишь на второй стадии процесса полного развития самости она конституируется организацией не только этих отдельных установок, но также и социальных установок обобщенного другого или социальной группы, к которой он принадлежит, или как некоего целого".

Обе стадии связаны с изучением и характеристикой игры как основной формы деятельности индивидов детского возраста. На первой игра (play) сопряжена с выполнением ролей, не принадлежащих самому ребенку. Это роли родителей и других родственников, докторов, продавцов и т.д. Дети играют их в процессе "общения" с самими собой (ребенок назначает себе от имени доктора лечение и тут же принимает его, от имени продавца продает себе товары и приобретает их и т.д.). При этом в качестве важного участника процесса взаимодействия выступают куклы, которые могут заменять, в зависимости от ситуации, либо самого ребенка, либо его "визави" по игре. Идет процесс формирования, социализации личности ребенка.

Вторая стадия этого процесса также связана с игрой, но уже иной (game), характеризующейся наличием состязания, соревнования с другими (как правило, сверстниками). В таких играх дети видят себя не только (и даже не столько) собственными глазами, но и глазами других участников состязаний. Это вызывает необходимость реагировать на их установки и действия, а также выполняемые ими роли. Ребенок, таким образом, вступает в организованное сообщество, где принципы символического взаимодействия и коммуникации становятся определяющими социальное поведение. "Коренное различие между соревнованием и игрой, — указывает социолог, — состоит в том, что в первом ребенку необходимо иметь установку всех других вовлеченных в это соревнование индивидов. Установки других игроков, усваиваемые участником соревнования, организуются в своего рода единство, и эта организация как раз и контролирует отклик данного индивида".


В целом, по Миду, поведение человека обусловлено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок "обобщенного другого". Вместе с тем, говоря об ограниченности взглядов американского ученого, нужно отметить, что его анализ межиндивидуального общения зачастую сводится лишь к формальной стороне, без характеристики предметной деятельности индивидов и других факторов социального взаимодействия.

Источник: Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М., 2004.

 

 

56. Р. Хэнви

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.012 с.)