Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы и ценности в системе социальных институтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальный институт не равнозначен конкретным организациям и социальным группам, он включает лишь нормативную структуру, которая в большей или меньшей степени воплощается в том или ином сообществе людей. Вначале дадим определение норме и ценности. Под нормой обычно понимается установленная мера правил, образец чего-либо. Под социальной нормой можно понимать признанный обязательным установленный порядок, способ деятельности. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира или идей для человека, групп людей, общества в целом, определяемая не их свойствами как таковыми, а их включенностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей. Ценность есть предмет потребностей человека, таким предметом может быть вещь или идеал, идея. Поэтому ценности разделяют на материальные и духовные. Если нормы и ценности общества в процессе социализации не усваиваются в достаточной мере, возникают отклонения и конфликты. Без определенного количества общих фундаментальных оценок не может существовать ни одно общество. Интересна позиция по этому вопросу Т. Парсонса(7) и Э. Дюркгейма(8), полагавших, что система ценностей секуляризуется и дифференцируется в процессе модернизации. Этим создаются предпосылки для индивидуализма и личностной автономии. Т. Парсонсу оппонировал Р. Мертон(36), считавший неудачной идею зависимости общей системы ценностей и конформизма(37), которым индивид оплачивает свою принадлежность к общности. Мертон показывает, что культурные ценности и цели, которые усваиваются всеми членами общества, ведут к напряжённости и конфликту в том случае, если существует разрыв между поставленной целью и возможностью достичь ее социально приемлемым путем. Именно противоречие между целью и средством приводит к неуравновешенному состоянию, которое зависит не от неясности норм, а скорее, от отношений между системой ценностей и социальной структурой. Это состояние он определяет понятием аномия(38). Для нас в понимании нынешней общественной ситуации, безусловно, важен вывод, к которому пришли Мертон и Дюркгейм: в состоянии социальной аномии чрезвычайно необходимо урегулирование отношения цели и ожиданий, а так же преодоление состояния которое Дюркгейм называл принудительным разделением труда, т.е. несправедливого распределения законных возможностей. Данную социологическую концепцию можно использовать для объяснения причин и сущности социальных конфликтов(28). Общество, будучи культурно и социально разнородным, постоянно порождает разнообразные конфликты, при их рассмотрении следует лишь систему ценностей анализировать в ее отношении к обществу.
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки. 1. Какие виды социальных институтов Вы знаете? 2. Что такое институционализация? 3. Какие четыре основные функции социального института можно выделить? Охарактеризуйте каждую из перечисленных. 4. Что такое социальная норма и как она применяется в социальном институте? 5. Как понятие ценности связано с аномией? 6. Какие типы социальных институтов Вы знаете? Чем символы социальных ролей отличаются от их физических черт?
Логические задания и проблемные вопросы: 1. Согласно теории, любой социальный институт должен удовлетворять потребности людей, иначе он становится дисфункционален. Порассуждайте, какие конкретные социальные потребности удовлетворяют следующие институты: религия, образование, наука, культура, семья, государство, парламент, партия, судебная система, биржа, рынок. Что будет, если эти институты перестанут выполнять свои функции? Выберите один из вышеперечисленных институтов и покажите на примере его дисфункцию. 2. Можно ли назвать деньги социальным институтом? Аргументируйте свой ответ. 3. В чём отличие социального института от организации?
Контрольные тесты 1. Социальный институт - это... а) современное образовательное учреждение; б) комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности; в) определенный порядок связей между элементами общества; г) понятие, отражающее положение индивидов в обществе.
2. Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о … социального института а) дисфункции; б) реорганизации; в) ликвидации; г) перестройке.
3. Элементом социального института не являются … а) ценности; б) роли; в) знания; г) нормы.
4. К примерам социальных институтов не относятся … а) авторитет; б) семья; в) религия; г) образование.
5. Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его … а) Ф. Теннис; б) К. Маркс; в) Г. Зиммель; г) Р. Мертон.
6. Предпосылкой возникновения любого социального института является … а) государственное регулирование; б) наличие общественного договора; в) возникновение общественной потребности; г) возникновение социальных стереотипов.
Темы докладов 1. Виды социальных институтов и их основные функции. 2. Основные признаки и элементы социальных институтов. 3. Формирование социальных институтов. 4. Религия как социальный институт: пути трансформации в современных условиях. 5. Наука как социальный институт: вчера, сегодня, завтра. Литература Основная 1. Кравченко, А.И Социология: учебник для бакалавров / А.И Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3-е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с.
Дополнительная Книги 1. Елсуков, А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: Тетрасистемс, 2003. -544с. 2. Исаев, Б.А. Социология: учебное пособие / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. - 224с. 3. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 2000. -184с. 4. Клюев, А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу.- СПб.: СЗАГС, 2004. –480c. 5. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебное пособие / Ж.Т. Тощенко. - М., ЮРАЙТ, 2004. - 527с. 6. Трошихин, В.В. Социология и политика: учебное пособие / В.В. Трошихин, В.Н. Шилов. - М.: РДЛ, 2003. - 275с.
Статьи 1. Глотов, М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13–19. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/793/915/1217/2-Glotov_13-20.pdf. 2. Ситников, А.В. Религиозный фактор модернизации российского общества: к постановке проблемы // Полития. – 2006. – № 1. – С. 131-148. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/04/17/1271938691/010_Ситников_Религиозный%20фак тор%20модернизации%20российского%20общества_131-148.pdf.
Интернет-ресурсы 1. Рынок как социальный институт /в кн. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 2008. – URL: http://economic- info.biz/ekonomicheskaya-teoriya/ryinok-kak-sotsialnyiy.html. 2. Современные социальные институты [Электронный ресурс]. – URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sovremennye-socialnye-instituty.html.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.01 с.) |